ТАМ, КУДА УХОДИТ ЗИМА
ТАМ, КУДА УХОДИТ ЗИМА
ТРАНПодвеска АНТАРКТИДЫ
Тут КЛИМАТ Другой
Природные условия Антарктики не похожи даже на те, что знакомы по Аляске либо Якутии. У снега другая структура: снежинки не смерзаются, а только сцепляются меж собой. Покров, так именуемый фирн - с малой несущей способностью. Зато просто образует снежные мостки над трещинками в леднике, глубина которых время от времени несколько км. В ширину закрытые вероломным снежным покровом пропасти добиваются нескольких метров. В общем, передвижение по Антарктиде сродни игре в русскую рулетку.
В свое время тут испробовали и собачьи упряжки, и даже маньчжурских пони, запряженных в сани. Но эти "транПодвесканые средства" замерзали либо проваливались в ледяные ловушки.
Для американской экспедиции адмирала Бэрда в 1940 году выстроили неслыханную машину - вэдовый "Антарктический снежный крейсер". Огромный внедорожник имел шины поперечником 3, а длину кузова (быстрее, все-же, корпуса) - 17 метров! По плану конструкторов, он не был должен проваливаться даже в пятиметровые разломы, а плоское лыжеподобное днище не позволило бы машине погрузиться в рыхловатый снег. Два дизель-генератора по 200 л. с. снабжали током мотор-колеса, припас горючего обеспечивал дальность хода 8000 км.
Как досадно бы это не звучало, антарктическая премьера крейсера провалилась с треском: конструкторы не учли горного рельефа Антарктиды. Машине приходилось карабкаться на крутые ледяные горы - заструги. А ведь свесы кузова составляли по... 5 метров! Ну и мощности движков не хватило для езды по рыхловатому снегу. Нет, Антарктике нужен был другой транПодвеска!
АНТАРКТИЧЕСКИЙ ТАНК
Русские боевые гусеничные машины длительно считали наилучшими в мире. Аналогичную оценку получила русская "Харьковчанка", сделанная в 1959 году для далеких экспедиций по Антарктиде. Главные решения и агрегаты были взяты у артиллерийского тягача АТ-Т и танка Т-54. Шасси "изделия 404С" (так на харьковском заводе официально называли машину) удлинили, ширину гусениц довели до метра. Дизель с механическим нагнетателем развивал практически 1000 л. с. на высоте 3000 м. В циклопических баках плескалось 2,5 тонны солярки, которой хватало на 1500 км. Кабина площадью однокомнатной квартиры - 28 м2 имела высоту 2,1 м. Локальный климат обеспечивали восемь слоев капроновой ваты и отопители, подающие в час до 200 м3 жаркого воздуха. Чинили движок прямо из кабины.
Монстр массой 35 т мог тащить 70-тонный прицеп, взбираться на 30-градусный (не 30-процентный!) подъем и плавать в ледяной воде. В 1967 году эти машины сразили Полюс относительной недоступности. Позже сюда уже никто не забирался. "Харьковчанки" эксплуатировали прямо до конца 90-х годов прошедшего века.
"ЗМЕЯ" ПО ИМЕНИ "ВИТЯЗЬ"
При всех плюсах "харьковчанки" были очень маленькими, чтоб не страшиться замаскированных снегом трещинок. Потому для Антарктики адаптировали другое изделие ВПК - транПодвескаер "Витязь". Он был разработан еще посреди 60-х и выпускается на Ишимбайском заводе транПодвесканого машиностроения. На самом деле, машины представляют собой такую двух-трехзвенную "змею", которая, подобно кобре, может подымать ввысь "голову", преодолевая заструги. Этой способностью транПодвескаеры серии ДТ должны шарниру, соединяющему звенья. При помощи гидравлики он может принудительно поворачиваться в 3-х плоскостях либо фиксироваться для прямолинейного движения. В последнем случае "Витязь" - цельный тягач длиной выше 14 метров (а трехзвенник ДТ-30П-18П и того больше!). Таковой "анаконде" трещинкы метров до 5 и вертикальные ступени в 1,5 м - нипочем! Как и на "харьковчанках", на "витязях" устанавливают комфортабельный жилой блок на втором, ведущем либо 3-ем - пассивном звене.
1-ые два "витязя" попали в Антарктиду в 1989 году. Корабль не сумел подойти близко к берегу, и транПодвескаеры на очах потрясенных зарубежных журналистов просто спустились в воду, проплыли 12 км и, задрав "головы", преспокойно выкарабкались на лед. Сейчас "витязи" обслуживают станции Австралии, Аргентины, Франции и ЮАР. Кстати, на последней - их сервис-центр.
В ТЕНИ ГИГАНТОВ
По мере обживания Антарктиды стало ясно: далекие походы не единственная задачка ученых. Большее время отымают рутинные работы поблизости станций, расчистка и трамбовка взлетных полос, поездки по торенным маршрутам. Не считая того, в наши деньки грозный континент стал любимым местом туристов. Для решений этих задач нет нужды в гигантах. Главное - проходимость и морозоустойчивость.
Начало относительно маленьким машинам положил "Сноу Кэт" янки Эммитта Такера. Вначале машину предназначали для Канады и Аляски, но благодаря выдающимся внедорожным качествам (к примеру, удельное давление на грунт всего 0,045 кгс/см2) "снежные коты" поехали в антарктическую экспедицию 1957-1959 гг. Компания получила заказ на восемь "сноу кэтов", которые при массе 3600 кг нагружали снег меньше, чем рослый лыжник. Несколько страшноватый на вид, "кот" уверенно шел со скоростью 25 км/ч, пока на пути не встречалась трещинка. Гусеничные телеги могли поворачиваться практически на 90° в вертикальной плоскости, это позволяло по-кошачьи взбираться на ледяные заструги.
Сейчас "сноу кэты" оснащают дизелями "Камминс" мощностью от 170 л. с. и автоматической коробкой "Эллисон". Они перевозят пассажиров либо тянут санные прицепы массой до 8 тонн. Гусеничные телеги, подобные тем, что некогда разработал Такер, прижились и на пикапах "Форд", где их устанавливают заместо колес.
Всераспространены на полярных станциях и плавающие транПодвескаеры шведской компании "Хэгглунд", на базе которых сделали и туристские версии с завышенным - прямо до оснащения ремнями и... кондюками - комфортом. Пятнадцатиминутная прогулка по Антарктиде со скоростью 55 км/ч - захватывающий аттракцион ценой всего 12 баксов с человека! Может, потому машины назвали тут "Дядя бакс". Но все таки основная работа "хэгглундов" - далекие перевозки и спасательно-розыскные операции.
С альпийских горнолыжных трасс пришли в Антарктику многоцелевые германские тягачи "Пистен Булли". Достаточно томная машина на широких гусеницах очень устойчива. Движок "Мерседес-Бенц ОМ 457 LA" приводит в действие мощнейший гидронасос, питающий гидромоторы ведущих звездочек. Никаких карданных валов, шестерен, коробок передач. Скорость до 25 км/ч, а тормоза, в обыкновенном осознании, "Пистен Булли" не необходимы - он тормозит "движками". Преодолеваемый подъем - фантастические 45°. В Антарктиде прижились пассажирские (до 20 мест), грузовые и особые версии. За работой всех систем смотрит бортовик, он даже распознает обрыв отдельных нитей троса лебедки. А трос, кстати, длиной... 1050 м! Обычно тягач тащит санный поезд из 2-3 прицепов с грузом до 20 тонн. Маршрут меж германскими станциями "Ноймайер" и "Конен" в 757 км поезд преодолевает зависимо от погоды за 9-14 дней, но исключительно в период с декабря по февраль, другими словами летом. Ранее разведанные неопасные фарватеры обставляли вешками, сейчас точно выдерживать курс помогают спутниковые навигаторы.

НА "ДУТИКАХ"
В Антарктиде есть районы с различными климатическими и "бездорожными" критериями. В неких местах работают обыденные авто, прошедшие арктическую подготовку, к примеру "нивы" и "тойоты". Популярны бигфуты - шины сверхбольшой размерности с низким давлением на снег. Фактически всегда на машинах стоят пусковые подогреватели. В сильные морозы дизельные движки переводят на авиационный керосин, он не застывает даже при очень низких температурах...
Кто-то освоил тут, пожалуй, и самое экзотичное для Антарктики транПодвесканое средство. Утренний моцион можно совершать на... горном велике! Вобщем, не исключено, что скоро по Антарктике будут ездить обыденные машины, но непременно на шипованных шинах.
Америкосы уже строят 1-ое трансантарктическое ледяное шоссе длиной 1600 км от береговой базы Мак-Мердо до базы Амундсен-Скотт на Южном полюсе.
"Снежный крейсер" добрался до антарктических снегов, да в их и пропал.
Основным "линкором" Антарктиды на десятилетия стала русская "Харьковчанка".
Двух-трехзвенные тягачи "Витязь" - уникальные по своим способностям вездеходы.
"Сноу кэты" бессильны против укрытых трещинок и работают "на местных линиях".
Гусеничные движители ставят и на обыденные внедорожники, к примеру, "Форд".
Часто встречающийся сейчас вездеход Антарктики "Пистен Булли".
Шведский "Хэгглунд" похож на уменьшенный "Витязь", но не имеет управляемого шарнира в сочленении звеньев.
От жилой зоны до взлетной полосы можно с комфортом доехать на "Дельте" с шинами сверхнизкого давления.
НАША СПРАВКА
Антарктида открыта в 1820 году экспедицией Беллингсгаузена и Лазарева. Площадь - около 14 млн. км2; средняя высота над уровнем моря - 2040 м, наибольшая - 5140 м. Покрыто льдом 99% местности, средняя толщина ледяного покрова - 1720 м, наибольшая - 4300 м. Средняя температура зимой - минус 65°С, летом - минус 40°С; плотность населения - около 0,00003 чел/км2.