ПИКОВАЯ Композиция
ПИКОВАЯ Композиция
Животрепещуще
/Опыт
ПИКОВАЯ Композиция
КАК МЫ ПРОХОДИЛИ ТЕХОСМОТР
ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР ЖИХАРЕВ
ФОТО / АЛЕКСАНДР БАТЫРУ, АЛЕКСАНДР ЖИХАРЕВ
ОБОЗНАЧИМ ТЕМУ
За те три года, что приучивали нас к существованию ПИКов - пт инструментального контроля, страсти поулеглись. Или Различное поняли, что такая диагностика всем на пользу, или научились обходить ее различными способами. Смотря, сколько машин с напрочь тонированными стеклами, понимаешь: научились. Но сейчас нас интересует другая тема: как трудно пройти техосмотр по-честному и как честно и квалифицированно работают ПИКи? Идеальнее всего ответить на этот вопрос может опыт.
Наших "подопытных зайчиков" мы выслали на диагностику в авторитетные автосервисы, где требуемые для техосмотра характеристики привели в норму, после этого наш путь лежал на ПИК, и не на один, а поочередно на несколько: любопытно было узнать, схожим ли "метром" пользуются различные "измеряльщики".
ОТ ПЛОЩАДКИ - К БАРАБАНУ
1-ый участник опыта - "Mercedes". Подготовка в техцентре "Пан Авто" - дилере компании (кстати, тут же проходят сервис служебные машины управления ГИБДД). Мастера целый вечер колдуют над автомобилем и выносят вердикт: "К прохождению осмотра готов".
Наш выбор пал на пункт инструментального контроля ОАО "Москэб" на улице Свободы. Контролер-специалист осматривает машину, инспектирует работу световых устройств, звукового сигнала. А вот и самое увлекательное - "средства технического диагностирования". Выброс у нас в полном порядке: СО - 0,2% (в сопоставлении с атмосферой в районе больших автомагистралей - горный воздух). А вот тормозной щит преподносит сюрприз, да еще какой! Не проходим контроль по всем показателям. Не укладываются в норму "общая удельная тормозная сила", стояночный тормоз, коэффициент неравномерности тормозных сил на колесах (в народе - "увод"). "Почините тормоза, тогда приезжайте", - строго рекомендуют нам.
Нет уж, увольте, у нас другие планы - проверка на другом ПИКе - "Трансдекра" на ул. Героев-Панфиловцев. По пути пробуем тормоза дедовским методом - резко тормозим. Машина встает как вкопанная!
Результаты на "Трансдекре" подтверждают правду дедушек: тормоза в норме! При этом коэффициент неравномерности на задней оси улучшается аж в 10 раз по сопоставлению с тем, что выдал "Москэб". Правда, СО... возросло вдвое, но это не разочаровывает - все равно в границах нормы. Ура, прошли-таки через ПИК.
Но почему же стопроцентно неисправные тормоза за полтора километра пути заработали исправно? Может, местные улицы заряжены положительной энергией Чумака либо Кашпировского? Наши сомнения развеяли в Научно-исследовательском институте авто транПодвескаа. Оказывается, на ул. Свободы установлен тормозной щит площадочного типа (машина заезжает на площадку и тормозит), а на Панфиловцев - роликовый. Нормативы разрабатывали для роликовых щитов - в то время площадочного просто не было. А так как принцип деяния их различный, то и показания могут отличаться очень значительно. Вобщем, остается только гадать, как удалось получить разрешение на установку такового щита.
КРУТЫЕ Мужчины
Сейчас на очереди "четверка". С ней мы отправляемся на Юго-Запад, на улицу Вавилова, д. 21. Тут чувствуещь себя путником, попавшим на машине времени в прошедшее (это, если ассоциировать наши поездки на ПИКи с "Мерседесом").
- Ты чо сюда заехал (воззвание к человеку лет на 40 постарше)? Вон там встань, на стоянке. Нужно будет - позову. Да... (взор на немного запыленную машину), на мойку заедь - вон там, за углом.
За углом плакат: "Рекомендуем вам воспользоваться ручной мойкой, т. к. за повреждения при механической мойке администрация ответственности не несет". Ларчик раскрывается просто - ручная на 40 рублей дороже. Из принципа помылись на автоматической - повреждений не нашли. Возвращаемся на ПИК - пред нами инспектируют две иномарки. Их цвет трудно найти из-за слоя грязищи, но обладателям почему-либо не предлагают заехать за угол на мойку. Другой, как видите, подход.
В конце концов, попадаем на щит (монитор повернут и обладатель машины показаний не лицезреет): не дотягивают до нормы коэффициент неравномерности на фронтальной оси и общая удельная тормозная сила. Кстати, ни на одном из ПИКов нам не предложили высушить колеса. О какой точности измерений можно вообщем гласить! Удивляемся, чем приводим в гнев контролера. Он демонстративно копается в аптечке и находит... просроченный бинт! А потом, в творческом порыве, записывает как неисправность: "капот плохо закрепляется в вертикальном положении" (сломалось крепление держателя). В перечень требований к техническому состоянию автомобилей это как бы не заходит, но на Вавилова свои правила.
Наш путь на ООО "Автоконтроль-35", что на ул. Бутлерова. И тут экраны устройств накрепко спрятаны от глаз. Приходится веровать на слово. Коэффициент неравномерности на фронтальной оси возрос еще более - после окончания подготовки к ТО он был 0,03, на Вавилова - 0,16, тут - 0,28! Еще одна новость: СО на наибольших оборотах растет вдвое - до 2,9% (движок, естественно, прогрет до рабочей температуры). Правда, на каких оборотах определяли, непонятно: на "четверке" нет тахометра, и "маэстро" делал все "на слух". Получаем документы и, ознакомившись с ними, впадаем в транс. Оказывается, общая тормозная сила составляет 1,1, хотя данная величина по определению не может превосходить единицы! Вот это да!
На последующий ПИК в Ясеневе, на ул. Одоевского, едем уже без всякой надежды. И о волшебство! Тормоза в норме - начальные 0,03! С выхлопом тоже полный порядок (как надо из распечатки, СО и СН на малых оборотах равны нулю?!): при проверке на наибольших оборотах подключили тахометр, и мы могли следить реальные обороты мотора. Жалко только, свободный ход управляющего управления (как и на всех прошлых ПИКах) инспектируют приблизительно, хотя нужное оборудование должно быть. Все - талон получен.
КАК КАРТА ЛЯЖЕТ
Что все-таки выходит - машина, отрегулированная к техосмотру, может пройти через ПИК либо не пройти. Если б результаты отличались на немножко, это еще можно осознать. Но как при схожем оборудовании характеристики разнятся "на порядок"? Вывод навязывается самый что ни на есть очевидный: на многих ПИКах (по последней мере, столичных) инструмент измерения нужен только как средство выбивания из автолюбителя наличных. Когда ему объявляют "нужные" числа, он сходу становится покладистым. Что все-таки там по сути с машиной, каково ее состояние - непринципиально. Как же ГИБДД, обязанная держать под контролем служащих ПИКа? В наилучшем случае, это ее не заботит, в худшем... Инспектор посиживает для себя в собственной будке и покидает ее только для сверки номеров машины.
Ну а если посмотреть с другой стороны - безопасности? Нигде не осматривали автомобиль снизу, не инспектировали состояние ходовой части, управляющего управления. А если, допустим, завтра прошедшая инструментальный контроль машина попадет в ДТП из-за лопнувшего тормозного шланга (что полностью реально)? Контролеры за это не в ответе. Их заботит другое (см. выше). Так кому он нужен, таковой техосмотр?
От редакции. С просьбой откомментировать создавшуюся ситуацию мы обратились в ГУ ГИБДД Рф. К огорчению, к моменту подписания номера в печать никакого ответа не было получено. Видимо, слово "оперативно" знакомо далековато не многим работникам аппарата Головного управления. Может, потому на ПИКах происходит то, что нашли наши корреспонденты.
Готовим машину на "Пан Авто".
Тут установлен площадочный щит.
ПИК на улице Вавилова будем объезжать стороной.