ПОРЯДОК Лупит ЗАКОН
ПОРЯДОК Лупит ЗАКОН
Животрепещуще
Опыт поневоле
ПОРЯДОК Лупит ЗАКОН
Реализовать машину без картонной волокиты, просто договорившись с покупателем, - мечта!
Действительность опять оказалась грубее...
Александр НИКОНОВ
В сентябрьском номере "За рулем" 1999 года прочел я любопытную заметку под рубрикой "Слово - юристу". Оказывается, при перепродаже автомобиля возможно обойтись без справки-счета - по закону машину можно реализовать и по устной договоренности! Другими словами, клиент и торговец приходят в ГИБДД, где утверждают о собственном желании купить-продать. И машину должны поставить на учет! В ответе юриста были ссылки на статьи Штатского кодекса и на внутренние документы МВД.
...Срок "генеральной доверенности" на приобретенную мною три года вспять "девятку" подходил к концу, и я решил проверить, сработает ли закон в реальной жизни. Собирался зарегистрировать машину на имя супруги.
Со снятием с учета заморочек не было, если, естественно, не считать, что денек потерян в очередях. На завтрашний день поехал ставить машину на учет. На руках - "генеральная доверенность", голубая "простыня" ПТС и два транзитных номера. Документы положил в кармашек, бумажные номера свернул в трубочку, а супругу посадил на фронтальное сидение, за ранее убедившись, что паПодвеска у нее с собой. Приехали в отделение ГИБДД № 5, что в Москве, на улице Молодости.
Выстояв полчаса к окошку № 1, протянул лейтенанту доверенность, ПТС и два паПодвескаа - собственный и супруги.
- А где справка-счет? - спросил лейтенант. - Вы же должны машину реализовать. Было надо там, где снимали с учета, заполнить договоры, которые в отделе должны были заверить. А мы на основании этих документов машину поставим на учет.
- А вы так поставьте, на основании нашего устного заявления. Человек, которому я продаю, тут... Галка! Подойди сюда.
Галка подошла, сняла черные очки и уставилась на лейтенанта. Я ощутил, что тот натужился.
- Осознаете, - объяснил я, торопясь, пока напряжение не успело перейти в раздражение, - согласно приказу МВД № 624, пункт 1.9.2, можно зарегистрировать машину "без бумажки" - по устному заявлению сторон. И пункт 1 статьи 159 Штатского кодекса позволяет заключать такие сделки устно.
- Вы что, все законы понимаете? - все таки несколько раздраженно спросил лейтенант.
Это прозвучало как более нейтральный вариант вопроса: "Ты что тут самый умный?" Знал бы он, сколько времени я учил эти номера статей и пт!
- Но устное заявление должно быть доказано письменно! - вдруг внезапно выдал представитель закона.
- Устное заявление не может быть письменным, - сделал возражение я и по-доброму порекомендовал. - Вы поглядите "собственный" же приказ.
Ответом был коронный бюрократический прием, который всегда используют "Различное в окошечках":
- За вами столько народу стоит, а вы желаете, чтоб я терял время, находил приказы!
Делался узкий психический расчет на мою сознательность. Но я человек толстый и несознательный, поэтому от окошка не отодвинулся, а просто повторил номер приказа и пункт.
Лейтенант вздохнул и ушел рыться в каких-либо папках. Пока отыскал подходящую, времени прошло много. Но я был вознагражден, когда через стеклянную перегородку стал очевидцем классного вида - все отделение, передавая друг дружке бумаги, с настоящим энтузиазмом изучало пункт 1.9.2 приказа № 624: "...В согласовании с пт 1 статьи 159 Штатского кодекса РФ сделка... может быть совершена устно. Регистрация транПодвесканых средств... за физическими лицами, которые заполучили право принадлежности на снятые с учета в Гос инспекции транПодвесканые средства... на основании контракта, заключенного устно, делается при представлении заявления и паПодвескаа транПодвесканого средства..."
Все же, когда с приказом ознакомилось и самое высочайшее начальство, лейтенант ушел куда-то советоваться. Видимо, к начальству гораздо меньше и ближе к жизни. Возвратившись, молчком протянул мне... бланк контракта о купле-продаже.
Сейчас у меня был выбор - или я бланк не заполняю, а теряю пару месяцев в судах, которые в какой-то момент все-же обяжут милиционеров зарегистрировать машину, или теряю несколько минут на наполнение бланка. Я избрал 2-ое: не привык щеголять картонными номерами, которые всегда норовят отвалиться. К тому же ездить с ними можно только 5 дней, и мне пришлось бы "в подкрепление правоты" возить с собой жалобу в трибунал. Ну и срок доверенности подходил к концу.
Налицо был некоторый компромисс: ведь обычно машину регистрируют на базе справки-счета. В последнем случае, контракта обычный письменной формы, но последний должен быть заверен тем отделением ГИБДД, которое снимало машину с учета. А в том варианте контракта, который заполнял я, никаких печатей не было, только наши с супругой подписи, и это превращало листок вроде бы в ненастоящий документ. Но, с другой стороны, появилась хоть какая-то бумажка, которую можно подшить совместно с остальными. Я отлично понимаю психологию милиционеров: уж лучше такая "недокументальная" бумажка, чем устное заявление!
(Меж иным, контракт о купле-продаже я писал не от собственного имени, а от имени реального обладателя машины, который три года вспять выдал мне генеральную доверенность. И подписался заместо него, честно поставив перед собственной росписью косую черту, которая в бюрократических кругах обозначает: "расписался заместитель"!)
Понизу бланка были еще какие-то пустые графы, намекавшие, что я должен заплатить некоторый налог. Естественно, платить я ничего не стал, ну и тупо было бы полкопейки отсчитывать: в графу продажной цены машины поставил "один рубль" - прикажете свою супругу грабить?
Далее все пошло по накатанной колее - сбербанк, техосмотр... Но длительно "катиться" не пришлось. Уже когда я сдавал бумаги в будку старлею в кожанке, он меня пожурил (к этому моменту меня, такового необычного, уже все отделение понимало):
- Бумаги я у вас не приму. Идите в 1-ое окошко, улаживайте там собственный вопрос... Вы бы хоть поразмыслили, в какое положение вы нас ставите!
Добросовестное слово, в этот момент я ощутил некоторое сострадание к местным служивым людям! Как им сейчас выворачиваться без подходящей бумажки, ведь хоть какое проверяющее начальство взгреет! Закон законом, а порядок - порядком!
- Почему не оформили ДКП там, где машину снимали? Откуда вы набрались этого? - продолжал журить меня милиционер.
- В журнальчике "За рулем" прочел, - честно ответил я и потупил взгляд.
- Пишут что ни попадя...
- Но ведь это ваш эмвэдэшный приказ!
- Вот конкретно - наш. А не ваш (!)...
Я опять отнес документы в 1-ое окошко, к самому первому лейтенанту. Он вздохнул, но принял: "Ожидайте!"
Мы ожидали часа два. Я практически ощущал, как в недрах организации шла гиганская работа. А подходя временами к окошечкам, через щелку следил, как наши документы перебрасывали с 1-го стола на другой. Видимо, никто из офицеров не желал брать на себя ответственность и подписывать все это. Различное в форме что-то жарко обсуждали, копались в каких-либо документах...
...В общем, номера мы с Галкой получили, на учет машину поставили. А вот талончик техосмотра выдали не на 2002 год, а лишь на 2001-й. Хотя машине в этом году всего четыре годика исполняется! А в постановлении Правительства РФ от 31.07.1998 года за № 880 ясно сказано, что машины младше 5 лет должны проходить техосмотр раз в два года! Наверняка, все-же придется судиться...
От редакции
Наш читатель не подозревает даже, как ему подфартило! У 1-го из служащих редакции опыт постановки на учет автомобиля несравненно более грустный. В МРЭО-3 подмосковного Одинцова зарегистрировать приобретенную по устной договоренности "Тойоту-Королла" отказались наотрез. Но мы доведем дело до конца и поведаем, чем все кончилось.
Животрепещуще
Опыт поневоле
ПОРЯДОК Лупит ЗАКОН
Реализовать машину без картонной волокиты, просто договорившись с покупателем, - мечта!
Действительность опять оказалась грубее...
Александр НИКОНОВ
В сентябрьском номере "За рулем" 1999 года прочел я любопытную заметку под рубрикой "Слово - юристу". Оказывается, при перепродаже автомобиля возможно обойтись без справки-счета - по закону машину можно реализовать и по устной договоренности! Другими словами, клиент и торговец приходят в ГИБДД, где утверждают о собственном желании купить-продать. И машину должны поставить на учет! В ответе юриста были ссылки на статьи Штатского кодекса и на внутренние документы МВД.
...Срок "генеральной доверенности" на приобретенную мною три года вспять "девятку" подходил к концу, и я решил проверить, сработает ли закон в реальной жизни. Собирался зарегистрировать машину на имя супруги.
Со снятием с учета заморочек не было, если, естественно, не считать, что денек потерян в очередях. На завтрашний день поехал ставить машину на учет. На руках - "генеральная доверенность", голубая "простыня" ПТС и два транзитных номера. Документы положил в кармашек, бумажные номера свернул в трубочку, а супругу посадил на фронтальное сидение, за ранее убедившись, что паПодвеска у нее с собой. Приехали в отделение ГИБДД № 5, что в Москве, на улице Молодости.
Выстояв полчаса к окошку № 1, протянул лейтенанту доверенность, ПТС и два паПодвескаа - собственный и супруги.
- А где справка-счет? - спросил лейтенант. - Вы же должны машину реализовать. Было надо там, где снимали с учета, заполнить договоры, которые в отделе должны были заверить. А мы на основании этих документов машину поставим на учет.
- А вы так поставьте, на основании нашего устного заявления. Человек, которому я продаю, тут... Галка! Подойди сюда.
Галка подошла, сняла черные очки и уставилась на лейтенанта. Я ощутил, что тот натужился.
- Осознаете, - объяснил я, торопясь, пока напряжение не успело перейти в раздражение, - согласно приказу МВД № 624, пункт 1.9.2, можно зарегистрировать машину "без бумажки" - по устному заявлению сторон. И пункт 1 статьи 159 Штатского кодекса позволяет заключать такие сделки устно.
- Вы что, все законы понимаете? - все таки несколько раздраженно спросил лейтенант.
Это прозвучало как более нейтральный вариант вопроса: "Ты что тут самый умный?" Знал бы он, сколько времени я учил эти номера статей и пт!
- Но устное заявление должно быть доказано письменно! - вдруг внезапно выдал представитель закона.
- Устное заявление не может быть письменным, - сделал возражение я и по-доброму порекомендовал. - Вы поглядите "собственный" же приказ.
Ответом был коронный бюрократический прием, который всегда используют "Различное в окошечках":
- За вами столько народу стоит, а вы желаете, чтоб я терял время, находил приказы!
Делался узкий психический расчет на мою сознательность. Но я человек толстый и несознательный, поэтому от окошка не отодвинулся, а просто повторил номер приказа и пункт.
Лейтенант вздохнул и ушел рыться в каких-либо папках. Пока отыскал подходящую, времени прошло много. Но я был вознагражден, когда через стеклянную перегородку стал очевидцем классного вида - все отделение, передавая друг дружке бумаги, с настоящим энтузиазмом изучало пункт 1.9.2 приказа № 624: "...В согласовании с пт 1 статьи 159 Штатского кодекса РФ сделка... может быть совершена устно. Регистрация транПодвесканых средств... за физическими лицами, которые заполучили право принадлежности на снятые с учета в Гос инспекции транПодвесканые средства... на основании контракта, заключенного устно, делается при представлении заявления и паПодвескаа транПодвесканого средства..."
Все же, когда с приказом ознакомилось и самое высочайшее начальство, лейтенант ушел куда-то советоваться. Видимо, к начальству гораздо меньше и ближе к жизни. Возвратившись, молчком протянул мне... бланк контракта о купле-продаже.
Сейчас у меня был выбор - или я бланк не заполняю, а теряю пару месяцев в судах, которые в какой-то момент все-же обяжут милиционеров зарегистрировать машину, или теряю несколько минут на наполнение бланка. Я избрал 2-ое: не привык щеголять картонными номерами, которые всегда норовят отвалиться. К тому же ездить с ними можно только 5 дней, и мне пришлось бы "в подкрепление правоты" возить с собой жалобу в трибунал. Ну и срок доверенности подходил к концу.
Налицо был некоторый компромисс: ведь обычно машину регистрируют на базе справки-счета. В последнем случае, контракта обычный письменной формы, но последний должен быть заверен тем отделением ГИБДД, которое снимало машину с учета. А в том варианте контракта, который заполнял я, никаких печатей не было, только наши с супругой подписи, и это превращало листок вроде бы в ненастоящий документ. Но, с другой стороны, появилась хоть какая-то бумажка, которую можно подшить совместно с остальными. Я отлично понимаю психологию милиционеров: уж лучше такая "недокументальная" бумажка, чем устное заявление!
(Меж иным, контракт о купле-продаже я писал не от собственного имени, а от имени реального обладателя машины, который три года вспять выдал мне генеральную доверенность. И подписался заместо него, честно поставив перед собственной росписью косую черту, которая в бюрократических кругах обозначает: "расписался заместитель"!)
Понизу бланка были еще какие-то пустые графы, намекавшие, что я должен заплатить некоторый налог. Естественно, платить я ничего не стал, ну и тупо было бы полкопейки отсчитывать: в графу продажной цены машины поставил "один рубль" - прикажете свою супругу грабить?
Далее все пошло по накатанной колее - сбербанк, техосмотр... Но длительно "катиться" не пришлось. Уже когда я сдавал бумаги в будку старлею в кожанке, он меня пожурил (к этому моменту меня, такового необычного, уже все отделение понимало):
- Бумаги я у вас не приму. Идите в 1-ое окошко, улаживайте там собственный вопрос... Вы бы хоть поразмыслили, в какое положение вы нас ставите!
Добросовестное слово, в этот момент я ощутил некоторое сострадание к местным служивым людям! Как им сейчас выворачиваться без подходящей бумажки, ведь хоть какое проверяющее начальство взгреет! Закон законом, а порядок - порядком!
- Почему не оформили ДКП там, где машину снимали? Откуда вы набрались этого? - продолжал журить меня милиционер.
- В журнальчике "За рулем" прочел, - честно ответил я и потупил взгляд.
- Пишут что ни попадя...
- Но ведь это ваш эмвэдэшный приказ!
- Вот конкретно - наш. А не ваш (!)...
Я опять отнес документы в 1-ое окошко, к самому первому лейтенанту. Он вздохнул, но принял: "Ожидайте!"
Мы ожидали часа два. Я практически ощущал, как в недрах организации шла гиганская работа. А подходя временами к окошечкам, через щелку следил, как наши документы перебрасывали с 1-го стола на другой. Видимо, никто из офицеров не желал брать на себя ответственность и подписывать все это. Различное в форме что-то жарко обсуждали, копались в каких-либо документах...
...В общем, номера мы с Галкой получили, на учет машину поставили. А вот талончик техосмотра выдали не на 2002 год, а лишь на 2001-й. Хотя машине в этом году всего четыре годика исполняется! А в постановлении Правительства РФ от 31.07.1998 года за № 880 ясно сказано, что машины младше 5 лет должны проходить техосмотр раз в два года! Наверняка, все-же придется судиться...
От редакции
Наш читатель не подозревает даже, как ему подфартило! У 1-го из служащих редакции опыт постановки на учет автомобиля несравненно более грустный. В МРЭО-3 подмосковного Одинцова зарегистрировать приобретенную по устной договоренности "Тойоту-Королла" отказались наотрез. Но мы доведем дело до конца и поведаем, чем все кончилось.