КЛАССОВЫЙ ПОДХОД
КЛАССОВЫЙ ПОДХОД
ТЕХНИКА
/ПО РАНЖИРУ
КЛАССОВЫЙ ПОДХОД
ПОМОГАЕТ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В Обилии МОДЕЛЕЙ
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ
За прошедший век Различное выдумали огромное количество классификаций автомобилей. Без системы не обойтись, она помогает ассоциировать и оценивать продукты.
В Западной Европе легковые авто (по терминологии ЕЭК ООН - М1) делят на 6 классов. Аспект обычный и логичный - габаритные размеры (см. табл. 1).
Первоклашки (класс А, он же - мини) - "ФИАТ-Сейченто", "Смарт", " Хёндэ Атос" - машины, которые принято считать городскими. Европейские модели - 3-х дверные, восточных детей умудряются одевать в 5-и дверные кузова. Правда, жители страны восходящего солнца обычно продают такие авто лишь на внутреннем рынке, в расчете на покупателей государственного субтильного телосложения, любящих комфорт.
Сейчас посреди первоклашек встречаются буйные акселераты. Чего стоит хотя бы "Фольксваген-Лупо" со 125-сильным (!) движком. На фоне таких оборотней "Ока", тоже попадающая в А-класс, смотрится бедной родственницей.
В первом классе обитают также "дошколята" - микроавтомобили с 5-10-сильными моторчиками. Для управления ими в неких европейских странах не надо водительских прав, но выпуск малюток невелик.
В малом классе В публика более разношерстная. Тут, кроме 3-х дверных, есть 5-и дверные хэтчбеки и даже автомобили. Движки и дополнительное оборудование - полностью взрослые. Эта категория машин у европейцев довольно популярна. Российская индустрия второклассников, как досадно бы это не звучало, не делает. Первой ученицей когда-нибудь станет "Калина"-хэтчбек; а сейчас более близкая и доступная россиянам машина класса В - "Таврия".
Самый почитаемый в Европе - низший средний класс С. Его еще именуют "гольф-классом". Эта самая модель "Фольксвагена" - дешевая, экономная, малогабаритная, но емкая, став блокбастером евро рынка, побудила производителей к созданию бессчетных соперников "народному германцу".
В этой категории большой выбор седанов, хэтчбеков, универсалов, с четырех-, пяти- и даже шестицилиндровыми движками и длиннющим перечнем опций. В Рф С-класс тоже почитаем, так как... у нас, на самом деле, нет выбора. Ведь все массовые российские модели: "Жигули", "Самара", "10-ка" и даже "41-й" "Москвич" - низшие средние.
Средний класс D населяют автомобили и универсалы с богатой базисной комплектацией и сильными моторами. Тут много "переростков" - моделей, которые по высокоскоростным чертам полностью достойны стать старшеклассниками. К примеру, массивные "Ауди RS4" либо " Фольксваген Пассат W8". Ни один российский автомобиль, кроме мелкосерийного VAZ 21108 "Премьер", в класс D даже формально не попадает.
Авто классов E (либо бизнес-класса) и F отличаются меж собой только уровнем комплектации и ценой. Вправду, ставить на одну ступень большой, но все таки полностью демократичный " Опель Омега" и великодушный "Ягуар XJ", тем паче "Роллс-Ройс Сильвер Сераф" порочно. В высший средний класс затесалась "Волга", а ЗИЛ-41047 за былые награды, впечатляющий вид и безмерную стоимость, наверняка, можно записать как люкс.
Кроме классов, во различных европейских рейтингах бытует несколько групп. Их представителей охарактеризовывают не размерами, а специфичностью конструкции. В первую группу записали все Подвескаивные купе - от умеренного "Опеля-Тигра" до эпатажного "Бугатти-ЕВ 16.4". Во вторую - открытые модели: автомобили с откидным верхом, родстеры, спайдеры. Престижные сегодня внедорожники, либо по-американски SUV, собрали в отдельную компанию. Обыденные вэдовые авто - "Audi", "Subaru" и им подобные - туда не допускают. И в конце концов, четвертую группу составили мини-вэны и микроавтобусы с числом мест менее 9, которыми можно управлять с "правами" категории "В".
Приведенная систематизация - не единственная в Европе. К примеру, в программке оценки новых автомобилей на Законодательство EuroNСAP используют, сообразно своим задачкам, градацию поординарнее. Аналог класса А - супермини, модели малого класса В отнесли к малым семейным, "гольфоподобные" (класс С) окрестили большенными семейными, а все другие машины считают представительскими. Собственная группа, опять-таки, выделена мини-вэнам.
Систематизации, используемые в других частях света, отличает государственная специфичность.
В США Агентство по охране среды выдумало хитрецкую методику вычисления внутреннего объема: салон с 2-мя рядами сидений плюс багажник. Машины вместимостью меньше 2,4 м3, к примеру наш VAZ 2109, именуют мини-компактами (другими словами меньше по меркам сша быть не должно). " Фольксваген Гольф" и даже " Audi А4" перевоплотился в субкомпакты, а среднеразмерными получили право называться аналоги "Форда-Торус". Полноразмерных моделей (" Кадиллак Де Виль", " Форд Краун Виктория") в производственных программках осталось совершенно малость.
В Стране восходящего солнца всего три класса легковых автомобилей. При этом в местные мини (длина - до 3300 мм, ширина - до 1400 мм, рабочий объем - менее 660 см3) не укладывается даже "Ока". Зато в малые (длина - до 4700 мм, ширина - до 1700 мм, рабочий объем - до 2 л) попадают аналоги емкого "Москвича-2141", не говоря о ВАЗах. Все другие авто считают стандартными.
В Рф систематизацию автомобилей и отраслевые индексы моделей (табл. 2) ввели в 1966 году. Заводами издавна не командует министерство, но производители продолжают использовать массивную и не всегда понятную систему нумерации моделей.
Все легковые авто обозначают индексами с цифрой 1 на втором месте. 1-ая цифра показывает на рабочий объем мотора. При этом, переход от 1 к 2 не совпадает с делением на классы (см. табл. 2). Так, согласно отраслевым нормам, VAZ 2101, 2102 и 21013 с движком рабочим объемом 1198 см3 должны бы были называться - 1101 и т. д., а "восьмерка" с движком 1100 см3 (была такая экПодвесканая версия - 21081) - ВАЗ-1108.
3-я и 4-ая числа - порядковый номер модели. Фабрики присваивают их сообразно своей логике. Помните: VAZ 2104 появился позже "пятерки", а GAZ 3110 намного, если не навечно, опередил ГАЗ-3106. 5-ая позиция - обозначение модификации. Другими словами VAZ 21083 - версия "восьмерки" с мотором 1,5 л (базисный движок 2108 - 1,3 л). Шестая цифра - специфичное выполнение, к примеру, модификация с правым рулем либо для тропиков. Позиции, расположенные после дефиса, обозначают варианты комплектации. ВАЗ применяет двузначные индексы (VAZ 21093-20 - "девятка" с впрыском), а ГАЗ - трехзначные (GAZ 3110-600 - "Волга" с дизелем по лицензии "Штайр").
1-ые две позиции индексов фургонов и пикапов на базе легковых автомобилей (по систематизации ЕЭК ООН - N2) указывают на тип машины (бортовая, фургон и т. д.) и его полную массу. Но тут производители нередко отходят от старенькых отраслевых нормативов. Так, ВИС-2345 - фургон полной массой от 1,2 до 2 тонн должно бы называть 2745 (23 - машина с бортовой платформой), а пикап Izh 27171 - напротив. А у "Соболя" GAZ 2217 "по закону" обозначения должны изменяться зависимо от вместимости. Ведь шестиместный вариант заходит в международную легковую категорию М1, а десятиместный - в автобусную М2.
А вообщем, лучше бы длинноватые "телефонные" номера остались в заводской документации. Потребителю совершенно необязательно знать, какой конкретно вариант впрыска стоит на его "Самаре", если система будет накрепко работать.
Естественно, неважно какая систематизация условна. Ну, как считать одноклассниками "малые", по российскому делению, "Таврию" (50 л. с.) и VAZ 21103 (92 л. с.), тем паче - "Хонду-Сивик" со 114-сильным мотором?
Пожалуй, самая корректная потребительская систематизация - ценовая. Немцы ассоциируют вазовскую "10-ку" с " Дэу Матиз". А новый GAZ 3110 разумно ставить рядом только с значительно затрепанным "Мерседесом". Другие градации тоже имеют право на существование - чем мы и пользуемся, к примеру, проводя испытания. Можно расставлять машины по мощности, типам кузовов и предназначению (к примеру, универсалы либо автомобили с откидным верхом), по конструкции и сборке (вэдовые либо рамные модели). Чем богаче становится мир автомобилей, тем больше поводов создавать новые "таблицы деления".
"Фольксваген-Лупо TDI" с 1,2-литровым дизелем - представитель евро класса А. По японской и русской градации он - автомобиль малого класса.
Второклассник (В) "СЕАТ-Ивиса". Версия с мотором 1,1 л у нас - попадает в разряд особо малых, а другие - в малый класс.
Оправдывая свое имя, "БМВ-Компакт" расположился в классе С (он же "гольф-класс"). По русским меркам, автомобиль с моторами 1,8 и 2,5 л - среднего класса.
" Дэу Леганза" в классе D соседствует с более именитыми моделями.