Простая ДИАГНОСТИКА ЧТО СТУЧИТ?
Простая ДИАГНОСТИКА: ЧТО СТУЧИТ?
КЛУБ
Автовладельцев
Простая ДИАГНОСТИКА: ЧТО СТУЧИТ?
Исправный автомобиль должен работать тихо. А если из-под капота и слышно "журчание" мотора, то лучше, чтоб оно было ровненьким, без вызывающих звуков: свиста, визга, скрежета и, в особенности, стука. Но сплошь и рядом встречаются машины конкретно с такими вот звуковыми эффектами. О том, что за этим может последовать,
размышляет Андрей ЛАДЫГИН.
Многие водители, обратив внимание на необыкновенный звук, проявляют известное беспокойство, но, выяснив скоро, что на скорость это не оказывает влияние, так и продолжают ездить. Смеем заверить - до поры до времени. Даже плохо закрепленная крышка воздухофильтра, соскочив в конце концов со собственных шпилек, может такового натворить! А поэтому лучше все таки выявить и убрать причину странноватых звуков, не откладывая это в длинный ящик.
Итак, что все-таки может в машине стучать, скрипеть, визжать?
Совершенно
НЕ СОЛОВЬИНАЯ ТРЕЛЬ
Свист в большинстве случаев носит аэродинамический нрав, другими словами возникает при движении с определенной скоростью и усиливается, когда она растет. "Свистеть" могут антенна, багажник на крыше либо перевозимый на нем груз. Если эти предпосылки исключены, но свист докучает, отыскать его источник будет труднее. Проверьте плотность прилегания дверей к кузову, соединения и надежность крепления декоративных деталей передка, поглядите, нет ли висячих на "пути" воздуха проводов. Время от времени в передке обнаруживаешь отверстия, предназначение которых остается загадкой: все нужные приборы (фары, подфарники, "поворотники", звуковой сигнал и др.) как бы на месте, а для вентиляции эти дырочки очень уж малы. Заклейте их изолентой, воткните в их винты с гайками либо подходящие пластмассовые пистоны - полностью может быть, что раздражающий свист пропадет.
Другое дело, если звук проявляется не на скорости, а отлично слышен даже при низких оборотах холостого хода. В поисках его источника соблюдайте осторожность: разрушить руку вращающейся крыльчаткой вентилятора либо шкивом приводного ремня можно совсем внезапно. А здесь еще высоковольтные провода... В особенности небезопасно совать голову в моторный отдел, пока движок не выключен. Словом, пытайтесь быть осторожными.
При открытом капоте источник свиста обычно сходу выдает себя. Если же нет, рекомендуем проверить состояние и натяжение всех конусновидных ремней: не проскальзывают ли в ручьях шкивов, не замаслены ли они, не перекручены ли. Если начинающему водителю досталась очень старая машина, он может стать очевидцем того, как резинотканевый ремень способен равномерно "проесть" железные шкивы чуть не до дыр. В ручье, утратившем клиновидное сечение, ремень наверное будет проскальзывать и свистеть.
Другой вероятный источник свиста - подшипники качения подвесных агрегатов: генератора, водяного насоса, а на импортных машинах - к тому же гидроусилителя руля либо насоса кондюка. Утратившие смазку подшипники "просвистят" недолго - скоро они начнут издавать резкий визг, за которым последует их разрушение. Неисправные выявить нетрудно: довольно снять ремень, приводящий данный агрегат, и пустить движок. Исчезновение свиста даст подсказку, что несмазанные подшипники, например, помпы вы обусловили правильно. Но этот метод проверки исключен для машин, у каких помпа приводится в действие зубчатым ремнем привода распредвала ("Самара", "Ока", "Таврия", " Опель Кадет", " Фольксваген Гольф II" и др.). Износ подшипников тут можно проверить, сняв ремень и провернув помпу за шкив рукою. Она должна проворачиваться просто и беззвучно.
Конструкция подшипников в большинстве такая, что без разборки агрегата восполнить смазку нереально. Вобщем, снятый подшипник лучше поменять новым - он прослужит подольше старенького со свежайшей смазкой.
А вот нетипичный случай. Проявившийся на движке "Запорожца" осенью, когда похолодало, свист пропал сам собой, когда поменяли густое моторное масло на "жигулевское" всесезонное. Видимо, густая смазка не поступала к шариковому подшипнику балансирного механизма.
ЭТИ
"Некорректные ПЧЕЛЫ"
Жужжание, зудящие звуки могут быть вызваны очень очень натянутыми приводными ремнями подвесных агрегатов. Бывалые обладатели "самар" знают, что зубчатый ремень привода распредвала начинает прямо-таки реветь при перетяжке. На высочайшей нотке может вопить и стартер, шестерня которого не вышла из зацепления с зубчатым венцом маховика. Как правило это кончается аварийной поломкой - "разносом" стартера. Обращаем внимание новичков и неопытных, выезжающих в путь с таким недостатком: в последующий раз вы уже не можете пустить машину стартером.
И еще кое-что для "чайников". До сего времени можно услышать, что электровентилятор системы остывания врубается в работу только при перегреве мотора. Заверяем (хотелось бы веровать, в последний раз), что это заблуждение и пугаться звука работающего пропеллера совсем не стоит - если только он за время эксплуатации машины не стал издавать громкий вой либо визг. В данном случае моторчик нужно снять, чтоб отремонтировать либо поменять.
Интенсивно шуметь на ходу могут и близко расположенные, но не закрепленные агрессивно железные Ремонт и эксплуатация: оболочки тросиков, тормозные трубки и топливопроводы, а время от времени и просто утратившие крепежный элемент части. Плохо закрепленная "защита" картера на хоть какой из российских машин также может вибрировать и даже бряцать. В один прекрасный момент на "Москвиче" "запела" крышка воздушного фильтра (открутилась гайка крепления) - как будто под капотом бензопилу включили... На "тавриях" часто "напевают" штампованный из металла либо пластмассовый кожух плоскозубчатого ремня, также железная облицовка передка.
КАНИСТРА?
ПОДВЕСКА?! КОЛЕНВАЛ??!
Запомните правило: какой бы безопасной либо даже забавнй ни казалась вам причина стука, не определив ее, не продолжайте движения. Не раз стращали нас пустые канистры, домкрат, насос, чего-нибудть из инструментов, прыгающих по пустому багажнику, либо запасное колесо, небережно туда брошенное. Но время от времени стук, приписанный канистре, оборачивался очень суровыми неприятностями. Что бы вы произнесли, к примеру, по поводу ослабленного крепления бензобака, пусть он и заполнен чуть на четверть?
Найдя причину стука, обязательно убрите ее. Время от времени, вобщем, диагностировать это тяжело: на ходу стучит, а остановишься - "молчит". В особенности каверзна подвеска - не у всякого водителя хватит сил так раскачать машину, как она сама себя раскачивает на неровной дороге. Представьте, что у вас плохо закреплен аккумулятор: на ходу он будет прямо-таки прыгать, но сколько бы вы ни качали стоящую машину за крыло, он даже не шелохнется. Кстати, стучит он глухо, можно и не поймать в общем шуме езды, но смотреть за его крепежом нужно повсевременно: вибрация и толчки не продлевают срок службы батареи.
Всем понятно, что неисправные рессоры стучат. А вот создателю довелось как-то больше двухсотен км проехать, пока он в конце концов нашел причину противного гулкого "молоточка" откуда-то впереди. "Повинна" была ослабленная гайка штока амортизатора (на "Таврии"). Покачивание кузова за крыло ничего не показало (и логично), так что пришлось подвергнуть ревизии рычаги подвески, их сайлент-блоки, даже шаровую опору. Недостаток нашелся совсем случаем... В другой раз ослабела затяжка обеих гаек фронтальных ступиц. Этот стук не выявить даже энергичным покачиванием колеса в вертикальной плоскости - нужно попробовать подтянуть гайку или подергать за полуось (которую на переднеприводных машинах принято именовать ШРУСом).
Трещинкы в деталях подвески, износ резинометаллических шарниров (сайлент-блоков) поначалу проявляется скрипом и скрежетом. Заметив это, не доводите дело до полного их разрушения: трещинку можно хотя бы временно заварить в хоть какой придорожной мастерской, а сломанную деталь поскорее поменять.
УДАР,
ЕЩЕ УДАР...
Достаточно частая причина стука (точнее сказать, грохота) из-под капота - разрушение одной из опор агрегата. В январском номере сегодняшнего года мы писали о подмене "подушки" мотора на "Мерседесе" ("Агрессивно спать", стр. 121), а в этом номере - о последствиях разрушения правой опоры мотора на VAZ 2108, 2109 ("Самара" очами механика", стр. 107). Есть и другие примеры. Обладатель "Таврии" был озадачен странноватым стуком (точнее, ударом) при троганье автомобиля с места. Так проявилось отсоединение правой опоры мотора от кузова: отклоняясь по инерции вспять, мотор ударялся корпусом воздушного фильтра о щиток передка. Когда недостаток, в конце концов, вскрылся, пришлось к тому же помятую "кастрюлю" поменять. А ах так проявило себя разрушение задней опоры агрегата на "Запорожце" (хотя, на самом деле, она является фронтальной...) - при выжиме сцепления машина как будто бы получала наисильнейший "пинок под зад". Недостаток убрали, подложив заместо штатной "подушки" толстое резиновое кольцо... от холодильника (амортизатор компрессора) - ничего, служит уже не одну сотку км.
Более суровую опасность представляет стук работающего мотора. В руководствах по эксплуатации российских автомобилей часто тщательно описывается, как распознать стук изношенных коренных либо шатунных вкладышей, поршней, клапанного механизма и др. Не думаю, что средний автомобилист должен верно различать стуки - довольно держать в голове, что хоть какой из их потенциально небезопасен.
Понятно, что основной признак скорой кончины мотора - горение лампы аварийного давления масла на любом из режимов работы. Показавшийся при всем этом ясный стук - уже не предупреждение, а требование немедля тормознуть и больше не пускать движок до разборки и ремонта. Многие покупались на том, что, малость остыв, движок начинал стучать наименее ясно, даже сохранял подобие давления в масляной магистрали (лампочка-"масленка" время от времени угасала). Обычно, за этим следовало разрушение либо заклинивание деталей. Если же сходу закончить пробы запуска и эксплуатации машины, можно малость сберечь на ремонте.
Но бывают случаи, когда лампочка не пылает, а сторонний звук в движке все таки слышен. Что ж, есть в моторе Ремонт и эксплуатация, которые не "завязаны" впрямую на систему смазки. Встречаются, к примеру, случаи ослабления крепления маховика. Поршни и клапанный механизм при износе также навряд ли "зажгут" лампочку, но могут заявить о для себя довольно звучно. Но это не нужно путать с прохладным ("утренним") перестуком клапанов в движках, оборудованных гидрокомпенсаторами. Тут после прогрева перестук должен пропасть. Итак: в случаях возникновения стука сразу с падением давления в системе смазки движок нужно неоспоримо останавливать, а при сохранении давления можно еще некое время проехать - до наиблежайшего сервиса, где узнать причину.
Отыщите -
СЭКОНОМИТЕ
Из нетривиальных случаев стука известны, к примеру, такие. У обладателя "Жигулей" расслоился ремень привода помпы и генератора. Образовавшийся "хвостик" звонко стучал о защиту картера. О неисправности шофер додумался только по маленьким частичкам резины, которыми покрылось подкапотное место,- а желал уже было мотор разбирать. А один обладатель "Запорожца", услышав стук мотора в пути, нашел, что с торца стержня 1-го из выпускных клапанов слетела "шапочка", отчего клапанный зазор вырос сходу в пару раз. Но, невзирая на то, что клапан практически закончил раскрываться, мотор почему-либо не растерял в мощности и продолжал как ни в чем же не бывало катить груженую машину со скоростью около 90 км/ч. Вобщем, водителю улыбнулась фортуна: злосчастная "шапочка" не успела закупорить отверстие для стока масла из головки цилиндров в картер. Так, впору обратив внимание на стук из-под капота, удалось предупредить вправду суровые поломки и дорогостоящий ремонт.
Некие произнесут: "Снова о "Запорожце"! А у меня "Форд"... Тем читателям, которые откладывают статью в сторону, если речь в ней идет не непосредственно об их моделях, хотелось бы сказать: схожие узлы и Ремонт и эксплуатация есть на многих автомобилях, так что при желании несложно провести подходящую аналогию.
...Весна на дворе. Все мы заждались ее и рвемся ездить, ездить, ездить. Счастливого пути! Но не забудьте, что он должен быть без стуков, скрипов, свистов.
КЛУБ
Автовладельцев
Простая ДИАГНОСТИКА: ЧТО СТУЧИТ?
Исправный автомобиль должен работать тихо. А если из-под капота и слышно "журчание" мотора, то лучше, чтоб оно было ровненьким, без вызывающих звуков: свиста, визга, скрежета и, в особенности, стука. Но сплошь и рядом встречаются машины конкретно с такими вот звуковыми эффектами. О том, что за этим может последовать,
размышляет Андрей ЛАДЫГИН.
Многие водители, обратив внимание на необыкновенный звук, проявляют известное беспокойство, но, выяснив скоро, что на скорость это не оказывает влияние, так и продолжают ездить. Смеем заверить - до поры до времени. Даже плохо закрепленная крышка воздухофильтра, соскочив в конце концов со собственных шпилек, может такового натворить! А поэтому лучше все таки выявить и убрать причину странноватых звуков, не откладывая это в длинный ящик.
Итак, что все-таки может в машине стучать, скрипеть, визжать?
Совершенно
НЕ СОЛОВЬИНАЯ ТРЕЛЬ
Свист в большинстве случаев носит аэродинамический нрав, другими словами возникает при движении с определенной скоростью и усиливается, когда она растет. "Свистеть" могут антенна, багажник на крыше либо перевозимый на нем груз. Если эти предпосылки исключены, но свист докучает, отыскать его источник будет труднее. Проверьте плотность прилегания дверей к кузову, соединения и надежность крепления декоративных деталей передка, поглядите, нет ли висячих на "пути" воздуха проводов. Время от времени в передке обнаруживаешь отверстия, предназначение которых остается загадкой: все нужные приборы (фары, подфарники, "поворотники", звуковой сигнал и др.) как бы на месте, а для вентиляции эти дырочки очень уж малы. Заклейте их изолентой, воткните в их винты с гайками либо подходящие пластмассовые пистоны - полностью может быть, что раздражающий свист пропадет.
Другое дело, если звук проявляется не на скорости, а отлично слышен даже при низких оборотах холостого хода. В поисках его источника соблюдайте осторожность: разрушить руку вращающейся крыльчаткой вентилятора либо шкивом приводного ремня можно совсем внезапно. А здесь еще высоковольтные провода... В особенности небезопасно совать голову в моторный отдел, пока движок не выключен. Словом, пытайтесь быть осторожными.
При открытом капоте источник свиста обычно сходу выдает себя. Если же нет, рекомендуем проверить состояние и натяжение всех конусновидных ремней: не проскальзывают ли в ручьях шкивов, не замаслены ли они, не перекручены ли. Если начинающему водителю досталась очень старая машина, он может стать очевидцем того, как резинотканевый ремень способен равномерно "проесть" железные шкивы чуть не до дыр. В ручье, утратившем клиновидное сечение, ремень наверное будет проскальзывать и свистеть.
Другой вероятный источник свиста - подшипники качения подвесных агрегатов: генератора, водяного насоса, а на импортных машинах - к тому же гидроусилителя руля либо насоса кондюка. Утратившие смазку подшипники "просвистят" недолго - скоро они начнут издавать резкий визг, за которым последует их разрушение. Неисправные выявить нетрудно: довольно снять ремень, приводящий данный агрегат, и пустить движок. Исчезновение свиста даст подсказку, что несмазанные подшипники, например, помпы вы обусловили правильно. Но этот метод проверки исключен для машин, у каких помпа приводится в действие зубчатым ремнем привода распредвала ("Самара", "Ока", "Таврия", " Опель Кадет", " Фольксваген Гольф II" и др.). Износ подшипников тут можно проверить, сняв ремень и провернув помпу за шкив рукою. Она должна проворачиваться просто и беззвучно.
Конструкция подшипников в большинстве такая, что без разборки агрегата восполнить смазку нереально. Вобщем, снятый подшипник лучше поменять новым - он прослужит подольше старенького со свежайшей смазкой.
А вот нетипичный случай. Проявившийся на движке "Запорожца" осенью, когда похолодало, свист пропал сам собой, когда поменяли густое моторное масло на "жигулевское" всесезонное. Видимо, густая смазка не поступала к шариковому подшипнику балансирного механизма.
ЭТИ
"Некорректные ПЧЕЛЫ"
Жужжание, зудящие звуки могут быть вызваны очень очень натянутыми приводными ремнями подвесных агрегатов. Бывалые обладатели "самар" знают, что зубчатый ремень привода распредвала начинает прямо-таки реветь при перетяжке. На высочайшей нотке может вопить и стартер, шестерня которого не вышла из зацепления с зубчатым венцом маховика. Как правило это кончается аварийной поломкой - "разносом" стартера. Обращаем внимание новичков и неопытных, выезжающих в путь с таким недостатком: в последующий раз вы уже не можете пустить машину стартером.
И еще кое-что для "чайников". До сего времени можно услышать, что электровентилятор системы остывания врубается в работу только при перегреве мотора. Заверяем (хотелось бы веровать, в последний раз), что это заблуждение и пугаться звука работающего пропеллера совсем не стоит - если только он за время эксплуатации машины не стал издавать громкий вой либо визг. В данном случае моторчик нужно снять, чтоб отремонтировать либо поменять.
Интенсивно шуметь на ходу могут и близко расположенные, но не закрепленные агрессивно железные Ремонт и эксплуатация: оболочки тросиков, тормозные трубки и топливопроводы, а время от времени и просто утратившие крепежный элемент части. Плохо закрепленная "защита" картера на хоть какой из российских машин также может вибрировать и даже бряцать. В один прекрасный момент на "Москвиче" "запела" крышка воздушного фильтра (открутилась гайка крепления) - как будто под капотом бензопилу включили... На "тавриях" часто "напевают" штампованный из металла либо пластмассовый кожух плоскозубчатого ремня, также железная облицовка передка.
КАНИСТРА?
ПОДВЕСКА?! КОЛЕНВАЛ??!
Запомните правило: какой бы безопасной либо даже забавнй ни казалась вам причина стука, не определив ее, не продолжайте движения. Не раз стращали нас пустые канистры, домкрат, насос, чего-нибудть из инструментов, прыгающих по пустому багажнику, либо запасное колесо, небережно туда брошенное. Но время от времени стук, приписанный канистре, оборачивался очень суровыми неприятностями. Что бы вы произнесли, к примеру, по поводу ослабленного крепления бензобака, пусть он и заполнен чуть на четверть?
Найдя причину стука, обязательно убрите ее. Время от времени, вобщем, диагностировать это тяжело: на ходу стучит, а остановишься - "молчит". В особенности каверзна подвеска - не у всякого водителя хватит сил так раскачать машину, как она сама себя раскачивает на неровной дороге. Представьте, что у вас плохо закреплен аккумулятор: на ходу он будет прямо-таки прыгать, но сколько бы вы ни качали стоящую машину за крыло, он даже не шелохнется. Кстати, стучит он глухо, можно и не поймать в общем шуме езды, но смотреть за его крепежом нужно повсевременно: вибрация и толчки не продлевают срок службы батареи.
Всем понятно, что неисправные рессоры стучат. А вот создателю довелось как-то больше двухсотен км проехать, пока он в конце концов нашел причину противного гулкого "молоточка" откуда-то впереди. "Повинна" была ослабленная гайка штока амортизатора (на "Таврии"). Покачивание кузова за крыло ничего не показало (и логично), так что пришлось подвергнуть ревизии рычаги подвески, их сайлент-блоки, даже шаровую опору. Недостаток нашелся совсем случаем... В другой раз ослабела затяжка обеих гаек фронтальных ступиц. Этот стук не выявить даже энергичным покачиванием колеса в вертикальной плоскости - нужно попробовать подтянуть гайку или подергать за полуось (которую на переднеприводных машинах принято именовать ШРУСом).
Трещинкы в деталях подвески, износ резинометаллических шарниров (сайлент-блоков) поначалу проявляется скрипом и скрежетом. Заметив это, не доводите дело до полного их разрушения: трещинку можно хотя бы временно заварить в хоть какой придорожной мастерской, а сломанную деталь поскорее поменять.
УДАР,
ЕЩЕ УДАР...
Достаточно частая причина стука (точнее сказать, грохота) из-под капота - разрушение одной из опор агрегата. В январском номере сегодняшнего года мы писали о подмене "подушки" мотора на "Мерседесе" ("Агрессивно спать", стр. 121), а в этом номере - о последствиях разрушения правой опоры мотора на VAZ 2108, 2109 ("Самара" очами механика", стр. 107). Есть и другие примеры. Обладатель "Таврии" был озадачен странноватым стуком (точнее, ударом) при троганье автомобиля с места. Так проявилось отсоединение правой опоры мотора от кузова: отклоняясь по инерции вспять, мотор ударялся корпусом воздушного фильтра о щиток передка. Когда недостаток, в конце концов, вскрылся, пришлось к тому же помятую "кастрюлю" поменять. А ах так проявило себя разрушение задней опоры агрегата на "Запорожце" (хотя, на самом деле, она является фронтальной...) - при выжиме сцепления машина как будто бы получала наисильнейший "пинок под зад". Недостаток убрали, подложив заместо штатной "подушки" толстое резиновое кольцо... от холодильника (амортизатор компрессора) - ничего, служит уже не одну сотку км.
Более суровую опасность представляет стук работающего мотора. В руководствах по эксплуатации российских автомобилей часто тщательно описывается, как распознать стук изношенных коренных либо шатунных вкладышей, поршней, клапанного механизма и др. Не думаю, что средний автомобилист должен верно различать стуки - довольно держать в голове, что хоть какой из их потенциально небезопасен.
Понятно, что основной признак скорой кончины мотора - горение лампы аварийного давления масла на любом из режимов работы. Показавшийся при всем этом ясный стук - уже не предупреждение, а требование немедля тормознуть и больше не пускать движок до разборки и ремонта. Многие покупались на том, что, малость остыв, движок начинал стучать наименее ясно, даже сохранял подобие давления в масляной магистрали (лампочка-"масленка" время от времени угасала). Обычно, за этим следовало разрушение либо заклинивание деталей. Если же сходу закончить пробы запуска и эксплуатации машины, можно малость сберечь на ремонте.
Но бывают случаи, когда лампочка не пылает, а сторонний звук в движке все таки слышен. Что ж, есть в моторе Ремонт и эксплуатация, которые не "завязаны" впрямую на систему смазки. Встречаются, к примеру, случаи ослабления крепления маховика. Поршни и клапанный механизм при износе также навряд ли "зажгут" лампочку, но могут заявить о для себя довольно звучно. Но это не нужно путать с прохладным ("утренним") перестуком клапанов в движках, оборудованных гидрокомпенсаторами. Тут после прогрева перестук должен пропасть. Итак: в случаях возникновения стука сразу с падением давления в системе смазки движок нужно неоспоримо останавливать, а при сохранении давления можно еще некое время проехать - до наиблежайшего сервиса, где узнать причину.
Отыщите -
СЭКОНОМИТЕ
Из нетривиальных случаев стука известны, к примеру, такие. У обладателя "Жигулей" расслоился ремень привода помпы и генератора. Образовавшийся "хвостик" звонко стучал о защиту картера. О неисправности шофер додумался только по маленьким частичкам резины, которыми покрылось подкапотное место,- а желал уже было мотор разбирать. А один обладатель "Запорожца", услышав стук мотора в пути, нашел, что с торца стержня 1-го из выпускных клапанов слетела "шапочка", отчего клапанный зазор вырос сходу в пару раз. Но, невзирая на то, что клапан практически закончил раскрываться, мотор почему-либо не растерял в мощности и продолжал как ни в чем же не бывало катить груженую машину со скоростью около 90 км/ч. Вобщем, водителю улыбнулась фортуна: злосчастная "шапочка" не успела закупорить отверстие для стока масла из головки цилиндров в картер. Так, впору обратив внимание на стук из-под капота, удалось предупредить вправду суровые поломки и дорогостоящий ремонт.
Некие произнесут: "Снова о "Запорожце"! А у меня "Форд"... Тем читателям, которые откладывают статью в сторону, если речь в ней идет не непосредственно об их моделях, хотелось бы сказать: схожие узлы и Ремонт и эксплуатация есть на многих автомобилях, так что при желании несложно провести подходящую аналогию.
...Весна на дворе. Все мы заждались ее и рвемся ездить, ездить, ездить. Счастливого пути! Но не забудьте, что он должен быть без стуков, скрипов, свистов.