МЕХАНИЧЕСКАЯ СИМФОНИЯ
МЕХАНИЧЕСКАЯ СИМФОНИЯ
Каждой модели автомобиля присущ «акустический портрет», который можно считать нормой. Отличия от нее в большинстве случаев указывают на тот либо другой недостаток.
Неподготовленный человек, вооружившись авто стетоскопом, постоянно приходит в экстаз от услышанного, но далее дело не идет: некие шумы очень идентичны и уверенно указать их источники даже мастеру тяжело. Бывает, что чуть различимый рокот показывает на еще более небезопасные действия, чем резкий стук. Не так давно нам позвонил один из неизменных заказчиков и с испугом в голосе поведал о ужасном «клацании» в моторе, возникшем после подмены масла и фильтра. Завершив «допрос с пристрастием», я предложил клиенту пристально оглядеть масляный щуп. Минуткой позднее – новый звонок: захлебываясь от счастья, владелец сказал, что недостаток уже устранен! Погнутый щуп задевал противовес коленвала. Разогнуть – дело одной секунды. Естественно, такие «попадания в десятку» бывают не всегда.
Когда в голосе мотора возникают низкие ноты с неравномерным «харканьем», пора проверить водяной насос. Если заклинит на «классике», мотор, продолжая работать, перегреется. Итоги часто плачевные. На переднеприводных автомобилях ВАЗа (не считая 1,5-литрового восьмиклапанного) перегрева не случится… потому что мотор с оборванным ремнем ГРМ и погнутыми клапанами не работает. Но ремонт в обоих случаях не из дешевеньких!
Перетянутый зубчатый ремень вопит, как сбитый «мессершмит» в русских фильмах. Но шум изношенных подшипников генератора практически таковой же. Иногда приходится проводить маленькое исследование: сперва – снять ремень генератора. Звук пропал? Подшипники необходимо поменять. Сохранился? Означает, переключаем внимание на привод ГРМ.
По другому ведет себя цепь. Даже новенькая очень колеблется – задачка успокоителя не дать ей разбушеваться. Изношенную сдержать еще труднее: она лупит по ботинку натяжителя и успокоителю, и если, не ровен час, проскочит через зубья звездочки, то не миновать гнутых клапанов! Если шум появился в пути, можно отпустить до конца натяжитель (путь выбирает «слабину», сколько сумеет) и потихоньку тянуть до наиблежайшего сервиса. Подобные происшествия совсем обыденны на «нивах» VAZ 21213 – у их ботинок натяжителя изредка прогуливается больше 20 тыс. км.
Стук клапанов, обычно, следствие лишних зазоров в приводе. При плавном изменении числа оборотов не теряется. Вывод: нужна регулировка. А вот в движках переднеприводных машин ВАЗа есть источник схожих несильных стуков: толкатели клапанов при работе покачиваются. Звук может появляться и исчезать. Такая прирожденная особенность мотора. Вобщем, безопасная – закроем на нее глаза.
Если застучат Ремонт и эксплуатация шатунно-поршневой группы, обстоятельств для волнения побольше. Да и здесь нужно все разложить по полочкам. Стук поршней – итог сильного износа мотора. Звук высочайшего тона, «колокольный». На 1-ый взор, ничего ужасного. В перспективе – угроза поломки поршней.
Стук шатуна другой – тяжкий, как будто кто-то лупит ручкой молотка по блоку. Рядовая причина – забияк шатунной шеи коленвала и вкладышей нижней головки шатуна. Зазоры огромные, металл бьется в металл – ездить нельзя! Дело может закончиться поломкой шатуна, тогда и конец блоку цилиндров.
Найти, какой из шатунов повинет, просто: попеременно отключаем провода свеч. На какой стук пропал, там и «битый» шатун. Но простота нередко обманчива.
В один прекрасный момент прибыл обладатель VAZ 2109 с жалобой на стук шатуна третьего цилиндра. Мы проверили. Владелец прав! Когда же сняли поддон, с удивлением узрели шатунную шею и вкладыши в примерном состоянии! Загадка? Но здесь звякнул в поддоне странноватый кусочек металла. Ба! Да это осколок юбки поршня! Оказалось, что в заводском поршне вначале была трещинка – она и привела к поломке (см. фото). Кстати, звук треснувшего поршня не «колокольный». Этот случай восполнил копилку нашего опыта.
…Обладатель VAZ 2110 забил тревогу, найдя в движке какое-то «потрескивание». Догадываясь, в чем дело, «просечку» в прокладке под выпускным коллектором мы все таки отыскали не сходу – работы здесь много, ведь движок «увешан» элементами системы впрыска… Причина же не нова. Заводские, практически необжимаемые прокладки годятся для уплотнения кропотливо обработанных соединений, что не всегда соблюдается. На моторе клиента мы применили мягенькую асбестографитовую прокладку – жалоб больше нет.
А вот история практически неописуемая: коллега-мастер, своими руками собрав «жигулевский» движок, услаждался результатом около 6 тыс. км, а позже услышал непонятный лязг. Созвали консилиум… Длительно находили источник шума, пока увидели, что гайку храповика и винт крепления «паразитной» звездочки можно крутить нагими руками! Владелец божился: при сборке, дескать, «затянул насмерть». Мы сообразили одно: и на старуху бывает проруха!