Отвертеться ЛЕГКИМ ИСПУГОМ
Отвертеться ЛЕГКИМ ИСПУГОМ
ТЕХНИКА
/Законодательство
Отвертеться ЛЕГКИМ ИСПУГОМ
У ВОДИТЕЛЯ ЕСТЬ Ремень, ПОДУШКА, Крепкое Сидение... А У ПЕШЕХОДА?
ТЕКСТ / АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ
Об угрозы автомобиля для жизни пешеходов конструкторы думали уже очень издавна. Вот, например, неунывающий набросок к патенту... 1911 года. Покатый капот подбрасывает задремавших гуляк ввысь, и они перелетают автомобиль, отделываясь, по-видимому, только ушибами при приземлении (см. также ЗР, 1997, № 6).
Тесты в наши деньки подтвердили верность идеи: самые томные травмы пешеходу наносят выступающие Ремонт и эксплуатация: рамка ветрового стекла, "кенгурин"... олень над радиатором старенькой "Волги". Кстати, последний пропал совместно с ярославскими медведями и зисовскими знаменами конкретно из-за исключительной "враждебности" к пешеходу. Сейчас только немногие компании устанавливают классические фигуры на капоте. Ну и то звезда "Мерседес-Бенца" просто отгибается вспять, а "Дух экстаза" у "Роллс-Ройса" вообщем автоматом утапливается в особый люк при мельчайшем нажиме.
Что еще можно сделать, чтобы уберечь пешехода от томных травм при наезде автомобиля? Рецепт издавна известен: сделать искусственные зоны деформации, которые бы погасили часть энергии удара. Исходя из убеждений физики совсем индифферентно, одеть ли человека в костюмчик шириной см 10 либо сделать просто деформируемый барьер на автомобиле. Как вы додумались, пошли по второму пути.
Статистика наездов дала подсказку, что в момент удара скорость в 80% случаев не превосходит 50 км/ч - уже легче. Дальше, в таковой же доле случаев пешеходы попадали под легковой автомобиль, и это тоже большая фортуна (для конструкторов, очевидно): "смягчить" вертикальную "рожу" грузовика было бы еще труднее. В конце концов, бессчетные опыты с манекенами, имитирующими как взрослых разной комплекции, так и малышей, проявили перед объективами высокоскоростных кинокамер, какие конкретно участки автомобиля вступают в контакт с головой и другими частями тела пешехода. Там и нужно принимать первоочередные меры по смягчению удара.
Основное внимание сосредоточили на защите головы: как ни было бы больно пострадавшему от переломов конечностей, почти всегда все они же несмертельны. На диаграмме красноватыми столбиками показаны условные баллы HIC, замеренные при соударении головы манекена с различными зонами капота. Критичная отметка в 1000 HIC существенно превышена почти всегда. Читатель, естественно, уже направил внимание на еще более оптимистичные зеленоватые столбики. Это оценка защиты пешехода, разработанной шведской компанией "Отолив" (Autoliv). Капот подымается на 100 мм в 1-ые 60 мс после наезда, и в итоге меж его довольно "мягенькой" панелью и жесткими элементами агрегата появляется спасительный зазор. Проминаясь, капот обеспечивает нужное замедление движения головы пострадавшего, которое не приводит к фатальным последствиям. Команду на срабатывание системы дают особые датчики удара, а пиротехнические устройства заполняют газом типичные железные сильфоны, спрятанные поблизости стеклоочистителей.
Схожее решение применила и германская компания EDAG, только у нее капот изготовлен двухслойным, наподобие бутерброда, где заместо масла - плоская 10-литровая надувная подушка. В обычном состоянии верхний и нижний капоты склеены в нескольких точках. При наезде на пешехода надувающаяся (снова же по команде датчиков) подушка разрывает клеевое соединение и поднимает верхний пластмассовый слой, создавая зону деформации.
Недочет обеих конструкций - сначала, чрезвычайная сложность определения наезда на пешехода от других коллизий. Неверное срабатывание, может, и не небезопасно, но... капот придется выкидывать со всей его недешевой внутренностью.
Конструкторы "Форда" пошли другим методом и принудили... пешехода выручать себя самого. В их системе капот подымается механически под воздействием предыдущего удара о бампер (приблизительно так устроены активные подголовники). Хитроумная рычажная конструкция названа PEHKS (Pedestrian Protection Hood Kinematic System - капот с кинематической защитой пешеходов). Если она сработает, к примеру, при неаккуратной парковке, довольно будет просто... "закрыть" капот.
Есть и другие достойные внимания выработки. При наезде с большей скоростью пешеход ударяется головой уже о ветровое стекло. Поднимающийся капот здесь не поможет, а вот... внешняя подушка безопасности, раскатывающаяся повдоль стекла, - то, что нужно. (Заодно, может, и стекло уцелеет - новое тоже ведь дорого!).
Все эти устройства сейчас еще не пошли в серию. Более того, автоконцерны, готовясь к неминуемому... интенсивно сопротивляются намерению комиссии Евросоюза узаконить системы защиты пешехода. Но! Заместо этого они добровольно готовы взять обязательство не устанавливать с 2002 года "нештатные" решетки перед радиаторами вседорожников массой до 2,5 т (и верно - мы с вами не кенгуру!). А еще Ассоциация европейских производителей АСЕА обещает оснащать с июля 2004 года все авто системой Abs. И с октября 2002 года выпускать 90% машин с повсевременно включенным дневным светом фар - только бы не принудили внедрять описанные выше системы защиты. Причина ординарна: рекламщики не убеждены, что потребитель готов оплатить очень дорогие устройства, не действующие конкретно на сохранение его, водителя, жизни и здоровья.
Нас еще предстоит воспитывать и воспитывать. К примеру, при помощи публикаций результатов очередных крэш-тестов EuroNCAP (европейская программка испытаний новых автомобилей), где отдельной строчкой даны "звездочки", заработанные при наездах на пешие манекены. Смотрите, дескать, господа, престижные БМВ 3-й серии и " Audi А4" получили всего по одной звезде и, означает, очень небезопасны для пешеходов. Чуток больше (две звезды) получили " Ситроен С5", " Форд Мондео", " Хёндэ Элантра", "Peugeot 406" и 307, " Шкода Октавия", " Опель Вектра", "Volvo S60", "Альфа-Ромео-147", "Rover 25". Но все равно - плохо. На этом фоне более неопасны " Хонда Стрим" и " Хонда Сивик" - у их по три звезды. Сейчас вам ясно, кого следует бояться сначала, перебегая улицу на красноватый свет? Низкие оценки в этой номинации пока не считают криминалом, портящим стиль компании, но они подталкивают задуматься в дальнейшем о новеньком подходе к проектированию.
Одержимые автомобилем европейцы, и сначала немцы, очень пристально читают подобные отчеты и сформировывают на их основании свои предпочтения. Так что проводимые сейчас исследования совсем не выброшенные на ветер Энциклопедия грузовых автомобилей. Глядишь, понадобятся в не настолько отдаленном будущем.
Так предлагали выручать пешеходов сначала прошедшего века.
Капот компании "Отолив" подняли железные пневмосильфоны, обеспечив более "прибыльный" угол наклона и зазор до агрегата. Скорость - около 25 км/ч.
Спасительный зазор меж капотом и деталями мотора появляется по команде особых датчиков ("Отолив", EDAG) либо рычажной системой ("Форд").
При скорости наезда от 40 км/ч голова ударяется о ветровое стекло - прикроем его подушкой.
Степень повреждения головы при ее ударе о различные зоны капота (аспект HIC, методика EuroNCAP).
Клееный капот EDAG.
НАША СПРАВКА
EuroNCAP - European New Car Assessment Program - европейская программка оценки новых автомобилей (ЗР, 2001, № 5)
HIC - Head Injury Criterion - аспект повреждения головы. Международно общепризнанный способ, основанный на измерении замедления. 1000 единиц HIC соответствует риску для жизни в 15% случаев, тогда как 2000 пт - это смертельный финал с вероятностью 90%.
ТЕХНИКА
/Законодательство
Отвертеться ЛЕГКИМ ИСПУГОМ
У ВОДИТЕЛЯ ЕСТЬ Ремень, ПОДУШКА, Крепкое Сидение... А У ПЕШЕХОДА?
ТЕКСТ / АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ
Об угрозы автомобиля для жизни пешеходов конструкторы думали уже очень издавна. Вот, например, неунывающий набросок к патенту... 1911 года. Покатый капот подбрасывает задремавших гуляк ввысь, и они перелетают автомобиль, отделываясь, по-видимому, только ушибами при приземлении (см. также ЗР, 1997, № 6).
Тесты в наши деньки подтвердили верность идеи: самые томные травмы пешеходу наносят выступающие Ремонт и эксплуатация: рамка ветрового стекла, "кенгурин"... олень над радиатором старенькой "Волги". Кстати, последний пропал совместно с ярославскими медведями и зисовскими знаменами конкретно из-за исключительной "враждебности" к пешеходу. Сейчас только немногие компании устанавливают классические фигуры на капоте. Ну и то звезда "Мерседес-Бенца" просто отгибается вспять, а "Дух экстаза" у "Роллс-Ройса" вообщем автоматом утапливается в особый люк при мельчайшем нажиме.
Что еще можно сделать, чтобы уберечь пешехода от томных травм при наезде автомобиля? Рецепт издавна известен: сделать искусственные зоны деформации, которые бы погасили часть энергии удара. Исходя из убеждений физики совсем индифферентно, одеть ли человека в костюмчик шириной см 10 либо сделать просто деформируемый барьер на автомобиле. Как вы додумались, пошли по второму пути.
Статистика наездов дала подсказку, что в момент удара скорость в 80% случаев не превосходит 50 км/ч - уже легче. Дальше, в таковой же доле случаев пешеходы попадали под легковой автомобиль, и это тоже большая фортуна (для конструкторов, очевидно): "смягчить" вертикальную "рожу" грузовика было бы еще труднее. В конце концов, бессчетные опыты с манекенами, имитирующими как взрослых разной комплекции, так и малышей, проявили перед объективами высокоскоростных кинокамер, какие конкретно участки автомобиля вступают в контакт с головой и другими частями тела пешехода. Там и нужно принимать первоочередные меры по смягчению удара.
Основное внимание сосредоточили на защите головы: как ни было бы больно пострадавшему от переломов конечностей, почти всегда все они же несмертельны. На диаграмме красноватыми столбиками показаны условные баллы HIC, замеренные при соударении головы манекена с различными зонами капота. Критичная отметка в 1000 HIC существенно превышена почти всегда. Читатель, естественно, уже направил внимание на еще более оптимистичные зеленоватые столбики. Это оценка защиты пешехода, разработанной шведской компанией "Отолив" (Autoliv). Капот подымается на 100 мм в 1-ые 60 мс после наезда, и в итоге меж его довольно "мягенькой" панелью и жесткими элементами агрегата появляется спасительный зазор. Проминаясь, капот обеспечивает нужное замедление движения головы пострадавшего, которое не приводит к фатальным последствиям. Команду на срабатывание системы дают особые датчики удара, а пиротехнические устройства заполняют газом типичные железные сильфоны, спрятанные поблизости стеклоочистителей.
Схожее решение применила и германская компания EDAG, только у нее капот изготовлен двухслойным, наподобие бутерброда, где заместо масла - плоская 10-литровая надувная подушка. В обычном состоянии верхний и нижний капоты склеены в нескольких точках. При наезде на пешехода надувающаяся (снова же по команде датчиков) подушка разрывает клеевое соединение и поднимает верхний пластмассовый слой, создавая зону деформации.
Недочет обеих конструкций - сначала, чрезвычайная сложность определения наезда на пешехода от других коллизий. Неверное срабатывание, может, и не небезопасно, но... капот придется выкидывать со всей его недешевой внутренностью.
Конструкторы "Форда" пошли другим методом и принудили... пешехода выручать себя самого. В их системе капот подымается механически под воздействием предыдущего удара о бампер (приблизительно так устроены активные подголовники). Хитроумная рычажная конструкция названа PEHKS (Pedestrian Protection Hood Kinematic System - капот с кинематической защитой пешеходов). Если она сработает, к примеру, при неаккуратной парковке, довольно будет просто... "закрыть" капот.
Есть и другие достойные внимания выработки. При наезде с большей скоростью пешеход ударяется головой уже о ветровое стекло. Поднимающийся капот здесь не поможет, а вот... внешняя подушка безопасности, раскатывающаяся повдоль стекла, - то, что нужно. (Заодно, может, и стекло уцелеет - новое тоже ведь дорого!).
Все эти устройства сейчас еще не пошли в серию. Более того, автоконцерны, готовясь к неминуемому... интенсивно сопротивляются намерению комиссии Евросоюза узаконить системы защиты пешехода. Но! Заместо этого они добровольно готовы взять обязательство не устанавливать с 2002 года "нештатные" решетки перед радиаторами вседорожников массой до 2,5 т (и верно - мы с вами не кенгуру!). А еще Ассоциация европейских производителей АСЕА обещает оснащать с июля 2004 года все авто системой Abs. И с октября 2002 года выпускать 90% машин с повсевременно включенным дневным светом фар - только бы не принудили внедрять описанные выше системы защиты. Причина ординарна: рекламщики не убеждены, что потребитель готов оплатить очень дорогие устройства, не действующие конкретно на сохранение его, водителя, жизни и здоровья.
Нас еще предстоит воспитывать и воспитывать. К примеру, при помощи публикаций результатов очередных крэш-тестов EuroNCAP (европейская программка испытаний новых автомобилей), где отдельной строчкой даны "звездочки", заработанные при наездах на пешие манекены. Смотрите, дескать, господа, престижные БМВ 3-й серии и " Audi А4" получили всего по одной звезде и, означает, очень небезопасны для пешеходов. Чуток больше (две звезды) получили " Ситроен С5", " Форд Мондео", " Хёндэ Элантра", "Peugeot 406" и 307, " Шкода Октавия", " Опель Вектра", "Volvo S60", "Альфа-Ромео-147", "Rover 25". Но все равно - плохо. На этом фоне более неопасны " Хонда Стрим" и " Хонда Сивик" - у их по три звезды. Сейчас вам ясно, кого следует бояться сначала, перебегая улицу на красноватый свет? Низкие оценки в этой номинации пока не считают криминалом, портящим стиль компании, но они подталкивают задуматься в дальнейшем о новеньком подходе к проектированию.
Одержимые автомобилем европейцы, и сначала немцы, очень пристально читают подобные отчеты и сформировывают на их основании свои предпочтения. Так что проводимые сейчас исследования совсем не выброшенные на ветер Энциклопедия грузовых автомобилей. Глядишь, понадобятся в не настолько отдаленном будущем.
Так предлагали выручать пешеходов сначала прошедшего века.
Капот компании "Отолив" подняли железные пневмосильфоны, обеспечив более "прибыльный" угол наклона и зазор до агрегата. Скорость - около 25 км/ч.
Спасительный зазор меж капотом и деталями мотора появляется по команде особых датчиков ("Отолив", EDAG) либо рычажной системой ("Форд").
При скорости наезда от 40 км/ч голова ударяется о ветровое стекло - прикроем его подушкой.
Степень повреждения головы при ее ударе о различные зоны капота (аспект HIC, методика EuroNCAP).
Клееный капот EDAG.
НАША СПРАВКА
EuroNCAP - European New Car Assessment Program - европейская программка оценки новых автомобилей (ЗР, 2001, № 5)
HIC - Head Injury Criterion - аспект повреждения головы. Международно общепризнанный способ, основанный на измерении замедления. 1000 единиц HIC соответствует риску для жизни в 15% случаев, тогда как 2000 пт - это смертельный финал с вероятностью 90%.