ИЗБАВИМСЯ ОТ ДЫМА?
ИЗБАВИМСЯ ОТ ДЫМА?
ТЕХНИКА
ЭКОЛОГИЯ
ИЗБАВИМСЯ ОТ ДЫМА?
Выставка "Человек, город
и окружающая среда" в Москве была приурочена к Глобальному деньку защиты среды.
Сергей ИОНЕС. Фото Александра Полунина
Автомобиль - один из основных загрязнителей природы, потому заблаговременно можно было ждать, что значительную часть экспозиции займут транПодвесканые средства, претендующие на звание экологически незапятнанных. Так оно и вышло. Но забегая вперед, отметим, что выставка (она была даже заявлена как интернациональная), можно сказать, практически никаких открытий и откровений не преподнесла - почти все из представленного на ней из года в год скитается с одной экспозиции на другую и отлично понятно.
Газобаллонные авто издавна не новинка. Их было тут много. Пожалуй, более "свежайшими" были экспонаты 41-го столичного автокомбината - "газели" на сжатом и сжиженном газе, газодизельные "бычки". С этими машинами соседствовали сочлененный городской "Икарус", снаряженный газовыми баллонами на крыше, и пятитонный бортовой ЗИЛ-4329, работающий на сжатом газе. Ознакомившись с его технической чертой, можно было просто представить, чем приходится рассчитываться за экологическую чистоту, когда в старенькую конструкцию пробуют механически вписать "экоэлементы". У газобаллонных грузовиков по сопоставлению с бензиновыми оснащенная масса растет приблизительно на 400-600 кг, в среднем на полтонны понижается грузоподъемность, а припас хода на газе практически в два раза меньше, чем на бензине. Про затрудненный запуск в мороз и запах газа в кабине уже не говорим.
Газовая аппаратура издавна продается в качестве автопринадлежности для установки на личные легковушки. Естественно, наше внимание привлек VAZ 2110 с красноватым баллоном в багажнике. Баллон изготовлен на предприятии "Оргэнергогаз", набор аппаратуры - компанией "Автосистема". Напомним: одной заправки бензина "10-ке" хватает на 630 км хода, а газа - лишь на 130 км, при этом в данном случае наибольшая скорость падает до 130 км/ч (на бензине -162 км/ч). К тому же с бензином издавна нет никаких заморочек, а газовых заправок еще сильно мало. Может быть, поправят дело передвижные газонаполнительные станции - одна из их, смонтированная на прицепе, была представлена на выставке. Но каковы масштабы их производства?
Самым приметным экспонатом посреди представлявших "газовый транПодвеска" была "Газель" с рефрижератором подмосковного предприятия "Холодавтогаз". Газобаллонная аппаратура этой машины служит источником питания сразу и мотора, и холодильной установки.
Очередной экспонат из этой серии - трактор "Беларусь", применяемый в городском коммунальном хозяйстве. Его тоже собираются переводить на газовое горючее. Во всяком случае, на выставке предстали два газодизельных "коммунальных" трактора.
Газобаллонные ТС при всех собственных "за" и "против" все-же выпускают серийно, много их находится в эксплуатации. Этого, как досадно бы это не звучало, не скажешь о наших электромобилях. Уже не одно десятилетие собираются применить электротягу на городских развозных фургонах. В прежние времена на выставках мерцали экспонаты на базе РАФов и УАЗов, особые конструкции вроде ВАЗ-2702, НИИАТ-925-1. Из такого же разряда нынешний концепт-кар - электронная "Газель". Свойства ее очень умеренные: грузоподъемность - 900 кг, наибольшая скорость - 70 км/ч, а припас хода - всего 25-30 км (!). Правда, обещают недолгую функцию подзарядки батарей - всего 15 минут.
Носителями агрегатов электромобиля часто становились те либо другие модели ВАЗа. Вот и тут на вид рядовая 5-и дверная "Нива" VAZ 2131 оказалась... развозным грузовым электромобилем. У нее привод лишь на фронтальные колеса, нет задних сидений, боковые и торцевая двери адаптированы для комфортной погрузки-разгрузки. Припас хода - 100 км, время подзарядки - 8 часов. Динамика, конечно, более чем умеренная: наибольшая скорость - 80 км/ч, разгон с места - до 60 км/ч за 20 с. Правда, тихоходность - залог безопасности, в особенности если учитывать, что у электромобиля не предусмотрен вакуумный усилитель тормозов. Электронную "Ниву" разработал сам ВАЗ. А вот стоявшего рядом "сотруднику" на базе VAZ 2109 сделал столичный НПК "Альтэн".
"Взрослые" электромобили, как это ни грустно, только бывалые эталоны. Но издавна стали серийными их наименьшие братья: внутризаводские электрокары, самоходные складские телеги. На выставке можно было созидать такие машины. Любознательная конструкция подобного типа - маленький уборочно-хозяйственный электромобиль, способный развернуться в узеньком дворе и на тротуаре. В парках и на выставочных территориях, может быть, приживется маленький электробус с авангардным дизайном - детище "Мосэкотранса".
Но говоря об автомобиле и защите среды, сначала имеют в виду не газ и не электричество при всей их значимости, а улучшение старенького, хорошего и еще пока очень "грязного" двигателя внутреннего сгорания. Сначала это каталитические нейтрализаторы и впрыск горючего. Снаряженный такими устройствами экспонат был представлен НАМИ. Изготовлен он на базе азээлковского "Юрия Долгорукого". Движок у него не "Рено", а УЗАМ и система впрыска российская. Но поглядим правде в глаза: в наиблежайшие годы русские автозаводы чуть ли сумеют поменять карбюраторные движки и уж совершенно нереально оснастить впрыском хотя бы часть находящихся в эксплуатации российских автомобилей. Потому заслуживает особенного внимания каталитический нейтрализатор столичной компании "Нотек". Журнальчик уже писал о нем (ЗР, 1997, № 6). Напомним, что, в отличие от обыденных нейтрализаторов, внутренность "Нотека" не из керамики либо фольги, а из пористого пенометалла и ему не нужен ни лямбда-зонд, ни впрыск. Он полностью может работать с обыденным карбюраторным движком хоть какой, даже старенькой модели при условии, естественно, что мотор исправен и отрегулирован, а в баке неэтилированный бензин. И еще: при выходе его из строя внутренность не "затыкает" выхлопную трубу и не делает угрозы пожара, а просто рассыпается, при всем этом сгорают не все блоки, а только самый ближний к движку. Представлены были и другие нейтрализаторы, в том числе очень впечатляющие по размерам, сделанные в НАМИ.
Из других экспонатов выставки можно отметить передвижные лаборатории для контроля среды, смонтированные в кунгах на шасси ЗИЛ-131 и КамАЗ-4310, макеты водородной системы питания мотора, автозаправочной станции с системой фильтрации горючего.
Оглядываясь на то, что было представлено в экспозиции "Человек, город, окружающая среда", приходишь к выводу, что забота об экологии сводится у нас приемущественно к дилемме вредного выхлопа. Так оно и должно быть. Но есть и другие трудности - утилизация авто отходов: шин, аккумов, масел, ну и самих автомобилей, отслуживших свое. Отметим все таки и положительное: борьба за незапятнанный воздух больше становится делом и российских компаний.
Электробусы от "Мосэкотранса".
Электронная "Газель" и ее моторный отдел.
Под капотом электро-"Нивы" все смотрится более чем внушительно.