ВДОХ - ВЫДОХ
ВДОХ - ВЫДОХ
КЛУБ Автовладельцев
/ДИАГНОСТИКА
ВДОХ - ВЫДОХ
ОЦЕНИВАЕМ СОСТОЯНИЕ ЦИЛИНДРОВ И КОЛЕЦ "ВОЗДУШНЫМ" Способом
ТЕКСТ / ГЕННАДИЙ ЕМЕЛЬКИН
Не всякий движок, без меры поедающий масло, "созрел" для капремонта. Бывает довольно поменять маслосъемные колпачки либо испытать "размочить" кольца особыми присадками. Найти, какой требуется ремонт, можно при помощи диагностики. Известны разные методы проверки износа цилиндро-поршневой группы (ЦПГ).
Самый пользующийся популярностью - компрессометром. Этот нехитрый прибор прописался в личных гаражах и в автосервисах. 100 обычно пользуются дорогими ввезенными, а частники - дешевенькими русскими. Недочеты компрессометра известны. У прибора большая погрешность (до 10%), и, не считая того, его несложно одурачить: масло, которое остается на стенах цилиндра при изношенном скребке маслосъемного кольца, уплотняет компрессионные кольца. В таких случаях показания прибора могут быть несколько завышены.
Состояние ЦПГ оценивают и другими методами. Скажем, британская компания SP (Sykes Pickavant) предлагает устройство, подающее воздух в цилиндр через свечное отверстие в момент, когда поршень находится в ВМТ (ЗР, 2000, № 6). Степень износа деталей определяют манометром, по скорости падения давления. Прибор неплох, но дорог.
Любопытен очередной (малоизвестный) метод, который можно именовать вакуумным, а соответственный прибор - вакуумметром (см. рис.). Прокручивая движок стартером, определяют разрежение в надпоршневом пространстве на такте расширения через клапан 1 (на прошлом такте сжатия цилиндр продут через редукционный клапан 3 малого давления). Приобретенная величина полного вакуума (Р1) достаточно точно охарактеризовывает состояние гильзы цилиндра (овальность и конусность) и плотность сопряжения клапан-седло. А вот о состоянии поршневых колец в данном случае ничего сказать нельзя: при обычной гильзе и "плотных" клапанах вакуум всегда обеспечен масляным клином.
Но если изолировать надпоршневое место, перекрыв клапан 3 (употребляется 2-ой прибор из комплекта АГЦ), давление на такте сжатия повысится до предела и часть сжатого воздуха неизбежно прорвется через поршневые кольца в картер. Прибор "запомнит" остаточный вакуум Р2, прямо пропорциональный потерянной при прорыве через кольца компрессии. Если поршневые кольца не изношены, Р2 очень незначителен, но при сработавшихся, поломанных либо "закоксованных" кольцах он значительно растет.
Просто проверить и газораспределительный механизм. Если клапан неплотно посиживает в седле, точно найти причину разности Р1 и Р2 проблемно. Но если на нем трещинка, скол либо прогар, Р1 резко миниатюризируется и избыточное масло либо несгоревшее горючее уже не в состоянии закрыть щель.
Таким макаром, вакуумметр дает полную информацию о состоянии ЦПГ, и, что важно, за умеренные Энциклопедия грузовых автомобилей. Прибор под заглавием "Анализатор плотности цилиндров" АГЦ-2 выпускает компания VICCO. Он годится для работы с бензиновыми движками и дизелями. Есть и поболее доступная бензиновая версия - анализатор пневмоплотности цилиндров (АПЦ).
Анализатор (АГЦ) в разрезе: 1 - вакуумный клапан; 2 - корпус вакуумного клапана; 3 - редукционный клапан; 4 - корпус.
РАЗРЕЖЕНИЕ В КАМЕРЕ СГОРАНИЯ
ИСПРАВНОГО Мотора
Номинальное Предельное
Степень значение, значение,
сжатия кгс/см2 кгс/см2
Р1 Р2 Р1 Р2
У дизеля 0,89-0,94 0,14-0,17 0,78 0,25
Под бензин 0,80-0,84 0,17-0,20 0,75 0,32
АИ-92
Под бензин 0,80-0,82 0,18-0,20 0,72 0,36
АИ-80