В ЛУИСВИЛЛ ЗА НОВЫМ ВЕКОМ
В ЛУИСВИЛЛ ЗА НОВЫМ ВЕКОМ
ТЕХНИКА
ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ
В ЛУИСВИЛЛ ЗА НОВЫМ ВЕКОМ
Шоу грузовиков: как это делается в Америке.
Антон ЧУЙКИН
Если б меня попросили именовать три объекта (неодушевленных), вослед которым на русских дорогах непременно оглядываются, как минимум два раза помянул бы южноамериканские грузовики. Изредка, но встречаются на трассах заморские "траки", и каждый раз кажется, что мимо проносятся даже не диковинные машины-гиганты, а образ дальной страны.
Представьте сейчас, что возникает возможность поглядеть на "кенворты", "петербилты", "фрейтлайнеры" в их родной стихии: компания "Катерпиллер", один из фаворитов двигателестроения, приглашает русских журналистов на "Мид-Америка Трак Шоу", крупнейшую в Штатах грузовую выставку... За мной, читатель, в Луисвилл!
Начнем с "Кенворта", лозунг которого - "Наилучший в мире" (The world's best). Марка, пожалуй, более почитаема в среде грузоперевозчиков. Обычно посреди плюсов американских грузовиков именуют выдающиеся надежность и долговечность - трансконтинентальные рейсы требуют конкретно этих свойств в первую голову... А "Кенни" к тому же самый "продвинутый", что в особенности приметно на последней разработке - "Грузовике передовой технологии" последующего тысячелетия, как его лицезреет компания. Взяв за базу "Кенворт-Т2000", эталон аэродинамичного гладенького "капотника", конструкторы начинили его различными электрическими устройствами. Полагая, что определение "век инфы" подойдет и XXI столетию, грузовик оснастили тарелками спутниковой связи, подключили к Вебу, снабдили жилой отсек большущим 42-дюймовым монитором, а панель устройств - отдельным экраном, присоединенным к навигационной и диагностической системам. Камеры, встроенные в зеркало заднего вида и боковину спального отсека, упрощают маневрирование, транслируя изображение на два "собственных" экрана. Ночкой границы видимости расширяет система "найт вижн" (ЗР, 1999, № 4).
Осмотрев вершину электрического айсберга, остается только согласиться с главой конструкторского подразделения компании Джимом Бечтолдом: "...грузовик умнее, надежнее, эффективнее предшественников, при этом это относится не к отдельным агрегатам и системам, а ко всей машине в целом". Кстати, о наилучших - то бишь, о best.
Северо-Американские Соединенные Штаты, конец ХIХ - начало ХХ века, расцвет предпринимательства. В сельском хозяйстве наступает "паровая" эпоха: механизмы на конной тяге сменяют самоходные монстры. Один из фаворитов рынка паровиков - компания, робко нареченная по фамилии основоположника: "Бест" (англ. best - "наилучший"). Интересно, что с 1902 года предприятие поставляло машины и в Россию, где они работали, в том числе, в лесной и деревообрабатывающей индустрии (привет "Сибирскому цирюльнику"!).
Соперник "Беста" - компания "Холт" - также выпускала различные машины, по современной терминологии - от тракторов до лесовозов. Понятно, что обычный движитель - колесо - не очень годился для пахоты, и в 1904 году конструкторы обратились к известной с начала предшествующего столетия идее - поставили колеса на нескончаемую многозвенную железную ленту. Тракторам "Холт" с таким движителем выдумали свою марку - "Катерпиллер" (Caterpillar), другими словами "Гусеница".
В 1925 году "Бест" и "Холт" слились в "Катерпиллер Трактор Ко."; видите ли, слияние достаточно больших компаний никак не последняя мода. К 20-м оба предприятия были "раскручены", выпускали несколько типов колесных и гусеничных машин, которые работали и в сельском хозяйстве, и в быстро развивающемся дорожном строительстве.
Если "Кенворт" - самый передовой, то самым ограниченным, по последней мере снаружи, был до недавнешнего времени "Петербилт". Это стиль: квадратный радиатор, сияние стали и хрома, высокие трубы, выставленные напоказ крутые бока топливных танков... и спальный отсек с занавесками в цветочек.
Вобщем, в Луисвилле компания показала, что ей не чужда современная мода, и выкатила новинку серии 387, практически двойника "брата Кенни" Т2000 (обе компании входят в группу "Паккар"). Кому-то нравится аэродинамика в купе с именованием "Петербилт", нельзя же оставлять их без внимания. Тем паче, что до этого единственный "Питер" относительно обтекаемых форм - модель 377 - уже не смотрится современным, но еще не стал традиционным...
Основная новость от компании "Нэвистар Интернешнл": в ее экспозиции нет бескапотных машин, благодаря которым, фактически, марка сейчас известна в Рф ("интеры", по-моему, встречаются почаще других янки). Представитель компании махнул рукою в сторону "фрейтлайнеров": "бескапотники сейчас выпускают только соседи; после пересмотра ограничений по длине автопоездов спрос невелик..." Кстати, понимаете, какие гарантийные обязательства дают южноамериканские грузовые компании? На примере "Интернешнл": гарантия на 2 года либо 200 тыщ миль (не км!); наибольший срок - 5 лет либо 500 тыщ миль.
Почти во всем срок гарантии обоснован конструкцией мотора. Обычно компания, производящая грузовики, предлагает клиентам широкую палитру движков. Выбирайте подходящую мощность и изготовителя - "Детройт дизель", "Камминс", "Катерпиллер". Последние в особенности приметны на трак-шоу: многие флагманы несут гордую надпись - 600 НР (лошадиных сил). Обычно, это значит, что под капотом - желтоватые цвета "Катерпиллера".
Ничего необычного, что совместно с другими южноамериканскими фирмами "Катерпиллер" двинулся на край света - сменять крестьянских лошадей в Страну Советов. 69 годов назад "За рулем" располагал рекламу гусеничных тракторов, комбайнов, дорожных машин из Иллинойса и Калифорнии. Представьте, продажа техники в Русский Альянс посодействовала фирме пережить Величавую Депрессию...
Бензиновые движки сначала века теснили паровые, а им в спину уже постукивали дизели. С 30-х "Катерпиллер" выпускает дизельные моторы и для собственных тракторов, и в качестве силовых установок судов, генераторов, грузовиков.
Дизели Cat, как время от времени ради сокращенности называют марку, работают под длиннющими капотами американских "траков", заслужив добрую репутацию надежностью, качеством, мощью. В прошедшем году в Северной Америке выпущено 118 тыщ агрегатов, что стало для компании рекордом: это без малого 4-ая часть рынка движков грузовиков.
Современная верхушка производственной палитры автомоторного отделения "Катерпиллер" - движок 3406Е, располагающий в самой форсированной версии целым табуном из 600 "лошадок". Эти лошадки, правда, южноамериканские, в более обычной нам европейской системе мер их окажется даже побольше - 603.
Некие движки "Катерпиллер" представлены в таблице - от наинтереснейшего 3126В с электрическими насос-форсунками с гидравлическим (!) приводом, через современнейшие легкие С-10 и С-12 до самого массивного 3406Е. Достаточно обычный, но очень надежный 3116 выпускается сейчас лишь на европейском филиале компании и попадает, а именно, в Россию, в мотоотсеки ЗИЛов и ЛиАЗов.
Заглянем сейчас на стенды европейцев, скупивших национальные компании. "Даймлер-Бенц", завладев именитым "Фрейтлайнером", держит на рынке лидерство. И потихоньку выводит янки и в Старенькый Свет. Но если на выставке в Ганновере "Фрейтлайнер-Аргоси" (ЗР, 1998, № 12) служил шоу-стоппером, то тут он обыденный экспонат в ряду других, выделяющийся разве что редчайшей сейчас бескапотной сборкой. Нравится - покупайте!
Наилучшая черта политики "Вольво" на заморском грузовом рынке - злость. Южноамериканское отделение рвануло вперед прямо-таки с галлактической скоростью, прибавив только за прошедший год 40% к продажам. Из последних моделей более выделяется "770" с страшенной по европейским меркам и большой даже по штатовским жилплощадью - 4,5 м2! Поддержку флагману оказывает новый "660", чуток более умеренный по размерам и оборудованию.
Все-же интересно, почему янки с таким энтузиазмом принялись раскупать как бы "чужие" грузовики? Может быть, сверхнадежность и сверхкомфортабельность машин только российскей конструкторской школы в сопоставлении с европейскими несколько гиперболизированы? Либо вести дела могут не только лишь в Америке? В любом случае, Старенькый Свет рано списывать со счетов, оказывается, у него есть чему поучиться...
Конкретно так рассудили в принадлежащей "Рено" фирме "Мак", представившей самую колоритную премьеру салона. Колоритную, в том числе, в прямом смысле - при взоре на выставленные под солнце желтоватые и красноватые грузовики "Вижн" (Vision) на разум приходило: "вырви глаз". Обтекаемый, сглаженный силуэт и... богатство электроники. Вспомним "Кенворт" - но, тенденция!
Ну-с, попробуем подытожить. Грузовик по-американски собран из "конструктора" - есть выбор моторов, коробок, мостов, тормозов производства специализированных компаний, к которым создатели машин добавляют все другое (это не так не достаточно, да и не очень много). Выходит некоторый набор, который не назовешь неподражаемым. Различные на вид марки возможно окажутся очень схожими снутри... И обо всех можно сказать нечто общее.
Кажется, Америка равномерно отрешается от традиционных "траков" в пользу аэродинамичных машин. Странноватым показалось некое пренебрежение средствами пассивной безопасности - "эйрбэги" предлагают "Фрейтлайнер" и "Вольво", готовится "Кенворт". У других подушки я лицезрел исключительно в спальном отсеке - пуховые... Рассчитывают на "полтора метра жизни", разумеется. Зато помешанные на экологии америкосы могут спать расслабленно - моторы удовлетворяют самым серьезным нормам, перекрывающим европейские. Правда, ни на одной модели не повстречались дисковые тормоза, может быть, не настолько долговременные, но более действенные, чем барабанные. В то же время по насыщенности информационными технологиями грузовики напоминают кабинеты программ новостей. Хотя рабочее место водителя после европейских ДАФа либо "Скании" кажется тесным. "Зато" много места жилье, которое возят с собой. Подобные параллели (либо перпендикуляры?) можно продолжать длительно, а в общем применительно к южноамериканским грузовикам идеальнее всего подходит определение - машины контрастов.
Монитор употребляется и как экран компьютера, и как телек. Звук - как в современном кинозале, Dolby surround! Слева - стойка с аудио- и видеотехникой.
"Кенворт" последующего тысячелетия.
Модель 3406 Е возглавляет палитру авто моторов Cat.
Премьера Луисвилла - обтекаемый "Петербилт-387".
Каковой орел! Дальнобойные "интеры" носят имя "Игл". На снимке - флагман "9900iх".
Тяжело поверить, что марка принадлежит "Даймлер-Бенцу"? "Фрейтлайнер-Классик ХL" с 600-сильным "Катерпиллером".
"Вольво-660" - "щелчок по носу" старожилам рынка.
Современный грузовик компания "Мак" лицезреет так. Новая модель "Вижн".
А так "Вижн" увидит шофер, сев за руль.