ОРУЖЕНОСЦЫ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
ОРУЖЕНОСЦЫ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
ТЕХНИКА
/ПРОФЕССИЯ
Поздравляем с Деньком заступника Отечества!
ОРУЖЕНОСЦЫ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
Большая часть ИЗ НАС Лицезрели ЭТИ МАШИНЫ Только ПО Телеку
КУРС Юного ВОДИТЕЛЯ
Мы пройдем его в Острогожске, в 37-й учебной авто бригаде.
Минует полгода, и вчерашние призывники получат профессию механиков-водителей многотонных военных машин. Кстати, в учебку под Воронежем попадают только новобранцы с "правами": неотклонима категория "С".
"По порядку номеров...": гусеничный ГМ-569, трехосный плавающий БАЗ-5921, колесный тягач КЗКТ-74281 "Русич", многоцелевое шасси МАЗ-543. Это далековато не полный список техники, водить и обслуживать которую учат в Острогожске: всего девять специальностей, включая ремонтников. Больше восьми колес на одном автомобиле вы тут не насчитаете: самые томные машины русской армии водят не солдаты-срочники, а прапорщики.
Достать огнетушитель, поднять кабину, приготовить котел... Далее предпусковым обогревателем управляют из левой, водительской кабины. "Владелец" машины - инструктор ведет собственных курсантов от первого запуска до выпускного экзамена. Кстати, опыт многих инструкторов доказан командировками в Чечню, куда они отчаливали со своими машинами. Домой возвратились все!
Вообще-то боевые машины очень ординарны в управлении... но все таки
4 часа извольте откатать на кинотренажере. Компьютерные симуляторы не идут ни в какое сопоставление! Инструктор повсевременно связан с учеником, может сымитировать неисправность, а все ошибки фиксирует объективная техника. Один из создателей, к примеру, запамятовал подать звуковой сигнал при троганье.
По машинам! Если не брать в расчет ограниченный обзор, БАЗ-5921 по органам управления - тот же самый ЗИЛ-130. Другие машины сразу и труднее, и проще: к примеру, у МАЗа педалей всего две, зато тормоз - под левой ногой. Так как все авто со знаком "У", тормозить может не только лишь шофер, да и инструктор. В
МАЗе он посиживает за учеником, как в самолете.
1-ые занятия на автодроме - троганье, маневрирование. Выпускники Острогожска по классу КЗКТ-7428 получают категорию "Е" в "правах". Очевидно, бойцы обучаются водить не только лишь порожние машины: в качестве балласта время от времени употребляют гусеничные шасси. А для механиков-водителей ГМ-569 заезд на платформу - непременное упражнение.
Наряду с вождением бойцы изучают матчасть. Оборудованию учебных классов позавидуют не только лишь автошколы, да и другие университеты. К примеру, в классе прохладной и жаркой регулировки движков Д12А любой из этих 525-сильных агрегатов можно пустить. Кроме этого, курсанты освежают в памяти ПДД... ну и, очевидно, занимаются общевойсковой подготовкой.
"Змейку" проходят БАЗ-5921 и МАЗ-543. Первому легче - из 3-х осей управляются передняя и задняя. Из кабины кажется, как будто большая машина вертится вокруг тебя. Меж иным, на выпускных экзаменах водители делают то же самое в противогазах...
Одно из неотклонимых упражнений - заезд на жд платформу. Требуется поставить машину шириной 3 м и длиной 11,5 м на площадку приблизительно тех же размеров.
Одна из задач курганского тягача - эвакуация покоробленной бронетехники. Соответственно, курсанты отрабатывают маневрирование в стесненных критериях, точную остановку... "Навьючить" на себя подбитый танк поможет установленная на тягаче 15-тонная лебедка с тросом 100 м.
Во время войны в Афганистане в учебке выстроили участок, имитирующий горный серпантин.
Сзади - 100-километровый марш, оканчивающий полугодовой курс механика-водителя. Выпускники 37-й бригады направились в войска, а машины ожидают
последующих призывников.
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ, АНТОН ЧУЙКИН
В армии их именуют особыми колесными шасси (до восьми осей) и томными тягачами (три-четыре оси). Военным виднее, ведь они главные заказчики схожих автомобилей, ну и язык не поворачивается причислить эти машины к грузовикам.
Моделей и модификаций огромное количество, есть даже плавающие - Брянского завода. Машины возят тяжелое вооружение, комплексы ПВО, инженерное оборудование, понтоны, буксируют полуприцепы с танками и самолеты на аэродромах. Все эти тяжести необходимо стремительно доставить по предназначению, несмотря на качество дорог либо полное отсутствие оных. Грузоподъемность автомобилей 7-80 тонн, при этом другие способны брать груз в два раза тяжелее себя. При всем этом тяжеленные большие машины должны развивать скорость 40-80 км/ч.
Чтоб достигнуть таких характеристик и уверенно преодолевать бездорожье, авто оснащают движками мощностью 220-588 кВт/300-800 л. с. Производители равномерно отрешаются от танковых агрегатов, ведущих родословную от знаменитого дизеля В-2 довоенных (!) лет, в пользу авто. Последние имеют существенно больший ресурс и еще экономичнее (расход масла ниже практически в 10 раз!). Конструкторы работают над газотурбинными движками - более сильными, но пока, как досадно бы это не звучало, капризными и очень прожорливыми.
Сложную схему с 2-мя движками и бортовыми трансмиссиями (традиционный пример из 60-х - ЗИЛ-135ЛМ с парой моторов V8 на высокооктановом бензине) на сейчас выпускаемых машинах не используют. Некоторую утрату живучести (можно передвигаться на одном силовом агрегате при отказе другого) компенсируют более сильными моторами, высочайшей скоростью и маневренностью современных тяжеловозов. Хотя до сего времени образцом проходимости многие считают "100 30 5-ый" со сближенными средними осями.
Подавляющее большая часть машин - вэдовые с блокируемыми межосевыми, а время от времени и междуколесными дифференциалами. Если осей 6 и поболее, неотклонима коробка с гидротрансформатором, по мере надобности блокируемым. Перспективны гидрообъемные и электронные коробки: эти схемы позволят прирастить КПД, сразу упростив сборку.
Кроме независящих подвесок на продольных торсионах, на неких автомобилях, к примеру томных "минчанах", используют гидропневматические. Современные требования - регулируемые по осям и бортам твердость подвески и клиренс. Кстати, на ходу его величина - 400-500 мм.
Представляете, как развернуться на машине длиной около 20 м? А в лесу? Непременное требование к особым машинам - маневренность. Радиус поворота трех-, четырехосников - приблизительно 13 м, а современный огромный шестнадцатиколесный МЗКТ-79221 (см. заставку) укладывается всего в 17 м. Для этого делают управляемыми несколько осей. У восьмиосного МЗКТ их 6; на больших скоростях задние можно заблокировать из кабины водителя. На более маленьких машинах пока почаще делают управляемыми две фронтальные оси. Пожелание военных будущим конструкторам - все поворотные колеса, чтоб машина могла двигаться даже по-крабьи, вбок.
В забугорных армиях тяжеловозы используют в главном для перевозки танков и другой схожей техники - так и резвее, и дороги целее. Иномарки, обычно, сделаны на серийных узлах либо это совсем гражданский грузовик, "переодетый" в военный мундир. Так что у многих машин русской армии на самом деле нет аналогов.
КЗКТ-7428 - танковый тягач Курганского завода - способен буксировать 70-тонный полуприцеп со скоростью до 65 км/ч. Мощность 26-литрового ярославского дизеля V12 - 478 кВт/650 л. с.
МЗКТ-7930 грузоподъемностью 24 т должен "уволить в припас" устаревшие МАЗ-543.
В армиях государств НАТО служат капотные "скании" более "крепкого" класса G. Их задачка - доставить танк из пт А в пункт Б по дорогам общего использования. Скорость и экономичность важнее проходимости: колесная формула тягача - 6х2, мощность - 390 кВт/530 л. с., полная масса автопоезда - до 150 т.