ГЕРОИ БЫЛЫХ Схваток
ГЕРОИ БЫЛЫХ Схваток
КЛУБ "Автовладелец"
у камина
МУЗЕЙ БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ
ГЕРОИ БЫЛЫХ Схваток
СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ. ФОТО: КОНСТАНТИН ЯКУБОВ
Еще не так давно этот музей был закрыт для широкой публики. Те, кому посчастливилось побывать там, взахлеб ведали об большой уникальной коллекции танков. Если честно, я не очень веровал: задумывался, "избранные" специально приукрашивают, чтоб раззадорить непосвященных. Но когда в первый раз попал в Военно-исторический музей при научном и испытательном бронетанковом институте в подмосковной Кубинке, сообразил, как ошибался: свидетели ведали только о малой доле увлекательных, редчайших экспонатов.
Семь больших ангаров, около 300 танков, бронеавтомобилей, самоходных артиллерийских установок - вся история огромных и малых войн ХХ века. Коллекцию в Кубинке начали собирать в 1931 году. Сейчас машины СССР, Германии, Англии, Франции соседствуют с малоизвестными, иногда просто уникальными танками Чехии, Венгрии, Стране восходящего солнца...
Неловкий английский Mk V сегодня вызывает ироническую ухмылку. А некогда машина с экипажем восемь человек и сверхмощным по тем временам 150-сильным мотором наводила кошмар на полях Первой мировой войны. Для связи служила малогабаритная... голубятня с почтовыми сизарями.
Ровесник англичанина - французский "Рено-FT 17" - пример совершенно другой полосы танкостроения. По размерам машина сравнима с "Окой", ну и мотор 35-сильный. Правда, весил двухместный "малыш" побольше - 6,5 т. Кстати, "Рено" стал макетом первого российского танка - "Боец за свободу Ульянов-Ленин" (он же - тип М, позже - МС). Таковой, естественно, тоже есть в Кубинке.
Посреди образцов времен 2-ой мировой много машин с авто родословной: танки "Шкода" и "Прага", бронетранПодвескаеры "Панар-Левассор".
Редкие экземпляры - трофейные японские танки (большая часть после капитуляции в 1945-м попало в переплавку), венгерский "Зриньи" (сохранились только два экземпляра), германский "Маус".
Огромную машину спроектировал отец известного "Фольксвагена" Фердинанд Порше. "Мышонок" ("Порше-205") массой 160 тонн с 200-миллиметровой лобовой броней оснастили мотором "Даймлер-Бенц" мощностью 1750 л. с. и 2-мя тяговыми электромоторами, по одному на каждую гусеницу. Немцы успели выстроить всего два полностью никчемных на поле боя монстра. Танк, представленный в Кубинке, после войны вывезли из Германии по частям и собрали силами университетских умельцев.
В большом собрании российских машин, естественно, тоже много раритетов. Танковой гигантоманией болели не только лишь немцы. К примеру, предвоенный Т-35 - единственный в мире пятибашенный танк, с 2-мя пушками и 3-мя пулеметами. Ему под стать... бронепоезд, точнее, мотоброневагон с танковыми башнями и орудиями.
Золотой фонд коллекции - редкие несерийные машины, проходившие тесты в бронетанковом институте, но не принятые на вооружение. Взять хотя бы необыкновенный "Объект 279" производства Кировского завода. Машина 1957 года со сдвоенными гусеницами отличалась феноменальной проходимостью (молвят, проезжала даже по болотам), но средней маневренностью.
Стараниями служащих музея коллекция продолжает расти. А пару раз в год часть машин выезжает на университетский полигон. Грозно ревя моторами, поднимая клубы пыли, танки-ветераны как будто вспоминают былые схватки - и выигранные, и проигранные...
ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ
Столичная обл., Одинцовский р-н, Кубинка-1 (ст. Кубинка, Белорусского направления)
Часы работы: с 9 до 17.
Выходные: пн, вторник.
"Рено-FT 17" с ведущими древесными (!) колесами выпускали до 1939 года.
В 1933-1939 гг. выстроили только 61 экземпляр русских Т-35.
КЛУБ "Автовладелец"
у камина
МУЗЕЙ БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ
ГЕРОИ БЫЛЫХ Схваток
СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ. ФОТО: КОНСТАНТИН ЯКУБОВ
Еще не так давно этот музей был закрыт для широкой публики. Те, кому посчастливилось побывать там, взахлеб ведали об большой уникальной коллекции танков. Если честно, я не очень веровал: задумывался, "избранные" специально приукрашивают, чтоб раззадорить непосвященных. Но когда в первый раз попал в Военно-исторический музей при научном и испытательном бронетанковом институте в подмосковной Кубинке, сообразил, как ошибался: свидетели ведали только о малой доле увлекательных, редчайших экспонатов.
Семь больших ангаров, около 300 танков, бронеавтомобилей, самоходных артиллерийских установок - вся история огромных и малых войн ХХ века. Коллекцию в Кубинке начали собирать в 1931 году. Сейчас машины СССР, Германии, Англии, Франции соседствуют с малоизвестными, иногда просто уникальными танками Чехии, Венгрии, Стране восходящего солнца...
Неловкий английский Mk V сегодня вызывает ироническую ухмылку. А некогда машина с экипажем восемь человек и сверхмощным по тем временам 150-сильным мотором наводила кошмар на полях Первой мировой войны. Для связи служила малогабаритная... голубятня с почтовыми сизарями.
Ровесник англичанина - французский "Рено-FT 17" - пример совершенно другой полосы танкостроения. По размерам машина сравнима с "Окой", ну и мотор 35-сильный. Правда, весил двухместный "малыш" побольше - 6,5 т. Кстати, "Рено" стал макетом первого российского танка - "Боец за свободу Ульянов-Ленин" (он же - тип М, позже - МС). Таковой, естественно, тоже есть в Кубинке.
Посреди образцов времен 2-ой мировой много машин с авто родословной: танки "Шкода" и "Прага", бронетранПодвескаеры "Панар-Левассор".
Редкие экземпляры - трофейные японские танки (большая часть после капитуляции в 1945-м попало в переплавку), венгерский "Зриньи" (сохранились только два экземпляра), германский "Маус".
Огромную машину спроектировал отец известного "Фольксвагена" Фердинанд Порше. "Мышонок" ("Порше-205") массой 160 тонн с 200-миллиметровой лобовой броней оснастили мотором "Даймлер-Бенц" мощностью 1750 л. с. и 2-мя тяговыми электромоторами, по одному на каждую гусеницу. Немцы успели выстроить всего два полностью никчемных на поле боя монстра. Танк, представленный в Кубинке, после войны вывезли из Германии по частям и собрали силами университетских умельцев.
В большом собрании российских машин, естественно, тоже много раритетов. Танковой гигантоманией болели не только лишь немцы. К примеру, предвоенный Т-35 - единственный в мире пятибашенный танк, с 2-мя пушками и 3-мя пулеметами. Ему под стать... бронепоезд, точнее, мотоброневагон с танковыми башнями и орудиями.
Золотой фонд коллекции - редкие несерийные машины, проходившие тесты в бронетанковом институте, но не принятые на вооружение. Взять хотя бы необыкновенный "Объект 279" производства Кировского завода. Машина 1957 года со сдвоенными гусеницами отличалась феноменальной проходимостью (молвят, проезжала даже по болотам), но средней маневренностью.
Стараниями служащих музея коллекция продолжает расти. А пару раз в год часть машин выезжает на университетский полигон. Грозно ревя моторами, поднимая клубы пыли, танки-ветераны как будто вспоминают былые схватки - и выигранные, и проигранные...
ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ
Столичная обл., Одинцовский р-н, Кубинка-1 (ст. Кубинка, Белорусского направления)
Часы работы: с 9 до 17.
Выходные: пн, вторник.
"Рено-FT 17" с ведущими древесными (!) колесами выпускали до 1939 года.
В 1933-1939 гг. выстроили только 61 экземпляр русских Т-35.