ДУТАЯ МОЩЬ
ДУТАЯ МОЩЬ
ТЕХНИКА
/СЛОВА, СЛОВА...
ДУТАЯ МОЩЬ
СИСТЕМЫ НАДДУВА И ИХ ОСОБЕННОСТИ
ТЕКСТ / Миша ГЗОВСКИЙ
В один прекрасный момент услышал диалог торговца и покупателя, шумно обсуждавших плюсы купе "Мерседес-CLK". "А что за движок у него?" - поинтересовался клиент, вволю наглядевшись на кузов и полазив по салону. "Мотор - зверек! Турбованный", - с гордостью в голосе сказал торговец. И хотя его собеседника таковой ответ полностью устроил, многим он справедливо покажется неточным.
На массивных движках часто используют системы наддува, которые подают в цилиндры воздух под давлением, тем увеличивая его количество и в конечном итоге - мощность мотора (ЗР, 1997, № 8). Общие наименования этих систем - "компрессор" (compressor, по-немецки - kompressor) и почаще употребляемый синоним "нагнетатель" (charger) произошли от глаголов "сжимать" и "заполнять". Сейчас большая часть компаний употребляют два главных вида нагнетателей - механические и приводимые в действие отработавшими газами. У каждого свои достоинства и недочеты, определяющие область внедрения.
ПОД ГНЕТОМ КОМПРЕССОРА
"Mercedes", к примеру, уже издавна обусловился с выбором и устанавливает нагнетатели с механическим приводом на машины с бензиновыми движками, а турбокомпрессоры - на дизели. Дело в том, что у приводных (агрессивно связанных с валом мотора) нагнетателей давление наддува не находится в зависимости от оборотов, по этому машина стремительно реагирует на нажатие педали газа. В особенности ценно это качество при разгоне. Также в их активе простота конструкции. Но, естественно, есть и другая сторона медали: расход горючего у моторов, оборудованных нагнетателями с механическим приводом, выше, а КПД ниже, чем у движков с турбонаддувом. Что касается терминологии, то различные компании называют механические нагнетатели по-разному: более пользующиеся популярностью варианты "supercharger" либо "compressor". Никакого "турбо" здесь, естественно, нет.
С ЛОПАТКАМИ НАПЕРЕВЕС
Более всераспространенный вид наддува, обширно применяемый сейчас в дизелях и в бензиновых моторах, - турбонаддув. Отработавшие газы крутят турбину, а та, в свою очередь, приводит компрессор, нагнетающий свежайший воздух.
Выигрыш от турбокомпрессора (именуемого "turbocharger" либо просто "turbo") - существенное улучшение черт мотора за счет "дармовой" энергии. А вот мгновенного отклика и уж тем паче энергичной помощи на малых оборотах от турбокомпрессора ожидать никчемно; в самом общем случае он обеспечивает высочайший вращающий момент только при оборотах выше средних - в характеристике возникает провал, именуемый "турбоямой". (Вобщем, эту яму можно засыпать; не считая узнаваемых "лопат", передовые компании пробуют... подкрутку турбины особым скоростным электродвигателем.) Очередной минус - высочайшие требования к культуре производства и эксплуатации придирчивого турбокомпрессора.
В силу особенностей рабочего процесса дизельные движки лучше подходят для оснащения турбонаддувом, ежели бензиновые. Естественно, есть и другие типы наддува, к примеру с внедрением волнового обмена. Но сейчас о их вспоминают все пореже, предпочитая механические (распространение получили роторно-зубчатый типа "Рутс) и турбонагнетатели.
Таковой механический нагнетатель "Mercedes" ставит на бензиновые моторы.
Компрессор
Турбина
ТЕХНИКА
/СЛОВА, СЛОВА...
ДУТАЯ МОЩЬ
СИСТЕМЫ НАДДУВА И ИХ ОСОБЕННОСТИ
ТЕКСТ / Миша ГЗОВСКИЙ
В один прекрасный момент услышал диалог торговца и покупателя, шумно обсуждавших плюсы купе "Мерседес-CLK". "А что за движок у него?" - поинтересовался клиент, вволю наглядевшись на кузов и полазив по салону. "Мотор - зверек! Турбованный", - с гордостью в голосе сказал торговец. И хотя его собеседника таковой ответ полностью устроил, многим он справедливо покажется неточным.
На массивных движках часто используют системы наддува, которые подают в цилиндры воздух под давлением, тем увеличивая его количество и в конечном итоге - мощность мотора (ЗР, 1997, № 8). Общие наименования этих систем - "компрессор" (compressor, по-немецки - kompressor) и почаще употребляемый синоним "нагнетатель" (charger) произошли от глаголов "сжимать" и "заполнять". Сейчас большая часть компаний употребляют два главных вида нагнетателей - механические и приводимые в действие отработавшими газами. У каждого свои достоинства и недочеты, определяющие область внедрения.
ПОД ГНЕТОМ КОМПРЕССОРА
"Mercedes", к примеру, уже издавна обусловился с выбором и устанавливает нагнетатели с механическим приводом на машины с бензиновыми движками, а турбокомпрессоры - на дизели. Дело в том, что у приводных (агрессивно связанных с валом мотора) нагнетателей давление наддува не находится в зависимости от оборотов, по этому машина стремительно реагирует на нажатие педали газа. В особенности ценно это качество при разгоне. Также в их активе простота конструкции. Но, естественно, есть и другая сторона медали: расход горючего у моторов, оборудованных нагнетателями с механическим приводом, выше, а КПД ниже, чем у движков с турбонаддувом. Что касается терминологии, то различные компании называют механические нагнетатели по-разному: более пользующиеся популярностью варианты "supercharger" либо "compressor". Никакого "турбо" здесь, естественно, нет.
С ЛОПАТКАМИ НАПЕРЕВЕС
Более всераспространенный вид наддува, обширно применяемый сейчас в дизелях и в бензиновых моторах, - турбонаддув. Отработавшие газы крутят турбину, а та, в свою очередь, приводит компрессор, нагнетающий свежайший воздух.
Выигрыш от турбокомпрессора (именуемого "turbocharger" либо просто "turbo") - существенное улучшение черт мотора за счет "дармовой" энергии. А вот мгновенного отклика и уж тем паче энергичной помощи на малых оборотах от турбокомпрессора ожидать никчемно; в самом общем случае он обеспечивает высочайший вращающий момент только при оборотах выше средних - в характеристике возникает провал, именуемый "турбоямой". (Вобщем, эту яму можно засыпать; не считая узнаваемых "лопат", передовые компании пробуют... подкрутку турбины особым скоростным электродвигателем.) Очередной минус - высочайшие требования к культуре производства и эксплуатации придирчивого турбокомпрессора.
В силу особенностей рабочего процесса дизельные движки лучше подходят для оснащения турбонаддувом, ежели бензиновые. Естественно, есть и другие типы наддува, к примеру с внедрением волнового обмена. Но сейчас о их вспоминают все пореже, предпочитая механические (распространение получили роторно-зубчатый типа "Рутс) и турбонагнетатели.
Таковой механический нагнетатель "Mercedes" ставит на бензиновые моторы.
Компрессор
Турбина