НА КРУТОМ ПОВОРОТЕ
НА КРУТОМ ПОВОРОТЕ
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
/БЫЛОЕ
НА КРУТОМ ПОВОРОТЕ
ЭМИЛЬ ЛЕВАССОР - ОДИН ИЗ ОТЦОВ АВТОМОБИЛЯ И ЕГО 1-ая ЖЕРТВА
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ
Он совершенно не был похож на гонщика. Вобщем, в 90-е годы XIX века таковой профессии еще не знали. Да и с образом авантюриста и любителя авантюр наружность приличного, малость тучного бородача в котелке очевидно не гармонировала. Его можно было принять за преуспевающего адвоката либо серьезного доктора, но вся Франция уже знала - Эмиль Левассор не только лишь бизнесмен, инженер, да и самый резвый шофер в мире.
Левассор, слывущий замкнутым и неРазноемым, разменявший 6-ой десяток, с мальчишеским задором торопился в новый век, который позднее назовут столетием моторов. Но судьба, не раз помогавшая профессиональному инженеру, в один момент круто оборотилась. Он скончался 105 годов назад, став первым человеком, пострадавшим в авто аварии...
Левассор заразился моторным вирусом еще в студенческие годы. Совместно с однокласником по инженерному факультету Луи Рене Панаром он грезил о самобеглой коляске своей конструкции. В те годы многие их ровесники бредили автомобилями, но жизнь диктовала свои правила. Заместо интересной работы над проектом моторного экипажа Левассор поступил на завод Перэна, выпускавший деревообрабатывающие станки. Вобщем, юный инженер отнесся к работе творчески: его усилиями предприятие расширило номенклатуру и существенно улучшило финансовое положение. Признательный Перэн даже сделал Левассора своим компаньоном... Тут-то инженер и попробовал уговорить Перэна заняться моторными колясками, но последний воспротивился: для чего ввязываться в авантюры, когда дела только что пошли в гору?
Письмо от Панара, предлагавшего, взяв кредит, выполнить мечту молодости, совпало с известием о скоропостижной погибели Перэна. Скоро над заводом, легитимным обладателем которого стал Левассор, появилась новенькая вывеска - "Панар-Левассор". Компания, может быть, осталась бы неведомой, не появись очередное действующее лицо - Гюстав Сарацин.
Этот давнешний знакомый Левассора к тому времени уже наладил контакты с германской компанией "Дойч" (в другой транскрипции - "Дойц"). И скоро с его помощью предприятие приятелей стало понемногу собирать стационарные моторы по германской лицензии - томные, тихоходные и, как досадно бы это не звучало, неприменимые к установке на экипажи.
Сарацин не имел инженерных талантов, зато предпринимательское чутье - непременно. Уже в 1887 году, когда в Европе, ну и в Германии не достаточно кто знал об опытах Даймлера, француз поддерживал с изобретателем близкие дела в надежде продавать бензиновые движки на родине.
Как досадно бы это не звучало - в том же 1887-м Сарацин захворал и слег. По одной из бессчетных легенд, которыми с возрастом обросла биография Левассора, он завещал последнему свои связи с Даймлером.
Сарацин скончался, а его вдова Луиза продолжила начатые супругом переговоры. Кстати, поговаривали, что фуррорами в коммерческих делах покойный был почти во всем должен очарованию юный супруги. Так либо по другому, но в 1889-м Левассор уже обладал патентом на мотор Даймлера, а Луиза стала его супругой. Слухи об этом событии прогуливались различные. Одни причисляли поступок Левассора прохладному расчету. Другие гласили, что конструктор был потаенно влюблен в супругу компаньона уже пару лет. Разумеется, никто уже не распутает этот тугой клубок, закрученный более 100 годов назад...
Для нас важнее, что уже в 1890-м очам дефилирующих в Булонском лесу парижан стал дымящий экипаж, которым гордо правил еще никому не узнаваемый инженер Эмиль Левассор. Через пару лет ему предначертано было стать государственным героем.
Левассор недолго копировал германский эталон. Уже в 1891-м конструктор выстроил автомобиль с движком (мощность которого он прирастил с 2,5 до 3,5 л. с.), установленным впереди, и приводом на задние колеса - первую в мире машину традиционной сборки. Заместо обыденных для авто тех пор ремней, переставляя которые меняли передаточное отношение, Левассор спроектировал шестеренчатую коробку.
Обеспеченные французы заинтересовались машиной, и скоро 1-ые "панар-левассоры" отыскали собственных покупателей. Кстати, экземпляр 1891 года, привезенный в Одессу журналистом Василием Васильевичем Навроцким, стал, видимо, первым автомобилем в Рф.
В 1894-м в пробеге Париж-Руан-Париж - прототипе современных ралли - 1-ое место по совокупы свойств (жюри учитывало вес, надежность, вместительность экипажей, а скорость была задана) первенство поделили "Панар-Левассор" и "Пежо". А в июне будущего года Левассор выиграл первую в истории реальную гонку Париж-Бордо-Париж, преодолев 1150 км за 48 часов и 48 минут. На финише Левассор произнес фразу, ставшую крылатой: "Это было безумие, я делал до 30 км в час!"
Машина Левассора с своим именованием "Пам-Пам" была двухместной, потому 1-ый приз судьи дали четырехместному "Пежо" (кстати, с мотором "Панар-Левассор"). Но для публики победителем и кумиром остался Эмиль Левассор.
На банкете по окончанию гонки кто-то из журналистов предложил тост за то, чтоб скоро достигнуть скорости 80 км/ч. Левассор хмуро сделал возражение: до такового безумия доходить не нужно. Естественно, сейчас нам кажется, что инженер был лишне наивен. Но он, как никто другой, ощущал опасность скорости...
В 1896-м Левассор, вооруженный опытом и прелестной машиной, был победителем гонки Париж-Марсель-Париж. Но кое-где под Авиньоном случилась неудача. Свидетели докладывали различное. Одни утверждали, что Левассора ослепило солнце, другие "своими очами лицезрели", как на дорогу выбежала большая собака, шофер резко крутнул руль и автомобиль бросило в придорожную канаву.
Сначала всем показалось, что ничего ужасного не вышло. Левассор даже продолжил гонку, правда, уже сидя рядом со своим напарником д'Остингом. Но катастрофа не прошла безо всяких следов, с каждой неделей конструктору становилось все ужаснее. Он скончался 14 апреля 1897-го. А несколькими месяцами позднее Уржиер на "Панар-Левассоре" выиграл гонку Париж-Дьеп.
На барельефе, установленном в Париже в память о профессиональном конструкторе и неутомимом гонщике, он запечатлен таким, как его запомнили современники первых моторных экипажей. Эмиль Левассор торопится: к победе в гонке Париж-Бордо-Париж 1895 года и в... столетие моторов, до которого оставалось всего 5 лет.
Этот "Панар-Левассор" 1891 года 40 лет прослужил некоему священнику, потом занял достойное место в музее.
Двухместный "Панар-Левассор" с 6-сильным движком "Даймлер-Феникс"
достигал 40 км/ч. Это последняя модель, сделанная под управлением Левассора.
Модель 1894 года с кузовом тонно и движком 3,5 л. с.
Эмиль Левассор
(1843-1897 гг.)