БУРАН С УРАЛА
"БУРАН" С УРАЛА
ТЕХНИКА
/ НАШЕ ЗНАКОМСТВО
"БУРАН" С УРАЛА
ПОЕЗД ИЗ ЦЕНТРА Рф
ТЕКСТ / АНАТОЛИЙ КАРПЕНКОВ
ФОТО / Жора САДКОВ
Не пугайтесь, это не штормовое предупреждение и не выдержка из прогноза погоды. Просто к нам в столицу прибыл автопоезд с седельным тягачом "Буран", сделанным на Уральском автомоторном заводе (УАМЗ) вместе с ООО "Буран Стайлинг Ателье". Чтоб стала ясна значимость действия, обратимся к родословной. Ведь для автомобиля, как и для человека, принципиальна наследственность, почти во всем определяющая его здоровье. Напомним, что УАМЗ долгие и длительные годы был дочерним предприятием ЗИЛа, где изготовляли узлы и агрегаты для грузовых автомобилей. Потом поэтапно освоили сборку и создание - поначалу трехоски ЗИЛ-157, позже ЗИЛ-131 и ЗИЛ-130 (4314).
Подспорьем для выживания УАМЗ в критериях рынка оказалось переданное с ЗИЛа создание дизельного мотора ЗИЛ-0550, конвертированного из бензиновой восьмерки ЗИЛ-508 (130). С 2001 года ЗАО "УАМЗ" стало самостоятельным предприятием. На данный момент завод продолжает выпускать грузовые и особые авто под "покровительством" холдинга "РусПромАвто".
"Буран", опытнейший эталон магистрального тягача с колесной формулой 4х2, можно рассматривать как 1-ый шаг Уральского автомоторного к расширению палитры. Построенный на достаточно крепких зиловских узлах и агрегатах, сделанных УАМЗом, он предназначен для буксировки полуприцепов, имеющих фронтальный вылет до 2040мм. В нашем случае общая масса полуприцепа - 19100кг. Следуя практике забугорных компаний, на данной базе можно в перспективе разнообразить сочетания несущих мостов и силовых агрегатов под определенные условия эксплуатации и пожелания заказчика. Разумеется, конкретно с позиций практичности и удешевления производства выбрана капотная сборка. Она имеет свои недочеты - повышение длины тягача, а означает, уменьшение полезной длины полуприцепа (так как габариты автопоезда лимитированы) и некое ухудшение маневренности, но в то же время дает ряд преимуществ. Во-1-х, меньше конструкторских заморочек при установке движков других моделей (огромных габаритов). Во-2-х, лучше пассивная Законодательство, так как при столкновении выше возможность сохранения актуального места экипажа. В-3-х, для обслуживания и маленького ремонта агрегата нет необходимости откидывать массивную магистральную кабину, не запамятывая закрепить снутри различный скарб. Но перейдем от общих рассуждений к конкретике и попробуем оценить, как данный эталон соответствует канонам дальнобойного тягача.
Внешний облик - полностью презентабельный, с успешно подобранной цветовой политрой - не оставляет колебаний в предназначении автомобиля. Развитый фронтальный спойлер с противотуманками, плавные обводы капота и крыльев, удлиненная и высочайшая кабина, высшая часть которой образует драгфойлер (обтекатель для полуприцепа), объединенный с боковыми закрылками, междуколесные щитки - все это призвано снижать аэродинамическое сопротивление автопоезда.
Кабина сделана ООО "Буран Стайлинг Ателье" по техническому заданию профессионалов УАМЗ. Ее железный каркас обшит стеклонаполненным полиэфирным композитом, как и элементы оперения. По утверждению изготовителей, конструкция довольно технологична в производстве и при эксплуатационном ремонте. Не считая того, сам пластик обладает хорошими шумо- и теплоизоляционными качествами. Узлы крепления кабины к раме (через торсионную подвеску с амортизаторами) и остальная внутренность, включая замки дверей, стеклоподъемники, трехсекционные стеклоочистители, приборы и кнопки тумблеров, регулируемую по высоте и наклону управляющую колонку, педальный узел, применены от модели 4331. Задняя часть кабины, в согласовании с самыми современными тенденциями, представляет жилой блок. Тут можно выпрямиться в рост, чтоб переодеться. К услугам экипажа спальное место, шкафчики для личных вещей и одежки, телек, холодильник, плита для разогрева еды, умывальник и даже биотуалет.
Агрегат - восьмицилиндровый дизельный движок модели ЗИЛ-0550.40 - турбонаддувная модификация мотора 0550 рабочим объемом 6,28л. Его номинальная мощность - 180 л.с. (против 135 л.с. у модели без наддува). Коробка - девятиступенчатая. Передняя и задняя подвески - рессорные. Задний мост - с принудительной блокировкой, включаемой кнопкой с места водителя. Тормоза - барабанные пневматические.
Но вот предварительное знакомство закончено, двинемся в путь. Подняться в кабину и спуститься не составляет труда: широкие ступени размещены низковато, не то что у бескапотников. К организации рабочего места есть замечания, но они адресованы быстрее зиловским конструкторам. Подрулевые тумблеры недлинные и чрезвычайно удалены от управляющего колеса. Пластмассовая панель устройств аккуратная и комфортная, а вот размещение неких кнопок и тумблеров хотелось бы поменять с учетом требований эргономичности. Хорошо бы обеспечить и поболее четкую фиксацию водительского сидения, исключив угловую раскачку.
В движении с самого начала появляется некое чувство дисгармонии впечатляющего внешнего облика и динамических способностей автомобиля. Причина ее - в несогласованности передаточных чисел коробки с чертами опытнейшего мотора 0550.40. Из-за этого затруднено троганье, ну и разгон недостаточно уверенный. Тормозная динамика хорошая, а вот усилие на управляющем колесе при маневрировании в стесненном пространстве лучше понизить. В остальном надежность управления автопоездом применимая. Хороша обзорность и чувство фронтальных
габаритов, отлично
видно дорогу в огромные зеркала. Внутренний шум в кабине и вибронагруженность низкие, что позволяет экипажу расслабленно разговаривать и слушать радио.
Сделать создание конкурентоспособного магистрального тягача не просто. Фуррор дела почти во всем находится в зависимости от верной постановки задачки и избранного пути ее реализации. Российские грузоперевозчики нуждаются в надежных и комфортабельных, отвечающих современным требованиям магистральных тягачах. Создание "Бурана" - реальный шаг на пути решения этой трудности. А опытнейший эталон на то и опытнейший, чтоб недостатки, выявленные в нем, не перешли на серийную продукцию.
"БУРАН-СТАЙЛИНГ"
ОБЩИЕ ДАННЫЕ: оснащенная масса (тягач) - 5900кг; полная масса (автопоезда) - 25000кг; нагрузка на переднюю ось - 4200кг, на заднюю ось - 10000кг; число мест в кабине (сидячие/спальные) - 2/1; наибольшая скорость - 95км/ч; время разгона с места до 60км/ч - н.д.; расход горючего при 60км/ч - 20 л/100 км; малый удельный расход горючего - 154г/л.с./209кг/кВт; припас горючего - 620л; горючее - дизельное. РАЗМЕРЫ, мм: длина - 6895; ширина - 2500; высота - 4000; база - 4660; колея впереди/сзади - 1930/1650. Движок: ЗИЛ-0550.40, дизельный, V8, с углом развала V - 90°, с камерой сгорания в поршне, турбонаддув с промежным остыванием воздуха; рабочий объем - 6280 смз; поперечник цилиндра и ход поршня - 100х100 мм; степень сжатия - 18; мощность - 132 кВт/180 л.с. при 2400 об/мин; наибольший вращающий момент - 550 Н.м при 1400-1800 об/мин. Коробка: колесная формула - 4х2; привод на задние колеса; коробка - механическая девятиступенчатая; передаточные числа: I - 11,4; II - 8,26; III - 6,10; IV - 4,52; V - 3,33; VI - 2,48; VII - 1,83; VIII - 1,355; IX - 1,00; з.х. - 8,00. ПОДВЕСКА: впереди и сзади - зависимая рессорная. ТОРМОЗА: барабанные с пневматическим приводом. Рулевое: "винт с шариковой гайкой + поршень-рейка (гидроруль)", передаточное отношение - 20. РАЗМЕР ШИН: 260R508.