ЛЕГЕНДЫ И Легенды БУЧЧАЛИ
ЛЕГЕНДЫ И Легенды "БУЧЧАЛИ"
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
/БЫЛОЕ
ЛЕГЕНДЫ И Легенды "БУЧЧАЛИ"
БРАТЬЯ АНЖЕЛО И ПОЛЬ-АЛЬБЕРТ НЕ Околпачивали - ОНИ ВЕРИЛИ В СОБСТВЕННЫЕ ФАНТАЗИИ
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ
Скандал разразился внезапно. Известный южноамериканский собиратель Вильям Харра решил внимательней присмотреться к собственному неоценимому приобретению - большому шасси "Буччали-Дабл Хьюит" с уникальным 16-цилиндровым движком. По различным оценкам, мощность его достигала 155-170 л. с. Просто представить чувства Харры, когда он нашел, что красавчик мотор, 10-ки лет будораживший воображение коллекционеров, всего только... муляж. История попала в газеты. Поль-Альберт Буччали, которому в ту пору было уже за восемьдесят, не стал опровергать явное, но при всем этом убеждал, что автомобиль с знаменитым V16 все-же был и даже ездил! Вот только по ряду обстоятельств этого никто не помнит...
Братья Буччали начали строить авто ровно 80 годов назад, а спустя всего только 10 лет марка канула в историю. 1-ая третья часть двадцатого века - никак не стародавние времена. Но легенд, слухов, домыслов, связанных с "Буччали", полностью хватило бы на загадачную историю из тьмы веков. Начать с того, что собственный 1-ый автомобиль с трехлитровым движком "Балло" Анжело и Поль-Альберт представили в 1919-м... но ни фото, ни достоверных технических черт этой машины не сохранилось.
Братья Буччали (во Франции их фамилия звучала как "Бюксиали") - сыновья итальянца, разбогатевшего на производстве ярмарочных шарманок (по другой, более великодушной версии - на орга'нах). Они основались во Франции, прибыльно вложив отцовский капитал в акции и, как и многие представители золотой молодежи, увлеклись автогонками. В те годы местные микрочемпионаты проходили чуть ли не каждую неделю.
Братьев не устраивали чужие авто. И в 1922-м на старт в Булони они вывели уникальный "Бук" с двухцилиндровым двухтактным мотором "Виолет". Дебют был удачным: Анжело и Поль-Альберт заняли третье место и еще более поверили в свои силы. Через год из ворот маленького завода на авеню Гамбетта в пригороде Парижа Курбевуа вышел "Буччали-АВ1" - переработанная Подвескаивная модель предшествующего года с 4-х цилиндровым мотором мощностью около 39 л. с. Машина развивала 135 км/ч и пришла к финишу первой. Это совсем обусловило путь Буччали: строить авто, при этом - "самые-самые".
Поль-Альберт и Анжело увлеклись тестами, бросаясь от одной уникальной идеи к другой, пробуя различные движки и пытаясь их улучшать; начинали строить новый макет, не доведя до разума предшествующий. В конце концов, в 1925-м появился применимый для серийного производства "Буччали-АВ4-5" с итальянским мотором СКАП мощностью 42 л. с. На самом деле, эта модель оказалась единственной серийной. Сделали также Подвескаивную 70-сильную версию АВ4Е. Наладив выпуск этих машин, можно было состоятельно жить, но братьев захватила новенькая страсть - фронтальный привод.
Буччали вдохновил удачный опыт янки Гарри Миллера (ЗР, 2001, № 12). Слава его переднеприводных спорткаров, которым не было равных на треках США, докатилась до Европы. Братья отыскали и единомышленника - конструктора Эдмонда Массипа, работавшего ранее в фирме "Лятиль-Уник". Кстати, под маркой "Лятиль" переднеприводные авто, в том числе грузовики (!), делали еще сначала века.
Уже в 1926-м на Парижском автомобильном салоне выставили два "Буччали-TAV" (от "траксьон авант" - фронтальный привод). Схема повторяла гоночные "миллеры" - коробка и дифференциал перед движком, очень маленький пол, стопроцентно независящие подвески. Словом, машины произвели сенсацию на выставке, меж тем образцы-то не были ходовыми!
Годом позднее на салоне проявили доработанный вариант, который, по мемуарам Жана-Альберта Грегуара, тоже не ездил. Вобщем, известный конструктор мог быть необъективен - в то время он доводил свою переднеприводную "Тракту". А "Буччали" 1927 года поразила даже вкусивших вкус спецов. Полуоси проходили в трубе, выполнявшей функцию верхнего рычага подвески. Горизонтальный цилиндр с резиновыми подушками и поршнями с 2-ух сторон подменял рессоры и рессоры. Большие колеса сделали из магниевого сплава. Фронтальные тормоза были электрическими, задние - механическими с усилителем. В шикарном фирменном каталоге красовались кузова известного парижского ателье "Лабурдетт".
Парижский кутюрье одел шасси и последующего "Буччали" - эталона 1928 года. Под большущим капотом выставочного экспоната стоял рядный восьмицилиндровый мотор. На другой автомобиль поставили южноамериканский шестицилиндровый "Континенталь". Движок развивал всего 55 л. с., хотя реклама убеждала, что автомобиль добивается 130 км/ч.
Понемногу машины все-же продавали и не просто богатым, а очень богатым клиентам, видимо, не желавшим огласки, - имена история не сохранила. Вобщем, скоро реализации застыли - начался экономический кризис. В 1930-м братья повезли один автомобиль в New-york. Буччали находили там партнеров, вели переговоры с управлением компаний "Пирлесс" и "Ракстон", но у янки хватало собственных заморочек - величавая депрессия.
В 1930-1932 гг. продали всего пару 10-ов машин с 85- и 90-сильными "восьмерками" "Континенталь". Кузова делал сейчас прославленный кузовщик Саучик (выходец с Украины, до переезда во Францию - Савчук). Не просто понимая, а чувствуя стиль братьев, он сделал уникальный вид "Буччали" - большие, соразмерные колесам, крылья, большущие, близко посаженные фары, вытянутый силуэт. Боковины капота длиной с семейную малолитражку декорировали фирменные аисты. Кстати, аист тут - не подражание известной эмблеме "Испано-Сюизы". Поль-Альберт Буччали, как и отец испано-швейцарской компании Марк Биркигт, во время войны служил в эскадрилье знаменитого пилота Гинемэ, а на ее аэропланах были нарисованы аисты. Так что обе компании, на самом деле, имели равные права на пернатого.
Кризис кризисом, но в 1930-м на щите "Буччали" появился очередной шедевр - то самое шасси, которое много позднее попало в руки южноамериканского собирателя. Несчастный макет V16 сделали из 2-ух восьмицилиндровых "континенталей", соединив их в общем картере. На гладкие полированные поверхности был нанесен "мороз" - неглубокий рельефный орнамент. Перед мотором стояли два радиатора и пара вентиляторов.
В каталоге вновь рекламировали шикарные кузова. Один из принаряженных автомобилей стоял на щите. Но под его капотом, разумеется, была все-же "восьмерка". В памяти свидетелей два шедевра соединились в один... и V16 "поехал". Легенда, вероятнее всего, пошла от самого Поля-Альберта, и через несколько 10-ов лет, когда ему было уже за восемьдесят, он сам, наверняка, веровал в то, что когда-то была роскошная машина, летевшая по шоссе благодаря массивному V16...
Предзакатный "Буччали-ТАV12" оснастили 12-цилиндровым 125-сильным мотором "Вуазен". Мощнейший бесклапанный агрегат работал очень тихо, но не устраивал братьев завышенной дымностью. Сделали всего несколько машин. А в 1933-м на Парижском салоне щита "Буччали", ставшего для публики собственного рода магнитом, уже не оказалось. История марки завершилась. Автомобиль традиционной сборки с 45-сильным мотором "Матис", построенный в 1936-м, у преданных поклонников "Буччали" вызвал только печальные мемуары.
Обычно пишут, что братья выстроили 151 автомобиль (из их 38 - переднеприводных), но даже эта, более чем умеренная цифра кажется завышенной. Остались старенькые плохонькие фото (на какой-то из них, как будто желая обосновать потомкам, что машины все-же ездили, Поль-Альберт около ТАV30 кое-где меж Парижем и Ниццей) да редчайшие экземпляры, временами всплывающие на популярных ретро-шоу. Авто гурманы говорят при всем этом о баснословных ценах - автомобиль ТАV12 не так давно продали, молвят, за 800 тыщ баксов - и уповают стать очевидцами гордого выезда 1-го из раритетов... "Ах, одурачить меня не тяжело!... Я сам обманываться рад!"
"Буччали-15 СV" 1927 года.
Кузов Подвеска-торпедо на шасси "Буччали-TAV8" давал ездокам чувство наибольшего слияния с природой.
На модели TAV8 стояла 85-сильная "восьмерка" "Континенталь".
Автомобиль с откидным верхом ателье "Саучик" "Буччали-TAV30" со 130-сильным движком.
Один из последних "Буччали-TAV30" - версия 1932 года.