ОТ ВЕЙМАРА К СТАЛИНГРАДУ
ОТ ВЕЙМАРА К СТАЛИНГРАДУ
КОМПРЕССОРНЫЕ "МЕРСЕДЕСЫ" - УЧАСТНИКИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПодвескаИВНЫХ БАТАЛИЙ ОСТАВИЛИ СЛЕД И В ЛИТЕРАТУРЕ
Дорога в швейцарских Альпах была отлично знакома. Мощнейший мотор послушливо и просто нес элегантную "Лянчу". Вдруг после еще одного поворота впереди показался знакомый силуэт. Так и есть: компрессорный "Mercedes", да еще с номерами рейха. Ремарк прибавил газ и стал догонять блестящую черную машину. Шофер "Мерседеса" не вожделел уступать, но все-же перед крутым поворотом, чуть не задев правым фронтальным крылом конкурента, "Лянча" вырвалась вперед. Обгон был изготовлен профессионально, как когда-то учил его, начинающего водителя Эриха Ремарка, узнаваемый гонщик Рудольф Караччиола.
Возможно, приблизительно так проходила эта гонка в Альпах. По последней мере, много позднее известный романист говорил, что не давал спуску ни одному компрессорному "Мерседесу". Эти машины в 20-х были для него эмблемой свободы, а в 30-х ассоциировались со свастикой...
Авто, снаряженные сильными движками с механическими нагнетателями - компрессорами, стали гордостью разоренной Первой мировой и униженной Версальским контрактом Германии. 1-ые эталоны машин появились в 1918-1919 гг., когда страна мучительно преобразовывалась из империи в Веймарскую республику.
Серийные "мерседесы" моделей 6/25/40PS и 10/40/65PS, сконструированные Паулем Даймлером - отпрыском того самого Даймлера, представили в 1921-м. 1-ая цифра длинноватого индекса - налоговая мощность, 2-ая - наибольшая без компрессора, 3-я - мощность с нагнетателем.
Массивные, резвые, кропотливо отделанные и, естественно, дорогие авто были доступны немногим - экономическое положение Германии было очень томным. Все же, когда шеф-конструктором компании стал Фердинанд Порше, свет увидел высокоскоростной и дорогой "Мерседес-600" со 140-сильным шестицилиндровым мотором, а следом появились еще больше резвые модели.
В 1921-м, когда компрессорные "мерседесы" только начали заявлять о для себя, никому не узнаваемый Эрих Мария Ремарк устроился в журнальчик "Эхо "Континенталь", издававшийся известной шинной компанией. К тому времени он уже успел поработать бухгалтером, торговым агентом и даже органистом. Ремарк писал для шинников маркетинговые тексты и отрисовывал. Ему принадлежит авторство "мальчиков "Конти" - комиксы с приключениями привлекательных мальчуганов посвящались, естественно, высочайшему качеству германских шин.
Тут, в "Континентале", Ремарк познакомился с гонщиками, посреди которых была и восходящая звезда тех лет - Рудольф Караччиола. Ремарк полюбил авто, скорость, стал отлично управлять машиной, а позднее... увековечил компрессорный "Mercedes" в собственном именитом романе "Три товарища". В нем писатель упоминал то одну, то другую марку - "Кадиллак", "Бюик", "Лянчу", и только Карл - автомобиль основных героев, казалось, ее не имел. Кстати, начиная с ранешней собственной книжки "Станция на горизонте" и кончая послевоенной "Жизнь взаем", Ремарк не называл марки машин собственных героев, в наилучшем случае "кодировал" их своими именами.
Под "облезлым, неопределенного цвета" кузовом Карла из "3-х товарищей" прятались полностью известные черты: "узенькое лобовое стекло", "поджарая, как у гончей, осанка" и, главное, соответствующий свист компрессора. Все это гласило о том, что Карл - близкий родственник "Мерседеса". Конкретно этот автомобиль мог развить 189,2 км/ч - скорость, достигнутую героем романа Отто Кестером на округлой трассе (разумеется, берлинской АФУС, открытой 11 июля 1926-го гонкой Гран-при Германии). Тут одолел, кстати, Рудольф Караччиола на "Мерседесе".
Фирменная команда, выступавшая c 1927 года на машинах серии S, выигрывала одну гонку за другой. В том же году пилоты трехлучевых звезд заняли в Берлине весь подий. Наилучшим вновь был Караччиола, победивший и на новейшей трассе "Нюрбургринг". В 1929-м он занял третье место в Монако, а в августе на "Мерседесе-Бенц SS" с 250-сильным мотором захватил знатный "Интернэшнл Турист Трофи".
Караччиола и Себастьян стали первыми иноземцами, победившими в престижной итальянской гонке "Милле-Милья". Их "Мерседес-Бенц SSKL" (К - маленький, L - легкий - версия для гонок) с 7,1-литровым движком мощностью 300 л. с. прошел длинноватую дистанцию со средней скоростью 101,1 км/ч.
Кроме гонщиков, на компрессорных "мерседесах" ездили банкиры и богатые промышленники, звезды кино и эстрады и, естественно, именитые политики. "Mercedes" выбрали себе президент Веймарской республики, маршал Гинденбург и фаворит набиравшей силу нацистской партии Гитлер. Еще до прихода к власти он облюбовал машины с трехлучевой звездой.
Под маркой "Мерседес-Бенц" выпускали все более совершенные модели, а у Ремарка первую авто влюбленность сменило более крепкое чувство. В 1929-м обеспеченный книгоиздатель Ульштайн, выпустивший "На Западном фронте без перемен" и открывший миру известного потом романиста, подарил Ремарку "Лянчу-Диламбда". Стильный автомобиль с массивным восьмицилиндровым мотором очень приглянулся писателю. В 1931-м он купил еще одну "Диламбду", на которой спешно уехал в Швейцарию, когда непредотвратимо надвинулась угроза фашизма.
Сейчас, завидев на шоссе знак совершенства германской техники, Ремарк старался опередить его на "сероватой пуме" (так он называл собственный автомобиль с откидным верхом "Лянча"). Кстати, в предвоенные годы Рудольф Караччиола, ездивший вне гоночных трасс на шикарном купе "Мерседес-Бенц 500К", тоже жил в Швейцарии, подальше от вождей рейха. Правда, на подий гонщик выходил под нацистский гимн и флаг со свастикой.
В 1938-м Ремарк окончил роман "Три товарища". В том же году было начато создание освеженного флагмана - "Мерседес-Бенц 770К". Его конструктивный аналог - модель 540К появилась 2-мя годами ранее. Эти авто стали главными официальными машинами в гитлеровской Германии. Руководители компании нередко надевали партийную форму, а для презентации новинок высокопоставленным заказчикам вызывали фирменных гонщиков. Манфред фон Браухич - один из ведущих пилотов команды - вспоминал, что фюрера полностью не заинтересовывали свойства автомобиля, он только спрашивал: за что держаться, когда нужно будет ехать стоя.
"Мерседесы" с компрессорами обходились малочисленным покупателям в баснословные суммы. Модель 540, зависимо от типа кузова, стоила 22- 28 тыщ рейхсмарок - в 10 раз дороже массового "DKB-Мейстеркласс" и в 5 раз - среднего БМВ-326. Даже за лимузин "Хорьх-951" просили только 17 850 марок.
На базе 770 - в Германии его называли "U..berauto" (сверхавтомобиль) - выпустили несколько 10-ов бронированных, защищенных железными листами шириной 9-18 мм машин, так именуемых "фюрервагенов". Движок мощностью под 400 л. с. оснастили 2-мя нагнетателями. С началом войны, когда создание легковых автомобилей сократилось, "540-е" и "770-е" все таки собирали, в главном для гаража рейхсканцелярии. Последние 19 "мерседесов-770" выстроили в 1943-м, в год Сталинградской битвы...
Через два года фавориты высылали трофейные "мерседесы" в США и СССР (молвят, на "770-м" по послевоенной Москве ездил и Василий Сталин). Позже такие авто стали оседать в гаражах богатых коллекционеров. Сейчас редчайший обладатель рискнет пришпорить раритет и, вдавив педаль в пол, услышать воспетый Ремарком свист компрессора. Сегодня главное достоинство этих машин не скорость. Они - память об овациях экзальтированных болельщиков на гоночных трассах, реве толпы на партийных съездах в Нюрнберге и разрывах снарядов у порога имперской канцелярии...
"Мерседес-Бенц S" 1928 года киноактрисы Герты фон Вальтер. Приблизительно таковой автомобиль стал макетом Карла из романа "Три товарища".
Звезду Голливуда тринадцатилетнего Джеки Кугана в 1927-м возили по Берлину на "Мерседесе-Бенц 600К".
Золотой дуэт - 300-сильный "Мерседес-Бенц SSKL" и его пилот Рудольф Караччиола.
Автомобиль с откидным верхом "Мерседес-Бенц 500К" с 5-литровым 160-сильным мотором. В 1934-1936 гг. выстроили 354 "пятисотых".
Модель 540К с 1938 года оснащали 230-сильным мотором.
"Мерседес-Бенц 770К" - главный автомобиль третьего рейха.
КОМПРЕССОРНЫЕ "МЕРСЕДЕСЫ" - УЧАСТНИКИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПодвескаИВНЫХ БАТАЛИЙ ОСТАВИЛИ СЛЕД И В ЛИТЕРАТУРЕ
Дорога в швейцарских Альпах была отлично знакома. Мощнейший мотор послушливо и просто нес элегантную "Лянчу". Вдруг после еще одного поворота впереди показался знакомый силуэт. Так и есть: компрессорный "Mercedes", да еще с номерами рейха. Ремарк прибавил газ и стал догонять блестящую черную машину. Шофер "Мерседеса" не вожделел уступать, но все-же перед крутым поворотом, чуть не задев правым фронтальным крылом конкурента, "Лянча" вырвалась вперед. Обгон был изготовлен профессионально, как когда-то учил его, начинающего водителя Эриха Ремарка, узнаваемый гонщик Рудольф Караччиола.
Возможно, приблизительно так проходила эта гонка в Альпах. По последней мере, много позднее известный романист говорил, что не давал спуску ни одному компрессорному "Мерседесу". Эти машины в 20-х были для него эмблемой свободы, а в 30-х ассоциировались со свастикой...
Авто, снаряженные сильными движками с механическими нагнетателями - компрессорами, стали гордостью разоренной Первой мировой и униженной Версальским контрактом Германии. 1-ые эталоны машин появились в 1918-1919 гг., когда страна мучительно преобразовывалась из империи в Веймарскую республику.
Серийные "мерседесы" моделей 6/25/40PS и 10/40/65PS, сконструированные Паулем Даймлером - отпрыском того самого Даймлера, представили в 1921-м. 1-ая цифра длинноватого индекса - налоговая мощность, 2-ая - наибольшая без компрессора, 3-я - мощность с нагнетателем.
Массивные, резвые, кропотливо отделанные и, естественно, дорогие авто были доступны немногим - экономическое положение Германии было очень томным. Все же, когда шеф-конструктором компании стал Фердинанд Порше, свет увидел высокоскоростной и дорогой "Мерседес-600" со 140-сильным шестицилиндровым мотором, а следом появились еще больше резвые модели.
В 1921-м, когда компрессорные "мерседесы" только начали заявлять о для себя, никому не узнаваемый Эрих Мария Ремарк устроился в журнальчик "Эхо "Континенталь", издававшийся известной шинной компанией. К тому времени он уже успел поработать бухгалтером, торговым агентом и даже органистом. Ремарк писал для шинников маркетинговые тексты и отрисовывал. Ему принадлежит авторство "мальчиков "Конти" - комиксы с приключениями привлекательных мальчуганов посвящались, естественно, высочайшему качеству германских шин.
Тут, в "Континентале", Ремарк познакомился с гонщиками, посреди которых была и восходящая звезда тех лет - Рудольф Караччиола. Ремарк полюбил авто, скорость, стал отлично управлять машиной, а позднее... увековечил компрессорный "Mercedes" в собственном именитом романе "Три товарища". В нем писатель упоминал то одну, то другую марку - "Кадиллак", "Бюик", "Лянчу", и только Карл - автомобиль основных героев, казалось, ее не имел. Кстати, начиная с ранешней собственной книжки "Станция на горизонте" и кончая послевоенной "Жизнь взаем", Ремарк не называл марки машин собственных героев, в наилучшем случае "кодировал" их своими именами.
Под "облезлым, неопределенного цвета" кузовом Карла из "3-х товарищей" прятались полностью известные черты: "узенькое лобовое стекло", "поджарая, как у гончей, осанка" и, главное, соответствующий свист компрессора. Все это гласило о том, что Карл - близкий родственник "Мерседеса". Конкретно этот автомобиль мог развить 189,2 км/ч - скорость, достигнутую героем романа Отто Кестером на округлой трассе (разумеется, берлинской АФУС, открытой 11 июля 1926-го гонкой Гран-при Германии). Тут одолел, кстати, Рудольф Караччиола на "Мерседесе".
Фирменная команда, выступавшая c 1927 года на машинах серии S, выигрывала одну гонку за другой. В том же году пилоты трехлучевых звезд заняли в Берлине весь подий. Наилучшим вновь был Караччиола, победивший и на новейшей трассе "Нюрбургринг". В 1929-м он занял третье место в Монако, а в августе на "Мерседесе-Бенц SS" с 250-сильным мотором захватил знатный "Интернэшнл Турист Трофи".
Караччиола и Себастьян стали первыми иноземцами, победившими в престижной итальянской гонке "Милле-Милья". Их "Мерседес-Бенц SSKL" (К - маленький, L - легкий - версия для гонок) с 7,1-литровым движком мощностью 300 л. с. прошел длинноватую дистанцию со средней скоростью 101,1 км/ч.
Кроме гонщиков, на компрессорных "мерседесах" ездили банкиры и богатые промышленники, звезды кино и эстрады и, естественно, именитые политики. "Mercedes" выбрали себе президент Веймарской республики, маршал Гинденбург и фаворит набиравшей силу нацистской партии Гитлер. Еще до прихода к власти он облюбовал машины с трехлучевой звездой.
Под маркой "Мерседес-Бенц" выпускали все более совершенные модели, а у Ремарка первую авто влюбленность сменило более крепкое чувство. В 1929-м обеспеченный книгоиздатель Ульштайн, выпустивший "На Западном фронте без перемен" и открывший миру известного потом романиста, подарил Ремарку "Лянчу-Диламбда". Стильный автомобиль с массивным восьмицилиндровым мотором очень приглянулся писателю. В 1931-м он купил еще одну "Диламбду", на которой спешно уехал в Швейцарию, когда непредотвратимо надвинулась угроза фашизма.
Сейчас, завидев на шоссе знак совершенства германской техники, Ремарк старался опередить его на "сероватой пуме" (так он называл собственный автомобиль с откидным верхом "Лянча"). Кстати, в предвоенные годы Рудольф Караччиола, ездивший вне гоночных трасс на шикарном купе "Мерседес-Бенц 500К", тоже жил в Швейцарии, подальше от вождей рейха. Правда, на подий гонщик выходил под нацистский гимн и флаг со свастикой.
В 1938-м Ремарк окончил роман "Три товарища". В том же году было начато создание освеженного флагмана - "Мерседес-Бенц 770К". Его конструктивный аналог - модель 540К появилась 2-мя годами ранее. Эти авто стали главными официальными машинами в гитлеровской Германии. Руководители компании нередко надевали партийную форму, а для презентации новинок высокопоставленным заказчикам вызывали фирменных гонщиков. Манфред фон Браухич - один из ведущих пилотов команды - вспоминал, что фюрера полностью не заинтересовывали свойства автомобиля, он только спрашивал: за что держаться, когда нужно будет ехать стоя.
"Мерседесы" с компрессорами обходились малочисленным покупателям в баснословные суммы. Модель 540, зависимо от типа кузова, стоила 22- 28 тыщ рейхсмарок - в 10 раз дороже массового "DKB-Мейстеркласс" и в 5 раз - среднего БМВ-326. Даже за лимузин "Хорьх-951" просили только 17 850 марок.
На базе 770 - в Германии его называли "U..berauto" (сверхавтомобиль) - выпустили несколько 10-ов бронированных, защищенных железными листами шириной 9-18 мм машин, так именуемых "фюрервагенов". Движок мощностью под 400 л. с. оснастили 2-мя нагнетателями. С началом войны, когда создание легковых автомобилей сократилось, "540-е" и "770-е" все таки собирали, в главном для гаража рейхсканцелярии. Последние 19 "мерседесов-770" выстроили в 1943-м, в год Сталинградской битвы...
Через два года фавориты высылали трофейные "мерседесы" в США и СССР (молвят, на "770-м" по послевоенной Москве ездил и Василий Сталин). Позже такие авто стали оседать в гаражах богатых коллекционеров. Сейчас редчайший обладатель рискнет пришпорить раритет и, вдавив педаль в пол, услышать воспетый Ремарком свист компрессора. Сегодня главное достоинство этих машин не скорость. Они - память об овациях экзальтированных болельщиков на гоночных трассах, реве толпы на партийных съездах в Нюрнберге и разрывах снарядов у порога имперской канцелярии...
"Мерседес-Бенц S" 1928 года киноактрисы Герты фон Вальтер. Приблизительно таковой автомобиль стал макетом Карла из романа "Три товарища".
Звезду Голливуда тринадцатилетнего Джеки Кугана в 1927-м возили по Берлину на "Мерседесе-Бенц 600К".
Золотой дуэт - 300-сильный "Мерседес-Бенц SSKL" и его пилот Рудольф Караччиола.
Автомобиль с откидным верхом "Мерседес-Бенц 500К" с 5-литровым 160-сильным мотором. В 1934-1936 гг. выстроили 354 "пятисотых".
Модель 540К с 1938 года оснащали 230-сильным мотором.
"Мерседес-Бенц 770К" - главный автомобиль третьего рейха.