ДИАЛЕКТИКА ВПРЫСКА
ДИАЛЕКТИКА ВПРЫСКА
ТЕХНИКА
Обозрение
ДИАЛЕКТИКА ВПРЫСКА
Чтоб после недлинного щелчка стартера движок заработал, нужно, как минимум, ввести в цилиндры горючее. Это азбучная правда.
Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ
В принципе, бензин может попасть в цилиндр или под действием разрежения на такте всасывания, или принудительно, за счет лишнего давления в топливной магистрали во время такта сжатия. Это отлично осознавал еще отец-основатель ДВС Николаус Аугуст Отто в дальнем 1877 году. Вот тогда ему пришла мысль... самого современнейшего на сей день конкретного впрыска в цилиндры. И, если поразмыслить, в этом решении задачки "в лоб" не было ничего необычного: нужен бензин в камере сгорания - нужно его туда впрыснуть. Гладко, но, выходит на бумаге. На самом деле же появляются сложные технические трудности: горючее должно попадать в цилиндры в подходящем количестве в необходимое время и быть отлично распыленным и перемешанным с воздухом. По другому или "оборотные удары", или нет вспышек. Техника XIX века не могла отыскать применимых решений, и прогресс свернул на тропу карбюраторов. Так оказалось проще.
Не задумайтесь, но, что всему виной было отсутствие в то время электроники с ее микрочипами и датчиками, которыми щедро увешан современный мотор. Топливная аппаратура дизеля применима и для впрыска бензина при понижении давления (эта возможность, кстати, не прошла мимо внимания конструкторов, но о ней чуток ниже).
Добавим еще, что вводить горючее можно не только лишь прямо в цилиндр, минуя клапаны, да и во впускной коллектор, при этом тоже по-разному. В простом случае при помощи одной-единственной форсунки (это вроде бы аналог карбюратора), тогда и мы получим так именуемый одноточечный либо центральный впрыск. А лучше использовать по одной форсунке на цилиндр - управление мотором будет более гибким, вся система эффективней и надежней. Таковой вариант, как понятно, получил заглавие многоточечного либо распределенного впрыска. Самый же новомодный метод - конкретный впрыск.
Не достаточно кто знает и помнит, что применительно к автомобилю он был реализован одержимым этой мыслью Гансом Шеренбергом еще в 1951 году на малоизвестной фирме "Гутброд". При помощи собственного мотора конструктор намеревался ни мало ни много составить конкурентнсть самому "Фольксвагену"! В сентябре того года из цехов мастерской (заводом предприятие, пожалуй, именовать было нельзя) выкатился автомобиль с претенциозным заглавием "Супериор 700 Е". Малая двухместная машинка была к тому же и... переднеприводная, так что ее с полным правом можно отнести к верхушкам послевоенной технической мысли. Двухцилиндровый двухтактный мотор водяного остывания рабочим объемом 663 смз выдавал 30 л. с. и разгонял 700-килограммовый автомобильчик до 115 км/ч. При всем этом "Супериор" наслаждался 4,8 л бензина на 100 км и его бака хватало на 850 верст. Если сопоставить характеристики с теми, что имеет "Ока", невольно возникнет вопрос, почему "Гутброд" через три года... разорилась, а не стала всемирно известным автоконцерном. Гансу Шеренбергу, вобщем, удалось перейти в "Мерседес-Бенц" и воплотить свою "впрысковую идею" на известной гоночной "Серебряной стреле", а позже на более известном 300 SL. В последнем было 6 цилиндров, четыре такта и 215 лошадиных сил, да только ломался этот чудо-двигатель не в пример почаще собственного надежного прародителя на "Супериоре". В итоге впрыск, тем паче конкретный, навечно сошел со сцены, уступив место все более утонченным карбюраторам.
Сейчас самое время вспомнить наш намек на схожесть конструкции аппаратуры впрыскового бензинового мотора и дизеля, который отлично обходится безо всякой не то что электроники - электрики. Конкретно это сходство побудило российских конструкторов поставить распределенный впрыск на... серийный легковой автомобиль. Такая попытка была предпринята, да не на одном, а на полутора тыщах (!) "москвичей-412". Не знаем, читали ли инженеры ЦНИИТА и харьковского завода ФЭД о работах Шеренберга, но собственный чисто механический впрыск они сделали. Да так успешный, что несколько таких машин бегают и доныне (три экспериментальные "волги" ГАЗ-21 экзамена временем не выдержали). Система состояла из четырехплунжерного рядного ТНВД, выдававшего до 100 атм. Для конкретного впрыска этого более чем довольно. Управлялась подача горючего пилообразной рейкой. Впрысковые "москвичи" прибавили в вращающем моменте на 12%, в мощности - на 10%, а количество СО в выхлопных газах снизилось на одну пятую. Как досадно бы это не звучало, в те годы никого это не заинтересовывало, как, вобщем, и умопомрачительная легкость запуска зимой и отсутствие "подсоса". Основным аргументом "против" оказалась увеличившаяся на 400 баксов (не гарантируем точность пересчета в запрещенную тогда валюту) стоимость мотора, и проект был похоронен в гаражах немногих счастливых хозяев.
Для обеспеченного Запада такая сумма не показалась неподъемной и поэтому впрыск пришел к нам оттуда совместно с кучей заморочек по диагностике, ремонту и обслуживанию незнакомой заокеанской техники. Мы все еще обсуждаем, какую машину брать - с карбюратором либо с впрыском, тогда как в остальном мире это издавна решено совершенно точно. Мы примеряем наши моторы к существующему качеству бензина и уровню сервиса, а "там" повелители нефтебизнеса и сервисмены подтягивают уровень собственной продукции и услуг к появляющимся новинкам. И вот уже минула эра первых механических "джетроников", завершается время распределенного впрыска и больше компаний устремляется по пути, проложенному японским "Мицубиси". Либо все таки Шеренбергом?
Почему сейчас одолевает конкретный впрыск? Главную роль тут сыграли требования экологии и экономичности. В конце концов, конструкторы вознамерились вынудить мотор работать на неописуемо бедной консистенции. Одна часть бензина в ней приходится на 40, а то и на 50 частей воздуха! (Ну и воздух-то обильно "обогащен" выхлопными газами, поступающими в цилиндр "по второму кругу".) Такую смесь не поджечь искровым разрядом и поэтому основная забота разработчиков так распределить топливный заряд, чтоб около свечки была смесь богатая, а в остальном объеме - бедная. Организовать таковой процесс очень трудно. Тут играют гигантскую роль геометрические характеристики камеры сгорания: обоюдное размещение клапанов, форсунки, свечки, форма днища поршня, факела распыляемого горючего... С 1997 года, когда "Мицубиси" представила собственный 1-ый GDI (Gasoline Direct Injection), компании без утомились патентуют другие варианты. До недавнешнего времени главных было четыре (см. рис.), но германский доктор Ульрих Шпихер из института в Карлсруэ отыскал собственный, 5-ый. Тут свеча спрятана в малеханькой "форкамере", бензин впрыскивается в углубление поршня и, когда последний подымается к ВМТ, забрасывается к искровому промежутку. Дальше - по описанному чуть повыше принципу.
Бедная смесь очень приглянулась разработчикам, но у "зеленоватых" к новым моторам появились свои претензии. Да, естественно, с СО тут все в порядке. Вот только резко выросли выбросы окислов азота NOx. На их тоже отыскали управу - особый накопительный катализатор. Правда, он не может всегда копить, временами его необходимо очищать. И эта неувязка решена: процесс управляется компом. В последней разработке "Боша" и "Фольксвагена" - "Мотроник MED7" - движок может работать в 3-х режимах. При частичной нагрузке (а это часто встречающийся случай) употребляется описанный чуть повыше послойный заряд топливом с в три раза обедненной консистенцией (l = 3). В таком режиме экономия горючего добивается 40%. При насыщенном разгоне либо движении с наибольшей скоростью смесь становится однородной с "правильным составом" l = 1. И в конце концов, когда датчик катализатора докладывает о его переполнении азотистыми соединениями, мотор краткосрочно получает немного переобогащенную смесь с l = 0,8. Температура выхлопных газов при всем этом увеличивается до нужных 600 градусов и вредности "выгорают". Переключением режимов ведает особая заслонка во впускном коллекторе, изменяющая нрав потока воздуха.
В целом в стандартном цикле удается достигнуть экономии горючего около 15% и выполнить жесткие нормы грядущего Евро IV. Но... при условии, если в бензине не будет не только лишь свинца, да и серы. Последняя даже в малых количествах отравляет новый катализатор и сводит на нет все усилия конструкторов. На Западе кооперативный напор экологов и двигателистов уже привел к возникновению особых, очищенных от серы видов бензина, которые, кстати, дороже обыденных только на 1,5 цента за литр.
Сейчас, пожалуй, не осталось суровых компаний, не предложивших движков с конкретным впрыском горючего либо, по последней мере, не работающих над таковой конструкцией. Остановимся подробнее на только-только представленном "Пежо" HPi - так именуемом движке с впрыском высочайшего давления. По сути высочайшее оно только по сопоставлению с обычными впрысковыми моторами, где к форсункам горючее подводится при 3-3,5 атмосферы. Новый мотор "Пежо" употребляет 30-100 атм, как и подобные моторы соперников. Но есть и у французов ноу-хау, связанное снова же с геометрией: воздух поступает в цилиндр сверху, практически вертикально, ударяется о выемку в днище поршня и интенсивно завихряется. В конце такта сжатия мелко распыленное горючее вводится в этот вихрь и благодаря умело подобранному комплексу характеристик распределяется в камере сгорания так, что около свечки состав консистенции практически стехиометрический (l = 1), а в остальном объеме бензина в 30 раз меньше, чем воздуха. (Последний, кстати, на 30% разбавлен выхлопными газами, что понижает температуру горения и тормозит образование окислов азота.)
За всеми процессами бдительно смотрит электрический блок с процессором, оперативно изменяя давление подачи бензина. Педаль - в пол и насос выдает наибольшие 100 атм, холостой ход - давление понижается до 70. В переходных режимах при плавном сбросе либо прибавлении газа давление падает до 30 атмосфер.
Система зажигания более "хитрецкая": зависимо от режима микропроцессор изменяет напряжение и энергию разряда. При послойном заряде цилиндра, когда в главном объеме смесь обедненная, энергия максимальна (100 мДж), при однородном рассредотачивании с l = 1 она меньше (70 мДж при частичной нагрузке и 50 - при полной).
Собственной своей жизнью живет в этом моторе и дроссельная заслонка, соединенная с шаговым электродвигателем. Педаль акселератора тут только орган, воспринимающий желание водителя. А как поступить с заслонкой, решит компьютер. Так, при послойном заряде воздуха должно быть много и заслонка обширно открыта. На холостом ходу угол ее открытия около 20° - в два раза больше принятого. Когда какой заряд употребляется? Послойный находит применение в большей степени в городской черте, когда нагрузка не превосходит 50%, а обороты не выше 3500 об/мин. Чем плавнее шофер движется, тем больше он может сберечь горючего, в эталоне - до 21%. Ну а за Подвескаивные наклонности, как обычно, придется рассчитываться у бензоколонки. Конструкторы "Пежо" убеждают, что даже обыденный сейчас европейский бензин с содержанием серы до 150 частей на миллион не иПодвескаит катализатор, а только принудит компьютер почаще прибегать к регенерации (читай - обогащать смесь) и тем уменьшит экономичность автомобиля.
Что все-таки в конечном итоге? Системы впрыска развиваются в полном согласовании с законами диалектики. Выдуманные в 1877 году и реализованные в 50-х, они навечно уступили место карбюраторам. Позже настал черед впрыска во впускной коллектор, и в этом выслеживается карбюраторное наследство. В конце концов, на следующем рубеже веков все возвратилось к начальной идее - только прямо в цилиндр, но уже на отменно новеньком, электронно-компьютерном уровне.
Супермашина "Супериор 700 Е" и ее мотор.
Впрысковый УЗАМ под капотом "Москвича-412".
Так размещались свеча и форсунка в моторе с конкретным впрыском. На автомобиль он так и не попал (а), а эти железяки (б) подменяли электронику.
5-ая форкамерная схема институтского доктора из Карлсруэ.
Четыре схемы смесеобразования при конкретном впрыске.
Так заполняют цилиндр французы.
Фото Дениса БОРОВИЦКОГО