Высочайшие технологии. ОТ СЛОЖНОГО – К СОВЕРШЕННОМУ
Высочайшие технологии. ОТ СЛОЖНОГО – К СОВЕРШЕННОМУ
Дородный телевизионный механик, занявший собой чуть ли не половину гостиничного номера, длительно возился с пультом, но развел руками. Ну что ж, пощелкаю вручную. Хотя раздражение осталось: все-же XXI век на дворе. Без пульта, ну и гнезда для цифровой камеры телек смотрится как-то убого. Избаловались?
А что тогда сказать про кнопки и кнопки, дисплейчики и мониторы – продукты больших технологий, которыми под завязку напичканы машины на щитах автомобильного салона во Франкфурте? Сегодня над каждой моделью трудится целая академия: физики, химики, даже биологи и, естественно, программеры. Кстати, высочайшие технологии сейчас – это не только лишь электроника. Другие механические устройства по причудливости и тонкости выполнения посоперничают с ней – но все-же без электроники, очевидно, никуда…

Преднатяжитель ремней с электромотором, в отличие от устройства с пиропатроном, срабатывает не в момент аварии, а еще до нее – по команде компьютера, анализирующего информацию, выдаваемую «мозгами» Абс, ESP и других систем. Сила натяжения ремня находится в зависимости от степени угрозы. Многоразовые преднатяжители компании TRW ставят, а именно, на новый «Мерседес-Бенц S».
Способности веселительной техники показывала компания «Брабус». Очень узкий 32-дюймовый мультимедийный экран в перегородке салона можно стремительно опустить, чтоб через опускное же лимузинное стекло узреть пейзажи, проносящиеся перед капотом «Мерседес-Бенца Виано» с 4,4-литровым мотором.
Даже то, что сидение, как будто разумное существо, наделено памятью, не поражает. А движок, коробку, вэдовые коробки, тормоза, управляющее без компов и представить трудно. Автомобиль без помощи других сушит колодки, придвигает их к дискам и наращивает усилие на педали ранее, чем малоопытный шофер смекнет: дело пахнет катастрофой. Электронику обучили поменять твердость подвески и дорожный просвет, «душить» движок и подтормаживать на повороте, чтоб машина не ушла с неопасной линии движения. Но программеры напористо идут далее, вторгаясь в святая святых. Компьютер уже самоуверенно командует подвесками. К примеру, электромоторы по его приказу меняют схождение задних колес зависимо от скорости движения и кривизны поворота.

Внедорожник «Audi Q7» представили сходу также в гибридном варианте. Такая версия добивается 100 км/ч за 6,8 с и разгоняется с 80 до 120 км/ч за 7 с. А средний расход горючего, обещают, всего 12 л/100 км.
На «Audi Q7» в паре с 350-сильной «восьмеркой» работает 32-киловаттный электромотор, установленный меж движком и автоматической коробкой. Бензиновый и электронный агрегаты могут действовать совместно и порознь.
Похоже, дорогая сердечку опытнейших, опытных водителей фраза «я вытащил-таки машину из заноса» выйдет из обихода. Не говорим ведь мы с гордостью: «Я управляю телеком!» (дался же мне этот чертов пульт!). Вобщем, до полного «обесчеловечивания» дело если и дойдет, то не скоро. Но то, что электроника работает все более четко и резвее – факт. Означает электроприводы (либо, как выражаются конструкторы, управление по проводам) будут завоевывать автомобиль все активнее. Нет, без «железа», естественно, не обойтись: реечный управляющий механизм, рычаги и пружины подвески останутся, как диски тормозов и колодки. Но механических связей будет меньше, а машина станет еще умней и предупредительней.

Агрегат « Ламборгини Галлардо» – гордость итальянских и германских (из «Ауди») конструкторов. Красавчик 500-сильный движок сблокирован с шестиступной коробкой. От нее один вал идет к фронтальным колесам, 2-ой на дифференциал задних.
Представлять новейшую серийную модель сходу с не самыми обычными пока силовыми агрегатами стало неплохим тоном. Движок объемом 2 л мощностью 180 л.с./132 кВт на СААБ-9-5 «Био Пауэр» потребляет смесь бензина и этилового спирта.
Стоп! А надежность: кто не сталкивался с «зависающим» компом! Авто «мозги», говорят производители, еще покладистей. Чтоб не допустить ошибки, блоки управления различных устройств повсевременно обмениваются информацией по скоростным CAN-шинам. Не считая того, в более ответственных, влияющих на Законодательство устройствах используют взятый из авиации принцип дублирования. К примеру, пичкают дополнительным малогабаритным источником питания и электромотором либо наращивают число «органов чувств».

«Ягуар-ХК» – пример широчайшего использования алюминия. Купе с базой 2752 мм и движком V8 мощностью 298 л.с./219 кВт «тянет» всего на 1595 кг. Наибольшая скорость «кошки» ограничена электроникой – 250 км/ч.
В пресс-релизе концепт «Майбах-Экселеро» именуют «хай-энд творением». Монстр, построенный вместе с шинной компанией «Фульда», с легкой пространственной рамой и 700-сильным мотором показал на автодроме Нардо в Италии 351,45 км/ч. Уж вот вправду хай-энд! Либо будет еще круче?
Соответствующий пример пути, по которому идут сегодня инженеры, – новинка компании TRW: активный круиз-контроль второго поколения АСС 2. Устройство можно включить на скорости 30–40 км/ч. Если вы, зазевавшись, небезопасно приближаетесь к впереди идущему автомобилю, машина сама понизит обороты мотора, а потом начнет тормозить. Сразу в салоне раздастся тревожный сигнал. Угол «обстрела» радара, установленного посреди фронтальной панели, – 5 градусов, дистанция, с которой устройство распознает объект, – 180 м. Ответственности с водителя АСС, непременно, не снимает и даже экстренно тормозить не умеет (замедление не превзойдет 0,3 g). Чтоб позволить машине посильнее давить на тормоз, данных от 1-го радара не достаточно, считают инженеры. И готовят версию со вторым «глазом» – камерой, которая, как и радар, будет поставлять информацию блоку управления. Только «услышав» двоих и сверив их показания, он сумеет принять решение более суровое, чем «плавно замедлить автомобиль». Пока АСС ставят на дорогие авто – « Фольксваген Фаэтон», «Бентли» и другие. Но скоро схожее устройство, правда, работающее со 120, а не 180 м, в качестве функции предложат покупателям «Фольксвагена-Пассат». А в работе уже АСС для машины гольф-класса. Тенденция налицо: электрические «игрушки» равномерно и достаточно стремительно переселяются с автомобилей бизнес класса на более массовые.

Некогда скрытые, военные устройства стали доступны в серийных, правда, никак не дешевеньких моделях. Система «Найт Вижн» помогает водителю БМВ 7-й серии созидать в мгле на расстоянии до 300 м от автомобиля.
Новый класс автомобилей – SUC (Спорт Utility Cabrio) открыла германская компания «Карманн». Концептуальный кабриолет-вседорожник оснастили 320-сильным 4,4-литровым движком. Вэдовая коробка с 6-ступенчатой коробкой с электрическим управлением сотворена компанией ZF.
Невзирая на то что тяг, рычагов, тросиков становится меньше, авто становятся тяжелее. Машины пользующегося популярностью С- либо гольф-класса «тянут» сегодня на 1100– 1200 кг – на пару центнеров больше, чем их праотцы лет 15 вспять. Масса приличных седанов – под пару тонн, а огромные внедорожники тяжелее еще кг на 500. Логично: в машинах много дополнительного оборудования, устройств пассивной безопасности. А ведь излишние килограммы – утрата динамики, рост расхода горючего.

Гибридный привод подходит и для Подвескаивного родстера, считает компания «Дайхатсу». У концепта HVS (Hybrid Vehicle Спорт), кроме 1,5-литрового бензинового мотора мощностью 105 л.с./77 кВт, три (!) электронных. Два – общей мощностью 36 кВт действуют на фронтальные колеса, 3-ий – 22-киловаттный через многодисковые сцепления, управляемые электроникой, на задние.
Это волшебство по имени «Муви», участвуя в дизайнерском конкурсе компании «Пежо», нарисовал юный португалец Андре Коста. Молвят, приблизительно в 2020 году такими станут городские авто. А что – с парковкой у шарика длиной 2,33 м заморочек практически не будет. А обзорность…
Конструкторы сберегают практически на каждой Ремонт и эксплуатация и все обширнее используют легкие материалы. По аналогии с термином «постиндустриальная эпоха» можно сказать, что в автомобилестроении наступила «постстальная». Алюминий, Ремонт и эксплуатация из которого легче железных приблизительно на третья часть, пластик, углеродистые композитные материалы (они позволяют сберегать по сопоставлению с «железом» до 50% массы) получают прописку в кузовах, элементах шасси, движках. При всем этом инженеры и ученые научились соединять «несоединимое». Как понятно, контакт стали и алюминия делает очень подходящие условия для коррозии. «Прокладки», дозволяющие не допустить ее, – гордость сотрудничающих с автомобилестроителями химиков – используют уже пару лет. А инженеры компании «Мазда» пошли далее. В новеньком родстере МХ-5 алюминий со сталью сваривают трением по хитрецкой технологии – ноу-хау компании. Никаких заморочек с коррозией и прочностью, утверждает «Мазда», не будет.

Как бы к автомобилям с откидным верхом с жесткой крышей, как «Вольво-С70», мы уже привыкли. И не задумываемся, как точно должна работать вся эта механика, как высоки требования к уплотнениям.
Концептуальный «Смарт-Кросстаун» обустроен 61-сильным бензиновым (0,7 л) и 23-киловаттным электродвигателями и шестиступной коробкой с поочередным переключением. Наибольшая скорость гибридного малыша – 135 км/ч.
Большая часть водителей, нажимая кнопку «Старт» либо пока «по старинке» поворачивая ключ зажигания, не думают, на какие ухищрения идут конструкторы, чтоб снять с 1 л рабочего объема 80–100 л.с., не расстроив нас прожорливостью мотора и уложив выбросы в жесткие экологические нормы. Даже на относительно дешевых моделях все большее распространение получают устройства для регулирования фаз газораспределения и высоты подъема клапанов, впускные тракты изменяемой длины. На низких оборотах смесь идет по длинноватому пути, на завышенных – по недлинному. Это позволяет поднять мощность и вращающий момент во всем спектре оборотов, не сжигая избыточное горючее. Содействуют экономичности электронные, а не механические приводы подвесных агрегатов – к примеру, водяного насоса, освобождающие движок от «непродуктивной» нагрузки.

«Тойоту-RAV4» предлагают с 3-мя движками. Новый 2,2-литровый дизель с сажевым фильтром развивает 130 кВт/177 л.с. при 3600 об/мин. Момент на задние колеса идет через многодисковое сцепление с электрическим управлением.
На «Мазде-Сассо» 1-литровый 3-цилиндровый движок с конкретным впрыском и турбонаддувом. Коробка – 6-ступенчатая с поочередным переключением. Других данных красового макета пока не приводят.
Разумеется, у бензиновых и тем паче дизельных моторов есть еще резервы для совершенствования. Но даже если веровать оптимистам, утверждающим, как будто земные недра содержат большие залежи темного золота, разумеется, что их поиск и разработку оплатим мы – потребители. Потому цена моторного горючего навряд ли уменьшится. А если прислушаться к пессимистам, то…
Одно из основных событий франкфуртской выставки IAA-2005, в отличие от других, не реализованное, правда, в металле, но очень принципиальное: «Даймлер-Крайслер», БМВ, «Дженерал моторс» и «Фольксваген» хотят вместе работать над гибридными автомобилями. Янки и европейцев, как сказано в пресс-релизе, совсем не устраивают передовые позиции японцев в «гибридостроении».

Фактически все элементы, включая баллоны водородомобиля на базе «Мерседес-Бенца» А-класса, размещены под полом. Под капотом – электромотор мощностью 65 кВт/87 л.с. Шестьдесят таких машин уже колесят по дорогам 3-х материков и везут, как утверждает компания, водителей и пассажиров в будущее.
В семействе вэдовых БМВ – пополнение. Коробка xDrive на машинах 3-й серии по конструкции подобна знакомой по моделям Х3 и Х5: перераспределением момента по осям ведает электроника.
А 1-ый шаг уже сделала компания «Ауди». Новый внедорожник Q7 проявили, в том числе, с электромотором, который работает в паре с бензиновым. Пока это макет, но изготовленный очевидно не для того, чтоб восполнить коллекцию концептов фирменного музея в Ингольштадте. Гибридные силовые установки, которыми хвастались чуть ли не все большие компании, – не единственная кандидатура обычным, как молвят немцы, Отто- и Дизель-моторам. Редчайший щит обошелся без так именуемых битопливных машин – работающих, кроме бензина, на природном газе либо спирте. Они, обычно, серийные: реализации схожих моделей в Европе вырастают.
На газетные полосы, посвященные выставке во Франкфурте, попал даже русский автомобиль. Нет, совсем не «Калина», а показанный на прошлогодней выставке в Москве АНТЭЛ-2 – водородомобиль в кузове VAZ 2111. Врагов у этого вида горючего пока не меньше, чем приверженцев. Но их жаркие споры, как и внимание конкретно к этому российскому экспонату, только подтверждают энтузиазм к экологически чистому горючему, припасы которого на Земле фактически не ограничены. Ну и не стали бы БМВ, «Ауди» и другие именитые компании, чье управление умеет считать Энциклопедия грузовых автомобилей и не склонно кидать их на ветер, вкладывать большие средства в совершенно уж бесперспективное дело.
Естественно, завтра водородные машины массовыми не станут, у «спиртомобилей» много недочетов, а модификации не решают делему кардинально. Но за 125 лет, прошедших с получения Карлом Бенцем патента на «моторваген», население земли очень привязалось к автомобилю и отрешаться от него не хочет. Означает, от академии авто наук совершенно скоро можно ожидать новых увлекательных, необыкновенных открытий.