ПОРТРЕТ НА ФОНЕ СЕМЕЙСТВА
ПОРТРЕТ НА ФОНЕ СЕМЕЙСТВА
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
/БЫЛОЕ
ПОРТРЕТ НА ФОНЕ СЕМЕЙСТВА
Знаменитая "ТАТРА" ЖИВЕТ РЯДОМ С НАМИ
Послевоенная Москва лицезрела всякие машины: стрекочущие, дымящие ДКВ (острословы расшифровывали: дурачина, кто придумал), прочные, безотказные БМВ, стильные "мерседесы", величавые "хорьхи". Но этот автомобиль смотрелся вторженцем даже не из другого мира, а с другой планетки. Обтекаемый кузов с диковинным плавником-килем на крыше, ветровое стекло из 3-х частей, три фары - не то дирижабль, не то катер. Прохожие просили открыть капот и с изумлением находили, что сзади (!) стоит V-образная "восьмерка" воздушного остывания...
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ
70 годов назад на заводе "Татра" в городке Копрживнице выстроили 1-ый макет с "аэродинамическим" - обтекаемым - кузовом. Для него шеф-конструктор компании Ганс Ледвинка избрал двухцилиндровый движок воздушного остывания - подобные агрегаты отлично зарекомендовали себя на прежних "татровских" моделях 11 и 12 (ЗР, 1998, № 4). Но мотор тут расположили сзади. Через два года появилась экспериментальная "Татра-V570", а на Английском мотор-шоу проявили модель 75 "Фицморис", нареченную так в честь английского дилера "Татры". Машина с V-образным 4-х цилиндровым "воздушником" имела достаточно обыденную наружность, как будто специально, чтоб больше изумить готовящейся сенсационной премьерой.
Она свершилась в Париже осенью 1934-го. "Татра-77" (таковой индекс получила дебютантка) поражала не только лишь необыкновенным, авангардным дизайном. Подвеска всех колес была независящая, на поперечных рессорах. Трехлитровый мотор V8 воздушного остывания мощностью 60 л. с. и четырехступная коробка с дифференциалом размещались в задней части просторного кузова.
За год выстроили всего 100 5 машин. Кого-либо отпугивала стоимость (модель, естественно, была недешевой), кого-либо - необычность конструкции. Последующую модернизированную версию "77а" оснастили 70-сильным мотором, несколько изменили кузов. Ледвинке и дизайнеру "Татры" Эриху Уберлакеру удалось довести на ней коэффициент аэродинамического сопротивления Сх до 0,212! Нестандартный вид дополняли панорамное, из 3-х частей, ветровое стеклом и 3-я фара. И все таки не "70 седьмая" стала верхушкой "Татры". Самой известной моделью, прославившей марку далековато за пределами Европы и удивившую послевоенную Москву, стала "Татра-87".
"Татру-87" понемногу собирали даже во время войны - машина пришлась по нраву германским офицерам. По драматичности судьбы в 1946-м как раз дюжиной "татр" оснастили подразделение английской разведки, которое разыскивало скрывающихся нацистских преступников.
Более всего прославил "восемьдесят седьмую" известный пробег испытателей и журналистов Иржи Ганзелки и Мирослава Зикмунда, где машина показала изумительную надежность и крепкость. В конце 1940-х они пересекли Африку с севера на юг, проехав там, где до "татровских" вообщем не катились авто колеса. Достигнув мыса Хорошей Надежды, путники телеграфировали в Прагу: "Воздушное остывание сохранило нам жизнь в пустыне".
Ганзелка и Зикмунд много путешествовали и позже, в том числе и по СССР, посетили редакцию "За рулем" (журнальчик публиковал их путные очерки). Кстати, движок "Татры-87" стал героем необыкновенного рекорда. Особый поезд с обтекаемым локомотивом, преодолевший в 1936-м 397 км от Праги до Братиславы с остановкой в Брно всего за 4 часа 51 минутку, был обустроен 2-мя "татровскими" V8.
Модель делали до 1950-го. Всего было собрано чуток больше 3000 машин: они разбежались по миру - от Швеции до Аргентины. На их ездили президенты Чехословакии Клемент Готвальд и Антонин Запотоцкий, звезды чешской эстрады, автомобиль попал даже в гараж известного кузовного маэстро Нуччо Бертоне. Один южноафриканский банкир предлагал Ганзелке и Зикмунду за "Татру" два "Линкольна".
Меньше подфартило младшей сестре "87-й" - модели 97. Выпуск дешевый машины с 40-сильной "четверкой" начали в 1937-м. 2-мя годами позднее ее выставили на Берлинском автомобильном салоне, а скоро сняли с производства. Поговаривали - по приказу Гитлера, посчитавшего чехословацкий автомобиль соперником "Фольксвагену".
В 1946-м появился макет "Татры-107" - наследницы "97-й". Машина вышла неудачной. Конструкторам пришлось советоваться с Ледвинкой, который в то время посиживал в кутузке (в годы оккупации он был директором завода). Доработанную модель под именованием "600 Татраплан" начали выпускать в 1947-м. 2-мя годами позднее кузовное ателье "Содомка" сделало единственный автомобиль с откидным верхом - в подарок И. В. Сталину на 70-летие. Кстати, генералиссимусу привезли и стандартную "87-ю" (машина Меркулова попалась на глаза и очень приглянулась Светлане Аллилуевой). Вобщем, сам "отец народов" к автомобилям был индифферентен.
"Татру-600" недолго выпускали в Млада-Болеславе на заводе "Шкода". Машина оказала на конструкторов завода такое воздействие, что несколько следующих десятилетий все легковые "шкоды" делали заднемоторными.
...Сначала лета 1941-го отец взял Рэма Меркулова в командировку в Белоруссию. Там столичный старшеклассник в первый раз увидел поразительный автомобиль, на котором ездил командующий военным округом. Это была "Татра-77". Рэм втюрился в машину с первого взора, но, естественно, никак не мог полагать, что спустя пару лет, в 1945-м, сам сядет за руль более совершенной "Татры-87". Автомобиль 1940 года попал в Москву из Германии совершенно новым, с пробегом всего... 34 км. После нудной тысячекилометровой обкатки Рэм удалил из-под двухкамерного карбюратора ограничитель и, выехав на пустынное шоссе, вдавил педаль акселератора в пол. Когда стрелка спидометра достигнула отметки 160 (!), будущий военный летчик скинул скорость: появилось чувство, что отрываешься от земли.
Устройство машины Рэм постигал сам, бывало, на горьком опыте. В один прекрасный момент по совету опытнейших шоферов залил в коробку свежайший нигрол. Стукнул мороз, задние колеса отказались вертеться - скоро агрегат пришлось перебирать. Коробку с отдельным маслонасосом необходимо было заправлять только моторным маслом...
..."Татра-87" отлично подходила для далеких путешествий. Мощнейший движок, просторный салон, в дополнительном багажнике за задним сидением умещался взрослый человек (испытано!). Единственный недочет - слабенькая "печка". Воздуха, нагреваемого выпускной системой, для наших зим мало. Зато летом в Крыму "Татра" гордо обходила закипавшие на серпантинах "победы" и "москвичи". На безлюдном черноморском берегу машину задержали пограничники, серьезно подозревая, что таковой "аппарат" способен уплыть за границу...
... После пробега за 200 тыщ на "87-й" поменяли поршневые кольца и расточили цилиндры (их на "Татре" можно снимать по одному). Токарь ворчал: "Что за цилиндры у ваших байков? Ни один резец не берет!"
Более сурового ремонта за полмиллиона км автомобиль не востребовал. Владелец время от времени меняет тормозные накладки и манжеты да обрабатывает шерстяной потолок... нафталином. Машина не растеряла ни ходовых свойств, ни возможности поражать даже вкусивших вкус автомобилистов диковинной конструкцией, базы которой в Копрживнице заложили 70 годов назад.
РЕДАКЦИЯ БЛАГОДАРИТ
РЭМА ВСЕВОЛОДОВИЧА МЕРКУЛОВА
ЗА ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ МАТЕРИАЛА.
Макет "Татра-V570" 1933 года (движок 2-цилиндровый, 855 см3).
"Татра-77" достигала 145 км/ч, расходуя в среднем 15 л бензина на 100 км.
"Татру-603" выпускали с 1956 по 1974 год. Несколько машин собрали специально для фаворитов соцстран. Белоснежную "Татру" Фиделя Кастро даже снабдили кондюком.
"Татра-87" в Африке. Этот рейд положил начало традиции, которую "татры" - сейчас уже грузовые - поддерживают по сию пору. А книжка Ганзелки и Зикмунда "Африка грез и реальности" о путешествии 1947-1948 гг. выдержала огромное количество переизданий, в том числе на российском, и также получила продолжение.
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
/БЫЛОЕ
ПОРТРЕТ НА ФОНЕ СЕМЕЙСТВА
Знаменитая "ТАТРА" ЖИВЕТ РЯДОМ С НАМИ
Послевоенная Москва лицезрела всякие машины: стрекочущие, дымящие ДКВ (острословы расшифровывали: дурачина, кто придумал), прочные, безотказные БМВ, стильные "мерседесы", величавые "хорьхи". Но этот автомобиль смотрелся вторженцем даже не из другого мира, а с другой планетки. Обтекаемый кузов с диковинным плавником-килем на крыше, ветровое стекло из 3-х частей, три фары - не то дирижабль, не то катер. Прохожие просили открыть капот и с изумлением находили, что сзади (!) стоит V-образная "восьмерка" воздушного остывания...
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ
70 годов назад на заводе "Татра" в городке Копрживнице выстроили 1-ый макет с "аэродинамическим" - обтекаемым - кузовом. Для него шеф-конструктор компании Ганс Ледвинка избрал двухцилиндровый движок воздушного остывания - подобные агрегаты отлично зарекомендовали себя на прежних "татровских" моделях 11 и 12 (ЗР, 1998, № 4). Но мотор тут расположили сзади. Через два года появилась экспериментальная "Татра-V570", а на Английском мотор-шоу проявили модель 75 "Фицморис", нареченную так в честь английского дилера "Татры". Машина с V-образным 4-х цилиндровым "воздушником" имела достаточно обыденную наружность, как будто специально, чтоб больше изумить готовящейся сенсационной премьерой.
Она свершилась в Париже осенью 1934-го. "Татра-77" (таковой индекс получила дебютантка) поражала не только лишь необыкновенным, авангардным дизайном. Подвеска всех колес была независящая, на поперечных рессорах. Трехлитровый мотор V8 воздушного остывания мощностью 60 л. с. и четырехступная коробка с дифференциалом размещались в задней части просторного кузова.
За год выстроили всего 100 5 машин. Кого-либо отпугивала стоимость (модель, естественно, была недешевой), кого-либо - необычность конструкции. Последующую модернизированную версию "77а" оснастили 70-сильным мотором, несколько изменили кузов. Ледвинке и дизайнеру "Татры" Эриху Уберлакеру удалось довести на ней коэффициент аэродинамического сопротивления Сх до 0,212! Нестандартный вид дополняли панорамное, из 3-х частей, ветровое стеклом и 3-я фара. И все таки не "70 седьмая" стала верхушкой "Татры". Самой известной моделью, прославившей марку далековато за пределами Европы и удивившую послевоенную Москву, стала "Татра-87".
"Татру-87" понемногу собирали даже во время войны - машина пришлась по нраву германским офицерам. По драматичности судьбы в 1946-м как раз дюжиной "татр" оснастили подразделение английской разведки, которое разыскивало скрывающихся нацистских преступников.
Более всего прославил "восемьдесят седьмую" известный пробег испытателей и журналистов Иржи Ганзелки и Мирослава Зикмунда, где машина показала изумительную надежность и крепкость. В конце 1940-х они пересекли Африку с севера на юг, проехав там, где до "татровских" вообщем не катились авто колеса. Достигнув мыса Хорошей Надежды, путники телеграфировали в Прагу: "Воздушное остывание сохранило нам жизнь в пустыне".
Ганзелка и Зикмунд много путешествовали и позже, в том числе и по СССР, посетили редакцию "За рулем" (журнальчик публиковал их путные очерки). Кстати, движок "Татры-87" стал героем необыкновенного рекорда. Особый поезд с обтекаемым локомотивом, преодолевший в 1936-м 397 км от Праги до Братиславы с остановкой в Брно всего за 4 часа 51 минутку, был обустроен 2-мя "татровскими" V8.
Модель делали до 1950-го. Всего было собрано чуток больше 3000 машин: они разбежались по миру - от Швеции до Аргентины. На их ездили президенты Чехословакии Клемент Готвальд и Антонин Запотоцкий, звезды чешской эстрады, автомобиль попал даже в гараж известного кузовного маэстро Нуччо Бертоне. Один южноафриканский банкир предлагал Ганзелке и Зикмунду за "Татру" два "Линкольна".
Меньше подфартило младшей сестре "87-й" - модели 97. Выпуск дешевый машины с 40-сильной "четверкой" начали в 1937-м. 2-мя годами позднее ее выставили на Берлинском автомобильном салоне, а скоро сняли с производства. Поговаривали - по приказу Гитлера, посчитавшего чехословацкий автомобиль соперником "Фольксвагену".
В 1946-м появился макет "Татры-107" - наследницы "97-й". Машина вышла неудачной. Конструкторам пришлось советоваться с Ледвинкой, который в то время посиживал в кутузке (в годы оккупации он был директором завода). Доработанную модель под именованием "600 Татраплан" начали выпускать в 1947-м. 2-мя годами позднее кузовное ателье "Содомка" сделало единственный автомобиль с откидным верхом - в подарок И. В. Сталину на 70-летие. Кстати, генералиссимусу привезли и стандартную "87-ю" (машина Меркулова попалась на глаза и очень приглянулась Светлане Аллилуевой). Вобщем, сам "отец народов" к автомобилям был индифферентен.
"Татру-600" недолго выпускали в Млада-Болеславе на заводе "Шкода". Машина оказала на конструкторов завода такое воздействие, что несколько следующих десятилетий все легковые "шкоды" делали заднемоторными.
...Сначала лета 1941-го отец взял Рэма Меркулова в командировку в Белоруссию. Там столичный старшеклассник в первый раз увидел поразительный автомобиль, на котором ездил командующий военным округом. Это была "Татра-77". Рэм втюрился в машину с первого взора, но, естественно, никак не мог полагать, что спустя пару лет, в 1945-м, сам сядет за руль более совершенной "Татры-87". Автомобиль 1940 года попал в Москву из Германии совершенно новым, с пробегом всего... 34 км. После нудной тысячекилометровой обкатки Рэм удалил из-под двухкамерного карбюратора ограничитель и, выехав на пустынное шоссе, вдавил педаль акселератора в пол. Когда стрелка спидометра достигнула отметки 160 (!), будущий военный летчик скинул скорость: появилось чувство, что отрываешься от земли.
Устройство машины Рэм постигал сам, бывало, на горьком опыте. В один прекрасный момент по совету опытнейших шоферов залил в коробку свежайший нигрол. Стукнул мороз, задние колеса отказались вертеться - скоро агрегат пришлось перебирать. Коробку с отдельным маслонасосом необходимо было заправлять только моторным маслом...
..."Татра-87" отлично подходила для далеких путешествий. Мощнейший движок, просторный салон, в дополнительном багажнике за задним сидением умещался взрослый человек (испытано!). Единственный недочет - слабенькая "печка". Воздуха, нагреваемого выпускной системой, для наших зим мало. Зато летом в Крыму "Татра" гордо обходила закипавшие на серпантинах "победы" и "москвичи". На безлюдном черноморском берегу машину задержали пограничники, серьезно подозревая, что таковой "аппарат" способен уплыть за границу...
... После пробега за 200 тыщ на "87-й" поменяли поршневые кольца и расточили цилиндры (их на "Татре" можно снимать по одному). Токарь ворчал: "Что за цилиндры у ваших байков? Ни один резец не берет!"
Более сурового ремонта за полмиллиона км автомобиль не востребовал. Владелец время от времени меняет тормозные накладки и манжеты да обрабатывает шерстяной потолок... нафталином. Машина не растеряла ни ходовых свойств, ни возможности поражать даже вкусивших вкус автомобилистов диковинной конструкцией, базы которой в Копрживнице заложили 70 годов назад.
РЕДАКЦИЯ БЛАГОДАРИТ
РЭМА ВСЕВОЛОДОВИЧА МЕРКУЛОВА
ЗА ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ МАТЕРИАЛА.
Макет "Татра-V570" 1933 года (движок 2-цилиндровый, 855 см3).
"Татра-77" достигала 145 км/ч, расходуя в среднем 15 л бензина на 100 км.
"Татру-603" выпускали с 1956 по 1974 год. Несколько машин собрали специально для фаворитов соцстран. Белоснежную "Татру" Фиделя Кастро даже снабдили кондюком.
"Татра-87" в Африке. Этот рейд положил начало традиции, которую "татры" - сейчас уже грузовые - поддерживают по сию пору. А книжка Ганзелки и Зикмунда "Африка грез и реальности" о путешествии 1947-1948 гг. выдержала огромное количество переизданий, в том числе на российском, и также получила продолжение.