НА Пламенной ВОДЕ
НА "Пламенной ВОДЕ"
ТЕХНИКА
/ПРОГНОЗ
НА "Пламенной ВОДЕ"
В ПРЕДДВЕРИИ ВОДОРОДНОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Свежайший водородный ветер подул отсюда: Капитолий штата Калифорния. В очередной агитпробег отправляются водородомобили БМВ.
ТЕКСТ / АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ
ВИХРИ Агрессивные ВЫЗВАНЫ НАМИ
Нефти на земле еще много. Только применяемых сегодня месторождений хватит лет на 50. А еще есть нефтеносные пески, сланцы, томные нефти. Если стоимость за баррель вырастет до 30 "зеленоватых", их разработка станет прибыльной тогда и впереди у нас - еще полтораста лет!
Но какими будут эти годы? Ведь сжигая отнятое у матушки-земли "темное золото", мы выпускаем в атмосферу тыщи тонн углекислого газа СО2. Если и впредь каждое десятилетие добавлять к средней температуре по 0,4°, то вероятнее всего предстоящие 200 "нефтяных" лет окажутся щедрыми на природные катаклизмы.
Даже если взять и запретить всякое разведение огня, потепление не приостановить: очень много углекислого газа уже скопилось в атмосфере. Сократив на 20-30% потребление органического горючего, население земли могло бы отодвинуть чертовскую развязку, сравнимую по масштабам с библейским потопом.
ПОМОЖЕМ Для себя И ПРИРОДЕ
Ужесточающиеся нормы Евро "раз-два-три-четыре" не содействуют выходу из кризиса. Ведь они ограничивают только выбросы химически вредных веществ, а на повышение "добычи" СО2 не оказывают влияние. Что бы ни горело либо ни окислялось - углекислый газ здесь как здесь. И все таки есть вещество, дающее энергию, которое, соединяясь с кислородом, не рождает углекислоты - это водород. Можно спаливать его в цилиндрах мотора либо окислять в топливных элементах, получая электричество: в трубу будет вылетать только водяной пар.
В Калифорнии еще в 1990 году родилась ZEV-Program - программка автомобилей с нулевыми выбросами. Законодатели штата взялись за дело круто: желаете продавать у нас авто - сделайте так, чтоб в 1998-м каждый пятидесятый из их не давал никакого выхлопа! В 2001-м - каждый двадцатый, в 2003-м - десятый! Меж иным, 10% калифорнийского рынка - это 180000 машин. Позже, правда, сроки отодвинули на 5 лет.
Но концернам уже пришлось раскошелиться. "Даймлер-Крайслер", "Форд", "Дженерал моторс" и "Тойота" выделили на первую пятилетку нового века 2 млрд баксов. "Рено" с "Ниссаном" - 1 млрд. Огромные средства пойдут на исследования и разработку автомобилей на топливных элементах. БМВ поступил хитрее - водород можно просто спаливать в цилиндрах практически обыденного мотора. Не настолько отлично, зато обычно и дешево.
Самое сложное не в том, как получить энергию либо "добыть" водород, как заправить им автомобиль и хранить на борту. Известны три главных метода: сжать до 200 атм и закачать в крепкие баллоны; перевоплотить в жидкость и хранить в баке-термосе при галлактическом холоде -250°С; насытить водородом какие-либо подходящие вещества, так именуемые металлогидриды. Успехи на каждом из этих 3-х путей уже достигнуты. БМВ, к примеру, гарантирует двухнедельную сохранность припаса водянистого горючего в термосе. Есть и "губы" из карбоновых микроволокон, впитавшие "порцию" водорода на... 8000км пробега!
Как досадно бы это не звучало, для серийного автомобиля все это пока недешево. Но по сценарию неких рекламщиков к 2010 году цена легкового водородомобиля будет на третья часть выше обычного бензинового. Еще через 5 лет прибавка за "новейшую технику" составит только 10% - эту разницу покроют налоговыми льготами. Как грибы станут расти водородозаправки и солнечные "фермы", вырабатывающие новое горючее. С 2020 года спрос начнет расти лавинообразно... правда, 90% авто еще будут работать на нефтяном горючем.
ДАЕШЬ ВСТРЕЧНЫЙ ПЛАН!
Может быть, огромные суммы, отпущенные Конгрессом США на переход к водородному транПодвескау, дадут плоды еще ранее и получать авто на топливных элементах станет прибыльно уже лет через 5. Сенат США решил, что сначала за счет бюджета можно восполнить отважившемуся на покупку до 11000 баксов! Также по 6000 за аккумуляторный электромобиль и 5000 за "гибрид".
Производители не отстают от законодателей. "Тойота", смотря на БМВ, выпустила на дороги общего использования экспериментальный "Хайлендер-FCHV-4" (Fuel Cell Hybrid Vehicles). Его маленький топливный элемент выдает 90 кВт, а электромотор развивает вращающий момент 260Н.м с места! "Максималка", правда, маленькая - 150 км/ч, ну и припас хода невелик (250км), так как водород хранится в газообразном виде под давлением 25 МПа (250 атм).
Аналогично обустроен 63-местный автобус, в каком две силовые установки от FHCV-4. Он тоже бегает по японским автострадам. Вообщем, автобусы на топливных элементах интенсивно продвигают на рынки всего мира. "Даймлер-Крайслер" продал 30 таких машин в 10 европейских государств "на обкатку". Во Франции можно поездить в такси грядущего на базе " Пежо Партнер".
КТО ЗАПРАВИТ ВОДОРОДОМ?
Ну, а что все-таки нефтяные магнаты - пойдут по миру? Естественно, нет! Некоторый шейх из Дубая, компании "Шелл" из Америки и "Арал" из Европы уже вкладывают млрд в освоение добычи водорода из океана, не запамятывая и промежуточное решение - так называемое "незапятнанное углеводородное горючее" CHF - Clean Hydrocarbon Fuel. Оно в особенности применимо для преобразования в водород прямо на борту автомобиля.
Кстати, электричество, надобное для разложения воды, нет смысла получать на термических электрических станциях. Ведь тогда СО2 снова пойдет в трубу, только высшую и толстую. Так пусть турбины крутят реки, приливы, ветер либо солнце. В последнем случае возможно обойтись и без турбин. До недавнешних пор кандидатурой им служили батареи-поляны из фотоэлементов, но ученый из Цюриха Пауль Шеррер выдумал нечто новое. Параболическое зеркало фокусирует лучи светила на особом реакторе, содержащем окись металла, к примеру цинка. При температуре около 2300 градусов окись разлагается на цинк и кислород. Позже металл реагирует с водой, вновь превращаясь в окись, высвобождает водород, а потом... все повторяется. Водород, сгорая в моторе, возвращает воду назад. Цинк вообщем не расходуется. В общем - замкнутый цикл. Можно сказать, что автомобиль движет энергия Солнца - и никакой "химии"!
* * *
Догоняя ушедший поезд Евро IV, россияне совместно с родным автопромом рискуют не увидеть, как посадка в него завершится. А пока 80000 км без бензина на одном водороде проехал битопливный БМВ-750hL. Уже серийный...
Заглянуть в будущее можно в Париже, прокатившись на водородном такси " Пежо Партнер". Опустевшие баллоны заменяются единым блоком-картриджем.
В Германии на маршруты уже вышли несколько водородных "небусов".
Заправка "Хонды" водородом
уже сейчас ординарна, вот только мест, где можно "залиться", пока раз-два и обчелся.
ТЕХНИКА
/ПРОГНОЗ
НА "Пламенной ВОДЕ"
В ПРЕДДВЕРИИ ВОДОРОДНОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Свежайший водородный ветер подул отсюда: Капитолий штата Калифорния. В очередной агитпробег отправляются водородомобили БМВ.
ТЕКСТ / АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ
ВИХРИ Агрессивные ВЫЗВАНЫ НАМИ
Нефти на земле еще много. Только применяемых сегодня месторождений хватит лет на 50. А еще есть нефтеносные пески, сланцы, томные нефти. Если стоимость за баррель вырастет до 30 "зеленоватых", их разработка станет прибыльной тогда и впереди у нас - еще полтораста лет!
Но какими будут эти годы? Ведь сжигая отнятое у матушки-земли "темное золото", мы выпускаем в атмосферу тыщи тонн углекислого газа СО2. Если и впредь каждое десятилетие добавлять к средней температуре по 0,4°, то вероятнее всего предстоящие 200 "нефтяных" лет окажутся щедрыми на природные катаклизмы.
Даже если взять и запретить всякое разведение огня, потепление не приостановить: очень много углекислого газа уже скопилось в атмосфере. Сократив на 20-30% потребление органического горючего, население земли могло бы отодвинуть чертовскую развязку, сравнимую по масштабам с библейским потопом.
ПОМОЖЕМ Для себя И ПРИРОДЕ
Ужесточающиеся нормы Евро "раз-два-три-четыре" не содействуют выходу из кризиса. Ведь они ограничивают только выбросы химически вредных веществ, а на повышение "добычи" СО2 не оказывают влияние. Что бы ни горело либо ни окислялось - углекислый газ здесь как здесь. И все таки есть вещество, дающее энергию, которое, соединяясь с кислородом, не рождает углекислоты - это водород. Можно спаливать его в цилиндрах мотора либо окислять в топливных элементах, получая электричество: в трубу будет вылетать только водяной пар.
В Калифорнии еще в 1990 году родилась ZEV-Program - программка автомобилей с нулевыми выбросами. Законодатели штата взялись за дело круто: желаете продавать у нас авто - сделайте так, чтоб в 1998-м каждый пятидесятый из их не давал никакого выхлопа! В 2001-м - каждый двадцатый, в 2003-м - десятый! Меж иным, 10% калифорнийского рынка - это 180000 машин. Позже, правда, сроки отодвинули на 5 лет.
Но концернам уже пришлось раскошелиться. "Даймлер-Крайслер", "Форд", "Дженерал моторс" и "Тойота" выделили на первую пятилетку нового века 2 млрд баксов. "Рено" с "Ниссаном" - 1 млрд. Огромные средства пойдут на исследования и разработку автомобилей на топливных элементах. БМВ поступил хитрее - водород можно просто спаливать в цилиндрах практически обыденного мотора. Не настолько отлично, зато обычно и дешево.
Самое сложное не в том, как получить энергию либо "добыть" водород, как заправить им автомобиль и хранить на борту. Известны три главных метода: сжать до 200 атм и закачать в крепкие баллоны; перевоплотить в жидкость и хранить в баке-термосе при галлактическом холоде -250°С; насытить водородом какие-либо подходящие вещества, так именуемые металлогидриды. Успехи на каждом из этих 3-х путей уже достигнуты. БМВ, к примеру, гарантирует двухнедельную сохранность припаса водянистого горючего в термосе. Есть и "губы" из карбоновых микроволокон, впитавшие "порцию" водорода на... 8000км пробега!
Как досадно бы это не звучало, для серийного автомобиля все это пока недешево. Но по сценарию неких рекламщиков к 2010 году цена легкового водородомобиля будет на третья часть выше обычного бензинового. Еще через 5 лет прибавка за "новейшую технику" составит только 10% - эту разницу покроют налоговыми льготами. Как грибы станут расти водородозаправки и солнечные "фермы", вырабатывающие новое горючее. С 2020 года спрос начнет расти лавинообразно... правда, 90% авто еще будут работать на нефтяном горючем.
ДАЕШЬ ВСТРЕЧНЫЙ ПЛАН!
Может быть, огромные суммы, отпущенные Конгрессом США на переход к водородному транПодвескау, дадут плоды еще ранее и получать авто на топливных элементах станет прибыльно уже лет через 5. Сенат США решил, что сначала за счет бюджета можно восполнить отважившемуся на покупку до 11000 баксов! Также по 6000 за аккумуляторный электромобиль и 5000 за "гибрид".
Производители не отстают от законодателей. "Тойота", смотря на БМВ, выпустила на дороги общего использования экспериментальный "Хайлендер-FCHV-4" (Fuel Cell Hybrid Vehicles). Его маленький топливный элемент выдает 90 кВт, а электромотор развивает вращающий момент 260Н.м с места! "Максималка", правда, маленькая - 150 км/ч, ну и припас хода невелик (250км), так как водород хранится в газообразном виде под давлением 25 МПа (250 атм).
Аналогично обустроен 63-местный автобус, в каком две силовые установки от FHCV-4. Он тоже бегает по японским автострадам. Вообщем, автобусы на топливных элементах интенсивно продвигают на рынки всего мира. "Даймлер-Крайслер" продал 30 таких машин в 10 европейских государств "на обкатку". Во Франции можно поездить в такси грядущего на базе " Пежо Партнер".
КТО ЗАПРАВИТ ВОДОРОДОМ?
Ну, а что все-таки нефтяные магнаты - пойдут по миру? Естественно, нет! Некоторый шейх из Дубая, компании "Шелл" из Америки и "Арал" из Европы уже вкладывают млрд в освоение добычи водорода из океана, не запамятывая и промежуточное решение - так называемое "незапятнанное углеводородное горючее" CHF - Clean Hydrocarbon Fuel. Оно в особенности применимо для преобразования в водород прямо на борту автомобиля.
Кстати, электричество, надобное для разложения воды, нет смысла получать на термических электрических станциях. Ведь тогда СО2 снова пойдет в трубу, только высшую и толстую. Так пусть турбины крутят реки, приливы, ветер либо солнце. В последнем случае возможно обойтись и без турбин. До недавнешних пор кандидатурой им служили батареи-поляны из фотоэлементов, но ученый из Цюриха Пауль Шеррер выдумал нечто новое. Параболическое зеркало фокусирует лучи светила на особом реакторе, содержащем окись металла, к примеру цинка. При температуре около 2300 градусов окись разлагается на цинк и кислород. Позже металл реагирует с водой, вновь превращаясь в окись, высвобождает водород, а потом... все повторяется. Водород, сгорая в моторе, возвращает воду назад. Цинк вообщем не расходуется. В общем - замкнутый цикл. Можно сказать, что автомобиль движет энергия Солнца - и никакой "химии"!
* * *
Догоняя ушедший поезд Евро IV, россияне совместно с родным автопромом рискуют не увидеть, как посадка в него завершится. А пока 80000 км без бензина на одном водороде проехал битопливный БМВ-750hL. Уже серийный...
Заглянуть в будущее можно в Париже, прокатившись на водородном такси " Пежо Партнер". Опустевшие баллоны заменяются единым блоком-картриджем.
В Германии на маршруты уже вышли несколько водородных "небусов".
Заправка "Хонды" водородом
уже сейчас ординарна, вот только мест, где можно "залиться", пока раз-два и обчелся.