АБСОЛЮТНЫЕ ВЕЗДЕХОДЫ
АБСОЛЮТНЫЕ ВЕЗДЕХОДЫ
ТЕХНИКА
Диковина
АППАРАТЫ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ
АБСОЛЮТНЫЕ ВЕЗДЕХОДЫ
ЮРИЙ НЕЧЕТОВ. ФОТО: Жора САДКОВ
ПРО ГАИШНИКОВ, СОБАК И ПОДУШКУ
- А трейлер-то где, чтоб аппарат на полигон доставить?
- Для чего нам трейлер - на нем и пойдем.
Поднимая облачко снежной пыли, диковинная машина скользнула меж цехов, обогнула заржавелые остовы каких-либо промышленных динозавров; хладнокровный сторож поднял шлагбаум - и мы выплыли на дорогу. "Любопытно, а гаишники тут водятся?" - мелькнуло в голове. Вобщем, за нами им не угнаться - через минутку машина уже неслась по заснеженной равнине озера, огибая примерзших к лункам рыбаков.
Некий пушистый клубок с заливчатым лаем кинулся вослед. Шофер улыбнулся: "В прошедшем году не успел отвернуть и проехал по собаке - так она вскочила, перепуганная, но невредимая, и давай улепетывать".
Впереди показалась дамба - мягенький толчок, мы взлетаем на откос и здесь же, как на санках, скатываемся с другой стороны. Снег, торосы, лед, полыньи, кустики, бугры - все нипочем. Такую, практически абсолютную проходимость показывает аппарат на воздушной подушке (АВП). Принцип "летания" прост: массивные вентиляторы нагнетают воздух под плоскую платформу, а мягенькая юбка по периметру, препятствуя его выходу, обеспечивает завышенное давление под днищем. В итоге аппарат зависает, чуть касаясь юбкой поверхности, а воздушный винт делает нужную для движения горизонтальную тягу. Давление в подушке составляет всего около 0,01 атм - его просто выдерживает самое ненадежное покрытие. У маленьких АВП просвет до жесткого корпуса добивается 0,3-0,5 м, что позволяет просто преодолевать довольно большие препятствия.
Или КАТЕР, Или "ГАЗ", Или "ТУ"
Тем временем к нам присоединились две машины покрупнее. Эскадра в сборе, можно начинать маневры. Два аппарата - "Хивус-6" ($24 500) и "Хивус-10" ($35 000) похожи, как будто братья, что совершенно логично: ведь у их один родитель - нижегородская компания "Аэроход". Десятиместная модель только на метр длиннее. Сборкой обитаемой зоны "хивусы" напоминают катер. Угловатая кабина с единственной дверцей в фронтальной части - как будто рубка, вокруг нее - подобие палубы, по которой можно передвигаться даже на ходу, держась за релинги на крыше.
Конструкция практически авиационная, клепанная из дюралевых сплавов - легкая, крепкая, ремонтопригодная. А вот движок полностью авто - впрысковый ЗМЗ-409 (вероятна установка дизеля ЗМЗ-514) мощностью 143 л. с. Большая часть этих сил передается зубчатым ремнем на шестилопастный маршевый воздушный винт с фиксированным шагом. Еще два осевых вентилятора приводятся клиновыми ремнями через угловые редукторы от "бэтээра" и требуют приблизительно по 10 л. с. на создание той воздушной подушки. С движком сблокировано сцепление: оно разъединяет коробку.
Восьмиместный "Марс-700" ($32 000) тоже нижегородец, производства компании "АКС-Инвест". Его отличает смешанная конструкция - дюралевый корпус и обтекаемая стеклопластиковая кабина, напоминающая "Газель". Сходство не случаем: ветровое стекло конкретно от нее. Как, вобщем, и передняя панель, приборная доска и даже "дворники" - "Марс" больше похож на автомобиль. На ходу наружу не выйти, палубы по краям кабины и релингов тут нет. Несколько необычными кажутся мягенькие двери-шторки на "липучках" - пожалуй, зимой салон не прогреть. Молвят, так сделали по просьбе заказчика - Министерства по чрезвычайным ситуациям.
Аппараты на воздушной подушке нередко работают вдалеке от цивилизации, где с "девяносто вторым" бензином могут быть трудности, а вся техника потребляет солярку. Потому на "Марсе" установлены турбодизель ГАЗ-5601, развивающий 110 л. с., и два топливных бака на 440 л, которые обеспечивают припас хода 1200 км. Тут также есть сцепление, но схему коробки тяжело признать хорошей - вентиляторы, создающие подушку, приводятся во вращение не впрямую, а от ходового винта, который, в свою очередь, соединен с движком зубчатым ремнем. Достоинство разве что в отсутствии угловых редукторов (центробежные вентиляторы установлены горизонтально).
Все три аппарата выполнены по "поплавковой" схеме: под бортами корпуса размещены длинноватые надувные баллоны-скеги, а просвет меж ними впереди и сзади закрыт мягеньким огораживанием. Баллоны многосекционные и "двуэтажные" - 1-ое делает наименее небезопасным прокол, 2-ое позволяет регулировать давление в нижних секциях зависимо от подстилающей поверхности. Крепкое мультислойное покрытие с армированием в нижней части очень износоустойчивое. При преодолении на скорости больших неровностей скеги смягчают удар, не позволяя корпусу контактировать с поверхностью.
ОТ ВИНТА!
Конкретно так все смотрится в теории, но до чего же почесываются руки проверить ее на практике! Устраиваюсь за рулем "Хивуса-6" и двигаю вперед ручку управления движком - бормотание мотора сменилось низким рыком, подскочила стрелка тахометра. Сейчас "би-би" для всяких ротозеев и осторожненько отпускаем ручник - по сути, это и есть рычаг управления сцеплением. Сзади завертелись винты, по корпусу пошла дрожь. Обороты еще выше, чуток качаю рулем - аппарат, поерзав, приподнимается и плавненько устремляется вперед.
При 3500 об/мин скорость добивается 80 км/ч, разогнаться до наибольших 110 км/ч мне просто негде. Держать под контролем скорость удобнее всего по приемнику GPS - авто спидометр тут присоединить не к чему, а авиационный ПВД (приемник воздушного давления) на настолько неавиационных скоростях лжет безбожно. Благодаря малошумным винтам снутри можно говорить, не повышая голоса.
Управление аппаратами на воздушной подушке больше всего припоминает езду по льду на заднеприводном автомобиле, да еще на полностью лысой резине. Боковых сил никаких - есть только тяга винта, а поэтому поворот можно пройти только веером, нацелившись носом вовнутрь, и никак по другому. А можно на ходу развернуться задом наперед и тормозить тягой либо совсем запустить аппарат волчком - успевай только считать обороты.
При общем сходстве все три АВП владеют персональными особенностями. У "Марса" есть горизонтальные рули, которыми его можно отбалансировать зависимо от загрузки, что в теории должно обеспечить точность управления и малый расход горючего. На практике эти плюсы удалось воплотить не стопроцентно: запоздалая, но достаточно острая реакция на поворот руля приводит к некому рысканию на курсе, а расход горючего довольно велик. "Марс" довольно строг в боковом скольжении - при понижении оборотов либо на неровностях из-за падения давления в подушке он склонен резко зарываться в снег внешним скегом. Вобщем, этим приемом можно воспользоваться для резвой остановки, главное - не переусердствовать.
У "хивусов" нет горизонтальных рулей, а изменение центровки не оказывает влияние на балансировку вследствие некой лишней загрузки кормы, которая всегда чуток скользит по поверхности. Обычное решение оказалось действенным - аппараты маневренны, устойчивы на курсе и экономны. Режимы бокового скольжения для их полностью неопасны - в том числе благодаря одной особенности, отмеченной патентом на изобретение. Посредине днища у "хивусов" размещен очередной, 3-ий баллон, который разделяет подушку на левый и правый секторы, а падение давления при повороте в одном из секторов не понижает несущей возможности другого. Не считая того, давление в секторах подушки можно одномоментно скинуть через особые клапаны, обеспечив резвое "приземление" и торможение.
* * *
Эти три аппарата относятся к категории проф машин и предусмотрены, сначала, спасателям, пограничникам, геологам, нефтяникам и иным службам, не выбирающим дороги. Зависимо от критерий работы и предназначения можно дополнительно установить автономные отопители, двойное остекление, системы подкачки скегов, лебедки, радиостанции, навигационное и другое оборудование. Но есть и поболее малогабаритные "летающие авто" для охотников, рыболовов и иных экстремалов - о их мы поведаем как-нибудь в другой раз.
"Хивус-10" и "Хивус-6" - полет парой.
Движок ЗМЗ-409 крутит маршевый винт и два нагнетающих вентилятора.
Слева от водителя - управление сцеплением и сектор газа, руль полностью авто.
Восьмиместный "Марс-700".
Турбодизель ГАЗ-5601 приводит винт и два центробежных вентилятора.
Кабина "Марса" припоминает "Газель", правая ручка на тоннеле - управление горизонтальными рулями.
ТЕХНИКА
Диковина
АППАРАТЫ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ
АБСОЛЮТНЫЕ ВЕЗДЕХОДЫ
ЮРИЙ НЕЧЕТОВ. ФОТО: Жора САДКОВ
ПРО ГАИШНИКОВ, СОБАК И ПОДУШКУ
- А трейлер-то где, чтоб аппарат на полигон доставить?
- Для чего нам трейлер - на нем и пойдем.
Поднимая облачко снежной пыли, диковинная машина скользнула меж цехов, обогнула заржавелые остовы каких-либо промышленных динозавров; хладнокровный сторож поднял шлагбаум - и мы выплыли на дорогу. "Любопытно, а гаишники тут водятся?" - мелькнуло в голове. Вобщем, за нами им не угнаться - через минутку машина уже неслась по заснеженной равнине озера, огибая примерзших к лункам рыбаков.
Некий пушистый клубок с заливчатым лаем кинулся вослед. Шофер улыбнулся: "В прошедшем году не успел отвернуть и проехал по собаке - так она вскочила, перепуганная, но невредимая, и давай улепетывать".
Впереди показалась дамба - мягенький толчок, мы взлетаем на откос и здесь же, как на санках, скатываемся с другой стороны. Снег, торосы, лед, полыньи, кустики, бугры - все нипочем. Такую, практически абсолютную проходимость показывает аппарат на воздушной подушке (АВП). Принцип "летания" прост: массивные вентиляторы нагнетают воздух под плоскую платформу, а мягенькая юбка по периметру, препятствуя его выходу, обеспечивает завышенное давление под днищем. В итоге аппарат зависает, чуть касаясь юбкой поверхности, а воздушный винт делает нужную для движения горизонтальную тягу. Давление в подушке составляет всего около 0,01 атм - его просто выдерживает самое ненадежное покрытие. У маленьких АВП просвет до жесткого корпуса добивается 0,3-0,5 м, что позволяет просто преодолевать довольно большие препятствия.
Или КАТЕР, Или "ГАЗ", Или "ТУ"
Тем временем к нам присоединились две машины покрупнее. Эскадра в сборе, можно начинать маневры. Два аппарата - "Хивус-6" ($24 500) и "Хивус-10" ($35 000) похожи, как будто братья, что совершенно логично: ведь у их один родитель - нижегородская компания "Аэроход". Десятиместная модель только на метр длиннее. Сборкой обитаемой зоны "хивусы" напоминают катер. Угловатая кабина с единственной дверцей в фронтальной части - как будто рубка, вокруг нее - подобие палубы, по которой можно передвигаться даже на ходу, держась за релинги на крыше.
Конструкция практически авиационная, клепанная из дюралевых сплавов - легкая, крепкая, ремонтопригодная. А вот движок полностью авто - впрысковый ЗМЗ-409 (вероятна установка дизеля ЗМЗ-514) мощностью 143 л. с. Большая часть этих сил передается зубчатым ремнем на шестилопастный маршевый воздушный винт с фиксированным шагом. Еще два осевых вентилятора приводятся клиновыми ремнями через угловые редукторы от "бэтээра" и требуют приблизительно по 10 л. с. на создание той воздушной подушки. С движком сблокировано сцепление: оно разъединяет коробку.
Восьмиместный "Марс-700" ($32 000) тоже нижегородец, производства компании "АКС-Инвест". Его отличает смешанная конструкция - дюралевый корпус и обтекаемая стеклопластиковая кабина, напоминающая "Газель". Сходство не случаем: ветровое стекло конкретно от нее. Как, вобщем, и передняя панель, приборная доска и даже "дворники" - "Марс" больше похож на автомобиль. На ходу наружу не выйти, палубы по краям кабины и релингов тут нет. Несколько необычными кажутся мягенькие двери-шторки на "липучках" - пожалуй, зимой салон не прогреть. Молвят, так сделали по просьбе заказчика - Министерства по чрезвычайным ситуациям.
Аппараты на воздушной подушке нередко работают вдалеке от цивилизации, где с "девяносто вторым" бензином могут быть трудности, а вся техника потребляет солярку. Потому на "Марсе" установлены турбодизель ГАЗ-5601, развивающий 110 л. с., и два топливных бака на 440 л, которые обеспечивают припас хода 1200 км. Тут также есть сцепление, но схему коробки тяжело признать хорошей - вентиляторы, создающие подушку, приводятся во вращение не впрямую, а от ходового винта, который, в свою очередь, соединен с движком зубчатым ремнем. Достоинство разве что в отсутствии угловых редукторов (центробежные вентиляторы установлены горизонтально).
Все три аппарата выполнены по "поплавковой" схеме: под бортами корпуса размещены длинноватые надувные баллоны-скеги, а просвет меж ними впереди и сзади закрыт мягеньким огораживанием. Баллоны многосекционные и "двуэтажные" - 1-ое делает наименее небезопасным прокол, 2-ое позволяет регулировать давление в нижних секциях зависимо от подстилающей поверхности. Крепкое мультислойное покрытие с армированием в нижней части очень износоустойчивое. При преодолении на скорости больших неровностей скеги смягчают удар, не позволяя корпусу контактировать с поверхностью.
ОТ ВИНТА!
Конкретно так все смотрится в теории, но до чего же почесываются руки проверить ее на практике! Устраиваюсь за рулем "Хивуса-6" и двигаю вперед ручку управления движком - бормотание мотора сменилось низким рыком, подскочила стрелка тахометра. Сейчас "би-би" для всяких ротозеев и осторожненько отпускаем ручник - по сути, это и есть рычаг управления сцеплением. Сзади завертелись винты, по корпусу пошла дрожь. Обороты еще выше, чуток качаю рулем - аппарат, поерзав, приподнимается и плавненько устремляется вперед.
При 3500 об/мин скорость добивается 80 км/ч, разогнаться до наибольших 110 км/ч мне просто негде. Держать под контролем скорость удобнее всего по приемнику GPS - авто спидометр тут присоединить не к чему, а авиационный ПВД (приемник воздушного давления) на настолько неавиационных скоростях лжет безбожно. Благодаря малошумным винтам снутри можно говорить, не повышая голоса.
Управление аппаратами на воздушной подушке больше всего припоминает езду по льду на заднеприводном автомобиле, да еще на полностью лысой резине. Боковых сил никаких - есть только тяга винта, а поэтому поворот можно пройти только веером, нацелившись носом вовнутрь, и никак по другому. А можно на ходу развернуться задом наперед и тормозить тягой либо совсем запустить аппарат волчком - успевай только считать обороты.
При общем сходстве все три АВП владеют персональными особенностями. У "Марса" есть горизонтальные рули, которыми его можно отбалансировать зависимо от загрузки, что в теории должно обеспечить точность управления и малый расход горючего. На практике эти плюсы удалось воплотить не стопроцентно: запоздалая, но достаточно острая реакция на поворот руля приводит к некому рысканию на курсе, а расход горючего довольно велик. "Марс" довольно строг в боковом скольжении - при понижении оборотов либо на неровностях из-за падения давления в подушке он склонен резко зарываться в снег внешним скегом. Вобщем, этим приемом можно воспользоваться для резвой остановки, главное - не переусердствовать.
У "хивусов" нет горизонтальных рулей, а изменение центровки не оказывает влияние на балансировку вследствие некой лишней загрузки кормы, которая всегда чуток скользит по поверхности. Обычное решение оказалось действенным - аппараты маневренны, устойчивы на курсе и экономны. Режимы бокового скольжения для их полностью неопасны - в том числе благодаря одной особенности, отмеченной патентом на изобретение. Посредине днища у "хивусов" размещен очередной, 3-ий баллон, который разделяет подушку на левый и правый секторы, а падение давления при повороте в одном из секторов не понижает несущей возможности другого. Не считая того, давление в секторах подушки можно одномоментно скинуть через особые клапаны, обеспечив резвое "приземление" и торможение.
* * *
Эти три аппарата относятся к категории проф машин и предусмотрены, сначала, спасателям, пограничникам, геологам, нефтяникам и иным службам, не выбирающим дороги. Зависимо от критерий работы и предназначения можно дополнительно установить автономные отопители, двойное остекление, системы подкачки скегов, лебедки, радиостанции, навигационное и другое оборудование. Но есть и поболее малогабаритные "летающие авто" для охотников, рыболовов и иных экстремалов - о их мы поведаем как-нибудь в другой раз.
"Хивус-10" и "Хивус-6" - полет парой.
Движок ЗМЗ-409 крутит маршевый винт и два нагнетающих вентилятора.
Слева от водителя - управление сцеплением и сектор газа, руль полностью авто.
Восьмиместный "Марс-700".
Турбодизель ГАЗ-5601 приводит винт и два центробежных вентилятора.
Кабина "Марса" припоминает "Газель", правая ручка на тоннеле - управление горизонтальными рулями.