ТЯНЕМ - ПОТЯНЕМ!
ТЯНЕМ - ПОТЯНЕМ!
Тесты
ТЕСТ
ТЯНЕМ - ПОТЯНЕМ!
Игорь ТВЕРДУНОВ. Фото Сергея Иванова и создателя
Автомобиль с тяжеленным прицепом - картина сейчас более чем обыденная. Иногда, сопя и отдуваясь, тянет "хвост" даже престарелый "Запорожец". Понятно, что в роли тягача лучше смотрелся бы здоровый "проходимец", но желания, как досадно бы это не звучало, не всегда совпадают с способностями.
Таскать прицепы по Рф почаще приходится автомобилям российским. Вот и поглядим, как любой из их с этой работой совладевает. Нынешний рассказ - только о тягачах. Прицеп можно представить некоторым условным грузом, его модель особенного значения не имеет. Потому не будем рассматривать конструкции прицепов, поведение автопоезда на дороге и другие достойные внимания моменты. Вобщем, некие требования к прицепу мы все таки предъявляли, но об этом чуток позже. Итак, полностью определенные тягачи буксируют некоторый условный (но иногда очень значимый) прицеп.
"ПАРОВОЗЫ" И "ВАГОН"
В роли "паровозов" выступали, как уже было сказано, серийные российские авто. В перечень соискателей звания "Наилучший тягач" не включили только "Оку". Прицеп для нее должен быть небольшим и совершенно легким, чтоб туда можно было хоть что-то опустить. Ну и вообщем "Ока" с прицепом - это несерьезно. Не в том смысле, что тянуть не сумеет - должна, даже в аннотации это написано. Просто буксировка для малеханькой машинки быстрее редчайшее исключение, чем норма жизни.
Все претенденты, а это VAZ 2106, VAZ 21093, VAZ 21213, "Moskvich 214122" с мотором 1,7 л и GAZ 31029 с движком ЗМЗ-406 были оборудованы тягово-сцепными устройствами (ТСУ) компании "Трейлер" из подмосковного Ступино. Эти ТСУ инсталлируются просто, без подгонки по месту и, что принципиально, относительно недороги.
Сейчас для наших тягачей нужно избрать "вагон". Все равно, каким он будет: одно- либо двухосным, с высочайшим тентом либо с низким. Главное - для всех машин один. Тормознули на двухосном "Тонаре-83102". При оснащенной массе 450 кг у него большая грузоподъемность - 1150 кг. Означает, при помощи балласта полную массу можно разнообразить в широких границах, что нам и требовалось, так как допустимые массы прицепов, оборудованных тормозами, для различных машин разнятся более чем в два раза.
СТАВИМ Задачку
Условно разделим тесты, которые предстояли подопытным автомобилям, на четыре части: определение высокоскоростных и динамических черт автопоездов, в том числе по времени разгона на промежных передачах, измерения расхода горючего и проверка тормозных параметров.
В первой части определялась наибольшая скорость автопоезда на третьей и четвертой передачах. На пятой, а такая есть у всех машин, не считая "шестерки", тягачи очевидно скисали. Не считая того, авто показали спринтерские свойства, разгоняясь с прицепом до разрешенных Правилами 70 км/ч (см. график).
Свои тяговые способности они демонстрировали, разгоняясь с 30 до 70 км/ч на 2-ой и третьей передачах.
При равномерном движении на скоростях 30, 50 и 70 км/ч регился расход горючего. С "семидесяти" же автопоезда тормозили.
"Вагон" загружали балластом до очень допустимой, для каждого автомобиля, массы. Загрузка "паровоза" - частичная, шофер и один пассажир.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Как мы уже отмечали, очень допустимая масса прицепа, оборудованного тормозами, очень различается для испытанных машин. Мощность мотора - тоже. Чтоб не путаться в свойствах, давайте определим удельный показатель и будем им в предстоящем оперировать. Тяговые способности автопоезда договоримся оценивать по тому, сколько лошадиных сил приходится на килограмм массы груженого прицепа. Выходит, что самая "тяговая" - "Нива", следом за ней - "Волга" и VAZ 2106. Эти три модели на 1 кг массы прицепа имеют более 0,1 л. с. Следом за ними "девятка" и "Москвич".
Самым резвым тягачом оказалась "Волга". Следом за ней более тяговооруженная "Нива". Другие хоть малость, но проигрывают шустрой парочке. А в аутсайдерах прогуливается VAZ 2106.
В разгоне с места три машины - "Волга", VAZ 21093 и "Москвич" проявили близкие результаты. VAZ 2106 сначала даже опережает соперников, но по мере роста скорости интенсивность его разгона падает. Приблизительно та же картина у "Нивы". Видимо, дело тут в свойствах коробки. По другому как разъяснить, что после 60 км/ч авто, чья удельная мощность высока, начинают приметно отставать от собственных соперников.
Разгоняясь на 2-ой и третьей передачах с 30 до 70 км/ч (естественно, с прицепом), все подопытные авто показали приблизительно равные способности. Несколько живее других оказались "Волга" и "шестерка", но их преимущество перед другими тягачами невелико.
Сейчас самое, пожалуй, сложное испытание для тяжелогруженых машин - разгон в гору. Подопытным автомобилям было предложено затащить прицеп на подъемы разной крутизны: 4, 6, 8 и 10 %. Фаворитами в этой номинации оказались вазовские ветераны - "шестерка" и "Нива". Стопятидесятисильная "Волга" выступила на уникальность безуспешно. Но не следует забывать, что и прицеп у
GAZ 31029 самый тяжкий. Похоже, шестнадцатиклапанный "четыреста 6-ой" мотор просто не успевает набрать обороты и показать все свои немалые способности.
А вот с расходом горючего картина вышла достаточно увлекательная. VAZ 21093 подтвердил репутацию автомобиля экономного, спалив бензина куда меньше других участников теста. За ним "Нива" (!), "Москвич", "Волга" и VAZ 2106. А ведь в обыкновенной жизни "Нива" "ест" куда больше соперников.
Результаты автомобилей при торможении со скорости 70 км/ч на сухом покрытии очень близки. Несколько лучше они у более легких автопоездов с вазовскими тягачами - 2106 и 21093.
КТО ВПЕРЕДИ?
Ответить тяжело. Если судить по сухим цифрам, то в фаворитах окажутся по очереди VAZ 2106, "Нива", "Волга", VAZ 21093. При всем этом нижегородский автомобиль тянет намного более тяжкий прицеп, чем его оппоненты. Но у него и движок намного сильнее. По удельному показателю "Волга" впереди, но состязание выигрывает далековато не всегда. Зато она показала одно очень противное качество. Хотя мы не оценивали специально поведения автопоезда на дороге, не увидеть резких продольных рывков, в особенности при насыщенном разгоне, было просто нереально. Решили, что повинна в этом архаичная рессорная задняя подвеска - она плохо смешивается с массивным мотором и томным прицепом. Подобные явления, только куда более слабенькие, приметны на машине с "четыреста шестым" мотором и без прицепа. Не считая того, мощнейший шестнадцатиклапанник на уникальность неуверенно выступил на подъемах.
Умеренный середнячок нашего теста "Москвич" нигде не выбился в фавориты, но его отставание от "чемпионов" практически всюду малое. И при всем этом "за кормой" груз, ни мало ни много, на четверть тонны тяжелее, чем у "Жигулей" и "Самары". Так что ВАЗы хотя и буксируют прицеп, который легче "москвичовского" на 25%, не опережают "Москвича" с этим же отрывом на дороге.
Состязание меж моделями ВАЗа как бы выигрывает заднеприводная чуток более мощная "шестерка", хотя ее преимущество перед "девяносто третьей" очень невелико, ну и непостоянно. VAZ 2106 показывает наилучшую упругость, "веселее" идет на подъем. "Девятка", в свою очередь, резвее и приметно экономичней. Так кто из их все-же одолел? А ведь еще есть "Нива", которая показала очень хорошие результаты. Вот только прицеп она тянет наименее значимый.
Можно считать, что заявленные веса все авто с огромным либо наименьшим фуррором взяли. Но поговорка насчет бесплатных пирожков все таки повсевременно вертится в голове.
Другая сторона
Как ни крути, буксировка прицепа, в особенности томного, для легкового автомобиля нелегкая задачка. Возрастает нагрузка на кузов, движок, коробку, понижаются ходовые свойства, вырастает расход горючего. В таблице приведены результаты заездов на одной и той же "шестерке" с прицепом и без него. Комменты, как нам кажется, излишни: с прицепом все характеристики ухудшаются более чем в два раза!
В нескольких источниках мы нашли, что стандартной "Ниве" VAZ 21213 по силам тащить полторы тонны. Если быть четким, допустимая масса прицепа ограничивалась 1490 кг. И хотя это изымательство над машиной и противоречит всем эталонам, мы все таки попробовали... Итог оказался близким к ожидаемому. Хотя авто наука и гласит, что безупречный тягач должен быть вэдовым, все имеет предел. Перегруженная "Нива" практически не растеряла в наибольшей скорости, ненамного возрос расход горючего, зато от разгона остались одни мемуары: до 70 км/ч - за 23 секунды, до 90 - 45 секунд. Упругость на том же уровне, преодоление подъемов - неувязка, и чем "горка" круче, тем паче откровенно "Нива" погибает. Приметно возрос тормозной путь.
Словом, собираясь грузить автомобиль и прицеп, задумайтесь, не окажется ли платой за несколько излишних мешков картошки либо цемента убитый до срока автомобиль...
Редакция благодарит
ООО "Трейлер" и ПКФ "Тонар"
за помощь в подготовке материала.
Наша справка
При загрузке прицепа следует ориентироваться не только лишь на его полную разрешенную массу, да и на создаваемую им вертикальную нагрузку на ТСУ. Согласно ОСТ 37.001.220-80, она должна составлять 25-100 кг, а, к примеру, согласно германским советам для наших русских машин - 25-50 кг. При вертикальной нагрузке на ТСУ наименее 25 кг в системе автомобиль-прицеп уже на относительно маленьких скоростях могут появиться резонансные колебания, способные привести к потере стойкости. При завышенной нагрузке, кроме угрозы отрыва ТСУ, появляется эффект "задранного носа", который при торможении существенно усилится. Следует также подразумевать, что при буксировке прицепа допустимая масса груза, перевозимого автомобилем, понижается как раз на величину вертикальной нагрузки на ТСУ со стороны прицепа.
Полная конструктивная масса прицепа во всех случаях не должна превосходить массы, разрешенной заводом - изготовителем автомобиля-тягача. При всем этом полная масса прицепа, оборудованного тормозами, не должна превосходить оснащенной массы автомобиля-буксировщика, а полная масса прицепа без тормозов - половины оснащенной массы автомобиля. Наибольшая масса прицепа, оборудованного тормозами, не может превосходить 1800 кг.
VAZ 21093. Допустимая масса прицепа - 750 кг. Самый экономный тягач. Показывает высочайшие динамические свойства. На подъемах уступает "Ниве" и VAZ 2106.
VAZ 2106. Допустимая масса прицепа - 750 кг. Наилучший (на пару с "Нивой") "горный тягач" по результатам нашего теста. Уверенно тормозит с прицепом. Приметно уступает соперникам в наибольшей скорости и разгоне.
VAZ 21213. Допустимая масса прицепа - 600 кг. Показал отличные результаты в преодолении подъемов. Машина с прицепом довольно стремительная и равномерно (для "Нивы") прожорливая. Далековато не самый наилучший спринтер - характеристики разгона не выдающиеся.
"Moskvich 214122". Допустимая масса прицепа - 1000 кг. По результатам теста автомобиль оказался крепким середняком, по всем характеристикам ненамного отставая от фаворитов. Ровненькие, довольно высочайшие результаты во всех "номинациях".
GAZ 31029. Допустимая масса прицепа - 1300 кг. Самый резвый, довольно оживленный тягач. Худшие результаты в преодолении подъемов.
Техно Черта
прицепа "Тонар-83102"
Оснащенная масса - 450 кг; полная масса - 1600 кг. Габаритные размеры, мм: длина - 4150; ширина - 1980; высота с тентом - 2250. Размеры платформы, мм: длина - 2480, ширина - 1860; погрузочная высота - 740. Дорожный просвет - 180 мм. Размер шин - 13". Подвеска - независящая, резино-жгутовая. Тормоза - механические, барабанные, инерционного типа.
К ЧИТАТЕЛЯМ
В материале "Колодка - деталь ценою в..." (ЗР, 1998, № 7) было обозначено, что тормозные колодки ВАТИ изготовлены в городке Волгодонске. По сути эта аббревиатура расшифровывается "Волжский завод асбестовых технических изделий", который находится, как видно из наименования, в городке Волжском. Выходит, напрасно поверили приобретенному у торговца сертификату, откуда и почерпнули недостоверную информацию.