СО ВСЕМИ ОСТАНОВКАМИ
СО ВСЕМИ ОСТАНОВКАМИ
Тесты
СО ВСЕМИ ОСТАНОВКАМИ
График движения уточнен, табличка "Яхрома"
стоит за ветровым стеклом,
и мы строго по расписанию выходим на маршрут.
Сергей КАНУННИКОВ, Анатолий КАРПЕНКОВ, Антон ЧУЙКИН
"Я 1-ый сяду за руль!" - "Я за кондуктора!" - "А мы сзади отслеживаем пассажиропотоки". Наступил главный шаг в тесте 3-х огромных городских автобусов - пассажирский рейс по Дмитрову и окрестностям. Ранее прошли тесты на полигоне, приборные измерения, специалисты выставили оценки водительским и пассажирским местам. Осталось проверить науку реальностью.
Участники теста - огромные городские автобусы (табл. 1). Кроме класса и сборки, их соединяет воединыжды русское происхождение. ЛиАЗ-5256 длительно и тяжело шел к потребителям. Сейчас этот автобус с движком "Катерпиллер" (индекс 525625) получает, в конце концов, прописку в городках - уже собрано несколько сотен машин. 2-ой конкурсант - АКА-5225, его выпускает Голицынский автобусный завод по лицензионному соглашению с "Мерседесом" (свидетельство - трехлучевая звезда на передке). Движок и ходовая часть поступают из Германии, кузов сделан в Подмосковье (откуда заглавие - "Россиянин"). С 1997 года собрано несколько 10-ов машин. Сейчас они удачно эксплуатируются в разных регионах Рф. В перспективе - повышение производства. 3-ий участник теста - дебютант из Павлова в классе огромных автобусов, модель ПАЗ-5271 своей разработки на шасси "Вольво". Изготовлено около 10-ка машин для опытнейшей эксплуатации, вероятен выпуск до 500 штук в год. Кузов ПАЗа - универсальный и подходящ для установки на хоть какое подходящее шасси (проработаны варианты с КамАЗом, польским "Аутосаном").
Предлагаемые комплектации автобусов предоставляют заказчикам свободу выбора. У всех моделей минимум два варианта коробки, планировки салона и т.п. На нашем тесте побывали модификации, которые производители оценивают как более многообещающие.
Дмитровский автобусный парк. Сбылась детская мечта 1-го из создателей - в руках большой автобусный руль. Размещение устройств и органов управления на всех машинах схожее. Вход через правую дверь, естественно, гарантия безопасности, но протискиваться на сидение ЛиАЗа и ПАЗа неловко - мешает рычаг переключения передач, который, кстати, при выходе приходится пропускать меж ног (...клиренс, господа!). Все таки для машин с механической трансмиссией желательна маленькая дверь слева - пусть не для неизменного использования. От водителя АКА с коробкой-"автоматом" упражнение "за руль!" не просит способностей акробата. В "Мерседесе", как и в ПАЗе, кресло лежит на пневмоподвеске и в начальном положении очень прижато к рулю. Количество и спектр регулировок сидения и баранки достаточны даже для шофера самой экзотичной комплекции.
У "Мерседеса" самое комфортное управление дверцами, которые открывает и закрывает одна кнопка со интегрированной лампой. Как минус отметим перегруженный подрулевой тумблер: на него выведены и "поворотники", и свет, и "дворники". Ну, хватит осматриваться. Поехали!
Остановка 1-я: "Гидроузел". ЛиАЗ пассажиры встречают без чувств: видно, привыкли к таким машинам. Строго оптимальный, без претензий на "зрительские симпатии" ликинский кузов будто бы специально разработан для унылой эры кризисов, проблем и бедности. Голицынский автобус - обычный "Mercedes", функционален и строг. Стильный ПАЗ смотрится более современно и внушительно. "Вот, проголосовали за нашего-то, и сходу какие автобусы пошли!" - оценила новинки энергичная старушка.
Обычные дмитровцы погружаются через среднюю и заднюю двери - переднюю водители автобусов с схожей планировкой отродясь не открывали, захватив ее в единоличное использование.
Широкие лиазовские двери с обычным поручнем посредине в принципе позволяют совершать посадку-высадку сразу. Но на практике такое, обычно, не выходит. Отсутствие поручня в ПАЗе и АКА сначала поражает пассажиров, в особенности тех, кто в возрасте. С другой стороны... "Ух ты, какие двери, вчетвером входить можно!" - и мальчишки здесь же инспектируют идею на практике. Подрастут - и снова порадуются свободному просвету - к примеру, затаскивая детскую коляску.
Суженные просветы задних дверей принуждают пока малочисленных пассажиров "Мерседеса" и, в особенности, "пазика" выстроиться в очередь... либо шагать к середине автобуса, где посадка происходит осязаемо резвее. Самая узенькая дверь сзади - у ПАЗа; но, как ни удивительно, ее пропускная способность не показалась ниже, чем у соперников благодаря комфортному расположению поручней и глубочайшим ступеням.
Остановка 2-я: "Техникум". "Автобус не резиновый! Выслана машина!" Значительно потяжелевшие, отваливаем от остановки и смотрим, как ощущают себя пассажиры. Рано мы расхвалили замечательно широкие двери ЛиАЗа - хлынувший поток пассажиров, разбиваясь о сидения, закручивается на тесноватой задней площадке в водовороты, пытаясь пробиться на стремнину среднего прохода. Накопитель напротив средней двери смотрится тихой заводью - часть вошедших перетекает на фронтальные места, другая более-менее расслабленно заполняет площадку. В проходе пассажиры упираются коленями в выступающие из-под одинарных сидений массивные колесные арки; уж лучше бы сидение было двойным, а так место теряется. И все таки стоять в ЛиАЗе лучше, чем посиживать, и не только лишь из-за тесноты диванчиков типа вокзальных. Оказавшиеся в типо привилегированном сидящем положении пассажиры никак не защищены от невольной злости стоящих: перед задней лавкой нет поручня, так что на вас могут непосредственно облокотиться (упасть); посреди, неровен час, отдавят ноги.
Или дело АКА! Все сидения установлены на поднятых площадках, так что ступни сидячих и стоящих занимают различные уровни. Влетая в салон, школьники торопятся рассесться и позже уже округлившимися очами рассматривают мерседесовское великолепие: "А что, всегда таковой автобус будет ходить? Не жаль и по 5 рублей платить". Дмитровцев несколько смутило маленькое количество мест для сиденья - зато в час пик они оценили наибольший накопитель. Вобщем, распланировать салон АКА-5225 можно и по-другому, установив больше кресел. После ЛиАЗа приметный наклон пола в задней части оказывается на виду... и в ноги - стоять не очень комфортно.
Это касается и ПАЗа, где подъем еще круче. Узость задней двери внезапно оказывается преимуществом - ограничивает вход на совершенно небольшую заднюю площадку. Кстати, последний ряд сидений павловцы спланировали лучше всех - на разнесенные места пробираться удобнее. Подиумы, на которых стоят креслица, тут окантованы железным профилем - конструкция, может быть, долговременная, но травмоопасная. Павловская машина - единственная, где никто не поскользнулся, не напрасно создатели придирчиво выбирали покрытие пола. Для пиковых нагрузок салон ПАЗ-5271 тесноват, но накопитель можно расширить за счет нескольких сидений. Пассажиры оказались неравнодушны к уютному интерьеру: "А это наш автобус, русский?" Гордые павловцы хором кивнули и получили порцию бальзама: "Это отлично!"
Остановка 6-я: "Вокзал". В ЛиАЗе разговорчивые пассажиры невольно сближаются и увеличивают глас - насыщенный разгон сопровождается шумом. Первую скрипку играет не движок, а истошно гудящая коробка (вот вам и "Цанрад Фабрик"! Кстати, почетаемая компания успокоила насчет конкретно этого экземпляра: мол, на Законодательство не оказывает влияние). Заунывный вой в особенности лупит по ушам в задней части салона. "Mercedes" и ПАЗ - тихони. В кабине водителя и в хоть какой точке салона можно говорить вполголоса.
Измеряя внутренний шум на полигоне (см. табл. 2), мы исключили из тройки ЛиАЗ. Инструментальный контроль загазованности показал, что при данных критериях все машины уложились в норму (табл. 3).
Под ровненький рокот "печек" (которых на три салона набралось аж 11 штук, не считая дополнительной "батареи" в накопителе горячего АКА) выезжаем за город.
Остановка 7-я: "Путепровод". Жалко, форменной фуражки водителям автобусов в Дмитрове не положено! Метод: зеркало справа - двери - зеркало слева - передача - газ уже стал привычен. В АКА, правда, предпоследний пункт излишний, "зато" зеркала требуют тянуть шейку: или они стоят высоковато, или сидишь за рулем низковато. Встраиваемся в редчайший пока поток машин... "би-и-и!" - "приветствуют" ПАЗ и ЛиАЗ обязанные притормозить легковушки. Тяги-то автобусам хватает, но поди перебери вручную 6 передач, чтоб энергично разогнаться! В особенности удручил ЛиАЗ с непонятным переключением (инженеры завода, кстати, усовершенствовали узел, и в последнее время он должен пойти в серию). Двенадцатилитровый мотор и гидромеханическая коробка АКА, бодро отщелкивая передачи, уносят автобус с остановки так стремительно, что соседи по движению не успевают даже моргнуть фонарями.
На полосы мы получили доказательство замеров, выполненных на полигоне (табл. 4). К огорчению, ЛиАЗ не сумел принять роль в штурме подъемов, но и по предшествующим результатам видно, что в горах ему предначертано быть аутсайдером. На заснеженных дорогах павловцу много помогала блокировка дифференциала, голицынцу - система контроля тяги ASR.
Суровое испытание для всех городских автобусов - "упавший" на дорогу страж порядка. Один из ЛиАЗов дмитровского парка неделей ранее прочно спотыкнулся о лежачего полицейского: переполненный автобус не выручила система поддержания неизменного уровня пола... На нашей троице пневмоподвески сработали верно. Кстати, лучше всех к встрече с ухабами подготовлен ПАЗ: по команде водителя он умеет вставать на цыпочки, поднимаясь на 75 мм! Видимо, в прошлой жизни он был лифтом.
...Укатанный лед перед остановкой позволяет сделать оценку работы тормозов. ЛиАЗ повеселил в меру чувствительной и, пожалуй, самой "понятной" педалью. На АКА установлен гидрозамедлитель: чувство такое, как будто автобус ухватили за хвост, потом, когда педаль уже прошла часть хода, срабатывают штатные тормоза. Abs дает о для себя знать дробью педали, стуком в тормозных механизмах и, естественно, уверенным торможением. Кстати, схожая система на ПАЗе действует более действенно, но без шумовых эффектов. К штатным тормозам германского и шведского шасси, естественно, привыкаешь, но сначала они кажутся лишне резкими, в особенности беря во внимание большой "холостой" ход педали. "Не дрова везешь!" - дали подсказку пассажиры.
При сопоставлении тормозных путей (см. табл. 4) нужно учесть, что ПАЗ был обут во всесезонный "Мишлен", АКА - в летний "Бриджстоун". ЛиАЗ за отсутствием Abs с ними не соревновался.
Остановка 9-я - по просьбе. Упс! Внезапно в ПАЗе на полном ходу распахивается задняя дверь - дама, желающая сойти, спутала расположенные рядом кнопки звонка и открывания двери. Только беря во внимание юность конструкции, можно извинить незащищенность аварийной кнопки (заводчане пообещали спрятать наружные и внутренние выключатели под стекло, по примеру АКА). Кстати, хорошо бы на всех автобусах снабдить кнопки звонков оборотной связью - звуковой либо световой, чтоб пассажиры не давили на их по нескольку раз.
На маршрутах без кондуктора (к примеру, столичных) функцию билетера время от времени берет на себя шофер. Как ему разговаривать с пассажирами? В ЛиАЗе - через достаточно огромное окошко, расположенное, правда, очень низковато. Перегородка АКА снабжена тюремной "кормушкой" на уровне пупка. К услугам пассажиров ПАЗа - целая дверь, ведущая из салона к водителю... вот только станет ли шофер распахивать ее всякий раз, продавая талоны на проезд?
Павловский автобус может похвалиться самыми уникальными форточками во вклеенных боковых окнах. Высшая часть откидывается вовнутрь, открывая неширокую щель, недостаточную не то что для головы, но даже и руки - бесспорное достоинство при перевозке, к примеру, пионерлагеря. С другой стороны, стекло необходимо бы окантовать, а петли и пружины - усилить, чтоб защитить автобус и пассажиров друг от друга.
Дмитровские эксплутационники придирчиво произвели осмотр диковинных полуиностранцев, ликинская машина им уже знакома. Похвалив продуманность конструкции и качество АКА и ПАЗа, практики избрали... ЛиАЗ. По прикидкам профессионалов, движок "Катерпиллер" без заморочек пройдет 500 тыс. км. Стоимость его запчастей, естественно, кусается, зато сам автобус сравнимо недорог, а ходовую можно чинить "дома". Эксплуатация машин на шасси "Мерседеса" и "Вольво" востребует квалифицированного обслуживания и дорогущих расходных материалов. Большинству русских автохозяйств, с трудом сводящих концы с концами, о замечательно обмысленных, надежных, комфортных российско-шведских (германских, итальянских и т.п.) машинах остается только грезить.
Остановка 12-я: "Яхрома", конечная. Последние пассажиры покидают салон, кондуктор подсчитывает выручку, а у нас есть пару минут до оборотного рейса, чтоб подвести итоги.
ЛиАЗ-525625. Обладает бесспорным достоинством - меньшей ценой, оправдывающей недочеты. "Катерпиллер" успешно прижился в его моторном отделе, дотянув конструкцию начала
80-х до применимого сейчас уровня. Разумеется, в дальнейшем станут доступны и больший комфорт, и совершенная техника, и... стоимость. Но в это самое будущее большая часть пассажиров обычно поедет в ликинском салоне.
АКА-5225. "Mercedes" - он и в Рф "Mercedes". ГолАЗ совсем заслуженно декорирует свою продукцию трехлучевой звездой... и, как досадно бы это не звучало, вчеркивает в прайс-лист большую сумму. Все обмыслено до мелочей, а некие недочеты объясняются тем, что после германской заточки требуется русская правка.
ПАЗ-5271. При всех недостатках нужно учитывать его юность - мелочи просто поправить, было бы кому это оценить! Высококачественный скачок завода идеальнее всего демонстрируют слова 1-го из водителей: ЭТО уже не назовешь просто "пазиком". Совместно с АКА он показывает, что наше будущее начинается сейчас.
Как досадно бы это не звучало, экспрессом туда не попадешь, а поэтому - в путь, со всеми остановками.
Благодарим за помощь в подготовке материала филиал ГУП МО Мострансавто - Автоколонну 1784, г. Дмитров.
Фото Владимира Князева