«Лада 4?4» С постоянным выражением лица
«Лада 4?4», более популярная на  родине как «Нива», подверглась 2-ой за свою жизнь значимой модернизации. Достоинства освеженной машины оценил Сергей Мишин.
Cкорость на грунтовках ограничивается не автомобилем, а, скорее, благоразумием водителя.Сейчас скорость на грунтовках ограничивается не автомобилем, а, быстрее, благоразумием водителя.
ЧТО Тут ЛУЧШЕ?
Впервой «Ниву» ВАЗ-2121 модернизировали на пятнадцатом году жизни. Тогда, в 1993-м, ее сменила карбюраторная модель 21213, скоро превратившаяся во впрысковую 21214. В августе 2009-го началось создание «Нивы» третьего поколения (торговая марка – «Лада 4?4»). Сейчас пред нами «Лада 4?4 21214-046». Снаружи она та же, что и предшественница, а вот технических различий масса. Удалось сделать лучше ходовые свойства, выше комфорт, надежность, унифицированы некие узлы и Ремонт и эксплуатация с «Шевроле-Нива». О предварительных планах модернизации мы поведали еще годом ранее, в ЗР, 2008, № 9, – сейчас поглядим, что из задуманного воплотилось в железе.
Главный тормозной цилиндр и вакуумный усилитель увеличенной размерности позволили на 30% понизить усилие на педали, на 15% уменьшить ее рабочий ход. Голубий шланг – вентиляция раздаточной коробки, выведенная фактически под капот. Саму раздатку будут собирать на силиконовом герметике.Главный тормозной цилиндр и вакуумный усилитель увеличенной размерности позволили на 30% понизить усилие на педали, на 15% уменьшить ее рабочий ход. Голубий шланг – вентиляция раздаточной коробки, выведенная фактически под капот. Саму раздатку будут собирать на силиконовом герметике.
Напомним, что движок, сейчас соответственный нормам Евро III и Евро IV (в зависимости от комплектации), остался без суровых изменений – применили надежные прокладки с силиконовыми валиками и водяной насос с улучшенным сальником. Топливный фильтр перенесен под кузов – cтало меньше трубок, снизилась возможность пожара в моторном отсеке. Маховик, как и планировалось, – увеличенного до 215 мм поперечника. И, конечно же, сцепление Valeo совместно с рабочим цилиндром и автоматом регулировки свободного хода. В результате усилие на педали снижено на 40%, больше не нужна регулировка свободного хода по мере износа.
Повышенное внимание уделили согласованию черт фронтальной и задней подвесок. Увеличены энергоемкость и ресурс фронтальной подвески. Нижние шаровые опоры – 2123, верхние – 21214, у них кованый корпус и больший угол качания пальца. Следствием конфигураций стала расширенная до 1440 мм колея. Чтоб «расширить» динамические ходы подвески, на 10 мм укоротили буферы сжатия и отбоя. Модернизация ходовой части позволила сделать лучше маневренность, плавность хода и устойчивость – по сути, весь комплекс ездовых свойств «Нивы».
Продольные штанги моста сведены на 11 градусов – для увеличения курсовой стойкости на неровной и скользкой дороге и в поворотах. Этому же содействуют амортизаторы 21214, по характеристикам они приближены к «шеви-нивовским». Карданные валы – с улучшенными чертами, ужесточены требования к точности производства и дисбалансу. Топливный фильтр перенесен из моторного отсека под днище автомобиля.Продольные штанги моста сведены на 11 градусов – для увеличения курсовой стойкости на неровной и скользкой дороге и в поворотах. Этому же содействуют рессоры 21214, по чертам они приближены к «шеви-нивовским». Карданные валы – с усовершенствованными чертами, ужесточены требования к точности производства и дисбалансу. Топливный фильтр перенесен из моторного отдела под днище автомобиля.
На следующем шаге (через полгода-год) планируют ввести новые обивки дверей и боковин кузова, заднее сидение модифицированной конструкции с системой крепления детских сидений ISOFIX, ШРУСы в карданных валах и улучшенную звукоизоляцию салона.
ВДВИЖЕНИИ
1-ое, на что обращаешь внимание, – «легковая» педаль сцепления. Рывки и вибрации остались в прошлом, не нужно подгазовывать при троганье. Тормоза тоже поменялись к лучшему – стали легкими, хваткими и более действенными. Машина точно легче катится и будто резвее набирает скорость. Водители-испытатели подтверждают эти чувства. И добавляют: расход горючего в городском режиме стал приблизительно на литр меньше.
Механическая композиция устройств заменена электрической от «Самары», с дополнительными функциями: появились часы, указатель внешней температуры и вольтметр. Исключен ненадежный трос привода спидометра.Механическая композиция устройств заменена электрической от «Самары», с дополнительными функциями: появились часы, указатель внешней температуры и вольтметр. Исключен ненадежный трос привода спидометра.
Разительно стала лучше плавность хода: у машины появились прямо-таки кошачьи повадки, сейчас она ступает мягко, пряча в подвеске все маленькие выпуклости. Даже выбоины средних размеров проходит без толчков, обозначая их только хлопком колеса. А главное – пропал заброс задней оси. Из-за него прежняя машина в поворотах часто уходила с траектории. Зато освеженная держит дорогу, будто бы ей нарастили базу.
Задние рессоры сейчас размещены поближе к вертикали, как на «Шевроле-Нива».Задние рессоры сейчас размещены поближе к вертикали, как на «Шевроле-Нива».
Фактически пропала вибрация от карданных валов и трансмиссии. Напомню, что ранее докучал резонансный пик вибраций при 90 км/ч – на данный момент его нет. Единственное замечание по шуму: при оборотах около 4000 начинает бубнить глушитель. На пятой передаче это соответствует несвойственной для наших дорог скорости 140 км/ч. Если держать чуток ниже, можно беседовать не напрягая голоса.
В передней подвеске новые нижние рычаги с осями поперечником 18 мм и большими сайлент-блоками. Управляющие тяги 2123 – для оптимизации кинематики трапеции и унификации. Поворотные кулаки и ступицы унифицированы с деталями «Шевроле-Нива», кастер увеличен до 3 градусов. Пружины 21214 на 7 мм длиннее прежних 2121, соответственно приподнялся передок машины. Амортизаторы 21214 (Скопин) – более жесткие на сжатие. Управляющее управление – с гидроусилителем.В фронтальной подвеске новые нижние рычаги с осями поперечником 18 мм и большенными сайлент-блоками. Управляющие тяги 2123 – для оптимизации кинематики трапеции и унификации. Поворотные кулаки и ступицы унифицированы с деталями «Шевроле-Нива», кастер увеличен до 3 градусов. Пружины 21214 на 7 мм длиннее прежних 2121, соответственно приподнялся передок машины. Рессоры 21214 (Скопин) – более жесткие на сжатие. Рулевое – с гидроусилителем.
На грунтовке понимаешь: конкретно тут родная стихия машины! Даже по неровной дороге удается ехать достаточно стремительно и комфортно. Если для «двести четырнадцатой» рабочей была 3-я передача, то здесь еще почаще включаешь четвертую, а то и пятую. На крупных неровностях при переборе скорости машина все же подпрыгивает, но, приземляясь, не переходит, как до этого, в галоп с активной раскачкой передка, а надежно держится за дорогу. По асфальту идет ровно, в поворотах не рыскает, на гребенке не срывает задок в занос.
Главное достоинство более большого подфарника – плотность.Главное достоинство более большого подфарника – плотность.
На бездорожье снова убеждаешься в «правильности» работы сцепления – момент включения отлично ощущается, что здорово упрощает троганье в вязких и сыпучих грунтах. И в том, что передняя и задняя подвески обеспечивают надежный контакт колес с грунтом в начальной фазе диагонально вывешивания.
Всегда считал, что «Нива» провезет тебя везде, где хватит смелости проехать. Сейчас добавлю: скорость на грунтовках ограничивается не автомобилем, а, скорее, благоразумием водителя. г.