ПРИЦЕПная РЕАКЦИЯ
ПРИЦЕПная РЕАКЦИЯ
Тесты
ТЕСТ
ПРИЦЕПная РЕАКЦИЯ
Как российские легковые авто управляются с ролью тягача, мы узнали (ЗР, 1998, № 9). Но принципиально не только лишь это. Как верно избрать прицеп? О чем необходимо знать, эксплуатируя автопоезд?
Анатолий КАРПЕНКОВ, Игорь ТВЕРДУНОВ
НЕ ГОНИ!
Наверняка, каждый, кто ездил с прицепом, замечал: стоит прирастить скорость выше какого-то предела, как даже исправный прицеп начинает "мотать" из стороны в сторону, и метод успокоить его один - ехать потише. Противное это явление науке издавна понятно - не напрасно скорость автопоезда ограничена Правилами.
Такому явлению есть полностью научное разъяснение. Под действием разных наружных возмущений, которые появляются в реальных критериях движения (к примеру, порывы бокового ветра, неровности дороги либо маневры автопоезда), в системе "тягач-прицеп" возбуждаются маятниковые колебания, которые с ростом скорости автопоезда затухают все медлительнее. Небезопасна так именуемая критичная скорость (она зависит в главном от характеристик прицепа), при достижении которой колебания автопоезда не затухают. С превышением критичной скорости движение автопоезда становится неуравновешенным, амплитуда колебаний наращивается - просто говоря, прицеп мотает все посильнее... Словом, стремительная езда с прицепом часто завершается в кювете.
Делему колебаний автопоезда довольно много и тщательно исследовали российские и забугорные ученые мужи. Но не будем загружать читателя математическими выкладками - познакомим только с некими факторами и степенью их воздействия на устойчивость автопоезда.
Безупречный ТЯГАЧ
Попробуем представить для себя некоторый безупречный тягач. Воздействие его конструктивных характеристик на поведение автопоезда можно узреть в табл. 1. Кратко прокомментируем таблицу.
Повышение колесной базы автомобиля положительно сказывается как на продольной, так и на поперечной динамике пары "тягач-прицеп": длиннобазный автомобиль с прицепом более уверенно разгоняется, более устойчив - прицепу не так просто его "размотать". С ростом массы тягача (при иных равных критериях) динамика автопоезда, естественно, понижается, а вот двинуть "тяжеловес" в поперечном направлении тяжело. Длиннющий задний свес очень негативно сказывается на поперечной динамике. Расстояние от оси задних колес до точки сцепки условно можно считать плечом, на котором действует "болтающийся" прицеп. Чем оно длиннее, тем легче сбить тягач с пути настоящего. Есть и оборотное воздействие: машина с длинноватым свесом при поворотах и перестроениях поворачивает прицеп на больший угол, провоцируя его раскачку. Мощность и вращающий момент приметно делают лучше продольную динамику, что навряд ли нужно комментировать, а вот большой тормозной момент мотора при резком сбросе газа либо переходе на низшую передачу может спровоцировать поперечные "возмущения". Наилучший тягач - вэдовый, худший - переднеприводный.
О тормозах разговор особенный. Для автопоезда очень принципиальна (в особенности при отсутствии тормозов у прицепа) эффективность задних тормозов тягача. При торможении со скорости 70 км/ч прицеп массой 1200 кг при свесе тягача 925 мм наращивает нагрузку на заднюю ось автомобиля на 300 кгс. Чтоб обеспечить устойчивость автопоезда при таком торможении, задняя ось тягача должна быть снабжена очень действенным устройством, не допускающим блокировки задних колес (ограничителем давления в тормозных механизмах либо Abs).
Итак, "портрет" безупречного тягача: тяжкий, длиннобазный, с маленьким задним свесом, вэдовый, с массивным и тяговитым движком.
Но чуть ли кто выбирает автомобиль специально для буксировки прицепов. А вот пристально отнестись к выбору прицепа стоит каждому, кто решил его приобрести. Потому попробуем представить
Безупречный ПРИЦЕП
Для начала - что усугубляет устойчивость автопоезда? Воздействие главных причин мы свели в табл. 2.
Высочайший центр тяжести вызывает раскачивание и может привести к опрокидыванию, завышенная сила наката "сбивает с пути" тягач при движении под уклон либо торможении, большая парусность (либо, по-научному, площадь ветрового воздействия) помогает ветру сдуть автопоезд с дороги. Эти трудности достаточно тривиальные, как совладать с ними, понятно. А ах так биться с огромным курсовым моментом инерции - он "обеспечивает" колебания вокруг вертикальной оси? Тут поможет разумная загрузка прицепа: не стоит томную поклажу расставлять по различным углам его кузова, лучше расположить ее может быть компактней, а где конкретно - объясним ниже.
Кстати, на поперечную динамику хорошо действует рост нагрузки на сцепку. Хотя не стоит превосходить пределов, установленных изготовителем автомобиля (обычно - 25-100 кгс). Мы провели маленький опыт с целью узнать зависимость критичной скорости от нагрузки на шар. Итог, приведенный в табл. 3, гласит сам за себя.
Безупречный прицеп смотрится приблизительно так: двухосный, с длинноватым дышлом и широкой колеей, с малой парусностью, низким центром тяжести, "обутый" в шины с малым боковым уводом. Загрузка прицепа должна быть быстрее "фронтальной", чем "задней", чтоб приблизить нагрузку на сцепное устройство к очень допустимой.
Безупречный Шофер
Числа и зависимости, приобретенные экспериментальным либо расчетным методом, разъясняют, что к чему, но в реальной ситуации стоит полагаться сначала на свою предусмотрительность.
Посильнее конструктивных характеристик на поведении автопоезда отражается водительское разгильдяйство: неисправные и неопрятные тягач и прицеп, езда "без головы" - превышение скорости и перегрузка автопоезда.
Безупречный шофер стремится предупредить проблемы, которые привели бы к ранешней "болтанке" прицепа. На понижение критичной скорости работают: изношенная задняя подвеска автомобиля и подвеска прицепа, сниженное давление в шинах, перегрузка тягача и прицепа, некорректная загрузка последнего (малая нагрузка на шар), также установка на него "разномастных" шин.
Сегодня не то что автомобиль - прицеп и тот не каждому по кармашку. Потому не печальтесь, если приведенные выше выкладки проявили, что ваш "тягач" неидеален, а прицеп вообщем никуда не годится. Поддерживайте их исправными, найдите лучший себе (и собственной техники) высокоскоростной режим, соблюдайте на дороге простую осторожность - и ездите для себя на здоровье.
Наша справка
ТРЕБОВАНИЯ К ПРИЦЕПАМ (ОСТ 37.001.220-87)
- длина прицепа не должна быть более 1,5 длины тягового автомобиля и не должна превосходить 8 м;
- ширина прицепа не должна превосходить ширину тягового автомобиля более чем на 200 мм с каждой стороны и не должна быть более 2,3 м;
- высота прицепа не должна быть более 1,8 ширины колеи прицепа либо более 3 м;
- центр масс груженого прицепа должен размещаться таким макаром, чтоб отношение высоты центра масс к величине колеи прицепа составляло менее 0,725;
– дорожный просвет прицепа не должен быть меньше дорожного просвета автомобиля тягача.
Безупречный автопоезд. Тягач: вэдовый, мощнейший, тяжкий, с длинноватой базой и маленьким задним свесом. Прицеп: двухосный, с длинноватой базой, низким центром тяжести, широкой колеей, малой парусностью и длинноватым дышлом.
Плохой автопоезд. Тягач: переднеприводный, маломощный, легкий, с недлинной базой и длинноватым свесом. Прицеп: одноосный, высочайший, с узенькой колеей, большой парусностью, маленьким дышлом.
Б - база; С - свес; Д - длина дышла.