ИДЕТ БЫЧОК , КАЧАЕТСЯ .
ИДЕТ "БЫЧОК", КАЧАЕТСЯ...
Тесты
ГРУЗОВИК
ИДЕТ "БЫЧОК", КАЧАЕТСЯ...
С пришествием эпохи свободного предпринимательства парк развозных грузовиков в Рф быстро вырастает.
За "Газелью" пришел "Бычок", сопровождаемый настойчивой рекламой...
Владимир АРБУЗОВ. Фото Виталия Титова
В погоне за соперником с Волги ЗИЛ выдвинул свою модель развозного грузовика - ЗИЛ-5301. Коварный посиживает уже в самом индексе модели. Цифра "5" согласно отраслевой нормали по систематизации подразумевает полную массу автомобиля от 14 до 20 тонн - у "Бычка" только семь. Но это так, к слову. Еще увлекательнее воплощение конструкции в металле.
На фирме, торгующей автомобилями, продавец вынул из кучки ключей, лежащих перед ним, один набор наобум и протянул его мне: "Не волнуйся, они все (ключи) однообразные, подходят к хоть какому". Не околпачил. Двери всех стоявших во дворе машин раскрывались одним и этим же ключом. Такая унификация Деточкину и не снилась!
Автомобиль, судя по записи в талоне для покупателя, полностью исправен и готов к эксплуатации. Подпись г-на Семова из отдела сбыта и печать ЗИЛа - тому гарантия. Но я еще помню времена развитого социализма, когда читаешь одно, а видишь другое, и по привычке решил убедиться, что запись соответствует правде.
Открываю капот. Остатки вешнего снега, подтаявшего на солнце, проворно соскользнули с него в моторный отдел, застряв в проводах электрического оборудования. Они хоть в изоляции, но навряд ли вода им полезна. Избытки снега пришлось выметать веником - не хватало еще спалить проводку на новейшей машине. К огорчению, резиновый уплотнитель капота оттаять после морозной ночи не успел и остался примерзшим к кабине. Кое-как отодрал его и возвратил на место - на задний срез капота.
Пока возился с уплотнителем, мои штаны и куртку украсили калоритные голубые пятна, под цвет кабины - пластмассовая облицовка радиатора, похоже, миновала термосушку, краска не затвердела и просто переносится на одежку. Одно утешение - пластик не заржавевает.
Под капотом сразу нашлось несколько жемчужин технической мысли ЗИЛа. К примеру, для подмены либо очистки элемента в воздушном фильтре придется демонтировать его корпус - по другому к нему не доберешься. Сделать это тяжело - конструкция, видимо, защищена патентом. Центрифуга масляного фильтра упрятана в недра подкапотного места. Чтоб ее очистить, а это нужно при каждой смене масла в движке, - извольте снять патрубки турбокомпрессора. Так минутные операции ТО-2 на "Бычке" перевоплотился в часовые. Для проверки натяжения ремня генератора и водяного насоса, если следовать картинке из аннотации, - снять радиатор и его облицовку: без этого ведомую ветвь не пощупаешь. Не очень ли хлопотно затевать раз за месяц настолько трудозатратную разборку? Таких аспектов в машине много, но о их чуток позднее. На данный момент главное - проверить воду-масло в движке, комплектность машины и спрогнозировать возможность перегона ее своим ходом домой. Я заглядываю куда только могу - все положенное на месте, но скомпоновано и собрано... Как тут не вспомнить пионерское детство! На станции молодых техников мы тоже строили авто. К старенькой стальной кровати приделывали колеса от самоката, моторчик от мопеда и лавочку-сиденье. Выходило так же "накрепко" и бесхитростно.
ЗИЛ, естественно, организация посерьезнее. Раму соорудили сами, дизель Д-245 взяли от трактора "Беларусь", коробку и кабину - от собственного полноразмерного грузовика ЗИЛ-433100. От него же понадобились и другие комплектующие. Собрав с миру по нити, конструкцию водрузили на мелкие колесики - атрибут городского автомобиля - и быстрее в пробег, явить миру волшебство. Старт - из сердца Рф, от мавзолея. Вокруг атмосфера праздничка - пресса, телевидение, цветочки. Поодаль группа технической поддержки - передвижной филиал автозавода. Так страна познакомилась с новейшей "антилопой". Сейчас настал мой черед.
Забираюсь в кабину и пробую поместиться на водительском сидение. Заводом оно установлено с приметным наклоном вперед и шатается, как табуретка на одной ножке. Механизм регулировки собран кое-как, придать сидению нормальную ориентацию не удается: всегда сползаешь под руль. А упереться в него нельзя - управляющая колонка "плавающего" типа. Наклон и высоту управляющего колеса можно изменять в широком спектре. Зафиксировать же удается древесными клиньями и проволокой: предусмотренные конструкцией зажимы не действуют. И сидение, и руль позднее пришлось разбирать и вновь собирать как следует.
Меж тем денек близится к концу. Пора трогать - до дома полторы сотки км. Пускаю движок - работает стабильно, хоть и подозрительно грохочет. Выделяется стук компрессора, но с ростом давления воздуха в пневмосистеме его досаждающий шум исчезает. Торговец успокаивает: дескать, они все шумят, а в дороге "появляется". Что ж, заткнем уши ветошью и не будем придираться: наверняка, сказывается тракторное происхождение дизеля.
Чуть выкарабкался за город, как стала угрожающе расти температура мотора, при том, что из "печки" веет холодом. Проверили ремень водяного насоса - на месте, "Тосол" - в норме. Может, термостат заклинил? Но тогда бы "печка" грела. На всякий случай слил ведро "Тосола", снял термостат и собрался было вновь заполнить систему остывания. Как досадно бы это не звучало, эта процедура сродни искусству канатоходца и ее просто так не осилишь. Заливная горловина расширительного бака находится на фронтальном щите кабины. Открытый капот собственной задней кромкой размещается точно над ней. И все это так высоко, что воронка с изогнутым носиком оказывается выше головы. Пришлось кое-как взвалить ведро на крышу кабины и оттуда заливать через шланг. Означает, эксплуатация на воде нежелательна - зимой, прыгая по машине с полным ведром кипяточка, можно и шейку сломать. Как же еще разогреть промерзший за ночь движок? Пусковые подогреватели, к огорчению, есть не на всех машинах. Одна надежда - теплый бокс либо мягенькая зима.
Но - напрасно старался. Через несколько км стрелка температуры вновь подползла к красноватому сектору, а из "печки" как и раньше холод. Означает, нет циркуляции воды в охлаждающей системе. Выходит, повинет водяной насос. Затевать в дороге суровый ремонт, да еще на ночь смотря, не стал - так и двинулся далее маленькими перебежками. Едешь - мерзнешь, а мотор нагревается. На остановках напротив, пока движок стынет, отогреваешься у открытого капота. Но издавна понятно, что наилучший метод не окоченеть - побольше двигаться. Возможность скоро представилась - спустило фронтальное колесо. Домкрат, которым укомплектован "Бычок", от полноразмерного ЗИЛа и под опорой моста не умещается даже при накачанных колесах. А если одно спустило, то и под рессору не встает. Ну чем все-таки задумываются на заводе?! Пришлось долбить на промерзшей обочине ямку, ставить в нее домкрат и, прицелившись, тормознуть точно над ним. Снять запаску - тоже гимнастика. Внутреннюю гайку, удерживающую ее на кронштейне, можно отвернуть только из положения "лежа". Отлично, если на коврике, а в луже? Но дом уже близко, время за полночь, и работа идет споро.
К концу поездки, пока сновал нагреваться из кабины к мотору, мои пестрые от краски штаны и совсем стали прогуляться на брюки Чингачгука - ниже колен появилась красочная бахрома. Причина тому - острые, как зубы пираньи, скобки, удерживающие обшивку сидения на каркасе. Позднее, чтоб не остаться без штанов, сидения закрыл чехлами.
Последующий после покупки месяц ушел на приведение машины в божеский вид. Операция именуется протяжкой. Цель ее - затянуть после сборочного сборочного потока все видимые болты и гайки. Большая часть их закручена от руки, а некие - к примеру, крепления кабины - чуть держатся в гнездах. Вот к чему привела потогонная система Форда на ЗИЛе - собиратели не способен угнаться за сборочным потоком!
Сразу занялся подменой водяного насоса по гарантии. История эта по-своему интересная и заслуживает отдельного рассказа. В дальнейшем мы к ней вернемся, а пока скажу только, что после нескольких визитов в отдел рекламаций завода водяной насос нам поменяли. Поточнее, дали возможность в обмен на собственный, с отвалившейся крыльчаткой, снять с другого, заклинившего мотора. Даже выделили в помощь слесаря. Он отвернул гайки крепления насоса и попробовал оторвать его от блока руками. Не вышло - герметик держит на славу. Глаза рабочего налились кровью, он внес молот и, крякнув, обрушил его на гайку шкива. Насос устоял, а на гайке появилась впечатляющая вмятина. После второго удара изделие можно было бы смело отправлять в утиль, потому, спасая уже практически свою помпу, окончил демонтаж сам. Больше обращаться в отдел рекламаций не охото, ну и надпись на воротах: "Не заходи, злая собака!" к этому не располагает. Сделать самому будет резвее, надежнее и дешевле. Тем паче, что чинить новый российский автомобиль - так естественно, что, кажется, по-другому и быть не может. Зато в Москве есть у "Бычка" одно существенное преимущество перед остальными грузовиками - повелением городских властей ему разрешен беспошлинный заезд в пределы Садового кольца. Да хоть на Красноватую площадь, если доедет. Остается организовать для него бесплатные заправки, и будет у нас автомобиль-мечта завышенного спроса.
А пока денежные инъекции заводу-флагману былой славы не возвратили. Молвят, там после долгого перерыва возобновили выплату заработной платы, только неясно, за что. Уж не за эти ли недоношенные "бычки" по 85 тыщ рублей за "голову", которые, и денька не проработав, просятся в стойло на доделку?
Чтоб залить воду в расширительный бак системы остывания, необходимы лестница и особая воронка.
Смена воздушного фильтроэлемента и очистка центрифуги (показана стрелкой) очень трудоемки.
А куда же ставить домкрат?
В теплом и чистом боксе снять запаску до боли просто, а на дороге?
Новое слово в эргономичности: рычаг ручного тормоза под сидением.
Брызговиков нет, вся грязь летит на тормозные клапаны. Недолог будет их век - сгниют.
Фанерное дно фургона никак не защищено от воды и грязищи с колес. Длительно ли выдержит?
Кузов фургона начал понемногу расползаться еще до первой загрузки.
Тесты
ГРУЗОВИК
ИДЕТ "БЫЧОК", КАЧАЕТСЯ...
С пришествием эпохи свободного предпринимательства парк развозных грузовиков в Рф быстро вырастает.
За "Газелью" пришел "Бычок", сопровождаемый настойчивой рекламой...
Владимир АРБУЗОВ. Фото Виталия Титова
В погоне за соперником с Волги ЗИЛ выдвинул свою модель развозного грузовика - ЗИЛ-5301. Коварный посиживает уже в самом индексе модели. Цифра "5" согласно отраслевой нормали по систематизации подразумевает полную массу автомобиля от 14 до 20 тонн - у "Бычка" только семь. Но это так, к слову. Еще увлекательнее воплощение конструкции в металле.
На фирме, торгующей автомобилями, продавец вынул из кучки ключей, лежащих перед ним, один набор наобум и протянул его мне: "Не волнуйся, они все (ключи) однообразные, подходят к хоть какому". Не околпачил. Двери всех стоявших во дворе машин раскрывались одним и этим же ключом. Такая унификация Деточкину и не снилась!
Автомобиль, судя по записи в талоне для покупателя, полностью исправен и готов к эксплуатации. Подпись г-на Семова из отдела сбыта и печать ЗИЛа - тому гарантия. Но я еще помню времена развитого социализма, когда читаешь одно, а видишь другое, и по привычке решил убедиться, что запись соответствует правде.
Открываю капот. Остатки вешнего снега, подтаявшего на солнце, проворно соскользнули с него в моторный отдел, застряв в проводах электрического оборудования. Они хоть в изоляции, но навряд ли вода им полезна. Избытки снега пришлось выметать веником - не хватало еще спалить проводку на новейшей машине. К огорчению, резиновый уплотнитель капота оттаять после морозной ночи не успел и остался примерзшим к кабине. Кое-как отодрал его и возвратил на место - на задний срез капота.
Пока возился с уплотнителем, мои штаны и куртку украсили калоритные голубые пятна, под цвет кабины - пластмассовая облицовка радиатора, похоже, миновала термосушку, краска не затвердела и просто переносится на одежку. Одно утешение - пластик не заржавевает.
Под капотом сразу нашлось несколько жемчужин технической мысли ЗИЛа. К примеру, для подмены либо очистки элемента в воздушном фильтре придется демонтировать его корпус - по другому к нему не доберешься. Сделать это тяжело - конструкция, видимо, защищена патентом. Центрифуга масляного фильтра упрятана в недра подкапотного места. Чтоб ее очистить, а это нужно при каждой смене масла в движке, - извольте снять патрубки турбокомпрессора. Так минутные операции ТО-2 на "Бычке" перевоплотился в часовые. Для проверки натяжения ремня генератора и водяного насоса, если следовать картинке из аннотации, - снять радиатор и его облицовку: без этого ведомую ветвь не пощупаешь. Не очень ли хлопотно затевать раз за месяц настолько трудозатратную разборку? Таких аспектов в машине много, но о их чуток позднее. На данный момент главное - проверить воду-масло в движке, комплектность машины и спрогнозировать возможность перегона ее своим ходом домой. Я заглядываю куда только могу - все положенное на месте, но скомпоновано и собрано... Как тут не вспомнить пионерское детство! На станции молодых техников мы тоже строили авто. К старенькой стальной кровати приделывали колеса от самоката, моторчик от мопеда и лавочку-сиденье. Выходило так же "накрепко" и бесхитростно.
ЗИЛ, естественно, организация посерьезнее. Раму соорудили сами, дизель Д-245 взяли от трактора "Беларусь", коробку и кабину - от собственного полноразмерного грузовика ЗИЛ-433100. От него же понадобились и другие комплектующие. Собрав с миру по нити, конструкцию водрузили на мелкие колесики - атрибут городского автомобиля - и быстрее в пробег, явить миру волшебство. Старт - из сердца Рф, от мавзолея. Вокруг атмосфера праздничка - пресса, телевидение, цветочки. Поодаль группа технической поддержки - передвижной филиал автозавода. Так страна познакомилась с новейшей "антилопой". Сейчас настал мой черед.
Забираюсь в кабину и пробую поместиться на водительском сидение. Заводом оно установлено с приметным наклоном вперед и шатается, как табуретка на одной ножке. Механизм регулировки собран кое-как, придать сидению нормальную ориентацию не удается: всегда сползаешь под руль. А упереться в него нельзя - управляющая колонка "плавающего" типа. Наклон и высоту управляющего колеса можно изменять в широком спектре. Зафиксировать же удается древесными клиньями и проволокой: предусмотренные конструкцией зажимы не действуют. И сидение, и руль позднее пришлось разбирать и вновь собирать как следует.
Меж тем денек близится к концу. Пора трогать - до дома полторы сотки км. Пускаю движок - работает стабильно, хоть и подозрительно грохочет. Выделяется стук компрессора, но с ростом давления воздуха в пневмосистеме его досаждающий шум исчезает. Торговец успокаивает: дескать, они все шумят, а в дороге "появляется". Что ж, заткнем уши ветошью и не будем придираться: наверняка, сказывается тракторное происхождение дизеля.
Чуть выкарабкался за город, как стала угрожающе расти температура мотора, при том, что из "печки" веет холодом. Проверили ремень водяного насоса - на месте, "Тосол" - в норме. Может, термостат заклинил? Но тогда бы "печка" грела. На всякий случай слил ведро "Тосола", снял термостат и собрался было вновь заполнить систему остывания. Как досадно бы это не звучало, эта процедура сродни искусству канатоходца и ее просто так не осилишь. Заливная горловина расширительного бака находится на фронтальном щите кабины. Открытый капот собственной задней кромкой размещается точно над ней. И все это так высоко, что воронка с изогнутым носиком оказывается выше головы. Пришлось кое-как взвалить ведро на крышу кабины и оттуда заливать через шланг. Означает, эксплуатация на воде нежелательна - зимой, прыгая по машине с полным ведром кипяточка, можно и шейку сломать. Как же еще разогреть промерзший за ночь движок? Пусковые подогреватели, к огорчению, есть не на всех машинах. Одна надежда - теплый бокс либо мягенькая зима.
Но - напрасно старался. Через несколько км стрелка температуры вновь подползла к красноватому сектору, а из "печки" как и раньше холод. Означает, нет циркуляции воды в охлаждающей системе. Выходит, повинет водяной насос. Затевать в дороге суровый ремонт, да еще на ночь смотря, не стал - так и двинулся далее маленькими перебежками. Едешь - мерзнешь, а мотор нагревается. На остановках напротив, пока движок стынет, отогреваешься у открытого капота. Но издавна понятно, что наилучший метод не окоченеть - побольше двигаться. Возможность скоро представилась - спустило фронтальное колесо. Домкрат, которым укомплектован "Бычок", от полноразмерного ЗИЛа и под опорой моста не умещается даже при накачанных колесах. А если одно спустило, то и под рессору не встает. Ну чем все-таки задумываются на заводе?! Пришлось долбить на промерзшей обочине ямку, ставить в нее домкрат и, прицелившись, тормознуть точно над ним. Снять запаску - тоже гимнастика. Внутреннюю гайку, удерживающую ее на кронштейне, можно отвернуть только из положения "лежа". Отлично, если на коврике, а в луже? Но дом уже близко, время за полночь, и работа идет споро.
К концу поездки, пока сновал нагреваться из кабины к мотору, мои пестрые от краски штаны и совсем стали прогуляться на брюки Чингачгука - ниже колен появилась красочная бахрома. Причина тому - острые, как зубы пираньи, скобки, удерживающие обшивку сидения на каркасе. Позднее, чтоб не остаться без штанов, сидения закрыл чехлами.
Последующий после покупки месяц ушел на приведение машины в божеский вид. Операция именуется протяжкой. Цель ее - затянуть после сборочного сборочного потока все видимые болты и гайки. Большая часть их закручена от руки, а некие - к примеру, крепления кабины - чуть держатся в гнездах. Вот к чему привела потогонная система Форда на ЗИЛе - собиратели не способен угнаться за сборочным потоком!
Сразу занялся подменой водяного насоса по гарантии. История эта по-своему интересная и заслуживает отдельного рассказа. В дальнейшем мы к ней вернемся, а пока скажу только, что после нескольких визитов в отдел рекламаций завода водяной насос нам поменяли. Поточнее, дали возможность в обмен на собственный, с отвалившейся крыльчаткой, снять с другого, заклинившего мотора. Даже выделили в помощь слесаря. Он отвернул гайки крепления насоса и попробовал оторвать его от блока руками. Не вышло - герметик держит на славу. Глаза рабочего налились кровью, он внес молот и, крякнув, обрушил его на гайку шкива. Насос устоял, а на гайке появилась впечатляющая вмятина. После второго удара изделие можно было бы смело отправлять в утиль, потому, спасая уже практически свою помпу, окончил демонтаж сам. Больше обращаться в отдел рекламаций не охото, ну и надпись на воротах: "Не заходи, злая собака!" к этому не располагает. Сделать самому будет резвее, надежнее и дешевле. Тем паче, что чинить новый российский автомобиль - так естественно, что, кажется, по-другому и быть не может. Зато в Москве есть у "Бычка" одно существенное преимущество перед остальными грузовиками - повелением городских властей ему разрешен беспошлинный заезд в пределы Садового кольца. Да хоть на Красноватую площадь, если доедет. Остается организовать для него бесплатные заправки, и будет у нас автомобиль-мечта завышенного спроса.
А пока денежные инъекции заводу-флагману былой славы не возвратили. Молвят, там после долгого перерыва возобновили выплату заработной платы, только неясно, за что. Уж не за эти ли недоношенные "бычки" по 85 тыщ рублей за "голову", которые, и денька не проработав, просятся в стойло на доделку?
Чтоб залить воду в расширительный бак системы остывания, необходимы лестница и особая воронка.
Смена воздушного фильтроэлемента и очистка центрифуги (показана стрелкой) очень трудоемки.
А куда же ставить домкрат?
В теплом и чистом боксе снять запаску до боли просто, а на дороге?
Новое слово в эргономичности: рычаг ручного тормоза под сидением.
Брызговиков нет, вся грязь летит на тормозные клапаны. Недолог будет их век - сгниют.
Фанерное дно фургона никак не защищено от воды и грязищи с колес. Длительно ли выдержит?
Кузов фургона начал понемногу расползаться еще до первой загрузки.