НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ВЫБИРАЕТ
НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ВЫБИРАЕТ
ОБОЗРЕНИЕ ЗР
НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ВЫБИРАЕТ
Александр ВОРОНЦОВ,
обозреватель журнальчика "Мото"
Эти маленькие оживленные машинки - сегоднящая примета многих больших городов даже самых, что ни на есть авто государств. Проворные и юркие, нещадно жужжащие, они стали таковой же неотъемлемой частью городского пейзажа, как потоки легковушек, приличные автобусы и развозные грузовички. Более того, для современного юного человека они настолько же нужны, как джинсы, плеер и компьютер. Старшему поколению это средство передвижения знакомо как мотороллер. Но сегоднящая волна фанов предпочитает другой термин, настолько же видный, как и сама машинка, - скутер!
За свою долгую жизнь (насчитывающую, меж иным, практически полную сотку лет) мотороллер переживал времена взрывной популярности и периоды практически полного забвения. Еще в самом начале века создателям первых байков пришла в голову превосходный мысль - двинуть движок к заднему колесу, а на освободившемся пространстве сделать большой просвет, облегчающий посадку. Так родилась машина не для "верховой езды", как все Новинки Автопрома со времен Готтлиба Даймлера, а быстрее, типа передвигающегося кресла на колесах. Невзирая на тривиальные выгоды, мысль не вызвала интереса - хоть какой моторный экипаж рассматривался в ту пору более всего как Подвескаивный снаряд и не без предпосылки - укрощение тогдашней машины, с жесткой подвеской добивалось практически полного слияния с ней. Понятия "комфорт" и "моторный экипаж" были так далеки друг от друга, что казались взаимоисключающими. Но технический прогресс вноспил свои коррективы и поправки на время.
Любознательные и не обремененные лишними деньгами разумы задались целью сделать машину, по уровню комфорта приближающуюся к автомобилю, а по цены сравнимую с байком. Так старенькое "кресло на колесах" обзавелось впечатляющими облицовками, защищающими седоков как от дорожной грязищи, так и от брызгающего с мотора масла. Колеса уменьшились в размере, машина стала компактнее. Признание скутера состоялось кое-где в 10-х-20-х годах нашего века - то был 1-ый мотороллерный бум.
1-ый, но не последний. 2-ой - в 50-е годы. Некие западные журналисты, хватаясь за голову при виде неисчислимых свор мотороллеров на городских улицах, делали тогда скороспелые прогнозы: мол, в скором времени они вытеснят все остальные двухколесные машины. Междк тни популярность мотороллеров потихоньку пошла на спад и "виной" тому стал рост благосостояния в Европе: кому хотелось комфорта - меняли свои "веспы" на "фиатики", навечно прощаясь с непогодицой и... юностью.
Скутер вновь выскочил на сцену, как чертик из коробки, посреди 70-х годов. Сейчас его "возродителями" стали инженеры японской компании "Ямаха", возмечтавшие открыть новейшую, экзотичную категорию потребителей - домохозяек. Что необходимо для дам, отправляющихся за покупками? Дешевая машинка, обычная и очень неприхотливая, чтоб было куда груз положить и при всем этом не испачкаться. Рисуем: два маленьких колеса, мотор под сидением, щиточек впереди, коробку поставим автоматическую... Что-то знакомое вырисовывается!
Современный скутер издавна уже завлекает не одних только домохозяек, но кое-какие принципы, роднящие его с "прародительницей" "Ямахой-Пассат" 1976 года, дожили до наших дней. И сначала исключительная простота управления, прибыльно отличающая его и от "обыденных" байков, и от мотороллеров прошедших времен. Никакой возни с передачами, краниками и иным хламом! Большой палец правой руки комфортно ложится на красноватую кнопку электрозапуска, при первых оборотах начинает работать бензонасос, срабатывает автоматическое стартовое устройство карбюратора, и мотор оживает! Настолько же ординарна и процедура троганья с места: нужно всего-навсего повернуть ручку газа. Автоматическое центробежное сцепление само соединит движок и коробку при наборе оборотов, а автоматический же клиноременный вариатор подберет наивыгоднейшее передаточное отношение. Направьте внимание еще на то, что правый рычаг на руле приводит в действие фронтальный тормоз, левый - задний, кнопка слева - это сигнал, а рычаг над ним переключает указатели поворота. На этом сможете считать исходный курс юного скутериста пройденным.
Может быть, вам увлекательна и внутренняя внутренность современного мотороллера? Не неувязка - пластмассовые панели просто отстегиваются, обнажая его "механику". Перед задним колесом установлен движок - обычно одноцилиндровый двухтактный. Практически 80% всех сейчас выпускаемых в мире мотороллеров имеют мотор с рабочим объемом 50 смз - в данном случае не требуется водительских прав не нужно и регистрировать машину. Вобщем, много делают и 125-кубовых скутеров (нередко с четырехтактным движком), и даже 250-кубовых "дорожных крейсеров". Основная изюминка конструкции мотороллера - приличный коробчатый рычаг задней подвески, в каком скрывается автоматический клиноременный вариатор. Рычаг агрессивно соединен с движком, и вся эта композиция качается, делая упор на одну амортизаторную стойку. Передняя подвеска - или короткорычажная, или - с телескопической вилкой. Фронтальный тормоз дисковый (барабанный только на самых дешевеньких моделях), а задний, обычно, барабанный.
Самый пользующийся популярностью в мире мотороллер - это, непременно, "Веспа". Более 15 миллионов этих машин, сделанных по лицензиям и без оных (помните "Вятку"?), было выпущено за полста лет. И на данный момент "Веспа" выпускается не только лишь в родной Италии, да и в Индии, Индонезии, Испании. Конструкция "Веспы" несколько отличается от описанной чуть повыше - она снабжена четырехступной коробкой (передачи переключают вращением левой ручки руля), несущая облицовка - железная. В сентябре 1996 года дебютировала совсем новенькая "Веспа", уже с вариатором, но как и раньше с несущей металлической облицовкой.
Всего пару лет вспять довольно было сказать "мотороллер" - и сходу было понятно, что же это все-таки за машина и зачем предназначена. Но в наши деньки и мотороллеры начали подразделять зависимо от предназначения. Часто встречающаяся группа - это, естественно, утилитарные городские машины. Спектр их выполнения довольно широкий - от очень обычных, изготовляемых в Индии и Китае (иногда не имеющих вообщем ни вариатора, ни коробки), до полностью сверхтехнологичных из Европы, Стране восходящего солнца и Тайваня. Несколько домом в этой группе стоят мотороллеры на "огромных" (по мотороллерным меркам) 16-дюймовых колесах, более комфортных, когда в пути встречаются выбоины, бордюры и остальные городские сюрпризы. Вобщем, в техническом плане все их отличие колесами и завершается.
Другая группа - мотороллеры Подвескаивного нрава - очень завлекает молодежь. Они имеют форсированные движки (часто с жидкостным остыванием), более жесткое шасси, обязательную переднюю телескопическую вилку престижного перевернутого типа, низкопрофильные бескамерные шины с шоссейным рисунком. На таких мотороллерах проводят самые истинные гонки, очень пользующиеся популярностью в Стране восходящего солнца и Западной Европе. Естественно, спрос родил предложение - особые тюнинговые компании предлагают комплекты для доводки движков и ходовой части до Подвескаивных эталонов.
Может быть, словосочетание "внедорожный мотороллер" покажется несколько странноватым, но эта группа в ближайшее время пользуется большой популярностью. Обычно, на техническом уровне эти машины очень сходны с мотороллерами Подвескаивного профиля, но колеса их обустроены широкопрофильными шинами с развитыми грунтозацепами.
Реальный хит сезона - мотороллеры в ретро-стиле, напоминающие своими обводами машины славных 50-х годов. А под старомодными облицовками - такая же "внутренности", как и у иных современных скутеров.
Мотороллеры крейсерского класса - малочисленная, но очень приметная группа. Фактически, к ней можно отнести только три модели - итальянский "Пьяджо-Хексагон" с двухтактными движками рабочим объемом 125 либо 150 смз и японские "Хонда-Фьюжн" и "Ямаха-Маджести" - обе с четырехтактными 250-кубовыми моторами. "Крейсеры" отличаются растянутой базой, комфортной посадкой водителя и пассажира (с мотоциклами-чопперами их роднит двухуровневое седло и высочайшие рога руля). Такие машины неплохи не только лишь в городке, да и на автостраде (наибольшая скорость - до 120 км/ч).
Кто и где делает мотороллеры? Обычно две "величавые мотороллерные державы" занимаются этим делом уже полста лет - Италия (более известные компании - "Пьяджо", наикрупнейший производитель двухколесной мототехники в Европе, также "Априлия", "Бетамотор", "Италджет", "Малагути") и Япония ("Хонда", "Ямаха" и "Сузуки"), в мотороллерной истории которой был, правда, практически десятилетний перерыв в конце 60-х - первой половине 70-х годов.
Давно очень популярен мотороллер в Индии: "Баджадж" делает копии "Веспы" и "Бенелли", а не так давно показал машины своей разработки. Копию "Веспы" выпускает также ЛМЛ. В свое время Индия купила оборудование для производства пользующейся популярностью тогда "Ламбретты". На данный момент возникают и поболее современные конструкции как японского происхождения, так и своей разработки. В число "величавых скутерных держав" интенсивно пробиваются также Тайвань (более известны марки "Кимко", ПГО, "Сим") и Китайская Народная Республика, выпускающая в главном по японским лицензиям, широчайшую палитру скутеров - от достаточно простых до очень современных. В Европе вместе с Италией огромное количество мотороллеров делают во Франции (компания "Пежо" и филиал "Ямахи" МБК), Испании ("Дерби" и несколько филиалов японских компаний) и Германии ("Симсон").
На улицах русских городов легковой мотороллер совершенно уж было вымер после того, как два наших завода - в Вятских Полянах и Туле - закончили их создание. Но на данный момент скутер можно повстречать у нас все почаще и почаще благодаря дешевенькому "секонд-хэнду" из Стране восходящего солнца. Проявляют энтузиазм к нашему рынку и забугорные компании. Появляются даже проекты сборки мотороллеров в Рф из импортируемых комплектов. Так что этот "самый немотоциклетный байк" может захватить популярность у тех, кому нужна городская лошадь - малая, послушливая и элегантная.
Сверхтехнологичная утилитарная машина - итальянская "Априлия-Гулливер". Сама компания охарактеризовывает ее как "стэйшн-вэгон на 2-ух колесах" - настолько обильно она вооружена запираемыми багажными отделениями. 50-кубовый двухтактный движок имеет жидкостное остывание.
На приборном щитке "Априлии-Гулливер" - спидометр, контрольные лампы, указатели уровня горючего и температуры охлаждающей воды, также часы.
Новый вариант мотороллера "Пьяджо-Веспа": одноцилиндровый 125-кубовый четырехтактный движок мощностью 12 л.с., оснащенная масса 104 кг, наибольшая скорость 100 км/ч; согласно пресс-релизу компании "машина, неподменная для того, кто живет в пригороде".
Очередной "перевертыш" - сделан на Тайване, продается в Европе под маркой итальянской компании "Каджива-Сити 50".
"Ямаха-Бриз" сделана не в Стране восходящего солнца, а во Франции: двухтактный движок - 50-кубовый, наибольшая скорость ограничена 45 км/ч.
Мотороллер на огромных 16-дюймовых колесах - 50-кубовая "Хонда Скай" выпускается итальянским филиалом концерна.
Скутер-Подвескабайк - итальянский "Италджет-Формула Вильямс". Фронтальное колесо подвешено на поворотном кулаке, дисковыми тормозами украшены оба колеса, 50-кубовый двухтактный движок форсирован до 6,8 л.с.
"Италджет-Велоциферо" выполнен в стиле 50-х годов. Только двойная фара припоминает о том, что спроектирован он в годах 90-х. А под облицовкой - современный 50-кубовый 5-сильный движок.
"Пежо-Скваб" - внедорожный скутер. 50-кубовый двухтактный движок обеспечивает достаточную динамику для машины массой 82 кг.
Под запираемым седлом мотороллера "Пежо-Скваб" разместилась багажная емкость, достаточная для того, чтоб уложить шлем.
Новинка крейсерского класса - "Ямаха-Маджести". 250-кубовый четырехтактный движок мощностью 20 л.с. разгоняет машину до скорости 120 км/ч.
Несравнимая "Хонда-Фьюжн" с возрастом становится только популярнее. 20-сильный четырехтактный 250-кубовый движок имеет жидкостное остывание, и этот монстр массой 155 кг с легкостью набирает скорость 120 км/ч.
Изюминка конструкции современного скутера - блок "движок - коробка", работающий сразу в качестве рычага задней подвески.