ВЕЗДЕХОД Заместо ЯХТЫ
ВЕЗДЕХОД Заместо ЯХТЫ
ТЕХНИКА
ОБОЗРЕНИЕ
ВЕЗДЕХОД Заместо ЯХТЫ
Это ли не мечта конкретного рыболова, охотника либо туриста?
Александр ГЕРАСИМОВ
1-ые пробы сделать плавающий автомобиль относятся к 1907 году, когда французскому изобретателю Равалье удалось выстроить самодвижущийся и "самоплавающий" экипаж в виде древесной лодки на колесах. Его мотор мощностью около 25 л.с. приводил в движение задние колеса и гребной винт, разгоняя амфибию до 30 км/ч на суше и до 9 км/ч на воде. Тесты на реке Роне прошли удачно, но далее опытнейшего эталона дело не пошло. С того времени многие компании делали конструкции плавающих автомобилей, при этом наряду со специально сконструированными эталонами пробовали придать плавучесть серийным машинам. Отметим "Ленд-Ровер", снабженный гребным винтом и прорезиненными подушками, надуваемыми выхлопными газами, также "Фольксваген-Зее-Гольф" с жесткими поплавками по краям кузова, опускаемыми в воду при помощи гидроцилиндров. Все это только экзотичные модели, потому что отыскать компромисс и сделать применимую для практического использования амфибию нелегко.
Сходу стоит сказать, что главным заказчиком амфибий была армия. Потому более урожайными на подобные конструкции всегда были предвоенные и военные годы. Так, германский вермахт получил в 1938 году две машины - Ханса Триппеля (SG 6) и "Швиммваген" на базе еще не успевшего стать народным "Жука". Обе амфибии имели полный привод, что было нужно для беспрепятственного входа и, в особенности, выхода из воды. Соответствующей особенностью машин Триппеля до 1941 года были... боковые дверцы при открытом сверху кузове. Самой же бессчетной стала семья "швиммвагенов" типа 166, достигшая к 1944 году 14,3 тыщи экземпляров. Несущий корпус этой машины с откидным ветровым стеклом был выполнен из листовой стали шириной 1 мм (мечта россиянина!). Агрегат с оппозитным движком воздушного остывания размещался сзади и приводил в движение не только лишь колеса, да и откидной трехлопастный гребной винт. Сейчас такая конструкция стала обыкновенной для навесных лодочных моторов. На размеренной воде "Швиммваген" развивал до 10 км/ч, используя фронтальные колеса в качестве водяных рулей.
Америкосы тоже не отставали и прославились своими более томными амфибиями "Джи-Эм-Си-Дак" ("Утка") и "Форд-GPA". 1-ая базировалась на агрегатах трехосного армейского грузовика "Джимми" и имела понтонный корпус из стали шириной 2 мм, что определило оснащенную массу 6,5 тонны. Машину оборудовали лебедкой, сильной системой водоотлива с 2-мя насосами и - в первый раз в мире - централизованной системой подкачки шин. "Утка" находилась в эксплуатации прямо до 70-х годов и стала прародительницей опытнейшей "летающей утки" на подводных крыльях. Этот аппарат с газовой турбиной от вертолета "Белл" развил в 1959 году гигантскую скорость на воде - 60 км/ч.
"Форд" был намного легче и базировался на агрегатах "Виллиса". Все же, он мог перевозить 5 человек либо 250 кг груза, а на практике возил и больше. Наибольшие 9 км/ч на воде достигались на 2-ой передаче, но из-за огромного расхода горючего машина обычно плавала на третьей, развивая "крейсерские" 7 км/ч, но зато сберегая горючее в два раза.
Вернемся, но, в Россию. Более известны, пожалуй, НАМИ-011 на агрегатах ГАЗ-67Б (его выпускали до 1953 года как ГАЗ-011), также плавающие собратья ГАЗ-69 и ЛуАЗа. 1-ый, под индексом ГАЗ-46, выпускался с 1953 года и был существенно крупнее "Форда-GPA" при в два раза большей грузоподъемности. Особенность этой амфибии - колеса особенной конструкции, дозволяющие для роста проходимости ездить на подспущенных шинах без риска их проворачивания и попадания воды вовнутрь покрышки. На щитке устройств появились тахометр и сигнальная лампочка возникновения воды в трюме. ЛуАЗ-967 (ЗР, 1988, № 6) был модификацией легкого внедорожника ЛуАЗ-969М. Сорокасильный "запорожский" движок воздушного остывания получил отсасывающий вентилятор заместо нагнетающего, 2-ой масляный радиатор и дополнительный шкив для привода лебедки. Особенно размещение водителя - по центру машины, тогда как два пассажира посиживают чуток сзади, справа и слева. Их сидения складываются в ниши, так что появляется совсем плоская грузовая платформа. Для улучшения маскировочных параметров управляющая колонка может откидываться, чтоб шофер управлял машиной лежа! Гребного винта нет, ход по воде обеспечивают шины с развитыми грунтозацепами. Потому скорость на плаву не превосходит 3 км/ч. В последние годы эта амфибия интенсивно распродавалась из армейских закромов, и на данный момент ее можно приобрести по объявлению. Правда, столичная ГИБДД отрешается ставить схожую технику на учет, хотя в других регионах таких сложностей, молвят, нет.
Из томных амфибий на базе грузовиков упомянем, пожалуй, только зиловские БАВ (ЗИЛ-485, выпускавшийся с 1952 года) и авиатранПодвескаабельную машину ПЭУ-1, разработанную в 1968 году для эвакуации приводнившихся галлактических аппаратов. Она имела три пары колес, водометный движитель и могла сама грузить на себя в воде галлактический корабль массой до 3-х тонн. Позже ее сменил комплекс "Голубая птица" ЗИЛ-4906 из 2-ух трехосных автомобилей со стеклопластиковыми кузовами и поисковой амфибии с роторно-винтовым движителем.
Что все-таки, но, ожидает дальних от военных игр и галлактических полетов любителей активного отдыха на воде? Этим направлением автопромышленности заинтересовались уже много годов назад на Западе и сделали в 1961 году американо-немецкий "Амфикар" - автомобиль с откидным верхом с герметичным кузовом. Движок домашнего плавающего автомобиля расположен сзади и приводит задние колеса и два нейлоновых гребных винта, обеспечивая скорость на плаву до 12 км/ч при часовом расходе горючего около 6 л. Фронтальные колеса работают как водяные рули. Таких машин сделали около 3700 штук, но в 1967 году создание было свернуто.
Сейчас предлагают показанный на Женевском автосалоне-99 комплекс "Ринспид-Икс Дрим" из фактически автомобиля и быстроходного катера на воздушной подушке (ЗР, 1999, № 4). Можно ли отнести его к категории амфибий, это, естественно, вопрос. Но на несбыточную мечту рыболова при стоимости около полумиллиона германских марок он точно тянет.
Воплощением же мечты могла стать знакомая всем "Нива". На плавающей версии ВАЗ-2122, известной под заглавием "Проект Река", использовали серийные узлы и агрегаты, размещенные с сохранением "нивовской" сборки в облегченном водоизмещающем кузове с откидным стеклом и тентом (ЗР, 1995, № 9). На плаву вращением колес машина "выгребала" около 4 км/ч и имела неплохую маневренность. Настолько же нехитрый УАЗ-3907 "Ягуар" (ЗР, 1989, № 2) представлял собой комбинацию несколько модифицированной рамы, ходовой части, мотора и коробки UAZ 469 с новым кузовом, под полом которого перед задним мостом были установлены два гребных винта. Как досадно бы это не звучало, обе разработки остались только опытнейшеми экземплярами - у военных не хватило средств, а в "штатский" спрос командиры производства не поверили (думается, напрасно).
В самое ближайшее время появились принципно новые амфибии на базе автомобилей с шинами сверхнизкого давления (так именуемые "биг футы"), плавучесть которых обеспечивают шины большого объема. Такие машины не плывут, а движутся по воде, аки посуху. На последних автосалонах в Москве можно было созидать пару-тройку схожих моделей - в главном, для использования в отдаленных от цивилизации заболоченных и заснеженных районах, где для проходимости принципиально низкое удельное давление на грунт. В общем, конструкторская идея не спит и обещает возникновение уникальных водоплавающих экипажей. К примеру, готов водоизмещающий кузов для питерского вездехода "Кайман" (ЗР, 1999, № 4)...
"Швиммваген".
"Амфикар".
ГАЗ-46 МАВ.
Макет ЛуАЗ-967.
Последний комплектный ПЭУ-1 (слева) и БАВ-А (ЗИЛ-485А) на полигоне ЗИЛа.
ЗИЛ-4906 "Голубая птица".
Макет УАЗ-3907 "Ягуар".
ВАЗ-2122 "Проект Река".