МЕСТО ВСТРЕЧИ МОЖНО Поменять
МЕСТО ВСТРЕЧИ МОЖНО Поменять
ТЕХНИКА
Законодательство
ПЕШЕХОДНЫЕ Испытания
МЕСТО ВСТРЕЧИ МОЖНО Поменять
МАКСИМ САЧКОВ
Современные авто способны защитить водителя и пассажиров даже в суровых катастрофах. А вот о безопасности пешеходов, которые очень нередко мучаются в дорожных происшествиях, производители задумываются обычно меньше.
Представим самое худшее: ни фары дневного света, ни действенные тормоза, ни точное рулевое не посодействовали избежать наезда. Столкновение беззащитного человека с бездушной машиной непредотвратимо. Какова она, эта машина? Вопрос совершенно не праздный. Чтоб смягчить (в прямом смысле тоже!) последствия удара, конструкторы должны поменять место встречи плоти с металлом, другими словами кузов автомобиля.
Вот почему в перечень испытаний, проводимых независящими профессионалами, вместе с передними и боковыми ударами машин, все почаще входят "пешеходные" испытания.
СОХРАНИ Близкого Собственного
Недавнешние поправки к Директиве 70/156 Евросоюза обязывают производителей к 2005 году внести суровые конфигурации в конструкцию автомобилей (ЗР, 2003, № 6). Фирмам дали маленькую отсрочку, чтоб они подогнали многообещающие модели под новые требования. Как это удалось, покажут сертификационные тесты.
Чтоб удачно сдать будущий экзамен, конструкторы уже на данный момент "играют" углами наклона частей фронтальной части машин, работают над усилителями кузовных деталей, колдуют над зазором меж движком и капотом. Разумеется, на "кенгурины", которыми сейчас украшены "носы" многих вседорожников, наложат табу.
Нормы 2005 года будут не очень серьезными. Но уже к 2010-му требования ужесточат и, возможно, без дополнительного спасательного оборудования пройти испытания будет трудно.
Может быть, с течением времени появятся даже внешние эйрбеги - над ними активно работают многие компании. Конструкторы экспериментируют со особыми механизмами, приподнимающими капот, который должен, отодвинувшись от жесткого мотора, смягчить удар, проектируют другие замысловатые устройства (ЗР, 2002, № 2).
Одним из последних достижений в борьбе за жизнь и здоровье пешеходов стал дюралевый капот с так именуемыми противоударными конусами (Shock Cone Aluminium Hood), в первый раз примененный на роторной "Мазде-RX8". По сопоставлению с деталями предшествующего поколения его легче деформировать, а поэтому, как говорят конструкторы, риск повреждения головы снижен в два раза.
ЗВЕЗДЫ НА КАПОТЕ
Европейская программка оценки новых автомобилей (EuroNCAP), не считая главных испытаний на пассивную Законодательство (передний, боковой удар, "столбовой" тест - подробнее см. в ЗР, 2001, № 5), включает и пешеходный крэш-тест.
При разработке методики обратились к статистике. Большая часть наездов происходит на скоростях до 40 км/ч. Этот показатель и приняли для испытаний. Подопытными служат два манекена, чьи антропометрические данные соответствуют среднему ребенку и взрослому. Датчики на их телах фиксируют перегрузки, испытываемые куколками при ударе.
Перед крэш-тестом переднюю часть автомобиля делят на 18 зон (см. рис.). Зависимо от того, как "доброжелательной" окажется та либо другая часть, каждой начисляют баллы, очень - два. Результаты суммируют, потом оценивают авто более обычными по крэш-тестам звездочками. Чтоб получить четыре, нужно набрать не меньше 28 баллов. Три звезды присуждают, если сумма 19-27 баллов, две - 10-18, одну - 1-9. В таблице - машины, испытанные по последним, ужесточенным в прошедшем году правилам EuroNCAP.
Хорошо проявили себя маленькие авто. Фавориты получили две звезды: капоты мягко приняли голову взрослого. Достаточно покладистой была и кромка капота, о которую ударились ноги. Но часть кузова, ударившая малыша, оказалась жестковата. Интересно, что " Audi А2" - фаворит класса по безопасности при переднем и боковом ударах - в пешеходном тесте набрал всего 5 баллов. И то благодаря большенному ветровому стеклу, которое выручило голову манекена от суровых травм.
Семейные авто высшего, по терминологии EuroNCAP, класса выступили ужаснее. К двум звездам близок "Ниссан-Примера", но его подвела жесткая кромка капота. Характеристики "Ягуара Х-тип" и того ниже: только одна из 18 зон оказалась "доброжелательной" для пешехода.
Посреди родстеров и кабриолетов беспрекословный фаворит - "Эм-Джи TF". Кузовные Ремонт и эксплуатация просто смялись, к тому же передок автомобиля лишен острых кромок, которые часто очень травмируют пешехода. На последнем месте "Honda S2000". Правда, компания, сославшись на хорошие результаты других собственных моделей, заверила европейских профессионалов, что скоро появится новенькая версия родстера, неопасная для пешеходов.
Чтоб уложиться в многообещающие нормы, придется в особенности потрудиться над большенными внедорожниками. Сегодняшние, по выражению профессионалов ЕuroNCAP, показывают "никакую защиту" и "удручающие результаты". Высочайший автомобиль, по определению, опаснее для людей, в особенности малеханьких. Не считая того, практически вся передняя часть вседорожников очень жесткая. "Сузуки-Гран Витара", к примеру, вообщем не оставил шансов пешеходу.
У малогабаритных вседорожников характеристики лучше. Тут тоже есть аутсайдеры: " Мицубиси Паджеро Пинин" с трудом получил единственный балл. Зато в этом же классе прописан один из абсолютных фаворитов - "Хонда СR-V". Три звезды - награда японских конструкторов, специально старавшихся сделать мягче Ремонт и эксплуатация передка и капот. "Ниссан X-Трейл" тоже показал хороший итог, в особенности заботливо обошелся со взрослым манекеном.
Многие компании заявили, что серьезно еще не готовились к пешеходным тестам, но при проектировании новых моделей учтут недочеты. Час "икс" не пробил, но "брутальные" авто быстро выходят из моды. Конструкторам еще придется потрудиться над новыми деталями и устройствами, дизайнерам - умерить фантазии, воплощение которых чревато томными травмами при наезде. Пешеходов нужно обожать! Тем паче, что на их месте бывает хоть какой шофер.
Избежать травм, естественно, не удалось. Но они могли быть куда серьезней, попади манекен под высочайший внедорожник с "кенгурином".
"Пешеходосберегающий" капот Shock Cone Aluminium Hood компании "Мазда".
Участки, разбитые на тестовые зоны:
1 - для головы взрослого; 2 - для головы малыша; 3 - для ног манекенов.