БИТВА МОТОРОВ
БИТВА МОТОРОВ
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
/Денек ПОБЕДЫ
БИТВА МОТОРОВ
ВОЙНА СДЕЛАЛА
Авто
Бойцами
ПРОТИВОБОРСТВУЮЩИХ АРМИЙ...
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ
Показ новых моделей для вермахта проходил в присутствии высшего управления рейха во главе с самим Гитлером. Представители компаний и их армейские заказчики докладывали фюреру, что эти массивные и надежные машины способны привезти германскую армию к резвой победе в восточной кампании...
Германская промышленность начала подготовку к войне скоро после прихода нацистов к власти. Уже с середины 30-х вермахт располагал впечатляющим парком. Армейское командование старалось сокращать число принятых на вооружение моделей, отдавая для себя отчет в том, что во время войны обслуживать и чинить разномастный парк будет трудно. Отлично узнаваемый из истории нацистский девиз "Один люд, один рейх, один фюрер..." "дописали" военные автомобилисты - "Одно шасси". Но выполнить реальную унификацию не вышло - компании гнули свою линию и в наилучшем случае делали однотипные кузова. К тому же меж различного рода муниципальными структурами - министерствами, комиссиями, комитетами - не было согласия. К середине 1941-го в германской армии находились машины практически 100 моделей, в том числе австрийские и чехословацкие. Многие из их были спроектированы специально для армии и представляли очень передовые конструкции - дизельные движки, полный привод и т. д.
Авто парк Красноватой Армии к началу войны намного уступал противнику. Создав 1-ый в мире дизельный танк, российская индустрия так и не освоила дизельного мотора для автомобиля. Львиная толика армейской авто техники приходилась на штатские трехтонки, полуторки, "эмки". Машин, в основном применимых для армейских нужд, было совершенно не достаточно. Трехосный ЗИС-6 и вэдовый ЗИС-32 из-за недочета сырья и эвакуации столичного завода в 40 первом сняли с производства. В будущем году закончил выпуск томных грузовиков ярославский автозавод, а в 1943-м после бомбежки ГАЗа пришлось отрешиться от ГАЗ-ААА и полугусеничного ГАЗ-60. Нехватка подходящих шасси замедляла поставку в войска именитых "катюш", а томные пушки приходилось буксировать тихоходными неуклюжими тракторами. Позднее выручали авто, поставляемые союзниками по ленд-лизу. В самый же тяжкий период войны импортных машин в нашей армии было совершенно малость, к началу 1944 года всего 22%, и основная тяжесть фронтовых перевозок лежала на наших ЗИСах и ГАЗах.
Все же тяготы войны, осенняя распутица и зимняя стужа проявили, что простые русские машины прочнее, надежнее и неприхотливее других именитых германцев - они просто переваривали низкокачественный бензин, лучше пускались на морозе. Не случаем зимой 1941-го командование группы армий "Центр" издало специальную директиву, предписав войскам использовать... трофейные ГАЗы и ЗИСы.
Более всего неприспособленными к условиям войны в Рф оказались штабные машины вермахта - "кюбельвагены". Многие отличались от стандартных штатских моделей только облегченным кузовом. Массивные, привередливые к качеству бензина и масла моторы, сложные подвески отлично работали на автобанах, но отказывали на фронтовых ухабах. Даже генералы нередко предпочитали обыкновенные, надежные, легкие (если что, отделение боец вынесет из грязищи) КДФ - протцов знаменитого "Жука". На одном из совещаний в ставке командующий африканским корпусом "Пустынный Лис" генерал-фельдмаршал Эрвин Роммель произнес папе "Фольксвагена" Фердинанду Порше: "Вы выручили мне жизнь. Я остался цел во время скрещения минного поля... шедший за мной тяжкий "Хорьх" взлетел на воздух".
Русские штабные "эмки" с обычный, но крепкой подвеской, нетребовательным движком выдержали экзамен войной. А южноамериканским "виллисам" и газовским полноприводникам на прифронтовом бездорожье не было равных. Шофер маршала Жукова Александр Николаевич Бучин вспоминал, что наилучшей командирской машиной всю войну оставался ГАЗ-61 - модификация "эмки" с шестицилиндровым движком и всеми ведущими колесами. "Бюик", "Паккард" и "Хорьх", на которых Бучин тоже время от времени возил Жору Константиновича, неплохи были для улиц Москвы либо поверженного Берлина, но не для фронтовых дорог.
Грузовики военного времени - ЗИСы и ГАЗы отличались от мирных древесными кабинами, облегченными крыльями, только одной фарой (на фронте все равно приходилось соблюдать светомаскировку). На ЗИС-5 ставили только задние тормоза, простой глушитель. Но главное - ограниченное количество моделей, базировавшихся на 2-3 конструкциях, позволяло поддерживать машины в строю.
Германским шоферам и механикам чертовски не хватало запчастей для разношерстного парка. Больше автомобилей оставались брошенными на обочинах дорог. Достояние вермахта равномерно таяло. Заводам пришлось отрешиться от сложных и дорогих конструкций, и былые соперники наконец стали выпускать однотипные модели. Сейчас уже с кабинами, по конструкции схожими на газовские и зисовские - древесный каркас, обшитый доской.
К концу войны авто парк Русской Армии насчитывал выше 664 тыщ машин, более 60% из их были российские. Это они помогали откинуть фашистов от Москвы, доставляли по льду Ладожского озера продовольствие голодающему Ленинграду, совместно с союзническими "доджами" и "студебекерами" въезжали в поверженный Берлин. Мы одолели сильного, отлично вооруженного противника и на полях схваток, и в битве моторов, при том, что на германский вермахт работали именитые и массивные компании не только лишь Германии, да и европейских стран...
...Вспомним же боец, водивших машины по фронтовым дорогам, вспомним рабочих, днями не покидавших цехов, где собирали невзрачные, но прочные полуторки и трехтонки, вспомним всех, кто сражался и трудился во имя Победы. Вспомним с благодарностью...
Самый массовый грузовик вермахта - "Опель-Блитц". Грузоподъемность заднеприводного варианта - 3300 кг. Движок - бензиновая "шестерка" (3,6 л) мощностью 68 л.с. "Блитц" производили с 1937 по 1945 год,
с 1944-го также под маркой "Мерседес-Бенц L701".
Военный вариант двухтонного ГАЗ-ААА. Автомобиль с 50-сильным
мотором развивал 65 км/ч. Машину выпускали с 1934 года
до бомбардировки ГАЗа в 1943-м.
Дитя первой унификации
автопарка вермахта - "единый легкий" автомобиль БМВ-325 с шестицилиндровым
(1971 см3) 50-сильным мотором, всеми ведущими и управляемыми колесами. В 1937-1940 гг. выстроили более 3-х тыщ таких машин. Подобные авто с другими движками выпускали также компании "Штевер" и "Ганомаг".
ГАЗ-11-73.
Малочисленные,
выпущенные
в 1940-1941 гг.
шестицилиндровые
"эмки" служили
во время войны
командирскими
автомобилями.
Движок -
3,5-литровый
мощностью 75 л.с.
"Мерседес-Бенц 4500R Маультир" (мул) делали в 1943-1944 гг. Автомобиль грузоподъемностью 4500 кг оснащали 112-сильным дизелем. Наибольшая скорость - 36 км/ч, расход горючего на шоссе - 70 л, на бездорожье - 120 л.
Один из зарубежных легионеров вермахта - "Татра-27". Грузоподъемность - 3000 кг, движки - бензиновый 52-сильный либо дизельный мощностью 57 л. с.
Часть "янки" поступала к нам в виде машинокомплектов. В ту пору в СССР собирали вэдовые полуторки "Шевроле-G7107" (6 цилиндров, 3,8 л, 83 л. с.)
С 1942 по 1944 год выстроили 5931 ЗИС-42М с 85-сильным движком. Машины использовали для буксировки томных орудий. Полугусеничные автомобили-вездеходы отличались средней маневренностью, низкой скоростью и высочайшим расходом горючего. ЗИС "съедал" до 60 л бензина на "сотку" и развивал всего 45 км/ч.