Российский РИЖАНИН
Российский РИЖАНИН
КЛУБ Автовладельцев
Страница ИСТОРИИ
Российский РИЖАНИН
До наших дней дожил только один экземпляр легкового "Руссо-Балта".
Сергей КАНУННИКОВ
А ведь сначала XX века Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ) в Риге числился большим, отлично снаряженным предприятием. Когда там замыслили начать создание автомобилей, из Бельгии был приглашен юный профессиональный инженер Жюльен Поттера, работавший в фирме "Фондю". Он и спроектировал первую модель - "Руссо-Балт К 12/15", выпуск которой освоили в 1909 году.
По конструкции и характеристикам "Руссо-Балт" не уступал именитым европейским моделям тех лет. 4-х цилиндровый мотор с боковыми клапанами рабочим объемом 2211 смз развивал 15 л. с. Картер мотора и коробки отливали из дюралевого сплава, охлаждающая система была термосифонной, зажигание - от магнето. Оси подвешивали к раме на полуэллиптических рессорах, а тормоза действовали на задние колеса.
Как и практически у всех машин начала века, у "Руссо-Балта" стояло сейчас совсем забытое конусное сцепление. В маховике имелось углубление в форме конуса, на ответную часть - ведомый конус приклеивали кожу, выполнявшую роль фрикционной накладки, и центрировали его на валу подшипником скольжения. Вилка сцепления упиралась в выступы втулки, прикрепленной к ведомому конусу, а снутри втулки помещали отжимную пружину.
Основным достоинством этой конструкции были простота и дешевизна, но чтоб конусы прижимались довольно плотно и сцепление не пробуксовывало, пружину делали очень сильной. Для управления сцеплением, в особенности огромных автомобилей, водителю требовалась недюжинная сила, а еще значительная точность работы педалями, потому что время буксования требовалось свести к минимуму. В любом случае срок жизни фрикционной кожи был невелик. Все же эта конструкция сохранилась и на следующих моделях завода.
В 1911-м "Руссо-Балт К" модернизировали: прирастили базу (с 2655 до 2855 мм), мощность подняли до 20 л. с. В 1914-м сделали версию "К 12/24" с 24-сильным движком. Когда фронт стал приближаться к Риге, авто создание тут свернули.
Полное количество выпущенных РБВЗ автомобилей (в том числе грузовых и особых) доподлинно непонятно. В неких источниках именуют 600, в других - 1100. Так либо по другому, но больше всего (около 300) было выстроено машин серии К. Таковой "Руссо-Балт" находился даже в гараже последнего русского правителя.
Показанная на фото машина "К 12/20" (модель 1911 года) до 1942-го служила личному обладателю, а в 60-х попала на студию имени Горьковатого. Позднее ее отреставрировали в НАМИ, и на данный момент "Руссо-Балт К 12/20" хранится в коллекции Столичного Политехнического музея.
Схема устройства конусного сцепления: 1 - маховик; 2 - кожаная накладка; 3 - ведомый диск; 4 - подшипник скольжения; 5 - центрирующий вал; 6 - пружина; 7 - упрямый шариковый подшипник.
КЛУБ Автовладельцев
Страница ИСТОРИИ
Российский РИЖАНИН
До наших дней дожил только один экземпляр легкового "Руссо-Балта".
Сергей КАНУННИКОВ
А ведь сначала XX века Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ) в Риге числился большим, отлично снаряженным предприятием. Когда там замыслили начать создание автомобилей, из Бельгии был приглашен юный профессиональный инженер Жюльен Поттера, работавший в фирме "Фондю". Он и спроектировал первую модель - "Руссо-Балт К 12/15", выпуск которой освоили в 1909 году.
По конструкции и характеристикам "Руссо-Балт" не уступал именитым европейским моделям тех лет. 4-х цилиндровый мотор с боковыми клапанами рабочим объемом 2211 смз развивал 15 л. с. Картер мотора и коробки отливали из дюралевого сплава, охлаждающая система была термосифонной, зажигание - от магнето. Оси подвешивали к раме на полуэллиптических рессорах, а тормоза действовали на задние колеса.
Как и практически у всех машин начала века, у "Руссо-Балта" стояло сейчас совсем забытое конусное сцепление. В маховике имелось углубление в форме конуса, на ответную часть - ведомый конус приклеивали кожу, выполнявшую роль фрикционной накладки, и центрировали его на валу подшипником скольжения. Вилка сцепления упиралась в выступы втулки, прикрепленной к ведомому конусу, а снутри втулки помещали отжимную пружину.
Основным достоинством этой конструкции были простота и дешевизна, но чтоб конусы прижимались довольно плотно и сцепление не пробуксовывало, пружину делали очень сильной. Для управления сцеплением, в особенности огромных автомобилей, водителю требовалась недюжинная сила, а еще значительная точность работы педалями, потому что время буксования требовалось свести к минимуму. В любом случае срок жизни фрикционной кожи был невелик. Все же эта конструкция сохранилась и на следующих моделях завода.
В 1911-м "Руссо-Балт К" модернизировали: прирастили базу (с 2655 до 2855 мм), мощность подняли до 20 л. с. В 1914-м сделали версию "К 12/24" с 24-сильным движком. Когда фронт стал приближаться к Риге, авто создание тут свернули.
Полное количество выпущенных РБВЗ автомобилей (в том числе грузовых и особых) доподлинно непонятно. В неких источниках именуют 600, в других - 1100. Так либо по другому, но больше всего (около 300) было выстроено машин серии К. Таковой "Руссо-Балт" находился даже в гараже последнего русского правителя.
Показанная на фото машина "К 12/20" (модель 1911 года) до 1942-го служила личному обладателю, а в 60-х попала на студию имени Горьковатого. Позднее ее отреставрировали в НАМИ, и на данный момент "Руссо-Балт К 12/20" хранится в коллекции Столичного Политехнического музея.
Схема устройства конусного сцепления: 1 - маховик; 2 - кожаная накладка; 3 - ведомый диск; 4 - подшипник скольжения; 5 - центрирующий вал; 6 - пружина; 7 - упрямый шариковый подшипник.