НА ВОЛНЕ ПАМЯТИ
НА ВОЛНЕ ПАМЯТИ
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
/ФЕСТИВАЛЬ
НА ВОЛНЕ ПАМЯТИ
"ЭКЗОТИКА-2002" - СМЕНА ПОКОЛЕНИЙ
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ
ФОТО / АЛЕКСАНДР ПОЛУНИН, АЛЕКСАНДР САДОВНИКОВ
На стоянке перед заездом на Тушинский аэродром в Москве "дачная", с широким багажником на крыше, "четверка" расположилась плечо о плечо с чопорным "Бентли". А на самом поле обвешанная, как новогодняя елка, "красивостями" "Ока" умиротворенно соседствовала с потрясающе отреставрированным "Майбахом". Это - "Экзотика" - гулкая и сумбурная, эклектичная и народная, малость обалдевшая от палящего зноя, пива и... как никогда, увлекательная.
Не достаточно кто ждал, что представляемый тут из года в год "дежурный" набор экспонатов вдруг взорвется внезапными премьерами - такими, которые дают счастливую возможность прикоснуться к истории автомобиля. И не по-книжному, а ощущая дыхание времени, скажем, через необычные извивы крыльев, к которым можно притронуться, через воздух кожи и дерева салонов, которым можно подышать.
Столичному фестивалю сегодня ударило 6 лет. "Экзотика" - не только лишь "колеса", а к тому же летопись прошедшего века - история отношений автомобиля и нескольких поколений наших автомобилистов...
Романтические 30-е - 1-ый золотой век автомобиля. Вот представители народных машин: простой, тесноватый, но очаровательный "БМВ-Дикси" - германский потомок британского "Остина" и маленький автомобиль с откидным верхом НСУ-ФИАТ 500 - немецкая версия известного итальянского "Тополино". По соседству высочайшая экзотика - гоночный французский "Делаэ-135 МS" - 140 породистых "скакунов" под капотом и роскошный "Мерседес-Бенц 230", помнящий еще жуткие времена расцвета "тысячелетнего рейха".
Во 2-ой половине 40-х такие машины поражали наших дедушек комфортом, надежностью, красотой. Для кого-либо из вчерашних боец трофейный автомобиль в первый раз отдал возможность стать "частником".
Малость машин с того времени сохранилось в первозданном виде. Как досадно бы это не звучало, сейчас на "Экзотике" практически не узреешь тех, кто прожил с авто полста лет, сумев поддерживать его на ходу, практически не используя современные узлы и Ремонт и эксплуатация. Потомки первых хозяев относились к наследию проще: пристраивали под капоты моторы "Волги" и "газона", под кузов - новые мосты, а в салон - "москвичовские" и "жигулевские" сидения. Кузова перекрашивали (в последние годы больше металликом, припасы которого у "реставраторов", похоже, неиссякаемы) и "декорировали" колченогом.
Но времена, когда "старичок" служил единственным транПодвесканым средством деду, папе, а потом и внуку, к счастью, уходят, ну и "реставрация" методом имплантации современных узлов, похоже, уже не в моде. Сегодня на "Экзотике" дебютировали несколько мастерски восстановленных машин родом из 30-х. Качество работы их реставраторов способно привлечь внимание даже на приличных интернациональных выставках.
Машины 40-50-х совершенно не так давно числили не заслуженными ветеранами, а просто престарелыми тружениками. Где-нибудь в глубинке четыреста 1-ые "москвичи" и "победы" и сейчас нерасторопно возят собственных хозяев по будничным делам. Еще несколько лет вспять в Тушине стояли длинноватые ряды разрушаемых ржавчиной, неопрятных машин. Сегодня таких практически нет. Лицо нынешней "Экзотики" - аккуратненько, близко к оригиналу, восстановленные российские авто.
Рядом с ностальгическими "волгами" и ЗИМами роскошные заморские гости - очевидцы эры, когда мы верили, что скоро "догоним и перегоним Америку". Потомки тех, кто с замиранием сердца рассматривал полностью труднодоступные "кадиллаки" и "форды" на столичной выставке 1959-го, до дыр залистывал калоритные заокеанские проспекты, сейчас привозят в Россию и выкатывают на всеобщее обозрение те же дорожные крейсеры. Обширные мягенькие диваны, огромные моторы, украшенные большими "шапками" воздушных фильтров, и килограммы хрома, блестящего на нынешнем столичном солнце, как некогда на калифорнийском.
Машины 60-70-х тоже становятся историей. Много ли вы встречали уникальных, а не "усовершенствованных" поздними напластованиями "горбатых" "запорожцев" и несгнивших "мерседесов" тех лет? Сегодня их легче всего узреть на "Экзотике".
В век массовых моделей нам, естественно, охото чего-то личного, необыкновенного. Каждый решает эту делему сообразно своим способностям и пристрастиям. Можно ошеломить зрителей вэдовым монстром с кузовом "Волги" либо оглушить публику сверхмощной самодвижущейся аудиосистемой. Но далековато не всех это тревожит.
Те, кому сам по для себя автомобиль все таки интересней, находят на столичном фестивале бальзам для души. Кого-либо завлекают шведские оригиналы - СААБы, других обвораживают итальянки от "Альфа-Ромео", а настоящие "жуководы" не изменяют народному германцу. Заметим, меж иным: толчок клубному движению (сейчас в столице несколько 10-ов неформальных объединений!) в свое время отдала конкретно "Экзотика..."
Молвят, рижский "Мотор-музей" заполучил не так давно отлично сохранившийся VAZ 2103, не дожидаясь, когда самые престижные некогда "Жигули" придется подымать из руин. Судя по сегодняшней "Экзотике", мы тоже сможем демонстрировать детям 40-е "москвичи", 1-ые "двадцатьчетверки" и даже ЗИСы не только лишь на фото.
Одна из самых приметных премьер "Экзотики" - герой Подвескаивных трасс "Делаэ-135 МS" 1936 года с 3,6-литровой "шестеркой", позволяющей развивать 150 км/ч.
С таким материалом работают реставраторы. Пройдет время и "Хорьх-951" обретет вторую юность.
В 1933-1936 гг. было изготовлено чуток больше 3500 "мерседес-бенцев 290" на стандартном (не удлиненном) шасси. Этот "автомобиль с откидным верхом В" восстановлен мастерской "Техноклассика".
Стопроцентный янки - " Chevrolet Импала" 1958 года - 8 цилиндров, 6 л., 250 "лошадок".
1-ый обладатель "Альфа-Ромео Джулия" со 130-сильным мотором и кузовом "Бертоне" вывел ее из римского автомобильного салона на улице Грегорио VII дом 392 (на машине сохранилась соответственная табличка) 30 годов назад. Подвескаивная "Альфа" как и раньше в полном здравии и даже приехала в Москву с Украины.
Бабушка сегодняшней "Шкоды" - "Фелиция" 1959 года.
В мире осталось совершенно малость "живых" "майбахов". Из их несколько в Рф, в том числе 120-сильный SW 42 с кузовом прославленного германского ателье "Шпон".
Оттепель, кукуруза, курс на коммунизм и... ЗИЛ-111. Лимузин с 200-сильным движком представила мастерская "Молотов-Гараж".