ВОДОРОД И ПРОВОДА
ВОДОРОД И ПРОВОДА
"ДЖЕНЕРАЛ МОТОРС ХАЙ-ВАЙР" - НА ПУТИ К Действительности
Но при всем совершенстве компов и программ есть только один метод уверить публику - предъявить ей "живой" эталон.
Так, на Парижском автомобильном салоне "Дженерал моторс" показала концептуальный автомобиль на топливных элементах Ну-wire ("Хай-вайр") - предстоящее развитие проекта "Отономи" (Autonomy), представленного восемью месяцами ранее в Детройте. К слову сказать, заглавие концепта расшифровывается максимально просто - это сокращение от Hydrogen Propulsion + Drive-by-wire (Водородный привод + управление по проводам). Сейчас "Дженерал моторс" предстояло обосновать, что их разработка способна, по последней мере, уверенно двигаться.
ОТ ДЕТРОЙТА ДО ПАРИЖА
Если вспомнить конструкцию "Отономи" (ЗР, 2002, № 5, с. 80), там шасси было вэдовым, а все нужные для его функционирования составляющие (топливные элементы, баки, электрические системы помещались снутри "скейтборда" шириной 6 дюймов (152 мм). Но "Отономи" - всего только макет, рассчитанный на технологии грядущего. Шасси "Хай-вайр" ориентируется на заслуги денька нынешнего, а поэтому приметно отличается. Сначала габаритами - его толщина не 6, а 11 дюймов (280 мм) - при сегодняшних размерах топливных частей и баллонов со сжатым до 35 МПа водородом это безизбежно. Толщина "платформы" миниатюризируется на 50 мм исключительно в носовой и кормовой части, где нет сложных устройств. Посреди "скейтборда" размещены три малогабаритных баллона из углепластикового композита, которые весят 75 кг. Они вмещают всего... 2 кг сжатого водорода, которых хватает, чтоб проехать приблизительно 250 км. Ничего не поделаешь: водород вправду самый легкий газ.
Вобщем, в последнее время будут готовы баллоны на 70 МПа, которые при том же объеме в два раза емче, а припас хода также вырастет в два раза. Хотя батарея топливных частей (200 штук) пиковой мощностью 129 кВт (номинальная - 94 кВт) достаточно малогабаритна, она довольно массивна, чтоб обойтись без дополнительных аккумов энергии, подзаряжаемых при торможении и отдающих энергию при разгоне. Она производит неизменный ток напряжением от 125 до 200 вольт (зависимо от нагрузки).
С полным приводом пришлось повременить - пока нет мотор-колес с подходящими чертами. Их роль делает 60-киловаттный электродвигатель переменного тока, приводящий фронтальные колеса через планетарный редуктор. Оставшиеся "излишние" кв пойдут на отопление, кондиционирование и работу устройств и оборудования, перевоплощенные в стандартное бортовое напряжение "Хай-вайр" - 42 В. Ведь в этом транПодвесканом средстве принципиальна не только лишь необыкновенная силовая установка, да и схема управления, не имеющая механических связей. По-английски это именуется Drive-by-wire - управление по проводам. Оборотная связь в таком случае стопроцентно искусственная - усилие на органах управления создается по программке, заложенной в компьютер.
Фактически, эта мысль не нова - подобные системы управления употребляются в авиации. Разработчиком и конструктором электроники для "Хай-вайр" стала шведская компания SKF. Она, кроме хороших подшипников, производит к тому же электронику управления шведских истребителей СААБ. Сейчас настал черед автомобилей. Когда приходится интегрировать автоматические устройства в систему управления, механические связи только мешают. Так, к примеру, современные системы стабилизации работают только на автомобилях с электроприводом дроссельной заслонки. Только такая схема позволяет исключить неквалифицированное вмешательство водителя. Но на "Хай-вайр" пошли далее - сделали электронные тормоза и руль, свободные от гидравлических систем и механических соединений.
На этом фоне элегантный, но в меру футуристичный кузов смотрится полностью обычным, хотя совершенно не является таким. Даже по форме это совсем не мини-вэн, как можно поразмыслить. Начальный проект был разработан "Дженерал моторс" в США, а окончательный - "Стиле Бертоне" в Италии. Там же выстроили макет.
Способности - ТОЛЬКО ПОМЕХА
- Вы предпочитаете посиживать справа либо слева? - вопрос чуть не поставил меня в тупик.
- Я предпочитаю... за рулем, - наверняка, это был не очень разумный ответ.
- Так все-же справа либо слева? - вопрос очевидно пошел по второму кругу...
- Слева, - уже без колебаний подтвердил я.
Пожужжав бессчетными электромоторчиками, руль переполз на лево. Да, управление "Хай-вайр" не достаточно похоже на обычное. Педали отсутствуют, а заместо руля два "рожка", которые даже рулем не назовешь, так как они двигаются вокруг недвижной ступицы, в какой разместился маленький монитор заднего вида. Ручки можно крутить и сжимать. Поворот на себя - "газ", как на байке, а сжатие - тормоз. И все, необходимо только надавить на центральной консоли кнопку "вперед".
Означает, обычные способности управления придется запамятовать... Совместно с привычкой глядеть в боковые зеркала. Центральное подменяет экранчик на руле, а боковые - экраны по краям, расположенные под фронтальными стойками кузова. Обзорность вперед выше всяких похвал.
Так как у "Хай-вайр" ветровое стекло доходит до пола, то взору более всего мешают башмаки водителя. Вобщем, акклиматизироваться оказалось не так трудно - нужно только повсевременно припоминать для себя о необыкновенной схеме управления, тогда и уже на втором круге сможете проехать просторную "змейку" во полностью достойном темпе. Нет, естественно, утверждать, что "Хай-вайр" готов к выходу на дороги, - огромное преувеличение. Над настройкой руля еще предстоит много поработать: на малых скоростях управлять машиной трудно, в особенности при четких маневрах. Некие из коллег с непривычки передавили ограждающие трассу пластмассовые конусы. Но, повторюсь, приспособиться к новым органам управления совершенно нетрудно.
Создатели "Хай-вайр" вволю экспериментировали с водителями различного возраста и опыта. Достоинства юности проявлялись еще резвее, чем долголетний водительский стаж. Более того: Различное, никогда не водившие автомобиль, действовали более уверенно. В общем, вопрос о привыкании можно считать закрытым. А вот делему хорошей формы контроллера - чуть ли. На сегодняшний вариант, разработанный Бертоне, пошли из-за очень сжатых сроков проекта: от идеи до ездящего концепта, набитого новыми технологиями, как рождественский гусь яблоками, прошло меньше года. Естественно, руль от Бертоне - штука увлекательная, но мне, к примеру, обычный джойстик подошел бы лучше.
ВОДОРОД - ДЕЛО РЕШЕННОЕ?
Стать за один денек на 10 лет старше - может быть, не самое наилучшее, что может произойти с человеком. Но очень возможно, что уже сегодняшнее поколение водителей станет очевидцем конца "обычного" автомобиля, просуществовавшего весь двадцатый век. Бензиновый двигатель, естественно, еще не исчерпал собственных способностей, но цены на углеводородное горючее будут только расти: ведь добыча нефти и газа с каждым годом становится все более дорогой. Случаем, что ли, сведения о разведанных нефтяных припасах вдруг объявляют скрытыми. При таком развитии ситуации крайне необходимо другое горючее, в особенности в тех странах, которым уже не обойтись без импорта нефтепродуктов. Сначала, речь, естественно, о США.
Похоже, за нас уже все издавна решили. Да, водород - один из самых неловких "энергоэлементов": занимает много места, сжижается при -253°С, его заправка и хранение делают суровые трудности... Но только он способен сгорать без вредных примесей, превращаясь в воду. И только он просто выходит электролизом из этой самой воды. Другими словами, для производства водорода нужна только энергия. А откуда ее взять - это совершенно другой вопрос. Хотя тоже не последний.
Нет, можно получать водород для топливных частей и из природного газа, и даже из бензина, но таким методом не придти к автомобилю с "нулевым" выхлопом. А мысль "незапятнанного горючего" уже прочно засела в разумах ученых, политиков и обывателей. Означает, даже если для развития кандидатуры не будет довольно весомых обстоятельств - их отыщут.
КОМПЛЕКТАЦИЯ
Abs
Противобуксовочная система
Система стабилизации
Кондюк
Климат-контроль
Регулируемая управляющая колонка
РЕЗЮМЕ
+ Ездящий макет машины 2012 года, экологически незапятнанное горючее.
- Как добывать энергию для получения этого горючего?
Концепт GM-Autonomy, 2002.
Интерьер "Хай-вайр" - на данный момент "руль" справа.
На заднем плане - ходовой макет для отработки "управления по проводам".
ФОТО / АНАТОЛИЙ ФОМИН И "ДЖЕНЕРАЛ МОТОРС"
"ДЖЕНЕРАЛ МОТОРС ХАЙ-ВАЙР" - НА ПУТИ К Действительности
Но при всем совершенстве компов и программ есть только один метод уверить публику - предъявить ей "живой" эталон.
Так, на Парижском автомобильном салоне "Дженерал моторс" показала концептуальный автомобиль на топливных элементах Ну-wire ("Хай-вайр") - предстоящее развитие проекта "Отономи" (Autonomy), представленного восемью месяцами ранее в Детройте. К слову сказать, заглавие концепта расшифровывается максимально просто - это сокращение от Hydrogen Propulsion + Drive-by-wire (Водородный привод + управление по проводам). Сейчас "Дженерал моторс" предстояло обосновать, что их разработка способна, по последней мере, уверенно двигаться.
ОТ ДЕТРОЙТА ДО ПАРИЖА
Если вспомнить конструкцию "Отономи" (ЗР, 2002, № 5, с. 80), там шасси было вэдовым, а все нужные для его функционирования составляющие (топливные элементы, баки, электрические системы помещались снутри "скейтборда" шириной 6 дюймов (152 мм). Но "Отономи" - всего только макет, рассчитанный на технологии грядущего. Шасси "Хай-вайр" ориентируется на заслуги денька нынешнего, а поэтому приметно отличается. Сначала габаритами - его толщина не 6, а 11 дюймов (280 мм) - при сегодняшних размерах топливных частей и баллонов со сжатым до 35 МПа водородом это безизбежно. Толщина "платформы" миниатюризируется на 50 мм исключительно в носовой и кормовой части, где нет сложных устройств. Посреди "скейтборда" размещены три малогабаритных баллона из углепластикового композита, которые весят 75 кг. Они вмещают всего... 2 кг сжатого водорода, которых хватает, чтоб проехать приблизительно 250 км. Ничего не поделаешь: водород вправду самый легкий газ.
Вобщем, в последнее время будут готовы баллоны на 70 МПа, которые при том же объеме в два раза емче, а припас хода также вырастет в два раза. Хотя батарея топливных частей (200 штук) пиковой мощностью 129 кВт (номинальная - 94 кВт) достаточно малогабаритна, она довольно массивна, чтоб обойтись без дополнительных аккумов энергии, подзаряжаемых при торможении и отдающих энергию при разгоне. Она производит неизменный ток напряжением от 125 до 200 вольт (зависимо от нагрузки).
С полным приводом пришлось повременить - пока нет мотор-колес с подходящими чертами. Их роль делает 60-киловаттный электродвигатель переменного тока, приводящий фронтальные колеса через планетарный редуктор. Оставшиеся "излишние" кв пойдут на отопление, кондиционирование и работу устройств и оборудования, перевоплощенные в стандартное бортовое напряжение "Хай-вайр" - 42 В. Ведь в этом транПодвесканом средстве принципиальна не только лишь необыкновенная силовая установка, да и схема управления, не имеющая механических связей. По-английски это именуется Drive-by-wire - управление по проводам. Оборотная связь в таком случае стопроцентно искусственная - усилие на органах управления создается по программке, заложенной в компьютер.
Фактически, эта мысль не нова - подобные системы управления употребляются в авиации. Разработчиком и конструктором электроники для "Хай-вайр" стала шведская компания SKF. Она, кроме хороших подшипников, производит к тому же электронику управления шведских истребителей СААБ. Сейчас настал черед автомобилей. Когда приходится интегрировать автоматические устройства в систему управления, механические связи только мешают. Так, к примеру, современные системы стабилизации работают только на автомобилях с электроприводом дроссельной заслонки. Только такая схема позволяет исключить неквалифицированное вмешательство водителя. Но на "Хай-вайр" пошли далее - сделали электронные тормоза и руль, свободные от гидравлических систем и механических соединений.
На этом фоне элегантный, но в меру футуристичный кузов смотрится полностью обычным, хотя совершенно не является таким. Даже по форме это совсем не мини-вэн, как можно поразмыслить. Начальный проект был разработан "Дженерал моторс" в США, а окончательный - "Стиле Бертоне" в Италии. Там же выстроили макет.
Способности - ТОЛЬКО ПОМЕХА
- Вы предпочитаете посиживать справа либо слева? - вопрос чуть не поставил меня в тупик.
- Я предпочитаю... за рулем, - наверняка, это был не очень разумный ответ.
- Так все-же справа либо слева? - вопрос очевидно пошел по второму кругу...
- Слева, - уже без колебаний подтвердил я.
Пожужжав бессчетными электромоторчиками, руль переполз на лево. Да, управление "Хай-вайр" не достаточно похоже на обычное. Педали отсутствуют, а заместо руля два "рожка", которые даже рулем не назовешь, так как они двигаются вокруг недвижной ступицы, в какой разместился маленький монитор заднего вида. Ручки можно крутить и сжимать. Поворот на себя - "газ", как на байке, а сжатие - тормоз. И все, необходимо только надавить на центральной консоли кнопку "вперед".
Означает, обычные способности управления придется запамятовать... Совместно с привычкой глядеть в боковые зеркала. Центральное подменяет экранчик на руле, а боковые - экраны по краям, расположенные под фронтальными стойками кузова. Обзорность вперед выше всяких похвал.
Так как у "Хай-вайр" ветровое стекло доходит до пола, то взору более всего мешают башмаки водителя. Вобщем, акклиматизироваться оказалось не так трудно - нужно только повсевременно припоминать для себя о необыкновенной схеме управления, тогда и уже на втором круге сможете проехать просторную "змейку" во полностью достойном темпе. Нет, естественно, утверждать, что "Хай-вайр" готов к выходу на дороги, - огромное преувеличение. Над настройкой руля еще предстоит много поработать: на малых скоростях управлять машиной трудно, в особенности при четких маневрах. Некие из коллег с непривычки передавили ограждающие трассу пластмассовые конусы. Но, повторюсь, приспособиться к новым органам управления совершенно нетрудно.
Создатели "Хай-вайр" вволю экспериментировали с водителями различного возраста и опыта. Достоинства юности проявлялись еще резвее, чем долголетний водительский стаж. Более того: Различное, никогда не водившие автомобиль, действовали более уверенно. В общем, вопрос о привыкании можно считать закрытым. А вот делему хорошей формы контроллера - чуть ли. На сегодняшний вариант, разработанный Бертоне, пошли из-за очень сжатых сроков проекта: от идеи до ездящего концепта, набитого новыми технологиями, как рождественский гусь яблоками, прошло меньше года. Естественно, руль от Бертоне - штука увлекательная, но мне, к примеру, обычный джойстик подошел бы лучше.
ВОДОРОД - ДЕЛО РЕШЕННОЕ?
Стать за один денек на 10 лет старше - может быть, не самое наилучшее, что может произойти с человеком. Но очень возможно, что уже сегодняшнее поколение водителей станет очевидцем конца "обычного" автомобиля, просуществовавшего весь двадцатый век. Бензиновый двигатель, естественно, еще не исчерпал собственных способностей, но цены на углеводородное горючее будут только расти: ведь добыча нефти и газа с каждым годом становится все более дорогой. Случаем, что ли, сведения о разведанных нефтяных припасах вдруг объявляют скрытыми. При таком развитии ситуации крайне необходимо другое горючее, в особенности в тех странах, которым уже не обойтись без импорта нефтепродуктов. Сначала, речь, естественно, о США.
Похоже, за нас уже все издавна решили. Да, водород - один из самых неловких "энергоэлементов": занимает много места, сжижается при -253°С, его заправка и хранение делают суровые трудности... Но только он способен сгорать без вредных примесей, превращаясь в воду. И только он просто выходит электролизом из этой самой воды. Другими словами, для производства водорода нужна только энергия. А откуда ее взять - это совершенно другой вопрос. Хотя тоже не последний.
Нет, можно получать водород для топливных частей и из природного газа, и даже из бензина, но таким методом не придти к автомобилю с "нулевым" выхлопом. А мысль "незапятнанного горючего" уже прочно засела в разумах ученых, политиков и обывателей. Означает, даже если для развития кандидатуры не будет довольно весомых обстоятельств - их отыщут.
КОМПЛЕКТАЦИЯ
Abs
Противобуксовочная система
Система стабилизации
Кондюк
Климат-контроль
Регулируемая управляющая колонка
РЕЗЮМЕ
+ Ездящий макет машины 2012 года, экологически незапятнанное горючее.
- Как добывать энергию для получения этого горючего?
Концепт GM-Autonomy, 2002.
Интерьер "Хай-вайр" - на данный момент "руль" справа.
На заднем плане - ходовой макет для отработки "управления по проводам".
ФОТО / АНАТОЛИЙ ФОМИН И "ДЖЕНЕРАЛ МОТОРС"