Притча ДЕДУШКИ ВИЛЛИСА
Притча ДЕДУШКИ "ВИЛЛИСА"
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
УШЕДШИЕ МАРКИ
Притча ДЕДУШКИ "ВИЛЛИСА"
Непонятно, грезил ли Джон Виллис о глобальной славе, но уж точно не подразумевал, что его имя войдет в историю в связи с армейским внедорожником - любимчиком русских боец времен войны.
Сергей КАНУННИКОВ. Набросок Александра Краснова
Посреди незнакомой жителям Старенького Света сильной и суровой военной техники, с которой в июне 1944-го посадились в Европу войска генерала Эйзенхауэра, были маленькие, юркие и очень странноватые авто. Машина без дверей и крыши, на огромных "зубастых" колесах совершенно не походила на стильных предвоенных "европейцев". А главное - проезжала там, где автомобиль, казалось, ехать и совсем не мог, скакала по кочкам, играючи преодолевала крутые подъемы.
Почтенную южноамериканскую марку "Форд" европейцы знали отлично, но посреди ее моделей ничего подобного просто не было. С возникновением необыкновенной, сходу привлекшей всеобщее внимание, нахрапистой машины в Древнем Свете узнали новое себе южноамериканское имя - "Виллис"... и прозвище - внедорожник.
Сначала века Джон Норт Виллис жил в Индианаполисе и вел торговлю тут машинами "Оверленд", которые делали по соседству. Поднакопив средств, Виллис стал помогать заводу в решении денежных заморочек, а в 1908-м и совсем купил его. При всем этом, сохранив старенькую марку, Виллис все таки отдал неким моделям свое имя.
При новеньком хозяине компания крепко встала на ноги - этакий крепкий середняк. Виллис перевел создание в Толидо на завод разорившейся компании "Поуп". Под марками "Оверленд" и "Виллис" делали четырех- и шестицилиндровые авто. Благодаря низкой стоимости спрос на их оставался размеренным, а означает, можно было мыслить о развитии предприятия.
В 1914-м тут начали выпуск новейшей модели "Виллис-Найт" с бесклапанной "четверкой" (4529 смз) конструкции Чарльза Найта. Скоро появилась и ее восьмицилиндровая версия. Пару лет спустя, в 1926-м, запустили в создание успешный и дешевый "Оверленд-Уиппет". Мотор (2,2 л) емкого автомобиля развивал 25 л. с. - по тем временам совершенно хорошо, к тому же стоил "Уиппет" дешево.
До начала 30-х дела шли в гору, но удары разразившегося кризиса и Величавой Депрессии чувствовали даже гиганты, а "Оверленд-Виллис" к числу их не принадлежал. Виллис отошел от дел, компания разорилась. По радостному стечению событий она практически сразу была возрождена. Правда, от моторов огромного объема и бесклапанников отказались, а с 1933-го вообщем делали только одну модель - малогабаритный "Виллис-77" с экономным 2,2-литровым движком. После модернизации и переименования в "Америкэн" автомобиль выпускали до самой войны.
В январе 1939-го генеральным директором "Виллиса" стал энергичный Джозеф В. Фрезер, которому удалось заполучить прибыльный военный заказ - сделать создание легких армейских вэдовых машин. Конструкцию автомобиля разработала практически позабытая сейчас компания "Бантам". После маленький модернизации "Бантам-BRC" в 1941-м перевоплотился в "Виллис-МА" и - практически сходу - в улучшенный "Виллис-МВ", который стал в Европе с открытием второго фронта. На машине массой 1020 кг стоял 4-х цилиндровый (2,2 л) 60-сильный мотор.
По систематизации, принятой в армии США, "Виллис" попал в разряд автомобилей общего предназначения - по-английски "дженерал перпоз" (сокращенно джи-пи - gp). Америкосы непостижимым образом превратили это сокращение в джей-пи (jp). Так родилось прозвище внедорожник (jeep), ставшее настолько пользующимся популярностью, что после войны компания "Виллис" сделала его официальным заглавием модели. Не достаточно того, внедорожниками стали называть все легковые внедорожники.
За годы войны выстроили 361 349 джипов - "виллисов" и "фордов". Много таких машин, приобретенных по ленд-лизу, служило в Русской Армии. После победы наши вояки без охоты расставались с верными боевыми друзьями, но по условиям контракта огромную часть их пришлось возвратить янки.
Оставим давнешний спор о том, в какой мере конструкция "Бантама" повлияла на В. А. Грачева - создателя ГАЗ-64 (67). Вспомним другое: наши бойцы называли "газик" "Иван-Виллис". А уже в послевоенные годы джипоманией заразился весь мир. Южноамериканский автомобиль стал объектом исследования конструкторов "Ленд-Ровера", "Альфы-Ромео-1900 AR". По лицензии "виллисы" выпускали "Мицубиси" и "Гочкис".
А на родине джипов вместе с модернизированным "Виллисом-Джипом" делали варианты на его тему - универсал "Стэйшн вэгон" и комфортный автомобиль с откидным верхом "Джипстер" (оба - с увеличенной базой). Кроме "четверки" на их ставили шестицилиндровые (73 л. с.) моторы.
"Внедорожник" взяли на вооружение многие армии мира. Но уже к началу 50-х стало ясно: одной моделью не проживешь. В 1951-м компания представила семейство "Аэро", призванное занять довоенную нишу - дешевых, маленьких автомобилей. Ставили на их четырех- и шестицилиндровые моторы (76 и 91 л. с.). Но покупатели в Штатах стали привередливее - новинка обширно не пошла.
В 1954-м "Виллис" вошел в состав концерна "Кайзер-Фрезер". Кстати, в этой амбициозной попытке потеснить на рынке "Джи-Эм", "Форд" и "Крайслер" интенсивно участвовал Джозеф Фрезер, управляющий "Виллисом" пятнадцать годов назад. В 1956-м создание "Аэро" передали на филиал в Бразилию. Там модель делали аж до 1972 (!) года, хотя завод в 1967-м был куплен "Фордом". В 1962-м заместо не очень фаворитных модификаций "Внедорожника" выпустили модель "Вэгонир". Предшественника престижного сегодня "Чероки" оснащали шести- и восьмицилиндровыми моторами рабочим объемом от 3,7 до 5,7 л.
Невзирая на отчаянные пробы удержать "Кайзер-Фрезер" на плаву, концерн разваливался. В 1963-м от марки "Виллис" отказались в пользу другой - "Кайзер-Джип". Формально в истории "Виллиса" можно было поставить точку, если б основная модель не продолжала жить, практически не меняясь! Все теми же оставались крепкая рама, рессорная подвеска, базисный двигатель-"четверка".
В феврале 1970-го остатки "Кайзер-Фрезер" отошли к концерну "Американ моторс". Младшенький в Большой Четверке пережил различные времена - относительное благополучие и темные деньки. А "джипы" выпускал несмотря ни на что - покупатели от их не отворачивались. Когда в 1987-м "Американ моторс" разорилась, джиповский флаг схватил "Крайслер". Но прошлый завод "Виллис" сохранил самостоятельность. Он и сейчас очень известен - тут выпускают "хаммеры".
Сегодняшний "Рэнглер" по сопоставлению с "дедушкой" подрос, лишился рессорной подвески, зато ему возвратили круглые фары, от которых в 80-х отказались в угоду изменчивой моде. Смотря в "лицо" современному "Внедорожнику", ясно видишь знаменитые машины военных лет. Потому и 1-ое имя тех автомобилей не позабыто и навечно остается в истории.
"Виллис-Аэро" больше 20 лет выпускали в Бразилии.
"Виллис-77" - версия 1937 года.
Самый 1-ый "Внедорожник" - "Виллис-МА", 1941 год.
"Виллис-МВ" - солдат-победитель.
Современный " Внедорожник Рэнглер" - "Виллис" бессмертен?
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
УШЕДШИЕ МАРКИ
Притча ДЕДУШКИ "ВИЛЛИСА"
Непонятно, грезил ли Джон Виллис о глобальной славе, но уж точно не подразумевал, что его имя войдет в историю в связи с армейским внедорожником - любимчиком русских боец времен войны.
Сергей КАНУННИКОВ. Набросок Александра Краснова
Посреди незнакомой жителям Старенького Света сильной и суровой военной техники, с которой в июне 1944-го посадились в Европу войска генерала Эйзенхауэра, были маленькие, юркие и очень странноватые авто. Машина без дверей и крыши, на огромных "зубастых" колесах совершенно не походила на стильных предвоенных "европейцев". А главное - проезжала там, где автомобиль, казалось, ехать и совсем не мог, скакала по кочкам, играючи преодолевала крутые подъемы.
Почтенную южноамериканскую марку "Форд" европейцы знали отлично, но посреди ее моделей ничего подобного просто не было. С возникновением необыкновенной, сходу привлекшей всеобщее внимание, нахрапистой машины в Древнем Свете узнали новое себе южноамериканское имя - "Виллис"... и прозвище - внедорожник.
Сначала века Джон Норт Виллис жил в Индианаполисе и вел торговлю тут машинами "Оверленд", которые делали по соседству. Поднакопив средств, Виллис стал помогать заводу в решении денежных заморочек, а в 1908-м и совсем купил его. При всем этом, сохранив старенькую марку, Виллис все таки отдал неким моделям свое имя.
При новеньком хозяине компания крепко встала на ноги - этакий крепкий середняк. Виллис перевел создание в Толидо на завод разорившейся компании "Поуп". Под марками "Оверленд" и "Виллис" делали четырех- и шестицилиндровые авто. Благодаря низкой стоимости спрос на их оставался размеренным, а означает, можно было мыслить о развитии предприятия.
В 1914-м тут начали выпуск новейшей модели "Виллис-Найт" с бесклапанной "четверкой" (4529 смз) конструкции Чарльза Найта. Скоро появилась и ее восьмицилиндровая версия. Пару лет спустя, в 1926-м, запустили в создание успешный и дешевый "Оверленд-Уиппет". Мотор (2,2 л) емкого автомобиля развивал 25 л. с. - по тем временам совершенно хорошо, к тому же стоил "Уиппет" дешево.
До начала 30-х дела шли в гору, но удары разразившегося кризиса и Величавой Депрессии чувствовали даже гиганты, а "Оверленд-Виллис" к числу их не принадлежал. Виллис отошел от дел, компания разорилась. По радостному стечению событий она практически сразу была возрождена. Правда, от моторов огромного объема и бесклапанников отказались, а с 1933-го вообщем делали только одну модель - малогабаритный "Виллис-77" с экономным 2,2-литровым движком. После модернизации и переименования в "Америкэн" автомобиль выпускали до самой войны.
В январе 1939-го генеральным директором "Виллиса" стал энергичный Джозеф В. Фрезер, которому удалось заполучить прибыльный военный заказ - сделать создание легких армейских вэдовых машин. Конструкцию автомобиля разработала практически позабытая сейчас компания "Бантам". После маленький модернизации "Бантам-BRC" в 1941-м перевоплотился в "Виллис-МА" и - практически сходу - в улучшенный "Виллис-МВ", который стал в Европе с открытием второго фронта. На машине массой 1020 кг стоял 4-х цилиндровый (2,2 л) 60-сильный мотор.
По систематизации, принятой в армии США, "Виллис" попал в разряд автомобилей общего предназначения - по-английски "дженерал перпоз" (сокращенно джи-пи - gp). Америкосы непостижимым образом превратили это сокращение в джей-пи (jp). Так родилось прозвище внедорожник (jeep), ставшее настолько пользующимся популярностью, что после войны компания "Виллис" сделала его официальным заглавием модели. Не достаточно того, внедорожниками стали называть все легковые внедорожники.
За годы войны выстроили 361 349 джипов - "виллисов" и "фордов". Много таких машин, приобретенных по ленд-лизу, служило в Русской Армии. После победы наши вояки без охоты расставались с верными боевыми друзьями, но по условиям контракта огромную часть их пришлось возвратить янки.
Оставим давнешний спор о том, в какой мере конструкция "Бантама" повлияла на В. А. Грачева - создателя ГАЗ-64 (67). Вспомним другое: наши бойцы называли "газик" "Иван-Виллис". А уже в послевоенные годы джипоманией заразился весь мир. Южноамериканский автомобиль стал объектом исследования конструкторов "Ленд-Ровера", "Альфы-Ромео-1900 AR". По лицензии "виллисы" выпускали "Мицубиси" и "Гочкис".
А на родине джипов вместе с модернизированным "Виллисом-Джипом" делали варианты на его тему - универсал "Стэйшн вэгон" и комфортный автомобиль с откидным верхом "Джипстер" (оба - с увеличенной базой). Кроме "четверки" на их ставили шестицилиндровые (73 л. с.) моторы.
"Внедорожник" взяли на вооружение многие армии мира. Но уже к началу 50-х стало ясно: одной моделью не проживешь. В 1951-м компания представила семейство "Аэро", призванное занять довоенную нишу - дешевых, маленьких автомобилей. Ставили на их четырех- и шестицилиндровые моторы (76 и 91 л. с.). Но покупатели в Штатах стали привередливее - новинка обширно не пошла.
В 1954-м "Виллис" вошел в состав концерна "Кайзер-Фрезер". Кстати, в этой амбициозной попытке потеснить на рынке "Джи-Эм", "Форд" и "Крайслер" интенсивно участвовал Джозеф Фрезер, управляющий "Виллисом" пятнадцать годов назад. В 1956-м создание "Аэро" передали на филиал в Бразилию. Там модель делали аж до 1972 (!) года, хотя завод в 1967-м был куплен "Фордом". В 1962-м заместо не очень фаворитных модификаций "Внедорожника" выпустили модель "Вэгонир". Предшественника престижного сегодня "Чероки" оснащали шести- и восьмицилиндровыми моторами рабочим объемом от 3,7 до 5,7 л.
Невзирая на отчаянные пробы удержать "Кайзер-Фрезер" на плаву, концерн разваливался. В 1963-м от марки "Виллис" отказались в пользу другой - "Кайзер-Джип". Формально в истории "Виллиса" можно было поставить точку, если б основная модель не продолжала жить, практически не меняясь! Все теми же оставались крепкая рама, рессорная подвеска, базисный двигатель-"четверка".
В феврале 1970-го остатки "Кайзер-Фрезер" отошли к концерну "Американ моторс". Младшенький в Большой Четверке пережил различные времена - относительное благополучие и темные деньки. А "джипы" выпускал несмотря ни на что - покупатели от их не отворачивались. Когда в 1987-м "Американ моторс" разорилась, джиповский флаг схватил "Крайслер". Но прошлый завод "Виллис" сохранил самостоятельность. Он и сейчас очень известен - тут выпускают "хаммеры".
Сегодняшний "Рэнглер" по сопоставлению с "дедушкой" подрос, лишился рессорной подвески, зато ему возвратили круглые фары, от которых в 80-х отказались в угоду изменчивой моде. Смотря в "лицо" современному "Внедорожнику", ясно видишь знаменитые машины военных лет. Потому и 1-ое имя тех автомобилей не позабыто и навечно остается в истории.
"Виллис-Аэро" больше 20 лет выпускали в Бразилии.
"Виллис-77" - версия 1937 года.
Самый 1-ый "Внедорожник" - "Виллис-МА", 1941 год.
"Виллис-МВ" - солдат-победитель.
Современный " Внедорожник Рэнглер" - "Виллис" бессмертен?