ЗАМЫКАЯ КРУГ
ЗАМЫКАЯ КРУГ
ТЕХНИКА
/ЭКОЛОГИЯ
ЗАМЫКАЯ КРУГ
АВТОМОБИЛЮ - Нескончаемую ЖИЗНЬ
ТЕКСТ / Миша ГЗОВСКИЙ
СЕКТОР 1-ый, ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ
Пожалуй, ни один месяц не проходит без мажорного рапорта 1-го из производителей: опять побит рекорд по выпуску тех либо других моделей. А вот сколько автомобилей раз в год "погибает", слышали далековато не все. Меж тем исключительно в Германии при 30-миллионном личном автопарке каждый год встает на прикол до 3 миллионов машин, по всей Европе их число превосходит 9 миллионов.
Кинуть старенькый автомобиль на дороге тут не позволят, а число свалок миниатюризируется с каждым годом. Куда же исчезают "мертвые души"? Идут в переработку. Так именуемой неувязкой рециклинга (recycling) мир серьезно озаботился еще в 80-х годах, когда стало разумеется, что без утилизации автомобилей сохранить окружающую среду нереально. Правительства большинства европейских государств и США прореагировали на это весть полностью правильно: предупредили автопроизводителей о будущей неотклонимой переработке машин.
СЕКТОР 2-ой, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
По данным концерна "Фольксваген", масса средней легковушки 1200 кг. Из их 200 кг приходится на долю чугуна, 170 кг - на легкосплавные элементы и цветные металлы, 90 кг - на резину, 50 кг - на стекла, 25 кг - на краску, 65 кг - на "второстепенные" материалы. Преобладает же пока сталь - ее в машине около половины.
При утилизации самыми сложными материалами были и остаются пластики. Их толика вырастает с каждым годом, увеличившись за последние десятилетия в семь раз. Сложность вызывает то, что, в отличие от стали, в каждой машине используют до нескольких 10-ов типов пластмасс 5 главных групп, доминируют в каких поликарбонаты, полипропилены и полиамиды. После сложный сортировки каждый вид просит собственного подхода к переработке. Да и железные Ремонт и эксплуатация не так просто использовать повторно.
Для решения трудности большие авто компании строят фабрики, по масштабам сопоставимые со сборочным созданием. Вобщем, это логично: ведь процесс рециклинга - на самом деле та же сборка, но в оборотном порядке.
Поначалу автомобиль попадает в цех так именуемой первичной разборки, где из него на виброустановках практически вытряхивают остатки горючего, масла, тормозную и охлаждающие воды - в общей трудности около 20 л. Дальше снимают шины - с их переработкой особенных заморочек не появляется. Многие компании употребляют отработавшие покрышки для производства новых, а некие "перегоняют" из их... нефть! Из одной тонны резинового утиля удается получить около 400 л. Высвободившиеся в процессе 135 л газа совместно с отработавшими жидкостями идут в топку своей ТЭЦ. Положительным побочным эффектом можно считать и "намытые" с 1 тонны старенькых шин 140 кг металлической проволоки!
Машина меж тем попадает в руки рабочих, которые принуждают "выстрелить" подушки безопасности, сработать преднатяжители ремней. Следом снимают аккумулятор - его судьбой займутся спец фабрики; параллельно демонтируют Ремонт и эксплуатация, которые нереально утилизировать. Интересно, что до ближайшего времени в их число попадали... ветровые и задние стекла.
Дело в том, что "триплекс" состоит из нескольких слоев стекла, разбитых пластиком, препятствующим переработке. Еще одним камнем преткновения был электрообогрев заднего стекла. Не так давно делему удалось решить при помощи барабанных фильтров, отсеивающих пластик и нити нагрева.
Но проследим до конца последний путь автомобиля. Он на короткий срок прерывается: полуразобранные машины сортируют по маркам и моделям, моют и складируют в большом торговом зале, где покупатели выбирают и даже без помощи других снимают приглянувшиеся Ремонт и эксплуатация. Естественно, за ранее оплатив их! Спустя несколько недель приходит время уступить место последующему "старичку", и полураздетый остов уходит в окончательную разборку. Тут демонтируют оставшиеся невостребованные узлы, которые ворачиваются на прилавок, а скелет машины спускается на последний "круг ада", где его размельчают в циклопических "мельницах".
Установки мощностью до нескольких тыщ кв в считанные минутки перемалывают останки автомобиля массой около 300 кг в "кашу". Наступает самый пикантный и ответственный момент - сепарация. Поначалу в ход идут электромагниты, вылавливающие темные металлы. Потом, "играя" на различной плотности материалов и их реакции на смачиваемость водой (так именуемая флотация), отсеивают цветные металлы от крупинок стекла, резины и пластмасс. Таковой способ, например, позволяет "добыть" до полусотни кг незапятанной меди, содержащейся в проводке и электрических блоках "Мерседеса" С-класса!
СЕКТОР 3-ий, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
Сейчас любая уважающая себя компания еще на стадии проектирования предугадывает будущую переработку автомобиля. Как же по другому - ведь разбирать и утилизировать машину предстоит самим изготовителям! Сначала, стараются использовать те материалы, которые проще перерабатывать. Но это только полдела: мощные пластмассовые Ремонт и эксплуатация должны просто поддаваться идентификации и демонтажу. Как решают эти задачки, наглядно показывает "Mercedes" А-класса: с машины в течение получаса просто снять до 50 кг пластика и отсортировать его, ориентируясь по особым штампам-маркировкам на деталях.
Скоро после проведения первых тестов по рециклингу компании с ублажение узнали, что, казалось бы, убыточное дело может приносить прибыль! Взять например БМВ третьей серии: 85% алюминия и 65% пластмасс в каждой новейшей машине - вторичные. Современные технологии производства не стоят на месте. В стенках рециклинг-центра БМВ под Мюнхеном, построенного в 1994 году, сейчас утилизируют 75% автомобиля, но уже в наиблежайшей перспективе переработке подвергнут все 95%.
Таким макаром, совершенно малость остается, чтоб авто совершали полный актуальный круг... не затрагивая природу.
НАША СПРАВКА
Не так издавна страны Евро Содружества одобрили проект закона, в согласовании с которым производители должны безвозмездно принимать у автомобилистов отслужившие свое машины. Правда, способности приготовиться к "томным временам" компаний не лишили - закон, возможно, вступит в силу только к 2006 году.
Главные этапы рециклинга:
1. Демонтаж: сперва с автомобиля снимают и сортируют все, что подлежит отдельной утилизации.
2. Полная переработка: остов кузова уходит в шреддер, после которого от него остается только пыль.
3. Сепарация: из 300 кг неоднородной массы предстоит выделить пластики, металл и резину.
4. Изготовка нового автомобиля: круг замкнулся - все эти Ремонт и эксплуатация изготовлены из того, что еще не так давно выбрасывали на свалку.
Программка рециклинга "Джи-Эм" позволила за 5 лет понизить количество отходов на 30%. Так смотрится один из заводов компании, перерабатывающий раз в год до 17 тыщ тонн отходов.
ТЕХНИКА
/ЭКОЛОГИЯ
ЗАМЫКАЯ КРУГ
АВТОМОБИЛЮ - Нескончаемую ЖИЗНЬ
ТЕКСТ / Миша ГЗОВСКИЙ
СЕКТОР 1-ый, ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ
Пожалуй, ни один месяц не проходит без мажорного рапорта 1-го из производителей: опять побит рекорд по выпуску тех либо других моделей. А вот сколько автомобилей раз в год "погибает", слышали далековато не все. Меж тем исключительно в Германии при 30-миллионном личном автопарке каждый год встает на прикол до 3 миллионов машин, по всей Европе их число превосходит 9 миллионов.
Кинуть старенькый автомобиль на дороге тут не позволят, а число свалок миниатюризируется с каждым годом. Куда же исчезают "мертвые души"? Идут в переработку. Так именуемой неувязкой рециклинга (recycling) мир серьезно озаботился еще в 80-х годах, когда стало разумеется, что без утилизации автомобилей сохранить окружающую среду нереально. Правительства большинства европейских государств и США прореагировали на это весть полностью правильно: предупредили автопроизводителей о будущей неотклонимой переработке машин.
СЕКТОР 2-ой, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
По данным концерна "Фольксваген", масса средней легковушки 1200 кг. Из их 200 кг приходится на долю чугуна, 170 кг - на легкосплавные элементы и цветные металлы, 90 кг - на резину, 50 кг - на стекла, 25 кг - на краску, 65 кг - на "второстепенные" материалы. Преобладает же пока сталь - ее в машине около половины.
При утилизации самыми сложными материалами были и остаются пластики. Их толика вырастает с каждым годом, увеличившись за последние десятилетия в семь раз. Сложность вызывает то, что, в отличие от стали, в каждой машине используют до нескольких 10-ов типов пластмасс 5 главных групп, доминируют в каких поликарбонаты, полипропилены и полиамиды. После сложный сортировки каждый вид просит собственного подхода к переработке. Да и железные Ремонт и эксплуатация не так просто использовать повторно.
Для решения трудности большие авто компании строят фабрики, по масштабам сопоставимые со сборочным созданием. Вобщем, это логично: ведь процесс рециклинга - на самом деле та же сборка, но в оборотном порядке.
Поначалу автомобиль попадает в цех так именуемой первичной разборки, где из него на виброустановках практически вытряхивают остатки горючего, масла, тормозную и охлаждающие воды - в общей трудности около 20 л. Дальше снимают шины - с их переработкой особенных заморочек не появляется. Многие компании употребляют отработавшие покрышки для производства новых, а некие "перегоняют" из их... нефть! Из одной тонны резинового утиля удается получить около 400 л. Высвободившиеся в процессе 135 л газа совместно с отработавшими жидкостями идут в топку своей ТЭЦ. Положительным побочным эффектом можно считать и "намытые" с 1 тонны старенькых шин 140 кг металлической проволоки!
Машина меж тем попадает в руки рабочих, которые принуждают "выстрелить" подушки безопасности, сработать преднатяжители ремней. Следом снимают аккумулятор - его судьбой займутся спец фабрики; параллельно демонтируют Ремонт и эксплуатация, которые нереально утилизировать. Интересно, что до ближайшего времени в их число попадали... ветровые и задние стекла.
Дело в том, что "триплекс" состоит из нескольких слоев стекла, разбитых пластиком, препятствующим переработке. Еще одним камнем преткновения был электрообогрев заднего стекла. Не так давно делему удалось решить при помощи барабанных фильтров, отсеивающих пластик и нити нагрева.
Но проследим до конца последний путь автомобиля. Он на короткий срок прерывается: полуразобранные машины сортируют по маркам и моделям, моют и складируют в большом торговом зале, где покупатели выбирают и даже без помощи других снимают приглянувшиеся Ремонт и эксплуатация. Естественно, за ранее оплатив их! Спустя несколько недель приходит время уступить место последующему "старичку", и полураздетый остов уходит в окончательную разборку. Тут демонтируют оставшиеся невостребованные узлы, которые ворачиваются на прилавок, а скелет машины спускается на последний "круг ада", где его размельчают в циклопических "мельницах".
Установки мощностью до нескольких тыщ кв в считанные минутки перемалывают останки автомобиля массой около 300 кг в "кашу". Наступает самый пикантный и ответственный момент - сепарация. Поначалу в ход идут электромагниты, вылавливающие темные металлы. Потом, "играя" на различной плотности материалов и их реакции на смачиваемость водой (так именуемая флотация), отсеивают цветные металлы от крупинок стекла, резины и пластмасс. Таковой способ, например, позволяет "добыть" до полусотни кг незапятанной меди, содержащейся в проводке и электрических блоках "Мерседеса" С-класса!
СЕКТОР 3-ий, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
Сейчас любая уважающая себя компания еще на стадии проектирования предугадывает будущую переработку автомобиля. Как же по другому - ведь разбирать и утилизировать машину предстоит самим изготовителям! Сначала, стараются использовать те материалы, которые проще перерабатывать. Но это только полдела: мощные пластмассовые Ремонт и эксплуатация должны просто поддаваться идентификации и демонтажу. Как решают эти задачки, наглядно показывает "Mercedes" А-класса: с машины в течение получаса просто снять до 50 кг пластика и отсортировать его, ориентируясь по особым штампам-маркировкам на деталях.
Скоро после проведения первых тестов по рециклингу компании с ублажение узнали, что, казалось бы, убыточное дело может приносить прибыль! Взять например БМВ третьей серии: 85% алюминия и 65% пластмасс в каждой новейшей машине - вторичные. Современные технологии производства не стоят на месте. В стенках рециклинг-центра БМВ под Мюнхеном, построенного в 1994 году, сейчас утилизируют 75% автомобиля, но уже в наиблежайшей перспективе переработке подвергнут все 95%.
Таким макаром, совершенно малость остается, чтоб авто совершали полный актуальный круг... не затрагивая природу.
НАША СПРАВКА
Не так издавна страны Евро Содружества одобрили проект закона, в согласовании с которым производители должны безвозмездно принимать у автомобилистов отслужившие свое машины. Правда, способности приготовиться к "томным временам" компаний не лишили - закон, возможно, вступит в силу только к 2006 году.
Главные этапы рециклинга:
1. Демонтаж: сперва с автомобиля снимают и сортируют все, что подлежит отдельной утилизации.
2. Полная переработка: остов кузова уходит в шреддер, после которого от него остается только пыль.
3. Сепарация: из 300 кг неоднородной массы предстоит выделить пластики, металл и резину.
4. Изготовка нового автомобиля: круг замкнулся - все эти Ремонт и эксплуатация изготовлены из того, что еще не так давно выбрасывали на свалку.
Программка рециклинга "Джи-Эм" позволила за 5 лет понизить количество отходов на 30%. Так смотрится один из заводов компании, перерабатывающий раз в год до 17 тыщ тонн отходов.