СЛУШАЕМ ДЕТОНАЦИЮ
СЛУШАЕМ ДЕТОНАЦИЮ
КОМПАНИИ И РЫНКИ
/МИНИ-ЭКСПЕРТИЗА
СЛУШАЕМ ДЕТОНАЦИЮ
ЕЕ Страшатся ВСЕ Движки
ТЕКСТ / Миша КОЛОДОЧКИН
...В особенности те, что с высочайшей степенью сжатия. При детонации "глас" мотора, как понятно, меняет свою расцветку - в диапазоне частот возникает специфичная составляющая с высочайшей амплитудой ("гул"). Чтоб впору услышать его и сказать электрическому блоку управления, на блок цилиндров устанавливают датчик детонации. Его располагают с таким расчетом, чтоб он "прислушивался" к каждому из цилиндров. Понятно, если цилиндров много, будет нужно несколько датчиков, но под капотом "Волги" полностью управится датчик-одиночка, размещаемый на правой стороне блока. После обработки его сигналов электрические "мозги" мотора вырабатывают команды на изменение угла опережения зажигания. При всем этом неплохой процессор может высчитать смещение момента зажигания для каждого цилиндра в отдельности.
Пойдет речь о широкополосном датчике детонации GT305 и его забугорном аналоге компании "Бош". Ими комплектуют шестнадцатиклапанные моторы ЗМЗ-406 и некие модели вазовских впрысковых движков, к примеру, снаряженные каталитическими нейтрализаторами либо системами управления с контроллерами "Январь-5.1" и М 1.5.4 N (подробнее см. ЗР, 2000, № 3).
Устройство "волжского" датчика детонации показано на рис. 1, а пример его выходного сигнала - на рис. 2. Основная деталь датчика - пьезоэлемент, на выводах которого при механической деформации возникает напряжение. Сам по для себя пьезоэлемент довольно легкий, потому для полноты чувств на него давит увесистая шайба.
Вынудить близнецов раскрыть свои возможности оказалось нелегко - в ход пошли такие замысловатые определения, как "резонансная опора", "большая нагрузка" и "наибольшая декартова компонента"... Исправный датчик должен сохранять свою работоспособность при воздействии завышенной вибрации, иметь определенное значение электронной емкости и сопротивления изоляции, также показывать подходящую осевую чувствительность в определенных границах - ни больше ни меньше. Результаты испытаний сведены в протокол.
Ожидаемого "разнобоя" не вышло - уральское изделие ни в чем же не уступило именитому "германцу". Осталось вспомнить пятикратную разницу в стоимости и порадоваться за российского товаропроизводителя.
Рис. 1. Устройство датчика детонации GT305: 1 - штекер; 2 - изолятор; 3 - корпус; 4 - гайка; 5 - упругая шайба; 6 - инерционная шайба; 7 - пьезоэлемент; 8 - контактная пластинка.
Датчик GT305
(Уральский электромеханический завод).
Датчик 0261231046
компании "Бош".
Рис. 2. Черта датчика детонации (при неизменной частоте вращения коленвала). Красноватый цвет соответствует наличию детонации. Остается пропустить сигнал через полосовой фильтр, оценить его амплитуду и "посетовать" процессору - пусть воспринимает решение.
КОМПАНИИ И РЫНКИ
/МИНИ-ЭКСПЕРТИЗА
СЛУШАЕМ ДЕТОНАЦИЮ
ЕЕ Страшатся ВСЕ Движки
ТЕКСТ / Миша КОЛОДОЧКИН
...В особенности те, что с высочайшей степенью сжатия. При детонации "глас" мотора, как понятно, меняет свою расцветку - в диапазоне частот возникает специфичная составляющая с высочайшей амплитудой ("гул"). Чтоб впору услышать его и сказать электрическому блоку управления, на блок цилиндров устанавливают датчик детонации. Его располагают с таким расчетом, чтоб он "прислушивался" к каждому из цилиндров. Понятно, если цилиндров много, будет нужно несколько датчиков, но под капотом "Волги" полностью управится датчик-одиночка, размещаемый на правой стороне блока. После обработки его сигналов электрические "мозги" мотора вырабатывают команды на изменение угла опережения зажигания. При всем этом неплохой процессор может высчитать смещение момента зажигания для каждого цилиндра в отдельности.
Пойдет речь о широкополосном датчике детонации GT305 и его забугорном аналоге компании "Бош". Ими комплектуют шестнадцатиклапанные моторы ЗМЗ-406 и некие модели вазовских впрысковых движков, к примеру, снаряженные каталитическими нейтрализаторами либо системами управления с контроллерами "Январь-5.1" и М 1.5.4 N (подробнее см. ЗР, 2000, № 3).
Устройство "волжского" датчика детонации показано на рис. 1, а пример его выходного сигнала - на рис. 2. Основная деталь датчика - пьезоэлемент, на выводах которого при механической деформации возникает напряжение. Сам по для себя пьезоэлемент довольно легкий, потому для полноты чувств на него давит увесистая шайба.
Вынудить близнецов раскрыть свои возможности оказалось нелегко - в ход пошли такие замысловатые определения, как "резонансная опора", "большая нагрузка" и "наибольшая декартова компонента"... Исправный датчик должен сохранять свою работоспособность при воздействии завышенной вибрации, иметь определенное значение электронной емкости и сопротивления изоляции, также показывать подходящую осевую чувствительность в определенных границах - ни больше ни меньше. Результаты испытаний сведены в протокол.
Ожидаемого "разнобоя" не вышло - уральское изделие ни в чем же не уступило именитому "германцу". Осталось вспомнить пятикратную разницу в стоимости и порадоваться за российского товаропроизводителя.
Рис. 1. Устройство датчика детонации GT305: 1 - штекер; 2 - изолятор; 3 - корпус; 4 - гайка; 5 - упругая шайба; 6 - инерционная шайба; 7 - пьезоэлемент; 8 - контактная пластинка.
Датчик GT305
(Уральский электромеханический завод).
Датчик 0261231046
компании "Бош".
Рис. 2. Черта датчика детонации (при неизменной частоте вращения коленвала). Красноватый цвет соответствует наличию детонации. Остается пропустить сигнал через полосовой фильтр, оценить его амплитуду и "посетовать" процессору - пусть воспринимает решение.