Орех ЗНАНЬЯ ТВЕРД!
Орех ЗНАНЬЯ ТВЕРД!
ТЕХПОМОЩЬ
Диагностика
КАК ГОТОВЯТ Профессионалов
Орех ЗНАНЬЯ ТВЕРД!
ГЕННАДИЙ ЕМЕЛЬКИН
Многие руководители сервисных служб, торопясь обзавестись диагностическим оборудованием, неверно считают, что дорогостоящие "умные" приборы сами, как по мановению магической палочки, окупятся и начнут приносить прибыль. О том, что необученный человек не сумеет толково обращаться с электрической аппаратурой, просто забывали. И каковой итог? Даже если механик своим разумом находил кнопки, открывающие доступ к требуемой инфы, далее он просто терялся: "Ну, и что с этими цифрами делать?" О чем гласит завышенный сигнал какого-либо датчика? Заниженный? Отсутствие такого? Изменившаяся форма кривой на дисплее осциллографа? Высветившийся код неисправности?
Ясно, что информация - не самоцель. Осмыслив ее, необходимо наметить последующие деяния и не ошибиться. К примеру, если нет сигнала датчика, это еще не гласит о его неисправности. Очень нередко проблемы скрываются в соединениях электронных цепей - тогда подмена самого датчика не даст хотимого результата. Но конкретно так и работают до сего времени на неких СТОА! Итог закономерен: разочарованные клиенты больше в таковой горе-сервис не обращаются и друзей отговаривают, заработки "сервисменов" падают, а вину за это они валят на обретенное оборудование - оно, дескать, некорректно работает и вводит нас в заблуждение!
Немалые трудности делают автосервису случайные Различное, оказавшиеся в очень нужной сейчас отрасли и именующие себя автомеханиками. (Помните, откуда, по словам М. Твена, берутся горе-часовщики? Из неудавшихся молотобойцев, грузчиков, пароходных кочегаров!) И в наши деньки другие "мастера" с трудом представляют для себя устройство бампера, а жизнь просит, чтоб они обслуживали систему "электрического впрыска". Правда, и самого честного механика нельзя в приказном порядке сделать спецом.
Чтоб узнать, как это происходит, мы обошли несколько центров.
НЕ ВСЯКИЙ ГОДЕН
Кого возьмут на курсы? Умения хорошо обращаться с молотком и выколоткой недостаточно: образование должно быть не ниже среднего. Будущий диагност должен разбираться в устройстве мотора и его систем, начиная с тонкостей работы карбюратора либо зажигания, просто ориентироваться в закономерностях смесеобразования и сгорания. С таким багажом познаний человек сумеет стремительно понять механизмы работы систем управления движком и впрыска горючего, усвоит роль датчиков, регуляторов и т. д.
Нужную литературу для подготовки можно приобрести в книжных магазинах и на авторынках. У честного абитуриента, который не путает датчики положения коленчатого вала либо дроссельной заслонки с регулятором холостого хода, суровый шанс на успешную сдачу вступительного экзамена. Но зачислят его не сходу. С каждым претендентом педагог должен дополнительно поговорить, чтоб получить полное представление о его возможностях и кругозоре, и только после чего новенького можно будет поздравить с приемом в группу. К чему такие строгости? Дело в том, что учеба напряженная: всего за две недели (на большее обладатели сервисов не отпускают собственных профессионалов) предстоит "переварить" неограниченное количество инфы. При провалах в образовании уже после первых лекций наступает кризис. Один, не мучая себя и других, уходит сам. А другой с умным видом продолжает слушать, кивая головой в символ осознания. Потом проку от такового мастера не будет.
КОЛЛОКВИУМ
На теоретических упражнениях "курсанты" выяснят об устройстве и работе системы управления движком такие подробности, каких в большинстве сейчас всераспространенных книгах не отыскать.
В группе не должно быть более 7 человек - это число нормально: педагог плотно загружен, но в то же время может уделить внимание каждому ученику персонально.
На упражнениях обширно употребляют стенды, имитирующие работу системы управления (фото 1, 2), а в арсенале учебного центра должны быть любые датчики и исполнительные механизмы современных движков (фото 3). Для исследования только русских систем существует не меньше 6 имитаторов, позволяющих разобраться в особенностях сигналов управления (фото 4).
Дальше практика. Неплохи те центры, где есть "лабораторные" авто. На их можно специально вводить разные неисправности и даже их сочетания, в том числе редкие. Квалификация способного парня в таких критериях вырастает на очах. В приличном центре мастер должен поведать и показать, как работать с определенным (всераспространенным) мотор-тестером, сканером, как ориентироваться в приобретенной инфы и по ней делать правильные выводы о состоянии машины. Сейчас будущих диагностов учат работать аж на восьми сканерах различных марок! Повышенное внимание учеников обращают на то, как при ремонте обойтись наименьшими средствами и, тем паче, не поменять исправный узел (чем грешат сегодня многие сервисы).
НЕ СУДИТЕ СТРОГО
Возвратившись на работу, свежеобученный диагност может попасть, что именуется, в переплет, если его коллеги по сервису, а в особенности владелец, сходу будут ожидать от него ответов на закавыристые вопросы. Мастер-то еще не адаптировался к новейшей роли, не говоря уже об отсутствии опыта. Возложив на него безмерно сложные задачки, "шеф" может поплатиться. Ведь даже опытнейший диагност не застрахован от ошибок, а они обернутся потерями рабочего времени, средств, доверия клиентов, в конце концов. А опыт, если работать задумчиво, скапливается достаточно стремительно. Через месяц-другой коллеги станут посматривать на собственного диагноста с полным почтением, а сам он уже сумеет дать подсказку начальству, какое оборудование, приборы и т. д. имеет смысл приобрести, а от каких лучше отрешиться.
Предложений от различных компаний на сей счет сильно много - и кому, как не мастеру, принять их либо отторгнуть. Единственное, что будет нужно с первого же денька работы - четырехкомпонентный газоанализатор, но таковой сегодня должен быть в любом солидном сервисе. Если клиент уезжает удовлетворенный результатом, он ваш навечно. А следом потянутся его друзья, знакомые - сервис с отлично приготовленными спецами без работы не остается.
Щит имитации работы системы Bosch на российских автомобилях.
Щит системы GM.
Приятные пособия.
Имитаторы сигналов датчиков.
Благодарим профессионалов компании "АмЕВРО" за помощь в подготовке материала.
прошу разъяснить
Слышал, что при сборке карбюратора, дроссельного устройства, регулятора давления и т. п. нельзя воспользоваться герметиком. Почему это запрещено?
Дело в том, что работа схожих устройств просто может быть нарушена хоть какими посторонними частичками, попадающими в узенькие каналы, сверления, жиклеры. Броский тому пример - карбюратор. Если при его сборке Ремонт и эксплуатация уплотнять герметиками, красками и т. п., то фактически нереально избежать подсасывания частиц отслоившегося герметика в каналы, сверления, жиклеры. В особенности уязвимы магистрали системы холостого хода и насоса-ускорителя, в каких имеются жиклеры и распылители с отверстиями очень малых поперечников. Они просто засоряются - и даже после разового внедрения герметика вероятен отказ этих систем. В то же время стопроцентно очистить сложные Ремонт и эксплуатация с разветвленными каналами от остатков герметика нелегко.
По тем же причинам особенного внимания требуют прокладки, используемые в карбюраторе. Если картон рыхловатый, просто "лохматится", то отделяющиеся частички могут засорять тонкие отверстия жиклеров, распылителей и т. д. Такую прокладку имеет смысл пропитать хоть каким водянистым лаком, стойким к бензину, а после просушки "обжечь" оставшийся ворс в пламени. Обычно, обработанная таким методом прокладка не подводит.