ВАЗ-2123, Kia Sportage. В ГОСТИ К ДИНОЗАВРАМ
ВАЗ-2123, Kia Sportage. В ГОСТИ К ДИНОЗАВРАМ
ТЕХНИКА
В ГОСТИ К ДИНОЗАВРАМ
"НИВА" И "КИА-ПодвескаИДЖ" В ПОИСКАХ КЛАДБИЩА ЗВЕРОЯЩЕРОВ
ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР БУДКИН, АНАТОЛИЙ ФОМИН
За полгода жизни в редакции они успели привыкнуть друг к другу (см. ЗР, 2001, № 10, 12). Лазили по грязищи, карабкались по песочным карьерам, а сейчас вот направились совместно на Север, седоков поморозить.
Из нескольких маршрутов более увлекательным показался пробег к берегам Северной Двины - в округи городка Котласа. Нас завлекло место, обозначенное на картах как Кладбище звероящеров Пермского периода. Может, динозаврика в Москву привезем?
Чтоб не ехать взад-вперед по одной дороге, решили: туда отправимся на Ярославль, Кострому, Пыщуг и Величавый Устюг, а домой вернемся через Сыктывкар, Киров и Нижний Новгород.
БЫЛИ СБОРЫ НЕДОЛГИ
Перед тем как отправиться в далекую дорогу, машины привели в порядок. Удостоверились в исправности всех систем, надели обувь по сезону (шипованную), залили зимнее масло - 0W40 в "Ниву" и 5W40 в "Подвескаидж", проверили плотность электролита в батареях, углы установки колес, давление в шинах*, еще кое-какие мелочи. С собой прихватили по паре канистр бензина, расширенный набор инструмента, ну и валенки, естественно.
Да: до того как махнуть на Север, посетили Дмитровский автополигон, где провели некие замеры (см. табл.) и приноровились к поведению машин в зимних критериях: на льду, укатанном снегу, в сугробах. Нужно же знать, чего ожидать от наших подопечных - как они реагируют на деяния водителя, где проявляют сильные и слабенькие стороны. В конце концов, на что способны в экстремальной ситуации. В общем, инфы о машинах набрали много, но подробнее об этом чуток позднее. А на данный момент - в дорогу.
БЕЗ ЗЕРКАЛА И "ПЯТОЙ"
1-ые сотки км не обещали ничего увлекательного - дороги Золотого Кольца нам отлично знакомы. Разве что инспектор внезапно выглянет из-за кустиков. А вот далее...
Скоро после Костромы к собственной настоящей радости узрели большой щит с "правильной" схемой дорог, аж на 400 км вперед по ходу избранного маршрута. Схему не поленились срисовать - как позже выяснилось, ненапрасно. Она оказалась поточнее наших, хотя и достаточно новых атласов.
Дорога уводила от цивилизации. Населенные пункты встречались все пореже; снега и льда на дороге становилось больше и даже мелкие будки с надписью "ДПС" оказывались закрыты.
Хотя снега выпало уже довольно, в езженных колеях на дороге оставался незапятнанный асфальт. "Подвескаиджу" пришлось использовать только задний привод (подключать фронтальные колеса в таких критериях не нужно). Его шофер временами просил сбавить ход - при обгонах грузовиков либо там, где в колею намело снега, машина начинала "плавать". Но скоро скинуть скорость принудила уже погода. Нарастающий снегопад ограничил видимость до сотки метров, заставляя содрогаться, когда из убаюкивающей темноты навстречу вываливался лесовоз.
Нашу маленькую колонну возглавляла "Нива": ближний свет у нее лучше, подвеска помощнее, ну и на дороге она стоит более уверенно. Шофер едущего следом КИА заранее узнавал по рации о подстерегающих на пути неприятностях - колдобинах, резких поворотах на оледенелой дороге и потерянных лесовозами бревнах.
Неприметно денек подошел к концу, и путники тормознули на 1-ый ночлег в городке Никольске в 800 километрах на северо-восток от столицы. Пока в гостиничном кафе с согревающим заглавием "Юг" готовили ужин, обменялись воззрениями об автомобилях. Больше всего досталось системам отопления обеих машин. В "Подвескаидже" трудности с вентиляцией - обмерзают стекла, в "Ниве" не достигнуть обычного рассредотачивания теплого воздуха: все, что направляется вниз, дует на правую ногу водителя. Тогда мы еще не знали, какие проблемы уготовил последующий денек.
Днем, седлая "жеребцов", нашли, что хулиганы с "мясом" оторвали у "Нивы" левое зеркало. Местные подтвердили: в последние год-два "раздевание" машин стало делом обыденным. Подфартило еще, что стекла не разбили. Как будто даже понятно, кто это делает - городишко-то маленький. Не в курсе только местная полиция. Посодействовал бы ей кто-либо, что ли.
Но как ни горька утрата (попробуй найди такое зеркало), нужно ехать. 100 км, двести... бац: у "Нивы" начала выскакивать 5-ая передача. Скоро пришлось от нее совсем отрешиться - далее ехали на 4. Да и на этом неудачи не кончились. Когда до цели поездки оставалось каких-нибудь 20-30 км, опять-таки на "Ниве" начал посвистывать ремень привода генератора. А ведь его не так издавна натягивали. Тормознули, подтянули вредное изделие (делать это очень неловко). Очередной сюрприз: ход генератора повдоль направляющей оказался избран фактически до упора. Что все-таки за ремень поставили на заводе?
В общем, в тот денек шофер "Подвескаиджа" ощущал себя на жеребце. Самое ужасное, что может проявиться на Севере, - ненадежность российскей техники - принесло КИА невиданное количество выигрышных баллов.
А что же со звероящерами? Плутать в поисках пришлось недолго. Повстречавшийся шофер кобылы понятно растолковал, где цель нашего путешествия, и даже поведал историю находки. В один прекрасный момент подмытый высочайший сберегал Северной Двины обвалился и оголил останки живших когда-то на земле созданий. Начались раскопки, о которых сейчас припоминает только искусственный овраг практически квадратной формы. Ну и было это издавна, на месте захоронения успели вырасти деревья. Как мы и ждали, никакой памятной таблички не оказалось - даже фото на память не вышло.
ПРИВОД НЕ ПО СЕЗОНУ
Возвращение домой прошло буднично - без сюрпризов, поломок либо выдающихся открытий. Дух авантюризма неприметно испарился и установилась пора предназначить читателей в официальную часть наших испытаний. Побеседовать об маневренности, приспособленности машин к условиям Севера, надежности.
Несложно додуматься, что, имея различные схемы трансмиссий, развесовку, конструкцию подвесок и прочее, машины различаются и маневренностью. Напомним, у "Нивы" - неизменный полный привод с возможностью блокировки межосевого дифференциала. У "Подвескаиджа" - неизменный задний привод с жестким подключением фронтальных колес в случае необходимости. Но даже в варианте 4х4 поведение КИА поближе к заднеприводному автомобилю. При добавлении газа в повороте его начинает медлительно, но правильно вносить. Занос мягенький, просто контролируется рулем и тягой, так что при желании машину можно пустить в поворот "веером" (практически боком).
Вазовский полноприводник ведет себя чуть по другому. Этот тяготеет к переднеприводным повадкам с той же мягкостью и неторопливостью реакций, что и КИА. Только заныривание в поворот тут происходит не при добавлении, а при сбросе газа. С заблокированным дифференциалом это происходит несколько позднее (медлительнее), но зато, попав в управляемый занос, машина с блокировкой ведет себя мягче (позволяет лучше держать под контролем маневр).
У "Подвескаиджа", невзирая на восточное происхождение, очевидно западный уклон. Его полный привод - только для нехороших (в смысле скользких) дорог. В случае, когда под колесами асфальт, подразумевается, что шофер будет сберегать коробку, горючее и шины. Возможность того, что на километре дороги асфальт может три раза смениться льдом и назад, похоже, не бралась в расчет. Сейчас к реальной эксплуатации. Наши дороги общего использования предъявляют дополнительные требования: тут нужна курсовая устойчивость и в неких случаях - завышенная проходимость. "Заднеприводный" нрав зимой на оледенелом покрытии оказывается некстати.
В очередной раз смогли убедиться в этом, сравнивая поведение "Нивы" и КИА. Если 1-ая просто ехала, не заставляя водителя делать излишних движений, то 2-ой - повсевременно добивался собранности и аккуратности в работе газом и рулем, правильного выбора передачи. Даже с полным приводом "Подвескаидж" часто заносило.
Есть в том вина не очень хватких шин "Купер Везер-Мастер S/T" и очевидно слабеньких амортизаторов, из-за которых на неровной дороге при большой скорости колеса с трудом сохраняют контакт с покрытием. Были маленькие трудности и с проходимостью. Съезжая прямо за "Нивой" на снежную обочину с уклоном, КИА время от времени норовил застрять. При добавлении газа машина сползала задними колесами с дороги, и только развернувшись на пол-оборота, соглашалась выбраться на дорогу.
В таких критериях коробка по схеме "Нивы" оказывается лучше.
НЕ МОРОЗЬ МЕНЯ
Реальных морозов, как нам хотелось, не застали. Самая низкая температура, зафиксированная нашими устройствами, - минус 27°С. Вобщем, для выводов этого оказалось довольно. Система отопления КИА была эффективна до минус 20°С (при скоростях движения до 100 км/ч). При более низких температурах "печки" хватало только на оттаивание ветрового и маленький части фронтальных боковых стекол (в машине ехали двое). При наименьшей скорости движения снутри становилось теплее. При огромных холодах и скоростях по трассе приходилось ехать в валенках.
У "Нивы" "печка" приметно лучше - правда, без установленного фильтра салона. Из 4 скоростей вентилятора воспользовались только первыми 2-мя. Но, как ни удивительно, ноги время от времени зябли и в "Ниве", хотя и по другой причине. Тут все тепло достается правой ноге водителя. Когда, простите, трем ногам водителя и пассажира еще холодно, от правой ноги шофера - хоть прикуривай. Или приходится вытерпеть жар, или, будьте добры, обувайте валенки. Кстати, в "Подвескаидже" так ехать удобнее - по-видимому, из-за более недлинной подушки водительского сидения и большей свободы под управляющий колонкой.
Дальние И БЛИЗКИЕ
Различное часто лицезреют то, что желают созидать. Фанаты российскей техники убеждены, что "Нива" во многом переигрывает "Подвескаидж", вот лишь бы качество подтянуть. Те, кто издавна отвернулся от русского автопрома, напротив, не могут осознать, за что Различное готовы платить свои Энциклопедия грузовых автомобилей - за набор "Опытные руки"? Отрешимся от конструктивных взглядов и попробуем посмотреть на вещи беспристрастно.
"КИА-Подвескаидж" вправду не лишен недочетов и не претендует на борьбу в почти всех вэдовых номинациях. Но два безусловных козыря выделяют его из массы схожих. Это один из самых доступных вседорожников ввезенного происхождения, далековато оторвавшийся по стоимости (вниз!) от ближайших соперников. Совместно с тем, его качество сборки находится на недостижимой пока для российского автопрома высоте. Эти аргументы способны перевесить нехорошую вентиляцию салона, неудачную подвеску и умеренный дорожный просвет.
Новенькая "Нива"? Это один из самых совершенных и доделанных российских автомобилей исходя из убеждений технических решений. Как досадно бы это не звучало, качество сборки он унаследовал от старенькой "Нивы". Но основная неувязка даже не в этом: коробка не выдерживает работы с вэдовой коробкой на томном автомобиле (см. табл.). Дай бог, чтоб к началу серийного выпуска машин трудности решили хотя бы при помощи "Дженерал моторс". Наверняка, тогда предвзятые представления отпадут и машины можно будет рассматривать как прямых соперников - без скидок на русское качество либо корейскую школу автопромышленности.
*У "Нивы" появились суровые трудности со штатными шинами (всесезонными): они наотрез отрешались держать давление и востребовали установки камер. Штатный насос "Нивы" выдержал всего три полных накачивания колес, а штатный домкрат сломался после нескольких подъемов автомобиля.
"Техническое совершенство либо надежность? В Москве и Котласе ответы могут не совпасть".
"За тыщу км от столицы начинаешь по другому относиться к уже знакомой машине".
Величавый Устюг - родина Деда Мороза.
Мы едем, едем, едем...
Утро сложного денька.
Заправить "Ниву" - целое дело. Трудности с вентиляцией бака.
Днем, седлая "жеребцов", нашли, что хулиганы с "мясом" оторвали у "Нивы" левое зеркало.
ВАЗ-2123, Kia Sportage
ВАЗ-2123ВАЗ-2123, Kia Sportage
ВАЗ-2123, Kia Sportage
г.