ДА БУДЕТ СВЕТ!
ДА БУДЕТ СВЕТ!
Животрепещуще
/Законодательство
ДА БУДЕТ СВЕТ!
"ВКЛЮЧАЙТЕ ФАРЫ Деньком!" - ПРИЗВАЛ Журнальчик ПОЛГОДА Вспять
ТЕКСТ / Миша КОЛОДОЧКИН, АНТОН ЧУЙКИН
Если честно, были приятно удивлены резонансом, который вызвала статья (хотя другим откликам, положа руку на сердечко, предпочли бы зрелище: поток автомобилей с зажженными фонарями). С нами спорили, нас ругали, винили в пособничестве нефтяным концернам (?!), но большая часть читателей приняла нашу сторону: включить в светлое время фары - означает сделать движение безопаснее.
Не будем вновь обосновывать, как полезен ближний свет деньком - наши аргументы прежние (ЗР, 2001, №11). К тому же нам посодействуют сторонники дневного света. Поспорим с оппонентами, аргументы которых можно соединить в две огромные группы.
ВОЗРАЖЕНИЯ Электронные
"У меня уже 5-ый "Москвич" - "Святогор" с движком 1,7л. У него, как и всех прошлых, отрицательный энергобаланс на холостом ходу. Так заложено конструктивно - генератор не дает тока зарядки при малой частоте вращения коленчатого вала. Потолкаешься в пробке часок, да еще с включенным вентилятором "печки" и подогревом заднего стекла, так аккумулятор за один денек садится. А если к тому же ближний включить..." С. Погребной.
"На вопрос, буду ли я включать ближний свет деньком, отвечу - нет. Это проблемно в техническом плане, потому что будет сказываться на аккуме и генераторе". Инкогнито.
"Не думаете ли вы, что при неизменной езде с ближним светом автозаводам придется заносить конфигурации в систему энергоснабжения - ставить более массивные генераторы, чтоб не высадить АКБ?" Владимир.
Вправду, штатный генератор не всесилен: он добывает электричество, а различные лампочки, вентиляторы и стартеры растрачивают его, как желают. Аккумулятор - это собственного рода "счет в банке": он тает при каждом пуске мотора и должен восстанавливаться с помощью генератора. Если же расходы превосходят доходы, то в какой-то момент банк откажется кредитовать очередной запуск мотора.
Подавляющее число ранних отказов аккумов вызвано их "больным образом жизни". Днем батарея обязана крутить стартер в среднем от 2 до 20с, отдавая сотки ампер на запуск прохладного мотора. Чтоб "оклематься", аккуму будет нужно уже 20 минут! Но времени, естественно, нет - у нас дела и мы трогаемся в путь.
Вспомнилась статья в ЗР - включаем фары. Крапает дождик - зашуршали "дворники". Угодили в пробку - машина то и дело полыхает стоп-сигналами. Запотели стекла в салоне - необходимы вентилятор и подогрев заднего стекла. Позже под капотом пробудился электровентилятор, его глушим магнитолой... Вечерком история повторяется. А где же зарядный ток? Его нет...
Не стоит впадать в панику, выясним реальное состояние дел: на "холостых оборотах" подключим амперметр меж аккумом и генератором и поглядим, чья возьмет. Для этого выдернем пару редакционных автомобилей из обычного ритма - начнем с "Волги" GAZ 3110 с движком ЗМЗ-4062.
На прогретом моторе при оборотах холостого хода 1200 за минуту амперметр указывает "заряд" - 2А. Включаем "ближний" свет, потом "далекий" - генератор не сдается: зарядный ток приблизительно 0,6А. Жмем на тормозную педаль - есть: стрелка указывает "ноль". Наши "доходы" сравнялись с "расходами" - вот тут-то и начинается самое увлекательное...
Попеременно подключаем подогрев заднего стекла, вентилятор "печки", "дворники" и подогрев форсунок - разрядный ток растет до 7А. "Добиваем лежачего" электровентилятором системы остывания: 17А!
После сильной "волговской" энергосистемы залезать под капот VAZ 2104 как-то боязно. Для начала измеряем обороты коленвала - всего 800об/мин. Заряд есть - 2А, но... Но 1-ый же включенный потребитель - ближний свет фар - загнал стрелку амперметра на отметку "минус 2А". Включение далекого света и подогрева заднего стекла откинуло ее на 11А, вентилятор и стеклоочистители прирастили расходы до 14А, а стоп-сигналы - до 17А.
Естественно, если не стоять, а ехать, то на частотах вращения коленвала в районе 2500-3000 об/мин и "Волга", и "Жигули" вновь обретут духовный комфорт, даже при всех задействованных штатных потребителях. (Воздействие дополнительных нагрузок типа электрохолодильников либо, того ужаснее, сильной музыкальной установки не учитываем.) Современный генератор выдает приблизительно 55-75 А - при наибольшей частоте вращения.
Если ваши каждодневные поездки напоминают описанные выше "хождения по мукам", то вы просто должны временами инспектировать состояние батареи! Бедолагу обязательно нужно заряжать - если не зарядным устройством, то хотя бы получасовой пробежкой по загородному шоссе. Угодив очередной раз в пробку, отключите все избыточное. Кстати, не грех прирастить обороты холостого хода в границах разумного - приблизительно до 1100-1200 об/мин. Меры обыкновенные, но действующие.
А сейчас вернемся к ближнему свету. Формально "четверке" он повредит - если жечь фары в глухих пробках... Но даже таковой режим машина просто перенесет, вертись движок немножко проворнее. К тому же, согласитесь, из заторов мы время от времени выезжаем! Кстати, редакционные машины, которые ездят по Москве с ближним светом, все в хорошем здравии.
Вопрос можно закрыть... и все таки еще пара аргументов. Представьте, что на данный момент зима, и ваши поездки на работу и назад приходятся на черное время суток, когда не по призыву журнальчика, а по просьбе ПДД фары непременно должны пылать! Вам не кажется, что почетаемым оппонентам стоит адресовать вопросы заводам-изготовителям автомобилей - не пора ли пересмотреть энергетический бюджет машин? Кстати, впрысковые авто с сильными генераторами могут парировать большее потребление электроэнергии, поддерживая постоянные обороты холостого хода.
А в пробках фары можно и выключать... только не запамятовывайте про их, вырвавшись на простор!
Работающие штатные фары не навредят автомобилю, в особенности если принять нехитрые меры предосторожности.
Включайте свет деньком!
Вправду, а какой процент к расходу горючего добавит нам ближний свет? Естественно, в борьбе за Законодательство "мы за ценой не постоим", но денег все-же жаль...
Для начала посчитаем. Движку придется дополнительно выдавать приблизительно 150Вт - столько потребляют лампы фар, подсветки номерного знака и т.д. Зная примерные КПД (30-35%), удельный расход бензина (около 0,4кг/кВт.ч при частичной нагрузке) либо, скажем, теплоту его сгорания (43МДж/кг), несложно прикинуть, сколько л. вытянут включенные фары: в самом худшем случае меньше 0,1л/ч! А в среднем, нажав кнопку близкого света, вы увеличите расход горючего на... неуловимые 1-3%.
Науку, но, нужно инспектировать практикой. Что ж, ставим опыт.
Ассоциировать топливную экономичность с фонарями и без в критериях реального городка - дело безвыходное. А вот загнать автомобиль на щит с беговыми барабанами и попросить профессионалов НАМИ измерить расход при различных положениях тумблера света - это совершенно другое дело. Так и делаем - к бегу на месте готова "Волга" GAZ 3110 с движком ЗМЗ-402. Измеряем топливную экономичность на холостом ходу, также на режимах неизменных скоростей при включенной прямой передаче. Данные испытаний - в таблице.
Вышло то, что, в общем-то, и ожидалось - погрешность результатов измерений выше, чем реальный прирост расхода горючего. Тут - чуток больше, там - чуток меньше, а в среднем - фактически никакой различия.
Вновь о машинах ЗР: мы повсевременно ездим с включенными фонарями со времени выхода первой статьи. Расход горючего остался на прежнем уровне!
Да, естественно, еще есть экологический нюанс. Непопросту европейцы подразумевают оснащать новые машины маломощными дневными светильниками, не задействуя штатные фары. У их, кстати, Евро IV на носу, а у нас вовсю дымят по нормам 20-летней выдержки! Не стоит в попытке защитить окружающую среду забывать о главной ее части - человеке. Ведь конкретно его жизнь сохраняют включенные деньком фары...
Ближний свет не принудит больше платить за бензин.
Сберегайте себя,
включайте фары деньком!
Мы привели далековато не все аргументы... ну и не всех оппонентов выслушали. С энтузиазмом продолжим дискуссию - в одном из последующих номеров журнальчика.
НАС ПОДДЕРЖИВАЮТ ----- Из редакционной почты
"Прочел статью "Деньком с огнем". И вот что скажу: готов подписаться под каждым словом. Сам езжу со светом круглые сутки с февраля 2000 года и готов поделиться статистикой. Пробег VAZ 21093 - около 50 тыс. км. Вышли из строя Ремонт и эксплуатация, так либо по другому завязанные на ближний свет: аккумулятор, ремень генератора, лампа Н4 и патрон лампы габаритного света блок-фары. Итого из дорогостоящих деталей - только аккумулятор, но - связь неочевидна. А лампочка дешевле, чем даже просто подкрасить крыло после аварии". Евгений.
НАС ПОДДЕРЖИВАЮТ ------- Из редакционной почты
"Стопроцентно поддерживаю инициативу журнальчика. Сам начал включать ближний свет деньком за длительное время до выхода статьи. В состоянии ЗР организовать кампанию по сбору подписей и воззванию к депутатам Госдумы, чтоб ввести в ПДД пункт, обязывающий включать фары в светлое время суток? Думаю, с течением времени это поддержат большая часть водителей". Инкогнито.
НАС ПОДДЕРЖИВАЮТ ----- Из редакционной почты
"Очень важную и животрепещущую тему поднял журнальчик. Даже если ближний свет деньком хотя бы на толики процента уменьшит аварийность, то это уже несколько спасенных жизней, а жизнь человека - не имеет цены. Перечесть ее в генераторы и количество бензина нереально. Но огромную опасность представляют те автомобилисты, которые "сберегают лампочки" и ездят в мгле только с включенными габаритными огнями". Игорь Васильев.
НАС ПОДДЕРЖИВАЮТ ------ Из редакционной почты
"К огорчению, не достаточно кто упоминает о дилеммах отсутствия близкого света в черное время суток... Моей машине 17 лет. Деньком, не считая пробок, пищу с ближним светом; естественно, и ночкой. Ни генератор, ни аккумулятор не мучаются". Обладатель 2107.
Резоны БЕНЗИНОВЫЕ
Это (ближний свет деньком - ред.) приведет к сжиганию дополнительных л. бензина на удовлетворенность нефтяным компаниям... Р. Тиманенко, Подольск. Ноябрь 2001 года
На улицах городка сжигается бензин - несложно посчитать, сколько его дополнительно придется израсходовать... А. Квятковский, Раменский р-н. Январь 2002
НАС ПОДДЕРЖИВАЮТ ----- Из редакционной почты
"11 автобусный парк ГУП "Мосгортранс".
Желаю стопроцентно с вами согласиться по поводу решения круглые сутки работать с ближним светом фар и поделиться по этому поводу плодами работы нашей организации. В 1994 году вышло 5 ДТП (72% от полного количества за год), связанных с неожиданным выходом на проезжую часть пешеходов. Управление предприятия решило провести опыт - работать с ближним светом фар круглые сутки. В НАМИ была разработана схема малозначительного конфигурации электрического оборудования автобуса, которая включала ближний свет автоматом после запуска мотора. Данная работа позволила в 1995 году понизить количество ДТП, связанных только с неожиданным выходом пешехода перед автобусом, до 2-ух случаев либо 22% от всех ДТП, что обосновало эффективность опыта. Но посреди других автобусных парков поддержки опыт не отыскал и был прекращен". В. Прохоров, директор парка.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗМЕРЕНИЙ ТОПЛИВНОЙ ЭКОНОМИЧНОСТИ АВТОМОБИЛЯ
Скорость, км/ч 0 30 45 60 75 90
Расход горючего, л/ч
(при выключенном ближнем свете) 1,56 2,4 3,45 4,38 5,64 8,40
Расход горючего, л/ч
(при включенном ближнем свете) 1,53 2,43 3,18 4,32 5,74 8,48
Отклонение, % -1,9 +1,2 -7,8 -1,4 +1,8 +0,9
Животрепещуще
/Законодательство
ДА БУДЕТ СВЕТ!
"ВКЛЮЧАЙТЕ ФАРЫ Деньком!" - ПРИЗВАЛ Журнальчик ПОЛГОДА Вспять
ТЕКСТ / Миша КОЛОДОЧКИН, АНТОН ЧУЙКИН
Если честно, были приятно удивлены резонансом, который вызвала статья (хотя другим откликам, положа руку на сердечко, предпочли бы зрелище: поток автомобилей с зажженными фонарями). С нами спорили, нас ругали, винили в пособничестве нефтяным концернам (?!), но большая часть читателей приняла нашу сторону: включить в светлое время фары - означает сделать движение безопаснее.
Не будем вновь обосновывать, как полезен ближний свет деньком - наши аргументы прежние (ЗР, 2001, №11). К тому же нам посодействуют сторонники дневного света. Поспорим с оппонентами, аргументы которых можно соединить в две огромные группы.
ВОЗРАЖЕНИЯ Электронные
"У меня уже 5-ый "Москвич" - "Святогор" с движком 1,7л. У него, как и всех прошлых, отрицательный энергобаланс на холостом ходу. Так заложено конструктивно - генератор не дает тока зарядки при малой частоте вращения коленчатого вала. Потолкаешься в пробке часок, да еще с включенным вентилятором "печки" и подогревом заднего стекла, так аккумулятор за один денек садится. А если к тому же ближний включить..." С. Погребной.
"На вопрос, буду ли я включать ближний свет деньком, отвечу - нет. Это проблемно в техническом плане, потому что будет сказываться на аккуме и генераторе". Инкогнито.
"Не думаете ли вы, что при неизменной езде с ближним светом автозаводам придется заносить конфигурации в систему энергоснабжения - ставить более массивные генераторы, чтоб не высадить АКБ?" Владимир.
Вправду, штатный генератор не всесилен: он добывает электричество, а различные лампочки, вентиляторы и стартеры растрачивают его, как желают. Аккумулятор - это собственного рода "счет в банке": он тает при каждом пуске мотора и должен восстанавливаться с помощью генератора. Если же расходы превосходят доходы, то в какой-то момент банк откажется кредитовать очередной запуск мотора.
Подавляющее число ранних отказов аккумов вызвано их "больным образом жизни". Днем батарея обязана крутить стартер в среднем от 2 до 20с, отдавая сотки ампер на запуск прохладного мотора. Чтоб "оклематься", аккуму будет нужно уже 20 минут! Но времени, естественно, нет - у нас дела и мы трогаемся в путь.
Вспомнилась статья в ЗР - включаем фары. Крапает дождик - зашуршали "дворники". Угодили в пробку - машина то и дело полыхает стоп-сигналами. Запотели стекла в салоне - необходимы вентилятор и подогрев заднего стекла. Позже под капотом пробудился электровентилятор, его глушим магнитолой... Вечерком история повторяется. А где же зарядный ток? Его нет...
Не стоит впадать в панику, выясним реальное состояние дел: на "холостых оборотах" подключим амперметр меж аккумом и генератором и поглядим, чья возьмет. Для этого выдернем пару редакционных автомобилей из обычного ритма - начнем с "Волги" GAZ 3110 с движком ЗМЗ-4062.
На прогретом моторе при оборотах холостого хода 1200 за минуту амперметр указывает "заряд" - 2А. Включаем "ближний" свет, потом "далекий" - генератор не сдается: зарядный ток приблизительно 0,6А. Жмем на тормозную педаль - есть: стрелка указывает "ноль". Наши "доходы" сравнялись с "расходами" - вот тут-то и начинается самое увлекательное...
Попеременно подключаем подогрев заднего стекла, вентилятор "печки", "дворники" и подогрев форсунок - разрядный ток растет до 7А. "Добиваем лежачего" электровентилятором системы остывания: 17А!
После сильной "волговской" энергосистемы залезать под капот VAZ 2104 как-то боязно. Для начала измеряем обороты коленвала - всего 800об/мин. Заряд есть - 2А, но... Но 1-ый же включенный потребитель - ближний свет фар - загнал стрелку амперметра на отметку "минус 2А". Включение далекого света и подогрева заднего стекла откинуло ее на 11А, вентилятор и стеклоочистители прирастили расходы до 14А, а стоп-сигналы - до 17А.
Естественно, если не стоять, а ехать, то на частотах вращения коленвала в районе 2500-3000 об/мин и "Волга", и "Жигули" вновь обретут духовный комфорт, даже при всех задействованных штатных потребителях. (Воздействие дополнительных нагрузок типа электрохолодильников либо, того ужаснее, сильной музыкальной установки не учитываем.) Современный генератор выдает приблизительно 55-75 А - при наибольшей частоте вращения.
Если ваши каждодневные поездки напоминают описанные выше "хождения по мукам", то вы просто должны временами инспектировать состояние батареи! Бедолагу обязательно нужно заряжать - если не зарядным устройством, то хотя бы получасовой пробежкой по загородному шоссе. Угодив очередной раз в пробку, отключите все избыточное. Кстати, не грех прирастить обороты холостого хода в границах разумного - приблизительно до 1100-1200 об/мин. Меры обыкновенные, но действующие.
А сейчас вернемся к ближнему свету. Формально "четверке" он повредит - если жечь фары в глухих пробках... Но даже таковой режим машина просто перенесет, вертись движок немножко проворнее. К тому же, согласитесь, из заторов мы время от времени выезжаем! Кстати, редакционные машины, которые ездят по Москве с ближним светом, все в хорошем здравии.
Вопрос можно закрыть... и все таки еще пара аргументов. Представьте, что на данный момент зима, и ваши поездки на работу и назад приходятся на черное время суток, когда не по призыву журнальчика, а по просьбе ПДД фары непременно должны пылать! Вам не кажется, что почетаемым оппонентам стоит адресовать вопросы заводам-изготовителям автомобилей - не пора ли пересмотреть энергетический бюджет машин? Кстати, впрысковые авто с сильными генераторами могут парировать большее потребление электроэнергии, поддерживая постоянные обороты холостого хода.
А в пробках фары можно и выключать... только не запамятовывайте про их, вырвавшись на простор!
Работающие штатные фары не навредят автомобилю, в особенности если принять нехитрые меры предосторожности.
Включайте свет деньком!
Вправду, а какой процент к расходу горючего добавит нам ближний свет? Естественно, в борьбе за Законодательство "мы за ценой не постоим", но денег все-же жаль...
Для начала посчитаем. Движку придется дополнительно выдавать приблизительно 150Вт - столько потребляют лампы фар, подсветки номерного знака и т.д. Зная примерные КПД (30-35%), удельный расход бензина (около 0,4кг/кВт.ч при частичной нагрузке) либо, скажем, теплоту его сгорания (43МДж/кг), несложно прикинуть, сколько л. вытянут включенные фары: в самом худшем случае меньше 0,1л/ч! А в среднем, нажав кнопку близкого света, вы увеличите расход горючего на... неуловимые 1-3%.
Науку, но, нужно инспектировать практикой. Что ж, ставим опыт.
Ассоциировать топливную экономичность с фонарями и без в критериях реального городка - дело безвыходное. А вот загнать автомобиль на щит с беговыми барабанами и попросить профессионалов НАМИ измерить расход при различных положениях тумблера света - это совершенно другое дело. Так и делаем - к бегу на месте готова "Волга" GAZ 3110 с движком ЗМЗ-402. Измеряем топливную экономичность на холостом ходу, также на режимах неизменных скоростей при включенной прямой передаче. Данные испытаний - в таблице.
Вышло то, что, в общем-то, и ожидалось - погрешность результатов измерений выше, чем реальный прирост расхода горючего. Тут - чуток больше, там - чуток меньше, а в среднем - фактически никакой различия.
Вновь о машинах ЗР: мы повсевременно ездим с включенными фонарями со времени выхода первой статьи. Расход горючего остался на прежнем уровне!
Да, естественно, еще есть экологический нюанс. Непопросту европейцы подразумевают оснащать новые машины маломощными дневными светильниками, не задействуя штатные фары. У их, кстати, Евро IV на носу, а у нас вовсю дымят по нормам 20-летней выдержки! Не стоит в попытке защитить окружающую среду забывать о главной ее части - человеке. Ведь конкретно его жизнь сохраняют включенные деньком фары...
Ближний свет не принудит больше платить за бензин.
Сберегайте себя,
включайте фары деньком!
Мы привели далековато не все аргументы... ну и не всех оппонентов выслушали. С энтузиазмом продолжим дискуссию - в одном из последующих номеров журнальчика.
НАС ПОДДЕРЖИВАЮТ ----- Из редакционной почты
"Прочел статью "Деньком с огнем". И вот что скажу: готов подписаться под каждым словом. Сам езжу со светом круглые сутки с февраля 2000 года и готов поделиться статистикой. Пробег VAZ 21093 - около 50 тыс. км. Вышли из строя Ремонт и эксплуатация, так либо по другому завязанные на ближний свет: аккумулятор, ремень генератора, лампа Н4 и патрон лампы габаритного света блок-фары. Итого из дорогостоящих деталей - только аккумулятор, но - связь неочевидна. А лампочка дешевле, чем даже просто подкрасить крыло после аварии". Евгений.
НАС ПОДДЕРЖИВАЮТ ------- Из редакционной почты
"Стопроцентно поддерживаю инициативу журнальчика. Сам начал включать ближний свет деньком за длительное время до выхода статьи. В состоянии ЗР организовать кампанию по сбору подписей и воззванию к депутатам Госдумы, чтоб ввести в ПДД пункт, обязывающий включать фары в светлое время суток? Думаю, с течением времени это поддержат большая часть водителей". Инкогнито.
НАС ПОДДЕРЖИВАЮТ ----- Из редакционной почты
"Очень важную и животрепещущую тему поднял журнальчик. Даже если ближний свет деньком хотя бы на толики процента уменьшит аварийность, то это уже несколько спасенных жизней, а жизнь человека - не имеет цены. Перечесть ее в генераторы и количество бензина нереально. Но огромную опасность представляют те автомобилисты, которые "сберегают лампочки" и ездят в мгле только с включенными габаритными огнями". Игорь Васильев.
НАС ПОДДЕРЖИВАЮТ ------ Из редакционной почты
"К огорчению, не достаточно кто упоминает о дилеммах отсутствия близкого света в черное время суток... Моей машине 17 лет. Деньком, не считая пробок, пищу с ближним светом; естественно, и ночкой. Ни генератор, ни аккумулятор не мучаются". Обладатель 2107.
Резоны БЕНЗИНОВЫЕ
Это (ближний свет деньком - ред.) приведет к сжиганию дополнительных л. бензина на удовлетворенность нефтяным компаниям... Р. Тиманенко, Подольск. Ноябрь 2001 года
На улицах городка сжигается бензин - несложно посчитать, сколько его дополнительно придется израсходовать... А. Квятковский, Раменский р-н. Январь 2002
НАС ПОДДЕРЖИВАЮТ ----- Из редакционной почты
"11 автобусный парк ГУП "Мосгортранс".
Желаю стопроцентно с вами согласиться по поводу решения круглые сутки работать с ближним светом фар и поделиться по этому поводу плодами работы нашей организации. В 1994 году вышло 5 ДТП (72% от полного количества за год), связанных с неожиданным выходом на проезжую часть пешеходов. Управление предприятия решило провести опыт - работать с ближним светом фар круглые сутки. В НАМИ была разработана схема малозначительного конфигурации электрического оборудования автобуса, которая включала ближний свет автоматом после запуска мотора. Данная работа позволила в 1995 году понизить количество ДТП, связанных только с неожиданным выходом пешехода перед автобусом, до 2-ух случаев либо 22% от всех ДТП, что обосновало эффективность опыта. Но посреди других автобусных парков поддержки опыт не отыскал и был прекращен". В. Прохоров, директор парка.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗМЕРЕНИЙ ТОПЛИВНОЙ ЭКОНОМИЧНОСТИ АВТОМОБИЛЯ
Скорость, км/ч 0 30 45 60 75 90
Расход горючего, л/ч
(при выключенном ближнем свете) 1,56 2,4 3,45 4,38 5,64 8,40
Расход горючего, л/ч
(при включенном ближнем свете) 1,53 2,43 3,18 4,32 5,74 8,48
Отклонение, % -1,9 +1,2 -7,8 -1,4 +1,8 +0,9