Живы классики ЗАЗ-965 «Запорожец» - 1-ая любовь
Живы классики: ЗАЗ-965 «Запорожец» - 1-ая любовь
Ну почему на этой вроде бы городской машинке охото к морю – теплому Черному либо холодному Балтийскому? Моторчик умеренный, тарахтит хоть забавно, да громковато, багажник тоже совершенно не гигантский. Разгадка, думаю, ординарна: для многих эта самая машина – знак первых авто радостей, свободы, далеких и романтических путешествий!
Пользующаяся популярностью МЕХАНИКА
Полчаса позора, зато – на работе! Смешные рассказы и шутки про «Запорожец» появились едва ли не одновременно с прототипом на ВДНХ. Еще бы: ну все не так, как у нормальных машин! Мотор – в багажнике, радиатора нет, двери открываются, как у старых, еще довоенных авто, а задние колеса стоят неблагопристойно криво! Самые внимательные нашли: даже надпись на передке какая-то странноватая: «Запорожець». Не все сходу додумались: это по-украински.
Но соревнование в остроумии выдавало сильный энтузиазм. Ведь машина, которую вот-вот начнут выпускать на бывшем заводе комбайнов «Коммунар» в Запорожье, специально рассчитана на автолюбителей-частников – их медлительно, но неуклонно растущую армию. Обещают к тому же, что она будет доступна практически каждому труженику.
По сегодняшним российским меркам ЗАЗ-965 сделали достаточно стремительно. Он, естественно, не был необычным: кузов и заднюю подвеску взяли в долг у популярного ФИАТ-600, переднюю – у «Фольксвагена-Жук», мотор походил на татровскую «воздушку», только очень уменьшенную. Но, учитывая принципную для СССР новизну машины, необходимость организовать новое создание не только в Запорожье, но и в Мелитополе (движок), нужно признать: уложились в сроки очень сжатые. Проектирование начали осенью 1956-го (вместе НАМИ и МЗМА), в 1957-м появился 1-ый макет «Москвич-444» – поначалу с импортным мотором, позже с отечественным мотоциклетным, а 18 июня 1959-го в Запорожье собрали 1-ый пробный эталон. Правда, до начала серийного производства прошло еще более года.
Естественно, кругленький (малость грубоватое «горбатый» придет позднее) автомобильчик был далек от идеала вообщем и даже для русского человека в частности. Все, конечно же, желали о «Волге». Ну или хотя бы о «Москвиче». А тут еще в 1959-м в Сокольниках проявили весь цвет южноамериканского автопрома. Как не похож на эти шикарные, большие, зияющие колченогом и ошеломляющие техническими чертами крейсеры небольшой, как будто поджавший губки от обиды «Запорожец»! Но газеты и журналы безотступно подчеркивают: догнать и перегнать США – не значит повторять все заморские перегибы.
Ну а на фоне европейских аналогов ЗАЗ-965, кстати, смотрелся полностью благопристойно: стопроцентно независящие подвески – впереди торсионная, сзади пружинная (у ФИАТ-600, к слову, впереди рессора), четырехступная коробка, мотор – 23 л.с. У того же ФИАТ-600 22 л.с., а у «пятисотого» и вовсе 13 л.с. Движок известного «гадкого утенка» – «Ситроена-2CV» развивал 12,5 л.с. Только германские «Жук», БМВ-700 и «ДКВ-Юниор» оснащали моторами в 30 и более сил.
Вобщем, для русских людей куда важнее, что «Запорожец» стоит 1800 рублей новыми, а ведь «Москвич»-то – 2500, а «Волга» и вовсе баснословные 5100! Поэтому-то ЗАЗ-965 стал для большинства его покупателей первым автомобилем в жизни. Помните? Это практически как 1-ая любовь с ее радостями и разочарованиями...
МОРЕ – ВПЕРЕДИ, МОТОР – СЗАДИ
Он совсем не такой неловкий, как кажется на первый взор. По крайней мере для водителя и переднего пассажира. Ужаснее всего, что левой ноге мешает арка колеса, но напольные педали полностью применимы, к рычагу переключения передач с довольно большенными ходами можно привыкнуть – не хуже, ежели на зарубежных заднемоторных аналогах. Тормоза без усилителя? Ерунда! Если уж на 21-й «Волге» и даже ГАЗ-51 ездили...
Чтоб терпеливо перенести разгон хотя бы до 60 км/ч, необходимо чувство юмора и добродушие. При этом 27-сильный воздушник (это уже модернизированный ЗАЗ-965А 1967 года) тарахтит от души. Сначала даже забавно! Но представим для себя путь к морю км в пятьсот, а то и в тысячу! А ведь мелкие, тесненькие машинки во времена их юности служили, обычно, конкретно дачными и отпускными!
Спина уже утомляется от хлипкого тщедушного «стульчика», тарахтение больше давит на уши – при том, что даже для не полностью загруженного автомобиля 80 км/ч предел, максималка. Избаловался! Для многих семей в 1960-е поездка к морю на собственном «Запорожце» была большущим счастьем! Которому завидовали еще более семей. Ну а мизерный багажник нередко дополняли конструкцией на крыше, размерами быстрее подходящей для «Волги».
Летом на нормальных для «зазика» скоростях маневренность сносная – опять-таки не хуже, чем у зарубежной ровни. Но экстремизма машина не любит. Это стремительно сообразили те, кто выступал на ЗАЗ-965 в ралли. Да-да, в ралли! Скажем, известный в СССР гонщик, многократный фаворит Союза и призер интернациональных соревнований Стасис Брундза начинал Подвескаивную карьеру конкретно на «горбатом» – и, как и некоторые другие Подвескасмены, испытал на прочность его крышу. Кстати, этот показатель у ЗАЗ-965 на высоте! Вобщем, подавляющему большинству хозяев куда важнее ремонтопригодность. 1-ый автомобиль в условиях недостатка мастерских и запчастей содействовал освоению способностей слесаря, моториста, даже жестянщика и маляра. Нехитрые манипуляции с силовым агрегатом (поначалу опустить, позже вытянуть вспять), и можно его ремонтировать – прямо в гараже либо во дворе. Бывало, с помощью соседа движок доставляли даже домой! Там под неодобрительное гудение супруги и заинтересованное щебетание наследников мотор воздушного остывания (зато течей нет!) чинили, разбирая по цилиндрам. И вот общая домашняя радость – машина опять на ходу!
Вещью в себе была автономная печка. Греет вне зависимости от температуры мотора... когда работает. Свеча накаливания, регулятор... Звучит сейчас так же экзотично, как «выставить зажигание» либо «отрегулировать уровень в карбюраторе». Вобщем, зимой тогда ездили изредка. Большая часть «запорожцев» стояли на приколе – изредка в гараже, почаще под брезентом во дворе, где наглые мальчишки так и норовили сделать из машинки снежную горку...
...Съезжаю с шоссе на живописную лесную дорожку. Кстати, проходимость у «Запорожца» очень солидная: малый дорожный просвет, как сегодня у иных кроссоверов: 175 мм, а под движком и вовсе 200 мм. И ухабов подвеска не особенно опасается. Вот и приехали. Только-только вроде болела спина, утомлялись неприкаянная левая нога и уши. А вот сейчас почему-либо охото ехать далее!
Небольшой АВТОМОБИЛЬ БОЛЬШОЙ ДЕРЖАВЫ
Сберегал моря либо хотя бы реки, палатка, котелок, транзисторный приемник (у счастливчиков – рижская «Спидола»!) и, конечно, собственная машина: гимн автотуризму 1960-х. А может, и правда тут поблизости – скажем, вон за той сосной – ожидает романтическое приключение, а то и будущая судьба? Комедия «Три плюс два», где кроме пятерых одушевленных героев принципиальные роли играют «Волга» и «Запорожец», при всей наивно-сладкой искусственности дух эры отражала достаточно правильно.
Не беда, что микролитражный «Запорожец» тесноват и шумен, не слишком резв и не так чтобы уж очень надежен. Он ведь 1-ый! А впереди большая и светлая жизнь – твоя личная и страны, которая строит больше жилища, пусть пока компактного, а за пару месяцев до старта серийного 965-го даже запустила в космос живых существ – собачек Белку и Стрелку!
Естественно, будущее окажется не совсем таким, как виделось. «Запорожцы» еще долго-долго были не музейными экспонатами, а семейным транПодвескаом. А меняя владельцев, попадали, обычно, к тем, кто тоже только начинал авто жизнь. Сейчас «зазик» и их учил ездить, чинить, красить. Прошло еще много лет, до того как к «запорожцам» стали относиться как к забавным игрушкам, строя из них автомобили с откидным верхом, Подвескакупе, стретчи. Или – наконец! – как к раритетам. Естественно, многие расставались со старыми, совершенно уже не соответствующими ритму жизни «горбунами» без сожаления. Но теперь и они глядят на эту голубенькую машинку с улыбкой и светлой грустью. Наверняка, вспоминают первую любовь с ее экстазами, радостями, обидами и разочарованиями....
Русская НАРОДНАЯ
Серийное создание ЗАЗ-965 «Запорожец» начали в ноябре 1960 года. Мотор V4 развивал 23 л.с. при 4000 об/мин. С 1963-го выпускали модернизированный ЗАЗ-965А с мотором 27 л.с. Последний раз модель изменили в 1966-м, установив, в частности, 30-сильный движок. На экПодвеска в некоторые страны автомобиль шел под именованием «Ялта» (Jalta). На базе ЗАЗ-965 сделали несколько прототипов, в частности почтовый фургон 965С, а также семейство ЗАЗ-970 – фургон, пикап и минивэн вагонной сборки. Всего до 1969 года выстроили чуток более 322 тысяч машин.
Редакция благодарит за помощь в съемке Наталью Голованову и Павла Залазаева, а также мастерскую «Колеса истории» за предоставленный автомобиль.
Ну почему на этой вроде бы городской машинке охото к морю – теплому Черному либо холодному Балтийскому? Моторчик умеренный, тарахтит хоть забавно, да громковато, багажник тоже совершенно не гигантский. Разгадка, думаю, ординарна: для многих эта самая машина – знак первых авто радостей, свободы, далеких и романтических путешествий!
Пользующаяся популярностью МЕХАНИКА
Полчаса позора, зато – на работе! Смешные рассказы и шутки про «Запорожец» появились едва ли не одновременно с прототипом на ВДНХ. Еще бы: ну все не так, как у нормальных машин! Мотор – в багажнике, радиатора нет, двери открываются, как у старых, еще довоенных авто, а задние колеса стоят неблагопристойно криво! Самые внимательные нашли: даже надпись на передке какая-то странноватая: «Запорожець». Не все сходу додумались: это по-украински.
Но соревнование в остроумии выдавало сильный энтузиазм. Ведь машина, которую вот-вот начнут выпускать на бывшем заводе комбайнов «Коммунар» в Запорожье, специально рассчитана на автолюбителей-частников – их медлительно, но неуклонно растущую армию. Обещают к тому же, что она будет доступна практически каждому труженику.
По сегодняшним российским меркам ЗАЗ-965 сделали достаточно стремительно. Он, естественно, не был необычным: кузов и заднюю подвеску взяли в долг у популярного ФИАТ-600, переднюю – у «Фольксвагена-Жук», мотор походил на татровскую «воздушку», только очень уменьшенную. Но, учитывая принципную для СССР новизну машины, необходимость организовать новое создание не только в Запорожье, но и в Мелитополе (движок), нужно признать: уложились в сроки очень сжатые. Проектирование начали осенью 1956-го (вместе НАМИ и МЗМА), в 1957-м появился 1-ый макет «Москвич-444» – поначалу с импортным мотором, позже с отечественным мотоциклетным, а 18 июня 1959-го в Запорожье собрали 1-ый пробный эталон. Правда, до начала серийного производства прошло еще более года.
Естественно, кругленький (малость грубоватое «горбатый» придет позднее) автомобильчик был далек от идеала вообщем и даже для русского человека в частности. Все, конечно же, желали о «Волге». Ну или хотя бы о «Москвиче». А тут еще в 1959-м в Сокольниках проявили весь цвет южноамериканского автопрома. Как не похож на эти шикарные, большие, зияющие колченогом и ошеломляющие техническими чертами крейсеры небольшой, как будто поджавший губки от обиды «Запорожец»! Но газеты и журналы безотступно подчеркивают: догнать и перегнать США – не значит повторять все заморские перегибы.
Ну а на фоне европейских аналогов ЗАЗ-965, кстати, смотрелся полностью благопристойно: стопроцентно независящие подвески – впереди торсионная, сзади пружинная (у ФИАТ-600, к слову, впереди рессора), четырехступная коробка, мотор – 23 л.с. У того же ФИАТ-600 22 л.с., а у «пятисотого» и вовсе 13 л.с. Движок известного «гадкого утенка» – «Ситроена-2CV» развивал 12,5 л.с. Только германские «Жук», БМВ-700 и «ДКВ-Юниор» оснащали моторами в 30 и более сил.
Вобщем, для русских людей куда важнее, что «Запорожец» стоит 1800 рублей новыми, а ведь «Москвич»-то – 2500, а «Волга» и вовсе баснословные 5100! Поэтому-то ЗАЗ-965 стал для большинства его покупателей первым автомобилем в жизни. Помните? Это практически как 1-ая любовь с ее радостями и разочарованиями...
МОРЕ – ВПЕРЕДИ, МОТОР – СЗАДИ
Он совсем не такой неловкий, как кажется на первый взор. По крайней мере для водителя и переднего пассажира. Ужаснее всего, что левой ноге мешает арка колеса, но напольные педали полностью применимы, к рычагу переключения передач с довольно большенными ходами можно привыкнуть – не хуже, ежели на зарубежных заднемоторных аналогах. Тормоза без усилителя? Ерунда! Если уж на 21-й «Волге» и даже ГАЗ-51 ездили...
Чтоб терпеливо перенести разгон хотя бы до 60 км/ч, необходимо чувство юмора и добродушие. При этом 27-сильный воздушник (это уже модернизированный ЗАЗ-965А 1967 года) тарахтит от души. Сначала даже забавно! Но представим для себя путь к морю км в пятьсот, а то и в тысячу! А ведь мелкие, тесненькие машинки во времена их юности служили, обычно, конкретно дачными и отпускными!
Спина уже утомляется от хлипкого тщедушного «стульчика», тарахтение больше давит на уши – при том, что даже для не полностью загруженного автомобиля 80 км/ч предел, максималка. Избаловался! Для многих семей в 1960-е поездка к морю на собственном «Запорожце» была большущим счастьем! Которому завидовали еще более семей. Ну а мизерный багажник нередко дополняли конструкцией на крыше, размерами быстрее подходящей для «Волги».
Летом на нормальных для «зазика» скоростях маневренность сносная – опять-таки не хуже, чем у зарубежной ровни. Но экстремизма машина не любит. Это стремительно сообразили те, кто выступал на ЗАЗ-965 в ралли. Да-да, в ралли! Скажем, известный в СССР гонщик, многократный фаворит Союза и призер интернациональных соревнований Стасис Брундза начинал Подвескаивную карьеру конкретно на «горбатом» – и, как и некоторые другие Подвескасмены, испытал на прочность его крышу. Кстати, этот показатель у ЗАЗ-965 на высоте! Вобщем, подавляющему большинству хозяев куда важнее ремонтопригодность. 1-ый автомобиль в условиях недостатка мастерских и запчастей содействовал освоению способностей слесаря, моториста, даже жестянщика и маляра. Нехитрые манипуляции с силовым агрегатом (поначалу опустить, позже вытянуть вспять), и можно его ремонтировать – прямо в гараже либо во дворе. Бывало, с помощью соседа движок доставляли даже домой! Там под неодобрительное гудение супруги и заинтересованное щебетание наследников мотор воздушного остывания (зато течей нет!) чинили, разбирая по цилиндрам. И вот общая домашняя радость – машина опять на ходу!
Вещью в себе была автономная печка. Греет вне зависимости от температуры мотора... когда работает. Свеча накаливания, регулятор... Звучит сейчас так же экзотично, как «выставить зажигание» либо «отрегулировать уровень в карбюраторе». Вобщем, зимой тогда ездили изредка. Большая часть «запорожцев» стояли на приколе – изредка в гараже, почаще под брезентом во дворе, где наглые мальчишки так и норовили сделать из машинки снежную горку...
...Съезжаю с шоссе на живописную лесную дорожку. Кстати, проходимость у «Запорожца» очень солидная: малый дорожный просвет, как сегодня у иных кроссоверов: 175 мм, а под движком и вовсе 200 мм. И ухабов подвеска не особенно опасается. Вот и приехали. Только-только вроде болела спина, утомлялись неприкаянная левая нога и уши. А вот сейчас почему-либо охото ехать далее!
Небольшой АВТОМОБИЛЬ БОЛЬШОЙ ДЕРЖАВЫ
Сберегал моря либо хотя бы реки, палатка, котелок, транзисторный приемник (у счастливчиков – рижская «Спидола»!) и, конечно, собственная машина: гимн автотуризму 1960-х. А может, и правда тут поблизости – скажем, вон за той сосной – ожидает романтическое приключение, а то и будущая судьба? Комедия «Три плюс два», где кроме пятерых одушевленных героев принципиальные роли играют «Волга» и «Запорожец», при всей наивно-сладкой искусственности дух эры отражала достаточно правильно.
Не беда, что микролитражный «Запорожец» тесноват и шумен, не слишком резв и не так чтобы уж очень надежен. Он ведь 1-ый! А впереди большая и светлая жизнь – твоя личная и страны, которая строит больше жилища, пусть пока компактного, а за пару месяцев до старта серийного 965-го даже запустила в космос живых существ – собачек Белку и Стрелку!
Естественно, будущее окажется не совсем таким, как виделось. «Запорожцы» еще долго-долго были не музейными экспонатами, а семейным транПодвескаом. А меняя владельцев, попадали, обычно, к тем, кто тоже только начинал авто жизнь. Сейчас «зазик» и их учил ездить, чинить, красить. Прошло еще много лет, до того как к «запорожцам» стали относиться как к забавным игрушкам, строя из них автомобили с откидным верхом, Подвескакупе, стретчи. Или – наконец! – как к раритетам. Естественно, многие расставались со старыми, совершенно уже не соответствующими ритму жизни «горбунами» без сожаления. Но теперь и они глядят на эту голубенькую машинку с улыбкой и светлой грустью. Наверняка, вспоминают первую любовь с ее экстазами, радостями, обидами и разочарованиями....
Русская НАРОДНАЯ
Серийное создание ЗАЗ-965 «Запорожец» начали в ноябре 1960 года. Мотор V4 развивал 23 л.с. при 4000 об/мин. С 1963-го выпускали модернизированный ЗАЗ-965А с мотором 27 л.с. Последний раз модель изменили в 1966-м, установив, в частности, 30-сильный движок. На экПодвеска в некоторые страны автомобиль шел под именованием «Ялта» (Jalta). На базе ЗАЗ-965 сделали несколько прототипов, в частности почтовый фургон 965С, а также семейство ЗАЗ-970 – фургон, пикап и минивэн вагонной сборки. Всего до 1969 года выстроили чуток более 322 тысяч машин.
Редакция благодарит за помощь в съемке Наталью Голованову и Павла Залазаева, а также мастерскую «Колеса истории» за предоставленный автомобиль.