ИЗОТТЫ - ОТ ВОСХОДА ДО ЗАКАТА
"ИЗОТТЫ" - ОТ ВОСХОДА ДО ЗАКАТА
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
/БЫЛОЕ
"ИЗОТТЫ" - ОТ ВОСХОДА ДО ЗАКАТА
ИЗ ИМЕН Хозяев ЭТИХ АВТОМОБИЛЕЙ МОЖНО СОСТАВИТЬ СПРАВОЧНИК ЗНАМЕНИТОСТЕЙ ХХ ВЕКА
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ
Судьба "Изотты-Фраскини-8" сродни славе звезд кино. Узреть ее хоть разок "заживо", где-нибудь у фешенебельного отеля было уже фортуной.
Билли Уайлдер - режиссер известного кинофильма "Бульвар Сансет" (бульвар заходящего солнца) - не случаем избрал конкретно "Изотту-Фраскини" на роль возлюбленной машины собственной героини. Большой автомобиль с отделкой из леопардовой кожи как нельзя лучше подходил голливудской звезде Норме Десмонд (Глория Свенсон), чья слава осталась в прошедшем. В 1950-м, когда "Бульвар Сансет" начал триумфальное шествие по экранам мира, в "Изотте-Фраскини" многие узрели собственного рода знак невозвратно ушедшей прелестной эры...
Ровно 100 годов назад юные миланцы Чезаре Изотта и Винченцо Фраскини выстроили собственный 1-ый автомобиль. В этом не было ничего необыкновенного: многие торговцы самодвижущимися колясками пробовали тогда стать фабрикантами. Изотта и братья Фраскини - Винченцо, Антонио и Оресте ранее пару лет небезуспешно продавали французские машины. Собственная конструкция, родившаяся в 1902-м, на самом деле была всего только копией маленького "Рено". История новоявленной марки могла бы окончиться на шаге первых проб - так бывало достаточно нередко. Но компаньоны показали незаурядную напористость и, равномерно наращивая создание, в 1904-м даже переехали в новое здание в пригороде Милана, на виа Монтероза. В будущем году ассистентом головного конструктора Джузеппе Стефанини назначили юного энергичного Джустино Катанео, который стал, что именуется, "мотором" компании. За маленький срок он разработал несколько новых моделей, в том числе гоночную "Изотту-Фраскини тип D" со 120-сильным движком объемом 17 (!) л.
К 1910 году три четверти машин продавали за границу, а Катанео создавал все новые модели - массивные и крепкие. Не считая того, завод преуспел в производстве движков для аэропланов и морских судов. Эта самая продукция позволила компании повстречать окончание войны в неплохой денежной форме.
В общем, жить бы да развиваться. Но Оресте Фраскини выдвинул идею выпускать всего только одну, но сильную, шикарную и дорогую модель, которая смогла бы прельстить самых богатых покупателей в мире. Проект, за реализацию которого взялся Катанео, стал прологом самой славной странички в истории "Изотты-Фраскини" и... началом ее краха.
Модель "типо 8" представили в
1919-м. Большой автомобиль (база - 3700 мм) оснастили самыми современными узлами. Рядная верхнеклапанная "восьмерка" с дюралевым блоком имела рабочий объем 5,9 л. Агрегат с 2-мя карбюраторами развивал всего 85 л. с., зато был надежен и очень тяговит. Тяжкий автомобиль (шасси весило 1450 кг, кузов, обычно, строили именитые спец мастерские) достигал 120 км/ч. В общем, у всеми признанной в то время "Испано-Сюизы" появился достойный соперник.
Кстати, конкретно в погоне за этой франко-испанской маркой в 1924-м после постройки приблизительно 400 экземпляров модели 8 на "Изотте-Фраскини-8А" подняли объем мотора до 7,3 л, а мощность (по различным оценкам) - до 110-120 л. с.
"Изотта-8А" стала самой вожделенной гостьей в VIP-гаражах. Консульства компании в столицах мира и, естественно, в Нью-Йорке напоминали иногда залы светских раутов. "Изотту" приобрели повелитель Румынии и шах Ирана, эфиопский монарх и повелитель Италии Умберто. Итальянские гиганты прописались в гаражах Папы Пия ХI, монакского княжеского дома Гримальди и голландского "короля маргарина" ван ден Берга. "Изотту-Фраскини" заполучил писатель Габриеле Д'Аннунцио и, естественно, большой любитель помпезной роскоши Бенито Муссолини.
В Штатах "изотты" также отыскали прекрасный сбыт. На их ездили газетный магнат Уильям Херст и звезда боксерского ринга Джек Демпси, а в Голливуде иметь "Изотту" стало просто неплохим тоном. Известный танцор и актер Рудольф Валентино использовал купе де вилль (кузов с открытой фронтальной частью, то же, что брогам) известной американской компании "Флитвуд". А в 1926-м ателье выстроило для кумира публики к тому же шикарный родстер. Правда, поездить на этом красавчике актер уже не успел. Владелицами итальянских машин были обожаемые зрителями Клара Боу и Глория Свенсон.
Для таких-то клиентов и сделали модификации "8AS Спинто" и "8ASS Супер Спинто" с моторами мощностью 130 и 160 л. с. Реклама утверждала, что версия 8ASS достигнет 160 км/ч с хоть каким, даже самым томным кузовом.
Известность марки не обошла стороной даже страну рабочих и фермеров. Вспомним: один из героев "Золотого теленка" Адам Козлевич предпочел бы "итальянку" иным именитым машинам. На "Изотте-Фраскини" ездил засол СССР в Италии, несколько таких автомобилей лицезрели и в Москве, пара из их служила в НКВД.
Построив около 950 машин 8А, компания, несмотря на экономический кризис, представила в 1931-м версию 8В со 160-сильным движком объемом 7,4 л. На автомобиль поставили английскую автоматическую коробку "Вильсон" с подготовительным выбором передачи, которая врубалась нажатием педали сцепления.
Как досадно бы это не звучало, финансовое положение компании к тому времени стало чертовским. В Европе и США неистовствовал кризис, сбыт дорогих авто свалился. А "палочки-выручалочки" в виде более дешевенькой и выгодной для таковой ситуации модели не было. Катанео, ставший директором компании, лихорадочно находил партнеров. Энтузиазм к престижной марке показал Генри Форд, но правительство Муссолини препятствовало альянсу итальянских компаний с иноземцами. В 1933-м Катанео покинул завод и создание модели 8В закончили на отметке 30 экземпляров. Годом позднее "Изотту-Фраскини" с кузовом ателье "Хупер" все-же выставили на Английском автомобильном салоне. Но гости смотрели на машину приблизительно как на сегодняшние концепт-кары: прекрасно, красиво, но никто на этом ездить не будет.
Завод не умер - продолжал делать авиа- и судовые движки, но казалось, что последняя страничка авто истории "Изотты-Фраскини" уже закрыта. И все таки легенда продолжала будоражить разумы: в 1942-м всекрете начали проектировать автомобиль, который, по плану создателей, вновь должен изумить мир. Модель "8С Монтероза" проявили публике в 1947-м. Под обтекаемым кузовом работы ателье "Загато" прятались V-образная "восьмерка" мощностью 125 л. с., расположенная в "корме", пятиступная коробка и независящие подвески всех колес. Компания заявляла наивысшую скорость 150-160 км/ч. Планировали выпускать до 10 различных кузовов. Машину возили по автосалонам, пробовали подобрать другие моторы... Но Европа нуждалась совершенно в других автомобилях, ну и у богатых янки появились другие кумиры.
"Изотта-Фраскини" и сейчас строит массивные судовые и тракторные движки. В 1993-м некоторый Джулиано Мальвино снова попробовал возродить авто славу марки. Но проект 8Т - купе и автомобиль с откидным верхом с узлами "Audi" - воплотился только в нескольких макетах. Вообщем, реанимация знаменитых марок пока не очень удается даже массивным концернам. Наверняка, не случаем. Заход солнца неизбежен, имена старенькых машин и ушедших актеров остаются в энциклопедиях, а новый денек рождает новых кумиров...
Управлять "Изоттой-Фраскини-8" (вверху) было нелегко. Вобщем, большинству хозяев не подобало рулить без помощи других, и они воспользовались услугами шоферов-профессионалов.
"Изотта-Фраскини-8А" 1924 года (понизу).
Родстер работы "Флитвуд", построенный для Рудольфа Валентино.
Последний блик славного созвездия - модель "8С Монтероза".
Модель 8А 1929 года с кузовом миланской компании "Кастагна".
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
/БЫЛОЕ
"ИЗОТТЫ" - ОТ ВОСХОДА ДО ЗАКАТА
ИЗ ИМЕН Хозяев ЭТИХ АВТОМОБИЛЕЙ МОЖНО СОСТАВИТЬ СПРАВОЧНИК ЗНАМЕНИТОСТЕЙ ХХ ВЕКА
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ
Судьба "Изотты-Фраскини-8" сродни славе звезд кино. Узреть ее хоть разок "заживо", где-нибудь у фешенебельного отеля было уже фортуной.
Билли Уайлдер - режиссер известного кинофильма "Бульвар Сансет" (бульвар заходящего солнца) - не случаем избрал конкретно "Изотту-Фраскини" на роль возлюбленной машины собственной героини. Большой автомобиль с отделкой из леопардовой кожи как нельзя лучше подходил голливудской звезде Норме Десмонд (Глория Свенсон), чья слава осталась в прошедшем. В 1950-м, когда "Бульвар Сансет" начал триумфальное шествие по экранам мира, в "Изотте-Фраскини" многие узрели собственного рода знак невозвратно ушедшей прелестной эры...
Ровно 100 годов назад юные миланцы Чезаре Изотта и Винченцо Фраскини выстроили собственный 1-ый автомобиль. В этом не было ничего необыкновенного: многие торговцы самодвижущимися колясками пробовали тогда стать фабрикантами. Изотта и братья Фраскини - Винченцо, Антонио и Оресте ранее пару лет небезуспешно продавали французские машины. Собственная конструкция, родившаяся в 1902-м, на самом деле была всего только копией маленького "Рено". История новоявленной марки могла бы окончиться на шаге первых проб - так бывало достаточно нередко. Но компаньоны показали незаурядную напористость и, равномерно наращивая создание, в 1904-м даже переехали в новое здание в пригороде Милана, на виа Монтероза. В будущем году ассистентом головного конструктора Джузеппе Стефанини назначили юного энергичного Джустино Катанео, который стал, что именуется, "мотором" компании. За маленький срок он разработал несколько новых моделей, в том числе гоночную "Изотту-Фраскини тип D" со 120-сильным движком объемом 17 (!) л.
К 1910 году три четверти машин продавали за границу, а Катанео создавал все новые модели - массивные и крепкие. Не считая того, завод преуспел в производстве движков для аэропланов и морских судов. Эта самая продукция позволила компании повстречать окончание войны в неплохой денежной форме.
В общем, жить бы да развиваться. Но Оресте Фраскини выдвинул идею выпускать всего только одну, но сильную, шикарную и дорогую модель, которая смогла бы прельстить самых богатых покупателей в мире. Проект, за реализацию которого взялся Катанео, стал прологом самой славной странички в истории "Изотты-Фраскини" и... началом ее краха.
Модель "типо 8" представили в
1919-м. Большой автомобиль (база - 3700 мм) оснастили самыми современными узлами. Рядная верхнеклапанная "восьмерка" с дюралевым блоком имела рабочий объем 5,9 л. Агрегат с 2-мя карбюраторами развивал всего 85 л. с., зато был надежен и очень тяговит. Тяжкий автомобиль (шасси весило 1450 кг, кузов, обычно, строили именитые спец мастерские) достигал 120 км/ч. В общем, у всеми признанной в то время "Испано-Сюизы" появился достойный соперник.
Кстати, конкретно в погоне за этой франко-испанской маркой в 1924-м после постройки приблизительно 400 экземпляров модели 8 на "Изотте-Фраскини-8А" подняли объем мотора до 7,3 л, а мощность (по различным оценкам) - до 110-120 л. с.
"Изотта-8А" стала самой вожделенной гостьей в VIP-гаражах. Консульства компании в столицах мира и, естественно, в Нью-Йорке напоминали иногда залы светских раутов. "Изотту" приобрели повелитель Румынии и шах Ирана, эфиопский монарх и повелитель Италии Умберто. Итальянские гиганты прописались в гаражах Папы Пия ХI, монакского княжеского дома Гримальди и голландского "короля маргарина" ван ден Берга. "Изотту-Фраскини" заполучил писатель Габриеле Д'Аннунцио и, естественно, большой любитель помпезной роскоши Бенито Муссолини.
В Штатах "изотты" также отыскали прекрасный сбыт. На их ездили газетный магнат Уильям Херст и звезда боксерского ринга Джек Демпси, а в Голливуде иметь "Изотту" стало просто неплохим тоном. Известный танцор и актер Рудольф Валентино использовал купе де вилль (кузов с открытой фронтальной частью, то же, что брогам) известной американской компании "Флитвуд". А в 1926-м ателье выстроило для кумира публики к тому же шикарный родстер. Правда, поездить на этом красавчике актер уже не успел. Владелицами итальянских машин были обожаемые зрителями Клара Боу и Глория Свенсон.
Для таких-то клиентов и сделали модификации "8AS Спинто" и "8ASS Супер Спинто" с моторами мощностью 130 и 160 л. с. Реклама утверждала, что версия 8ASS достигнет 160 км/ч с хоть каким, даже самым томным кузовом.
Известность марки не обошла стороной даже страну рабочих и фермеров. Вспомним: один из героев "Золотого теленка" Адам Козлевич предпочел бы "итальянку" иным именитым машинам. На "Изотте-Фраскини" ездил засол СССР в Италии, несколько таких автомобилей лицезрели и в Москве, пара из их служила в НКВД.
Построив около 950 машин 8А, компания, несмотря на экономический кризис, представила в 1931-м версию 8В со 160-сильным движком объемом 7,4 л. На автомобиль поставили английскую автоматическую коробку "Вильсон" с подготовительным выбором передачи, которая врубалась нажатием педали сцепления.
Как досадно бы это не звучало, финансовое положение компании к тому времени стало чертовским. В Европе и США неистовствовал кризис, сбыт дорогих авто свалился. А "палочки-выручалочки" в виде более дешевенькой и выгодной для таковой ситуации модели не было. Катанео, ставший директором компании, лихорадочно находил партнеров. Энтузиазм к престижной марке показал Генри Форд, но правительство Муссолини препятствовало альянсу итальянских компаний с иноземцами. В 1933-м Катанео покинул завод и создание модели 8В закончили на отметке 30 экземпляров. Годом позднее "Изотту-Фраскини" с кузовом ателье "Хупер" все-же выставили на Английском автомобильном салоне. Но гости смотрели на машину приблизительно как на сегодняшние концепт-кары: прекрасно, красиво, но никто на этом ездить не будет.
Завод не умер - продолжал делать авиа- и судовые движки, но казалось, что последняя страничка авто истории "Изотты-Фраскини" уже закрыта. И все таки легенда продолжала будоражить разумы: в 1942-м всекрете начали проектировать автомобиль, который, по плану создателей, вновь должен изумить мир. Модель "8С Монтероза" проявили публике в 1947-м. Под обтекаемым кузовом работы ателье "Загато" прятались V-образная "восьмерка" мощностью 125 л. с., расположенная в "корме", пятиступная коробка и независящие подвески всех колес. Компания заявляла наивысшую скорость 150-160 км/ч. Планировали выпускать до 10 различных кузовов. Машину возили по автосалонам, пробовали подобрать другие моторы... Но Европа нуждалась совершенно в других автомобилях, ну и у богатых янки появились другие кумиры.
"Изотта-Фраскини" и сейчас строит массивные судовые и тракторные движки. В 1993-м некоторый Джулиано Мальвино снова попробовал возродить авто славу марки. Но проект 8Т - купе и автомобиль с откидным верхом с узлами "Audi" - воплотился только в нескольких макетах. Вообщем, реанимация знаменитых марок пока не очень удается даже массивным концернам. Наверняка, не случаем. Заход солнца неизбежен, имена старенькых машин и ушедших актеров остаются в энциклопедиях, а новый денек рождает новых кумиров...
Управлять "Изоттой-Фраскини-8" (вверху) было нелегко. Вобщем, большинству хозяев не подобало рулить без помощи других, и они воспользовались услугами шоферов-профессионалов.
"Изотта-Фраскини-8А" 1924 года (понизу).
Родстер работы "Флитвуд", построенный для Рудольфа Валентино.
Последний блик славного созвездия - модель "8С Монтероза".
Модель 8А 1929 года с кузовом миланской компании "Кастагна".