МЫ ВЕЛИ МАШИНЫ .
"МЫ ВЕЛИ МАШИНЫ..."
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
Денек Победы
"МЫ ВЕЛИ МАШИНЫ..."
Этот ЗИС-5 изъездил много фронтовых дорог, до того как окончил войну в столице павшего третьего рейха. Стоял на постаменте в Бранденбурге; в 1985-м, на 40-летие Победы вспомнил военную юность и вновь прошел по берлинским улицам. После объединения Германии оказался в Челябинске, а 5 годов назад ишак на вечное хранение в музее при Военном авто институте в Рязани. Туда и отправимся на свидание с историей: балованные современными машинами, попробуем представить себя на месте шофера... 55 годов назад.
Сергей КАНУННИКОВ, Антон ЧУЙКИН
Время накладывает отпечаток не только лишь на людей - на машины тоже. Но опытные руки реставраторов и колоритное вешнее солнце сделали свое дело - боевая автоколонна смотрится практически как на параде. Вот они - машины Победы: командирский ГАЗ-67Б, умеренная труженица-полуторка ГАЗ-АА, в конце концов, знаменитый ЗИС, когда-то слывший тяжеловесом - перевозил целых... три тонны.
Или водители были более гибкими, или отъелись мы не в меру - влезать в тесноватые кабины тяжело. Вобщем, посади шофера по-современному - совладать с управлением ему было бы нелегко. А так втиснулся на скромненькое с вертикальной спинкой сидение и... "от плеча" работай большой тяжеленной баранкой, "от ноги" дави педали. Тормоза-то - механические, попробуй одной ногой приостановить автомобиль полной массой 6 тонн! На ЗИС-5 руль древесный - сейчас это было бы признаком роскоши... Держась за простецкую баранку, ощущаешь, как проваливаешься через время, и вот уже в переплете стекла появляется слабенький блик - это фонарик под бортом идущей впереди полуторки...
Поблизости фронтального края, в особенности сначала войны, авто работали в главном ночами, соблюдая строгие правила светомаскировки. Скорость - 10-15 км/ч. Чтоб хоть что-то созидать, включали слабенькие огни, дающие свет вертикально вниз, а время от времени и совсем посылали вперед бойцов с гнилушками в руках. Помогали езженные колеи - отпустил баранку, а машина идет, практически как по шпалам.
Кстати, не только лишь практически... На Курской дуге летом 1943-го службы транПодвескаа не поспевали за наступающими войсками - дороги разбиты... Казалось бы, вот жд ветка, применяй! Но немцы успели перешить колею на собственный узенький - западноевропейский - размер. Вагоны отступающие части вермахта бросили, а паровозы успели угнать. И вот в чью-то светлую голову пришла мысль - чем растрачивать драгоценное время на переделку стальной дороги, назначить локомотивами... ЗИС-5! Сказано - изготовлено: в мастерских сделали бандажи, надели их заместо шин и по рельсам пошли необычные составы. Одна трехтонка тянула пять-шесть вагонов с 10-12 тоннами груза в каждом!
Меж иным, не то что с паровозами - рядом с современным "Бычком" смотрится ЗИС совершенно маленьким. Что уж гласить о щуплой полуторке, близкой родственнице легкового ГАЗ-А и "эмки"! Водители и их машины были приблизительно 1-го роста...
За рулем нередко посиживали худые мальчишки, совершенно не так давно освоившие азы управления и получившие шоферские "корочки". В Рязани мы познакомились с Жорой Александровичем Закржевским, ветераном войны, в недавнешнем прошедшем педагогом военного училища. В неполные восемнадцать попал он на фронт, вел войну в роте автоматчиков. В 1943-м юный боец стал водителем. Рулить научился еще до войны - попался хороший шофер ГАЗ-АА - а "права" получал на фронте. Инструктор предложил на выбор трехтонку и полуторку. Жора избрал ГАЗ - машина уже знакомая, ну и гораздо меньше. Сделал круг по площадке, и вот он, новоиспеченный шофер.
Опыта набирался уже на фронтовых дорогах. ...Что автомобиль попал на минное поле, шофер и его командир сообразили очень поздно: два массивных взрыва разметали шедшие впереди "Студебекер" и ЗИС-5. Остановившись, увидели бугорки справа и слева от колеи: мины! Раз в секунду рискуя взлететь на воздух, 300 метров пятились вспять точно по своим следам, пока не выехали на неопасное место.
Многими машинами управлял военный шофер Закржевский, в том числе южноамериканскими, приобретенными по ленд-лизу. Любопытно, что большую часть таких автомобилей собирали у нас в Союзе из присланных девайсов. Сейчас такая разработка именуется отверточной... В конце 1943 года Жора Александрович получал в Коломне собственный "Додж 3/4", пришедший из-за океана... в нескольких ящиках. Собрал совместно с ремонтной бригадой, загрузил боеприпасами и погнал этого предка "Хаммера" под Витебск, на фронт. Представьте - над головой тент, на месте левой дверцы запасное колесо, в правом просвете страховочный ремень. На водителе легкая куртка, башмаки с обмотками, пилотка. Одна удовлетворенность - стекла не потеют и не обмерзают в открытой всем ветрам кабине.
Зима вообщем добивалась от шоферов не только лишь морозоустойчивости, да и большой находчивости. Хилым аккумом мотор не воскресить, потому его пускали "кривым стартером", сразу управляя воздушной заслонкой при помощи специально выведенной к передку проволоки. В свирепые морозы картер и впускной коллектор подогревали, а движок, в особенности шестицилиндровый зисовский, проворачивали самодельной удлиненной ручкой. За нее сразу могли ухватиться два, а то и три человека. С оледенением стекол боролись, натирая их крепким соляным веществом. (Запомните, откажет отопитель - понадобится.) Кстати, "печки" не было даже в относительно комфортной "эмке", не говоря о грузовиках. А водители ладожской Дороги жизни и совсем открывали либо снимали двери: если машина уходит под лед, успеешь выпрыгнуть.
ЗИС-5 отличался живучестью, не подводя в самых сложных критериях. Трехтонка была так нехитра в устройстве, что разбирали и собирали ее иногда без всякого специального инструмента. Фронтовые приемы ремонта позволяли возвратить машины в строй простейшими средствами. Скажем, выплавился баббит шатунного подшипника. Не катастрофа: заместо него зажимали кусочек брючного ремня - км на 200 хватало.
...Мирное вешнее солнце, отразившись кроликом в боковом зеркало, возвращает нас в 2000 год. Рядом с полуторкой тормознул юный офицер: "Мы такую машину отыскали под Ленинградом. Вернули и оставили у себя. Так не поверите, в сильные морозы дежурный по части всем другим предпочитал ее: пока современные грузовики сажают батареи, ветеран ГАЗ-АА, пущенный ручкой, уже прогреется и готов в дорогу!"
Сейчас машины Победы продолжают служить: практически каждый год Рязанский военный авто институт (ВАИ) организует пробеги. Вот и на данный момент парадным строем отправляются авто в Питер, к месту дислокации первой русской автороты. Кстати, дата ее рождения - 29 мая - с этого момента отмечается как Денек военного автомобилиста. К тому же у рязанцев в мае еще два праздничка - 60 лет военному училищу (сейчас ВАИ) и 5 лет авто музею.
Неброские старенькие машины - память о фронтовых шоферах, о всех, кто одолел в самой ужасной войне ХХ столетия. Нескончаемая слава павшим! Здоровья и длительных лет живым! Поздравляем!
ЗИС-5 делали с 1933 по 1958 год несколько автозаводов, общий объем выпуска составил около 1 миллиона экземпляров. Шестицилиндровый движок объемом 5,55 л развивал 73 л.с., что позволяло грузовику полной массой 6100 кг разгоняться до 60 км/ч.
ГАЗ-67Б (1943-1953 гг.). На русском внедорожнике стоял 4-х цилиндровый движок ГАЗ-М1 мощностью 54 л.с. (К огорчению, ветровое стекло с рамой, двери и жесткая крыша на этой машине - "неродные").
ГАЗ-АА (с 1938 года ГАЗ-ММ). Знаменитая полуторка выпускалась с 1932 по 1950 год. Движок - рядная "четверка" мощностью 40 л.с., потом - 50 л.с. В годы войны производили облегченные варианты грузовиков ГАЗ и ЗИС.
"Студебекер-US6" - если не самый массовый, то самый узнаваемый лендлизовский грузовик. Вэдовая машина (существовал вариант и 6х4) развивала 70 км/ч при своей массе около 4800 кг. Движок - шестицилиндровый "Геркулес" мощностью 95 л.с.
Военный шофер полковник в отставке Жора Закржевский, один из создателей книжки о военных автомобилистах "Нам дороги эти позабыть нельзя".
Редакция благодарит начальника эксплуатации вооружения и военной техники ВС РФ - начальника головного автобронетанкового управления МО РФ генерал-полковника С. Маева за помощь в подготовке материала.
Фото Александра ПОЛУНИНА