КАТАЛИТИЧЕСКИЕ НЕЙТРАЛИЗАТОРЫ Русский ВАРИАНТ
КАТАЛИТИЧЕСКИЕ НЕЙТРАЛИЗАТОРЫ: Русский ВАРИАНТ
ЭКОЛОГИЯ
КАТАЛИТИЧЕСКИЕ НЕЙТРАЛИЗАТОРЫ: Русский ВАРИАНТ
Экологическая ситуация в больших городках и промышленных центрах Рф все более усугубляется, и в этом почти во всем повинен авто транПодвеска, загрязняющий окружающую среду. Жутко сказать, но только один грузовик ЗИЛ-130 после 5 лет эксплуатации выбрасывает за год в атмосферу около 130 тонн вредных веществ. Вобщем, об этом журнальчик писал уже много раз. Но сейчас есть особенный повод вновь обратиться к теме. Сделает это Сергей ХРУСТАЛЕВ - главный инженер АО "Нотек".
Наверное, каждый грамотный автомобилист представляет для себя, что приметно сделать лучше экологическую обстановку можно только всеохватывающими мерами: сделать создание качественных бензинов и масел, модернизировать (либо поменять) используемые сейчас движки, оснастить их системами впрыска горючего и, что в особенности принципиально, каталитическими нейтрализаторами. Последние, как понятно, резко делают лучше экологические характеристики автомобилей, и применение их за рубежом становится все более неотклонимым. В Германии, к примеру, с 1 апреля этого года на 100% поднялись налоги на машины, не оборудованные таковой системой. Но это так, к слову. А на данный момент о наших делах, связанных с созданием собственных российских нейтрализаторов и их внедрением на авто русского производства.
Используемые в автомобилях нейтрализаторы основаны на каталитическом процессе окисления вредных соединений СО и СН и восстановления NОх. В качестве катализатора, как понятно, употребляют драгоценные металлы (платину, родий, палладий), при помощи которых процесс нейтрализации идет более отлично.
Все конструкции этих систем подразумевают установку так именуемого l (лямбда)-зонда с электрическим управлением составом топливной консистенции, что обеспечивает лучшую работу мотора и нейтрализатора (рис. 1).
Более того, лямбда-зонд предутверждает появление пожароопасной ситуации при нарушениях в работе мотора (перебои в системе зажигания, плохо работающие свечки и т.д.) либо при продолжительном торможении движком, когда может произойти перегрев системы. В то же время зонд - это и более уязвимый элемент системы нейтрализации отработавших газов. Конкретно на него, по данным компании AVL (более авторитетной в области доводки и испытаний движков на токсичность), приходится 45% отказов системы (рис. 2).
Несложно представить для себя, что в наших критериях эксплуатации, с учетом свойства российских движков и свойства даже неэтилированного горючего, неувязка надежности нейтрализатора - одна из самых животрепещущих. Вот почему мы в свое время взялись за разработку конструкции, не требующей внедрения лямбда-зонда и сразу исключающей возможность пожара. В базе ее лежит внедрение в качестве носителя катализатора новых материалов, которые обеспечивают турбулизацию потока газов (рис. 3), в то время как забугорные конструкции, где употребляется керамика либо фольга, нацелены на ламинарный (слоистый) газовый поток.
Применение новых материалов позволило получить и другие достоинства, сначала, существенно понизить вес конструкции и расход материалов, а как следует, и цена самого нейтрализатора. Но это еще не все. В эксплуатации системы важным является показатель температуры начала работы нейтрализатора, так именуемый Light off, так как конкретно он определяет рабочий спектр, в каком идет процесс нейтрализации отработавших газов. В предложенной нами конструкции удалось двинуть этот показатель в область более низких температур, что отражено в приведенной тут таблице.
Не будем спешить с окончательными выводами, но отметим, что, пройдя полный цикл испытаний, наши нейтрализаторы уже около 2-ух лет работают на грузовиках автокомбината № 31 в Москве, демонстрируя хорошие результаты. 1-ые машины прошли уже более 80 тыщ км. На обыденных автомобилях с пробегом около 40 тыщ км содержание СО составляет 3-3,5%, а с нейтрализатором - всего 0,15-0,20%.
Сейчас АО "Нотек" подготовлены к производству три типа систем: для движков рабочим объемом до 2 л (ВАЗ, АЗЛК, ИЖ); до 2,5 л (ГАЗ, УАЗ) и объемом до 6 л (ЗИЛ). Стоимость этих изделий соответственно приблизительно $ 130, 250 и 500. Приблизительная цена установки нейтрализатора составляет около $20, при этом заинтригованность в выполнении этой работы показали АМО "ЗИЛ" и техцентр "Варшавский".
Основное препятствие к применению у нас каталитических нейтрализаторов (и это знают все) - этилированный бензин. Но, кажется, и тут намечаются сдвиги. Москва уже снабжается (по последней мере, должна снабжаться) только неэтилированными сортами горючего, и в последнее время на их перейдет и Столичная область. Это вместе с возникновением российских нейтрализаторов позволяет более оптимистично оценивать перспективу защиты среды больших городов и, сначала, Москвы.
Программка оснащения столичного автотранПодвескаа нейтрализаторами включает несколько шагов: городской грузовой транПодвеска, в большей степени загрязняющий воздух, потом коммерческий транПодвеска, выполняющий внутригородские перевозки, и, в конце концов, легковые авто. Программка рассчитана на два-три года, начиная с сегодняшнего лета.
Рис. 1. Размещение системы нейтрализации в автомобиле: 1 - электрический блок управления составом бензовоздушной консистенции; 2 - нейтрализатор; 3 - лямбда-зонд.
Рис. 2. Неисправности системы нейтрализации (в %).
Рис. 3. Каталитические нейтрализаторы с различными блоками-наполнителями: а - из гофрированной фольги; б - из керамики; в - из нового материала.
Российские нейтрализаторы для легковых (вверху) и грузовых автомобилей.
Сравнительная техно черта
каталитических нейтрализаторов
отработавших газов
ЭКОЛОГИЯ
КАТАЛИТИЧЕСКИЕ НЕЙТРАЛИЗАТОРЫ: Русский ВАРИАНТ
Экологическая ситуация в больших городках и промышленных центрах Рф все более усугубляется, и в этом почти во всем повинен авто транПодвеска, загрязняющий окружающую среду. Жутко сказать, но только один грузовик ЗИЛ-130 после 5 лет эксплуатации выбрасывает за год в атмосферу около 130 тонн вредных веществ. Вобщем, об этом журнальчик писал уже много раз. Но сейчас есть особенный повод вновь обратиться к теме. Сделает это Сергей ХРУСТАЛЕВ - главный инженер АО "Нотек".
Наверное, каждый грамотный автомобилист представляет для себя, что приметно сделать лучше экологическую обстановку можно только всеохватывающими мерами: сделать создание качественных бензинов и масел, модернизировать (либо поменять) используемые сейчас движки, оснастить их системами впрыска горючего и, что в особенности принципиально, каталитическими нейтрализаторами. Последние, как понятно, резко делают лучше экологические характеристики автомобилей, и применение их за рубежом становится все более неотклонимым. В Германии, к примеру, с 1 апреля этого года на 100% поднялись налоги на машины, не оборудованные таковой системой. Но это так, к слову. А на данный момент о наших делах, связанных с созданием собственных российских нейтрализаторов и их внедрением на авто русского производства.
Используемые в автомобилях нейтрализаторы основаны на каталитическом процессе окисления вредных соединений СО и СН и восстановления NОх. В качестве катализатора, как понятно, употребляют драгоценные металлы (платину, родий, палладий), при помощи которых процесс нейтрализации идет более отлично.
Все конструкции этих систем подразумевают установку так именуемого l (лямбда)-зонда с электрическим управлением составом топливной консистенции, что обеспечивает лучшую работу мотора и нейтрализатора (рис. 1).
Более того, лямбда-зонд предутверждает появление пожароопасной ситуации при нарушениях в работе мотора (перебои в системе зажигания, плохо работающие свечки и т.д.) либо при продолжительном торможении движком, когда может произойти перегрев системы. В то же время зонд - это и более уязвимый элемент системы нейтрализации отработавших газов. Конкретно на него, по данным компании AVL (более авторитетной в области доводки и испытаний движков на токсичность), приходится 45% отказов системы (рис. 2).
Несложно представить для себя, что в наших критериях эксплуатации, с учетом свойства российских движков и свойства даже неэтилированного горючего, неувязка надежности нейтрализатора - одна из самых животрепещущих. Вот почему мы в свое время взялись за разработку конструкции, не требующей внедрения лямбда-зонда и сразу исключающей возможность пожара. В базе ее лежит внедрение в качестве носителя катализатора новых материалов, которые обеспечивают турбулизацию потока газов (рис. 3), в то время как забугорные конструкции, где употребляется керамика либо фольга, нацелены на ламинарный (слоистый) газовый поток.
Применение новых материалов позволило получить и другие достоинства, сначала, существенно понизить вес конструкции и расход материалов, а как следует, и цена самого нейтрализатора. Но это еще не все. В эксплуатации системы важным является показатель температуры начала работы нейтрализатора, так именуемый Light off, так как конкретно он определяет рабочий спектр, в каком идет процесс нейтрализации отработавших газов. В предложенной нами конструкции удалось двинуть этот показатель в область более низких температур, что отражено в приведенной тут таблице.
Не будем спешить с окончательными выводами, но отметим, что, пройдя полный цикл испытаний, наши нейтрализаторы уже около 2-ух лет работают на грузовиках автокомбината № 31 в Москве, демонстрируя хорошие результаты. 1-ые машины прошли уже более 80 тыщ км. На обыденных автомобилях с пробегом около 40 тыщ км содержание СО составляет 3-3,5%, а с нейтрализатором - всего 0,15-0,20%.
Сейчас АО "Нотек" подготовлены к производству три типа систем: для движков рабочим объемом до 2 л (ВАЗ, АЗЛК, ИЖ); до 2,5 л (ГАЗ, УАЗ) и объемом до 6 л (ЗИЛ). Стоимость этих изделий соответственно приблизительно $ 130, 250 и 500. Приблизительная цена установки нейтрализатора составляет около $20, при этом заинтригованность в выполнении этой работы показали АМО "ЗИЛ" и техцентр "Варшавский".
Основное препятствие к применению у нас каталитических нейтрализаторов (и это знают все) - этилированный бензин. Но, кажется, и тут намечаются сдвиги. Москва уже снабжается (по последней мере, должна снабжаться) только неэтилированными сортами горючего, и в последнее время на их перейдет и Столичная область. Это вместе с возникновением российских нейтрализаторов позволяет более оптимистично оценивать перспективу защиты среды больших городов и, сначала, Москвы.
Программка оснащения столичного автотранПодвескаа нейтрализаторами включает несколько шагов: городской грузовой транПодвеска, в большей степени загрязняющий воздух, потом коммерческий транПодвеска, выполняющий внутригородские перевозки, и, в конце концов, легковые авто. Программка рассчитана на два-три года, начиная с сегодняшнего лета.
Рис. 1. Размещение системы нейтрализации в автомобиле: 1 - электрический блок управления составом бензовоздушной консистенции; 2 - нейтрализатор; 3 - лямбда-зонд.
Рис. 2. Неисправности системы нейтрализации (в %).
Рис. 3. Каталитические нейтрализаторы с различными блоками-наполнителями: а - из гофрированной фольги; б - из керамики; в - из нового материала.
Российские нейтрализаторы для легковых (вверху) и грузовых автомобилей.
Сравнительная техно черта
каталитических нейтрализаторов
отработавших газов