ПОГОНЯ ЗА ЦИФРАМИ
ПОГОНЯ ЗА ЦИФРАМИ
ТЕХНИКА
/ТЕСТ
ПОГОНЯ ЗА ЦИФРАМИ
КАК ПОЛУЧАЮТ "МАКСИМАЛКУ"
ТЕКСТ / АНАТОЛИЙ ФОМИН
ФОТО / ВЛАДИМИР КНЯЗЕВ
Редчайший обладатель автомобиля поскромничает в споре о наибольшей скорости его машины. Будем к нему благорасположенны - в конце концов, чем водители ужаснее охотников и рыбаков?
ПОЧЕМУ ОНИ Лгут?
Речь, естественно, не о водителях, а о спидометрах. Практика наших замеров указывает, что редчайший прибор завышает показания меньше чем на 3%. Четыре-пять - быстрее норма, хотя бывает и 6, и восемь, и даже больше. Выходит - на скоростях, близких к наибольшей, показания спидометра просто могут быть на 10-15 км/ч больше реальной скорости.
Дело в том, что эталоном спидометру "приказано" ни в коем случае не занижать показания. А поэтому вся погрешность прибора поневоле обращена в плюс. Этому содействуют и конкретные предпосылки. К примеру, с ростом скорости радиус качения колеса малость растет - совершенно четкий на малых скоростях, прибор по мере разгона начнет занижать скорость. Как производителю не подстраховаться? Не дай боже, показания спидометра окажутся хоть малость меньше скорости, зарегистрированной полицейским радаром, - юристы по судам затаскают.
Погрешность заносят и такие малозначительные на 1-ый взор моменты, как износ шин (за свою жизнь они теряют до 2% в поперечнике), проскальзывание ведущих колес в пятне контакта и, в конце концов, некорректность механизма самого спидометра. Нет, прибор, читающий скорость "с колес", по определению не может быть четким.
Чем все-таки определять? К счастью для нас, это вопрос решенный - аппаратура имеется. Вопрос только, что предпочесть: бесконтактный оптический спидометр "Корсис" либо фотоствор. У 1-го меньше погрешность, зато 2-ой никак не воздействует на аэродинамику. 1-ый вариант оказался все таки лучше. Когда скорость автомобиля выше 50 м/с, точности фотоствора со стандартной базой уже недостаточно.
Воздействие внешнего оптического датчика для бесконтактного спидометра свели к минимуму, укрепив его в задней части автомобиля, где появляется зона разрежения и высочайшей турбулентности. Провода же упрятали в щели у крышки багажника (вот в чем плюс российского "свойства" сборки). Сейчас погрешность не превзойдет 0,1 км/ч.
ПОЛГОДА Нехорошая ПОГОДА
Рассказав о огромном количестве причин, препятствующих четким замерам скорости, мы преднамеренно упустили важнейший. Это... погода. Очень холодно - ужаснее катятся шины, горячо - не развивает полной мощности движок (в особенности много в жару теряют наддувные моторы). Сильный циклон с пониженным давлением, и скорость будет выше - утраты мощности с лихвой компенсируются наименьшей плотностью воздуха. Моросящий дождь просто съест 2-3 км/ч, практически неощутимый ветерок может добавить либо убавить уже 5-7. А если ветер сильный, тесты лучше отложить - ни о какой стабильности результатов речи быть не может. Лучше подождем вечернего штиля - и вперед. Тогда хватит и пары замеров: туда-сюда - и готово дело.
Очевидно, эти трудности отлично понимали проектировщики Дмитровского автополигона. Динамометрическая дорога защищена плотной стенкой леса, а ее направление выбрано с учетом розы ветров так, чтоб самые нередкие и сильные порывы приходились поперек. О ней стоит поведать подробнее.
Когда-то, в 60-х (ну и позднее), этим сооружением гордились. Размахом и точностью строительства динамометрическая дорога полигона сравнима разве что с египетскими пирамидами. При длине более 5 км она занимает практически 3 угловых минутки окружности Земли, и, по идее, на ней чувствуется даже шарообразность нашей планетки.
К огорчению, наилучшие времена "динамки" в прошедшем. Ровная как стрела, местами она значительно просела, ну и покрытие оставляет вожделеть наилучшего. Крупнозернистый асфальтобетон помогает достигнуть феноменальных результатов торможения - с замедлением более 1 g на серийных машинах, да и сопротивление качению делает большое. Если покрытие сменят на более ровненькое, то "максималки" в наших тестах возрастут на пару-тройку км в час.
ПЕРЕД КОНТРОЛЬНОЙ...
...проверим здоровье подопытного VAZ 21103. Движок в норме, воздушный фильтр заменен, установлены прикатанные летние шины Л-5. Остались пустяки - проверить развал-схождение и поглядеть на машину снизу. Как досадно бы это не звучало, штатный брызговик моторного отдела перевоплотился в очень жеванный лист, к тому же лопнувший посредине (карельские грейдеры и московские снежные завалы оставили следы). В магазине мы предпочли стандартной Ремонт и эксплуатация шикарный алюминиевый поддон за 660 рублей. Кроме плоской формы и успешного крепления, он понравился тем, что еще лучше закрывает моторный отдел. На этом изготовления закончились, ведь автомобиль все таки должен остаться стандартным.
РЕКОРДНАЯ ЛЕНТА
Вечер солнечного летнего денька. На указателе температуры +24° по Цельсию, на барометре 746 мм ртутного столба либо 994 гектопаскаля, полный штиль и ни облачка - все как по заказу.
Зеленоватая "100 3-я" два раза отмерила контрольную дистанцию в различных направлениях. Средний итог - 180,3 км/ч. Очень хорошо, но вроде бы достигнуть заявленных заводом 185? Прибегнем к маленьким хитростям. Для этого потребуются насос, манометр и ключ "на 10". Четверть часа работы, и у нас в колесах по 3 атмосферы, поводки стеклоочистителей отправляются в багажник. Туда же должны последовать и внешние зеркала заднего вида. Но на нашей машине они нештатные, с электроприводом и обогревом - провода девать некуда. Принимаем компромиссное решение - просто складываем.
Снова динамометрическая дорога, новый итог - 185,0 км/ч. Вот это попали - как говорится, не целясь, и в "яблочко"! А что, если...
Работа закипела с новейшей силой. Потребовалось два рулона липкой ленты, малость узкого плотного картона и пенопласта. В итоге пропали все щели на передке и боковинах автомобиля, закрыты задние колесные ниши и воздухопоглотители в бампере. Увлеклись так, что залезать в машину пришлось уже через окна. Насчет закрытых пенопластовыми блоками отверстий в бампере пришлось поволноваться - не будет ли перенагреваться движок? Будет. Но закипеть за один заезд не успеет, а в перерывах "затычки" вынимаются.
Очередной застыл наибольшей скорости приносит средний итог 187,4 км/ч. Наилучшая скорость в одном направлении - 189,8 км/ч. Если честно, ждали большего. Но, видимо, рекордные результаты так просто не даются.
Если б удалось уменьшить дорожный просвет мм на 50-60, установить толковый фронтальный спойлер, породистые, но узенькие шины высочайшего давления с пониженным коэффициентом сопротивления качению (к примеру, "Мишлен-Проксима" либо "Бриджстоун-Экопия"), "облизать" днище машины, стопроцентно закрыть колесные ниши снаружи, установить в ступицы "правильные" подшипники SKF да отыскать гладкую дорогу... Именно тогда впору было бы замахнуться и на 200 км/ч со стандартным мотором.
Очевидные ВЫВОДЫ
Все-же "максималка" - показатель очень капризный, просит особенного внимания. Судить по ней о реальной мощности мотора можно только с натяжкой - куда легче, поточнее (и безопаснее для рядового автовладельца) положиться на время разгона. Хотя для многих числа наибольшей скорости владеют некоторой волшебной силой.
Вобщем, не только лишь волшебной. Представьте для себя современный автомобиль малого класса со 100-сильным мотором. Скорость 200 км/ч для него - показатель феноменально низкого аэродинамического сопротивления, 190 - просто хороший итог, 180 - более чем достойный, 170 - хороший, ниже - средний. Так что наибольшая скорость полностью может служить мерилом совершенства машины (по последней мере, аэродинамического). Ну и показателем свойства сборки (тут не только лишь щели, да и углы установки колес, и качество ступичных узлов, и утраты в коробки).
Что ранее обыкновенному автомобилисту? Просто приятный пример, куда расходуется мощность мотора. Стоит ставить огромные фартуки, широкие покрышки, "кенгурины", багажники, непонятные спойлеры, открывать на ходу окна? Вникните: простейшими мерами мы прирастили "максималку" на "забавные" 7,1 км/ч, что эквивалентно форсировке мотора на 9 кВт/12 л. с. А это уже серьезно...
Снимаем щетки с поводками...
... складываем зеркала...
... малость перекачиваем колеса...
... заклеиваем щели...
... и хотимая "максималка" растет на 7,1 км/ч.
ТЕХНИКА
/ТЕСТ
ПОГОНЯ ЗА ЦИФРАМИ
КАК ПОЛУЧАЮТ "МАКСИМАЛКУ"
ТЕКСТ / АНАТОЛИЙ ФОМИН
ФОТО / ВЛАДИМИР КНЯЗЕВ
Редчайший обладатель автомобиля поскромничает в споре о наибольшей скорости его машины. Будем к нему благорасположенны - в конце концов, чем водители ужаснее охотников и рыбаков?
ПОЧЕМУ ОНИ Лгут?
Речь, естественно, не о водителях, а о спидометрах. Практика наших замеров указывает, что редчайший прибор завышает показания меньше чем на 3%. Четыре-пять - быстрее норма, хотя бывает и 6, и восемь, и даже больше. Выходит - на скоростях, близких к наибольшей, показания спидометра просто могут быть на 10-15 км/ч больше реальной скорости.
Дело в том, что эталоном спидометру "приказано" ни в коем случае не занижать показания. А поэтому вся погрешность прибора поневоле обращена в плюс. Этому содействуют и конкретные предпосылки. К примеру, с ростом скорости радиус качения колеса малость растет - совершенно четкий на малых скоростях, прибор по мере разгона начнет занижать скорость. Как производителю не подстраховаться? Не дай боже, показания спидометра окажутся хоть малость меньше скорости, зарегистрированной полицейским радаром, - юристы по судам затаскают.
Погрешность заносят и такие малозначительные на 1-ый взор моменты, как износ шин (за свою жизнь они теряют до 2% в поперечнике), проскальзывание ведущих колес в пятне контакта и, в конце концов, некорректность механизма самого спидометра. Нет, прибор, читающий скорость "с колес", по определению не может быть четким.
Чем все-таки определять? К счастью для нас, это вопрос решенный - аппаратура имеется. Вопрос только, что предпочесть: бесконтактный оптический спидометр "Корсис" либо фотоствор. У 1-го меньше погрешность, зато 2-ой никак не воздействует на аэродинамику. 1-ый вариант оказался все таки лучше. Когда скорость автомобиля выше 50 м/с, точности фотоствора со стандартной базой уже недостаточно.
Воздействие внешнего оптического датчика для бесконтактного спидометра свели к минимуму, укрепив его в задней части автомобиля, где появляется зона разрежения и высочайшей турбулентности. Провода же упрятали в щели у крышки багажника (вот в чем плюс российского "свойства" сборки). Сейчас погрешность не превзойдет 0,1 км/ч.
ПОЛГОДА Нехорошая ПОГОДА
Рассказав о огромном количестве причин, препятствующих четким замерам скорости, мы преднамеренно упустили важнейший. Это... погода. Очень холодно - ужаснее катятся шины, горячо - не развивает полной мощности движок (в особенности много в жару теряют наддувные моторы). Сильный циклон с пониженным давлением, и скорость будет выше - утраты мощности с лихвой компенсируются наименьшей плотностью воздуха. Моросящий дождь просто съест 2-3 км/ч, практически неощутимый ветерок может добавить либо убавить уже 5-7. А если ветер сильный, тесты лучше отложить - ни о какой стабильности результатов речи быть не может. Лучше подождем вечернего штиля - и вперед. Тогда хватит и пары замеров: туда-сюда - и готово дело.
Очевидно, эти трудности отлично понимали проектировщики Дмитровского автополигона. Динамометрическая дорога защищена плотной стенкой леса, а ее направление выбрано с учетом розы ветров так, чтоб самые нередкие и сильные порывы приходились поперек. О ней стоит поведать подробнее.
Когда-то, в 60-х (ну и позднее), этим сооружением гордились. Размахом и точностью строительства динамометрическая дорога полигона сравнима разве что с египетскими пирамидами. При длине более 5 км она занимает практически 3 угловых минутки окружности Земли, и, по идее, на ней чувствуется даже шарообразность нашей планетки.
К огорчению, наилучшие времена "динамки" в прошедшем. Ровная как стрела, местами она значительно просела, ну и покрытие оставляет вожделеть наилучшего. Крупнозернистый асфальтобетон помогает достигнуть феноменальных результатов торможения - с замедлением более 1 g на серийных машинах, да и сопротивление качению делает большое. Если покрытие сменят на более ровненькое, то "максималки" в наших тестах возрастут на пару-тройку км в час.
ПЕРЕД КОНТРОЛЬНОЙ...
...проверим здоровье подопытного VAZ 21103. Движок в норме, воздушный фильтр заменен, установлены прикатанные летние шины Л-5. Остались пустяки - проверить развал-схождение и поглядеть на машину снизу. Как досадно бы это не звучало, штатный брызговик моторного отдела перевоплотился в очень жеванный лист, к тому же лопнувший посредине (карельские грейдеры и московские снежные завалы оставили следы). В магазине мы предпочли стандартной Ремонт и эксплуатация шикарный алюминиевый поддон за 660 рублей. Кроме плоской формы и успешного крепления, он понравился тем, что еще лучше закрывает моторный отдел. На этом изготовления закончились, ведь автомобиль все таки должен остаться стандартным.
РЕКОРДНАЯ ЛЕНТА
Вечер солнечного летнего денька. На указателе температуры +24° по Цельсию, на барометре 746 мм ртутного столба либо 994 гектопаскаля, полный штиль и ни облачка - все как по заказу.
Зеленоватая "100 3-я" два раза отмерила контрольную дистанцию в различных направлениях. Средний итог - 180,3 км/ч. Очень хорошо, но вроде бы достигнуть заявленных заводом 185? Прибегнем к маленьким хитростям. Для этого потребуются насос, манометр и ключ "на 10". Четверть часа работы, и у нас в колесах по 3 атмосферы, поводки стеклоочистителей отправляются в багажник. Туда же должны последовать и внешние зеркала заднего вида. Но на нашей машине они нештатные, с электроприводом и обогревом - провода девать некуда. Принимаем компромиссное решение - просто складываем.
Снова динамометрическая дорога, новый итог - 185,0 км/ч. Вот это попали - как говорится, не целясь, и в "яблочко"! А что, если...
Работа закипела с новейшей силой. Потребовалось два рулона липкой ленты, малость узкого плотного картона и пенопласта. В итоге пропали все щели на передке и боковинах автомобиля, закрыты задние колесные ниши и воздухопоглотители в бампере. Увлеклись так, что залезать в машину пришлось уже через окна. Насчет закрытых пенопластовыми блоками отверстий в бампере пришлось поволноваться - не будет ли перенагреваться движок? Будет. Но закипеть за один заезд не успеет, а в перерывах "затычки" вынимаются.
Очередной застыл наибольшей скорости приносит средний итог 187,4 км/ч. Наилучшая скорость в одном направлении - 189,8 км/ч. Если честно, ждали большего. Но, видимо, рекордные результаты так просто не даются.
Если б удалось уменьшить дорожный просвет мм на 50-60, установить толковый фронтальный спойлер, породистые, но узенькие шины высочайшего давления с пониженным коэффициентом сопротивления качению (к примеру, "Мишлен-Проксима" либо "Бриджстоун-Экопия"), "облизать" днище машины, стопроцентно закрыть колесные ниши снаружи, установить в ступицы "правильные" подшипники SKF да отыскать гладкую дорогу... Именно тогда впору было бы замахнуться и на 200 км/ч со стандартным мотором.
Очевидные ВЫВОДЫ
Все-же "максималка" - показатель очень капризный, просит особенного внимания. Судить по ней о реальной мощности мотора можно только с натяжкой - куда легче, поточнее (и безопаснее для рядового автовладельца) положиться на время разгона. Хотя для многих числа наибольшей скорости владеют некоторой волшебной силой.
Вобщем, не только лишь волшебной. Представьте для себя современный автомобиль малого класса со 100-сильным мотором. Скорость 200 км/ч для него - показатель феноменально низкого аэродинамического сопротивления, 190 - просто хороший итог, 180 - более чем достойный, 170 - хороший, ниже - средний. Так что наибольшая скорость полностью может служить мерилом совершенства машины (по последней мере, аэродинамического). Ну и показателем свойства сборки (тут не только лишь щели, да и углы установки колес, и качество ступичных узлов, и утраты в коробки).
Что ранее обыкновенному автомобилисту? Просто приятный пример, куда расходуется мощность мотора. Стоит ставить огромные фартуки, широкие покрышки, "кенгурины", багажники, непонятные спойлеры, открывать на ходу окна? Вникните: простейшими мерами мы прирастили "максималку" на "забавные" 7,1 км/ч, что эквивалентно форсировке мотора на 9 кВт/12 л. с. А это уже серьезно...
Снимаем щетки с поводками...
... складываем зеркала...
... малость перекачиваем колеса...
... заклеиваем щели...
... и хотимая "максималка" растет на 7,1 км/ч.