ОДЕТЫЕ В БРОНЮ
ОДЕТЫЕ В БРОНЮ
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
/БЫЛОЕ
ОДЕТЫЕ В БРОНЮ
Поздравляем Победы!
БРОНЕАВТОМОБИЛИ Величавой Российскей
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ
Днем 18 января 1943 года войска Ленинградского фронта начали пришествие на Шлиссельбург, а в авангарде их шли 19 трехосных машин БА-10, атаковавших город с северо-запада и с юга. Пулеметы и 45-миллиметровые пушки подавляли огневые точки противника, расчищая дорогу пехоте. К полудню Шлиссельбург был взят, блокада Ленинграда прорвана...
Уже в тридцатые годы бронеавтомобили числились суровым орудием в армиях тех пор. Железные листы защищали не только лишь от пуль, да и от осколков; скорость колесных машин была выше кавалерийской, а часто и танковой, на вооружении стояли пулеметы и орудия. Бронепарк Красноватой Армии к концу 30-х был достаточно разношерстным. Начиная с 1927 года, когда появился 1-ый русский броневик на базе АМО-Ф15, несколько заводов строили легкие и средние машины различных моделей и модификаций. Конструктивно различались они не очень, так как базировались на серийных узлах малочисленных грузовиков, производимых в СССР.
Корпуса клепали, а позже сваривали из стали шириной 4-15 мм. Использовали самое подходящее из серийных трехосное шасси "Форд-Тимкен" (после начала массового производства в СССР - ГАЗ-ААА). Машины вооружали одним либо 2-мя пулеметами и даже пушками калибра 37 мм, а позже 45 мм. На некие модели ставили башню от танка Т-26. В 1935 году появились пулестойкие, заполненные губчатой резиной шины.
Отдельные броневики, подвергнув относительно легкому переоборудованию, превращали в жд дрезины. В 1939-м выстроили даже бронированный... санитарный фургон - БА-22. Сделанный на шасси ГАЗ-ААА, он весил более 5 тонн и развивал 40 км/ч.
Советско-японский конфликт 1939 года на Далеком Востоке и война с Финляндией в 1940-м подтвердили то, что конструкторы и испытатели предугадали заблаговременно. Серийные моторы для томных 2-6-тонных машин были недостаточно сильны - броневики с трудом преодолевали подъемы, а машины с задними ведущими мостами застревали в грязищи и снегу. Ленты, надеваемые на задние колеса (так именуемые оверолл) для улучшения проходимости, соскакивали при резких маневрах, а иногда цеплялись за Ремонт и эксплуатация подвески. Но даже при всех этих недочетах броневики все таки были боеспособны. Не напрасно в финской армии до 50-х годов на службе находилось несколько таких трофейных машин.
Перед Величавой Российскей на наших заводах были сделаны более совершенные эталоны. Для наилучшего противоборства пулям и осколкам сконструировали корпуса с огромным наклоном листов. На БА-11 мощность мотора ЗИС с модифицированной головкой блока удалось поднять до 93 л. с. Дальность хода на одной заправке экспериментального ЗИС-34Д с 96-сильным дизелем (его выстроили в 1940-м) по сопоставлению с бензиновым аналогом возросла на третья часть. Дизель приметно понизил пожароопасность автомобиля. Но создавать легкие дизели индустрия была не готова: все силы бросили на танковый мотор В-2.
Истинные тесты на долю броневиков выпали в 1941-м. Машины западных военных округов первыми встречали германские армии. На броневиках прогуливались в разведку, поддерживали атаки пехоты и кавалерии. Более опытным экипажам удавалось даже подбивать из слабых пушек - бойцы звали их "сорокапятками" - легкие германские танки. Почти все зависело от водителя. Он был должен практически втемную (обзор в бронемашине не лучше танкового) вывести автомобиль на огневой предел, не завязнув в осенней грязищи и не угодив под неприятельский снаряд.
С началом войны выпуск броневиков свернули. Металлической лист требовался для производства еще более сурового орудия - танков, к тому же Ижорский завод, один из главных производителей боевых автомобилей, остался в блокадном Ленинграде.
Водители, как могли, поддерживали оставшиеся бронемашины на ходу. Вот где посодействовала принужденная унификация! Снимая с подбитых автомобилей все, что еще могло послужить, шоферы навьючивали запчасти на броню и вновь вели машины в бой.
Армии крайне были необходимы легкие, маневренные, экономные транПодвесканые средства, способные проехать там, где застревали обыденные авто. Осенью 1941-го в Горьком под управлением В. А. Грачева начали проектировать броневик на крепком и малогабаритном шасси ГАЗ-64. При всем этом конструкторы пристально исследовали германский Kfz 221 на шасси "Хорьх-801". Вышедший на тесты уже 9 января 1942 года наш БА-64 был легче, маневренней, а главное - дешевле в производстве.
Вэдовая машина с недлинной базой и клиренсом 235 мм просто преодолевала бездорожье, а на шоссе разгонялась до 80 км/ч. Большой угол наклона броневых листов шириной 7-15 мм обеспечивал живучесть машины. В первый раз на российском бронеавтомобиле для водителя в фронтальной стене поставили танковый зеркальный визир с пуленепробиваемым стеклом. Шофер посиживал посредине, а командир, он же стрелок, сзади и выше. БА-64 вооружали пулеметом ДТ (с весны 1944-го многокалиберным ДШК). На часть машин монтировали противотанковые ружья ДШКТ калибром 12,7 мм.
1-ые серийные БА-64 вступили в бой на Брянском и Воронежском фронтах летом 1942-го. В том же году сделали маленькую партию десантных шестиместных автомобилей без башни. А уже весной 1943-го в Горьком начали выпуск БА-64Б на базе модернизированного ГАЗ-67. Горьковские машины совместно с южноамериканскими М3А1, поставляемыми по ленд-лизу, стали основой парка бронеавтомобилей Русской Армии.
...Ранешным июльским днем 1944-го несколько наших броневиков и два танка ворвались в латвийский городок Ионишкис. Юркие авто, практически не сбавляя скорости, штурмовали германский гарнизон, который от неожиданности не сумел организовать оборону. Перескочив городишко, машины настолько же внезапно влетели в предместье Елгавы и первыми вступили в бой. Подоспевшие части механизированной бригады освободили город...
До наших дней сохранилось малость броневиков времен Величавой Российскей. Старенькые машины со следами ран на больших неловких корпусах сегодня совершенно не смотрятся суровыми. Но они отлично помнят, как мчались по дорогам и бездорожью под шквальным огнем неприятельской артиллерии, как, теряя водителей и стрелков, пришли к величавому деньку - 9 мая 1945 года.
БА-27М. 1-ый русский трехосный бронеавтомобиль строили на шасси "Форд-Тимкен". Масса - 4500 кг; экипаж - четыре человека; вооружение - пушка калибра 37 мм и пулемет - 7,62 мм. Мощность мотора "Форд" - 40 л. с.; скорость - 50 км/ч.
Ё Создание БА-3 на шасси ГАЗ-ААА начали в 1934-м. Шеститонную машину с корпусом из 8-миллиметровой стали оснащали 50-сильным движком. Вооружение - пушка 45 мм и два пулемета.
№ Легкий бронеавтомобиль на шасси легкового ГАЗ-М1 - ФАИ-М (аналог БА-20). Двухместная машина была быстроходной - скорость до 90 км/ч, но пасовала на бездорожье.
В освобождении Шлиссельбурга и прорыве блокады Ленинграда в январе 1943-го участвовали броневики БА-10.
Часто встречающийся броневик Величавой Российскей БА-64Б массой 2425 кг оснащали 54-сильным движком от ГАЗ-67Б.
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
/БЫЛОЕ
ОДЕТЫЕ В БРОНЮ
Поздравляем Победы!
БРОНЕАВТОМОБИЛИ Величавой Российскей
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ
Днем 18 января 1943 года войска Ленинградского фронта начали пришествие на Шлиссельбург, а в авангарде их шли 19 трехосных машин БА-10, атаковавших город с северо-запада и с юга. Пулеметы и 45-миллиметровые пушки подавляли огневые точки противника, расчищая дорогу пехоте. К полудню Шлиссельбург был взят, блокада Ленинграда прорвана...
Уже в тридцатые годы бронеавтомобили числились суровым орудием в армиях тех пор. Железные листы защищали не только лишь от пуль, да и от осколков; скорость колесных машин была выше кавалерийской, а часто и танковой, на вооружении стояли пулеметы и орудия. Бронепарк Красноватой Армии к концу 30-х был достаточно разношерстным. Начиная с 1927 года, когда появился 1-ый русский броневик на базе АМО-Ф15, несколько заводов строили легкие и средние машины различных моделей и модификаций. Конструктивно различались они не очень, так как базировались на серийных узлах малочисленных грузовиков, производимых в СССР.
Корпуса клепали, а позже сваривали из стали шириной 4-15 мм. Использовали самое подходящее из серийных трехосное шасси "Форд-Тимкен" (после начала массового производства в СССР - ГАЗ-ААА). Машины вооружали одним либо 2-мя пулеметами и даже пушками калибра 37 мм, а позже 45 мм. На некие модели ставили башню от танка Т-26. В 1935 году появились пулестойкие, заполненные губчатой резиной шины.
Отдельные броневики, подвергнув относительно легкому переоборудованию, превращали в жд дрезины. В 1939-м выстроили даже бронированный... санитарный фургон - БА-22. Сделанный на шасси ГАЗ-ААА, он весил более 5 тонн и развивал 40 км/ч.
Советско-японский конфликт 1939 года на Далеком Востоке и война с Финляндией в 1940-м подтвердили то, что конструкторы и испытатели предугадали заблаговременно. Серийные моторы для томных 2-6-тонных машин были недостаточно сильны - броневики с трудом преодолевали подъемы, а машины с задними ведущими мостами застревали в грязищи и снегу. Ленты, надеваемые на задние колеса (так именуемые оверолл) для улучшения проходимости, соскакивали при резких маневрах, а иногда цеплялись за Ремонт и эксплуатация подвески. Но даже при всех этих недочетах броневики все таки были боеспособны. Не напрасно в финской армии до 50-х годов на службе находилось несколько таких трофейных машин.
Перед Величавой Российскей на наших заводах были сделаны более совершенные эталоны. Для наилучшего противоборства пулям и осколкам сконструировали корпуса с огромным наклоном листов. На БА-11 мощность мотора ЗИС с модифицированной головкой блока удалось поднять до 93 л. с. Дальность хода на одной заправке экспериментального ЗИС-34Д с 96-сильным дизелем (его выстроили в 1940-м) по сопоставлению с бензиновым аналогом возросла на третья часть. Дизель приметно понизил пожароопасность автомобиля. Но создавать легкие дизели индустрия была не готова: все силы бросили на танковый мотор В-2.
Истинные тесты на долю броневиков выпали в 1941-м. Машины западных военных округов первыми встречали германские армии. На броневиках прогуливались в разведку, поддерживали атаки пехоты и кавалерии. Более опытным экипажам удавалось даже подбивать из слабых пушек - бойцы звали их "сорокапятками" - легкие германские танки. Почти все зависело от водителя. Он был должен практически втемную (обзор в бронемашине не лучше танкового) вывести автомобиль на огневой предел, не завязнув в осенней грязищи и не угодив под неприятельский снаряд.
С началом войны выпуск броневиков свернули. Металлической лист требовался для производства еще более сурового орудия - танков, к тому же Ижорский завод, один из главных производителей боевых автомобилей, остался в блокадном Ленинграде.
Водители, как могли, поддерживали оставшиеся бронемашины на ходу. Вот где посодействовала принужденная унификация! Снимая с подбитых автомобилей все, что еще могло послужить, шоферы навьючивали запчасти на броню и вновь вели машины в бой.
Армии крайне были необходимы легкие, маневренные, экономные транПодвесканые средства, способные проехать там, где застревали обыденные авто. Осенью 1941-го в Горьком под управлением В. А. Грачева начали проектировать броневик на крепком и малогабаритном шасси ГАЗ-64. При всем этом конструкторы пристально исследовали германский Kfz 221 на шасси "Хорьх-801". Вышедший на тесты уже 9 января 1942 года наш БА-64 был легче, маневренней, а главное - дешевле в производстве.
Вэдовая машина с недлинной базой и клиренсом 235 мм просто преодолевала бездорожье, а на шоссе разгонялась до 80 км/ч. Большой угол наклона броневых листов шириной 7-15 мм обеспечивал живучесть машины. В первый раз на российском бронеавтомобиле для водителя в фронтальной стене поставили танковый зеркальный визир с пуленепробиваемым стеклом. Шофер посиживал посредине, а командир, он же стрелок, сзади и выше. БА-64 вооружали пулеметом ДТ (с весны 1944-го многокалиберным ДШК). На часть машин монтировали противотанковые ружья ДШКТ калибром 12,7 мм.
1-ые серийные БА-64 вступили в бой на Брянском и Воронежском фронтах летом 1942-го. В том же году сделали маленькую партию десантных шестиместных автомобилей без башни. А уже весной 1943-го в Горьком начали выпуск БА-64Б на базе модернизированного ГАЗ-67. Горьковские машины совместно с южноамериканскими М3А1, поставляемыми по ленд-лизу, стали основой парка бронеавтомобилей Русской Армии.
...Ранешным июльским днем 1944-го несколько наших броневиков и два танка ворвались в латвийский городок Ионишкис. Юркие авто, практически не сбавляя скорости, штурмовали германский гарнизон, который от неожиданности не сумел организовать оборону. Перескочив городишко, машины настолько же внезапно влетели в предместье Елгавы и первыми вступили в бой. Подоспевшие части механизированной бригады освободили город...
До наших дней сохранилось малость броневиков времен Величавой Российскей. Старенькые машины со следами ран на больших неловких корпусах сегодня совершенно не смотрятся суровыми. Но они отлично помнят, как мчались по дорогам и бездорожью под шквальным огнем неприятельской артиллерии, как, теряя водителей и стрелков, пришли к величавому деньку - 9 мая 1945 года.
БА-27М. 1-ый русский трехосный бронеавтомобиль строили на шасси "Форд-Тимкен". Масса - 4500 кг; экипаж - четыре человека; вооружение - пушка калибра 37 мм и пулемет - 7,62 мм. Мощность мотора "Форд" - 40 л. с.; скорость - 50 км/ч.
Ё Создание БА-3 на шасси ГАЗ-ААА начали в 1934-м. Шеститонную машину с корпусом из 8-миллиметровой стали оснащали 50-сильным движком. Вооружение - пушка 45 мм и два пулемета.
№ Легкий бронеавтомобиль на шасси легкового ГАЗ-М1 - ФАИ-М (аналог БА-20). Двухместная машина была быстроходной - скорость до 90 км/ч, но пасовала на бездорожье.
В освобождении Шлиссельбурга и прорыве блокады Ленинграда в январе 1943-го участвовали броневики БА-10.
Часто встречающийся броневик Величавой Российскей БА-64Б массой 2425 кг оснащали 54-сильным движком от ГАЗ-67Б.