ЭНВАЙРБАС-2000
"ЭНВАЙРБАС-2000"
ТЕХНИКА
ПЕРЕД ПРЕМЬЕРОЙ
"ЭНВАЙРБАС-2000"
Александр КРАСНОВ.
Набросок создателя
У каждого страны есть (кроме герба
и флага) свои знаки.
У Рф, к примеру, Кремль, матрешка...
Как представить Америку без скульптуры Свободы и Микки Мауса? Но нам увлекательнее другой южноамериканский знак - школьный автобус. Представить для себя улицы городов, пейзажи провинции, киноленты без этого героя просто нереально. Ведь школьные автобусы - чисто южноамериканское изобретение.
В проектировании нового автобуса "Энвайрбас-2000" учавствовали как научно-исследовательские университеты, связанные с неуввязками транПодвескаа, энергетики, экологии и радиоэлектроники, так и сам изготовитель этих машин. Наистарейшая компания "Блю берд" ("Голубая птица") - доныне наикрупнейший поставщик автобусов этого типа.
Задачки, стоявшие перед разработчиками, можно сгруппировать так: на первом месте - Законодательство пассажиров и все, что с этим связано, на втором - защита среды (кстати, это видно из наименования многообещающего "школьника": Enviro - часть британского слова, в переводе значащего "окружающая среда") и, как ни грустно, на последнем месте - внешний облик совместно с технологичностью. Вот в таком порядке мы и поведаем о новинке.
Сама область внедрения автобуса этого типа, принципы его эксплуатации подразумевают особенный подход к конструированию ходовой части, кузова и интерьера: ведь перевозить малышей, подростков, студентов - совершенно не то, что доставлять обычных пассажиров, как мы с вами. Требуются особенные меры безопасности при движении и в особенности при посадке-высадке "юный гвардии". Малыши так импульсивны, что, даже находясь в группе и под присмотром, просто могут выбежать на дорогу в самый неподходящий момент. Потому, кроме откидного знака "Стоп", на борту автобуса, за ветровым стеклом и в задней части новейшей машины появятся голографические 30-сантиметровые надписи, отлично различимые даже в солнечную погоду.
Автобус оснастят навигационной системой, которая, кроме нужных сведений для водителя (пробки, аварии, погода, объезды и т. д.), будет докладывать центральному диспетчеру положение "экипажа", исключив простои при поломках, отказе радиосвязи либо даже захвате автобуса злодеями. В дополнение - особенный радар, который повсевременно держит под контролем расстояние до наиблежайшего автомобиля либо другого объекта. Не совершенно понятно, как себя будет вести эта система на переполненных городских улицах. Правда, в самых небезопасных ситуациях нужная информация проецируется прямо перед водителем на высшую часть ветрового стекла, и он уже сам воспринимает решение.
Ну а если катастрофа все-же произошла, то пассажиров, кроме штатной двери, эвакуируют через аварийную заднюю и четыре боковых окна, выдавливаемых как изнутри, так и снаружи. Эти окна обозначены световозвращающей пленкой компании 3М. Не считая того, задние колеса для безопасности закрыты легкосъемными кожухами.
Сейчас об охране среды. Срок службы подобного автобуса очень велик, потому принципиально обеспечить размеренный уровень токсичности выхлопа. Эта неувязка, похоже, решена. Движок компании "Джон Дир" работает на природном газе, а означает, стрелка обыденного газоанализатора даже не шелохнется. Движок объемом 8,1 л развивает 184 кВт/250 л. с. и установлен в задней части автобуса. Четыре баллона со сжиженным газом размещены в самой неопасной зоне - меж лонжеронами рамы в базе.
Сейчас об общей конструкции и стайлинге. Шасси - с обыкновенной рамой. Таковой автобус намного дешевле низкорамного, а три ступени юные ножки просто преодолеют. Для детей-инвалидов будет особое выполнение с лифтом. Кузов каркасно-модульной конструкции - означает, проще делать автобусы разной длины, прямо до разрешенных 45 футов. И рама, и кузов - уникальные, разработка компании "Блю берд". Боковины и крыша - из металла, а бамперы, передняя и задняя панели - из пластика. Что касается внешнего облика, то желание стилистов и дизайнеров обустроить достопамятный "ящик" можно только приветствовать, но уж очень припоминает он сейчас европейцев 70-х. Пропал тот уникальный южноамериканский школьный автобус с его частоколом малеханьких окошек, "лобовым" решением передка. О "школьности" припоминает только обычный пересчет частей: богатство зеркал, мигающие верхние цветные фонари, желто-черная расцветка да большая надпись SCHOOL BUS на "лбу".
ПРЕДШЕСТВЕННИКИ
Сейчас компания "Блю берд" - одна из огромнейших североамериканских компаний. В ее программке есть автобусы всех категорий - от крохотного школьного до шикарного 45-футового дома на колесах. Одна программка "школьников" насчитывает больше 10-ка базисных вариантов, а модификаций не счесть. Мы остановимся только на вагонной сборке школьных автобусов, покидающих сейчас ворота сборочных цехов. А для начала поведаем о самом первом...
А. Л. Льюс сначала был дилером авто компании "Форд" на востоке США. Дела шли по-разному, и, чтоб обойти соперников, в 1927 году он установил на грузовое шасси модели Т маленький автобусный кузовок (фото 1). Отныне и началась, фактически, история автобусной компании. Первенец имел древесный каркас, обшитый листовой сталью. Застеклены были только окна вокруг водителя, а для всех других в непогодицу по краям опускались брезентовые шторки. Чтоб не усложнять конструкцию, вход-выход сделали только сзади. Вышла доброкачественная, надежная и при всем этом доступная машина.
Равномерно автобус улучшался, повышался комфорт, но, самое главное, был верно определен потребитель. Сложившаяся к тому времени в США система подвоза школьников к учебным заведениям диктовала свои требования к транПодвескау, так что все усилия компании были ориентированы на улучшение конкретно школьного автобуса. Вехой в жизни компании стало посещение А. Л. Льюсом Парижского автомобильного салона в 1948 году, где он в первый раз увидел шасси "Джи-Эм-Си" для автобусов вагонной сборки (янки встретил-таки янки во Франции!). Эта конструкция его так поразила, что фактически все следующие годы он работал над развитием конкретно этой категории автобусов. В 1952 году появилось шасси с нескромным заглавием "Олл америкен" ("все по-американски"), а потом и автобусы вагонной сборки. В 70-х годах были открыты сборочные фабрики в Канаде и Гватемале, так что заглавие равномерно оправдывалось.
На данный момент в программке компании - несколько базисных школьных автобусов вагонной сборки, о их и поведаем.
Модель ТС/1000. Это, пожалуй, наименьший брат в семействе. Благодаря относительно маленький базе и расположенному в фронтальной части движку автобус пользуется большой популярностью. Дело в том, что в штатном расписании маленьких учебных заведений отсутствует должность водителя: за рулем посиживают сами учителя в согласовании с графиком (естественно, допущенные к перевозке пассажиров). С небольшим автобусом, как осознаете, совладать легче (фото 2). Не считая того, высвободившееся место сзади позволило сделать подъемник для колясок детей-инвалидов. Рядная "шестерка" "Камминс" мощностью 180 л.с. и автоматическая коробка упрощают труд преподавателя-водителя.
Последующий в политре - ТС/2000, создание которого началось в 1987 году: он считается одним из наилучших, более неопасных автобусов в Северной Америке (фото 3). Дизельный движок с турбонаддувом мощностью 190 л.с. обеспечивает неплохую динамику, а "автомат" - комфортабельную работу водителя. Обычно, такие огромные автобусы принадлежат уже большим транПодвесканым компаниям, обслуживающим огромное количество учебных заведений. Зависимо от сборки и размеров, он может брать на борт до 84 пассажиров.
И в конце концов, "Олл америкен" в 2-ух исполнениях - RE (заднее размещение мотора - фото 4) и FE (фронтальное размещение мотора - фото 5). Каркасная конструкция из железного листа, боковые отбойники по всей длине, дополнительные аварийные выходы, широкие двери, яркая внешняя "иллюминация", большие зеркала снутри и снаружи, уникальная крепкая рама, грамотная сборка узлов и агрегатов, радиосвязь и многое-многое другое... при длине до 45 футов (чуток более 13,5 метра). Вот так "школьник"! Кстати, на базе этих моделей выпускается особый транПодвеска для милиции и перевозки заключенных. Встречаются "школьные автобусы" и у нас - скажем, в Москве это основное средство доставки турецких строителей.
1. "Блю берд № 1", 1927 г.
2. Модель ТС/1000.
3. Модель ТС/2000.
4. "Олл америкен RE".
5. "Олл америкен FE".