РАЗГАДКА ДОЛГОЛЕТИЯ
РАЗГАДКА ДОЛГОЛЕТИЯ
ТЕХНИКА
/Редчайшие ВИДЫ
РАЗГАДКА ДОЛГОЛЕТИЯ
ПОСЛЕДНИЕ ИЗ МОГИКАН Где-то Как и раньше 1-ые...
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ
Мы привыкли считать "Жигули" безвыходно устаревшими, а планы модернизации "классики" вызывают у многих иронию, а то и раздражение. Естественно, российские машины, даже "самары" и "10-ки", никак не последнее слово автопромышленности... если ассоциировать их с современными европейскими, южноамериканскими и японскими моделями.
А ведь в мире много заводов, в том числе достаточно больших, которые выпускают машины, разработанные 20 и поболее годов назад. И автомобили-ветераны, естественно, малость модернизированные, находят размеренный спрос в бедных, как и Наша родина, странах!
Старенькые, Старенькые ДЖИПЫ
Внедорожники, пожалуй, самое ограниченное авто племя. Десятилетиями их потребителей, мужественных аскетичных людей (в погонах и без), заинтересовывали сначала крепкость и способность машины ездить там, куда обычные Различное на автомобилях не суются. Сегодня в США, Стране восходящего солнца и Западной Европе покупатели почаще руководствуются другими аспектами.
Наша "Нива", 25-летие конвейерной жизни которой отметили не так давно ее фанаты, до сего времени не смотрится безвыходно устаревшей на фоне старых, но бодреньких "проходимцев". Речь даже не об УАЗах...
Румынский АРО-24 старше "Нивы" на 10 лет! За три с половиной десятилетия кузов не один раз, но не конструктивно модернизировали - меняли в главном отделку. На часть машин ставят фронтальные дисковые тормоза и дизели: польский "Андория" (в первой жизни - "Перкинс") и "Тойота 2L-Т" - оба конструкции начала 80-х, также бензиновый "Тойота 2RZ-FE". Но главным движком как и раньше считается карбюраторный 2,5-литровый мощностью 63 кВт/85 л.с.
Кузов АРО-24 лежит на раме и крепких рессорных подвесках. Не правда ли, очень похоже на УАЗ? Совпадения с ульяновской конструкцией не случайны: большой АРО (выпускают к тому же малогабаритную модель под индексом 10), на самом деле, продолжатель дела... УАЗ-69, который в Румынии производили под маркой АРО-ИМС 57, а потом М-461.
Еще больше близкий родственник ульяновских джипов - китайский "Бэйцзин-BJ 2020". Даже во наружности машины угадывается УАЗ, а нижневальный 2,45-литровый мотор 64 кВт/87 л.с. вообщем тяжело отличить от "единоутробных" ЗМЗ-402 и УМЗ-4178. Китайский завод выпускает сейчас и поболее современные модели, даже " Внедорожник Чероки", но база производства - как и раньше ветеран советско-китайской дружбы.
Многие фанаты ретро грезят приобрести знаменитый армейский "Виллис". Практически таковой же, только новый автомобиль можно приобрести в Индии. Карбюраторный мотор мощностью 69 кВт/94 л. с., барабанные тормоза, традиционная наружность, унаследованная от "Виллиса-Джип-CJ3" 50-х - вот портрет "Махиндры-CJ". Универсал "Армада" отличается только осовремененным кузовом. Кроме бензинового ветерана, в политре моторов - версия на природном газе и 63-сильный дизель "Пежо-ХPD4.90". Аналог еще в 70-х устанавливала на "волги" советско-бельгийская компания "Скалдия-Волга".
ОСТАТКИ ПРЕЖНЕЙ РОСКОШИ
Самый массовый автомобиль Ирана, старейшина конвейерного производства - потомок великодушных английских кровей. Издавна позабытый в Европе "Хиллман-Хантер" 1967 года доныне живет под именованием "Пайкан". Раз в год в Иране выпускают около 100 тыщ седанов с рессорной задней подвеской и карбюраторными движками "Пежо" из начала 70-х. Обычный, крепкий и, главное, дешевенький автомобиль по популярности сравним с VAZ 2106.
Кстати, "жигули", ведущие родословную от ФИАТ-124 1966 года, не очень отличаются от турецкого "Тофаша-Шахин" (правда, похоже на русское "Шаха"?), в базе которого итальянская модель ФИАТ-131 "Мирафьори", представленная в 1974-м. Правда, в отличие от ВАЗа, кроме версии с карбюраторным мотором мощностью 52 кВт/71 л.с., турецкий завод издавна освоил модификацию "Доган" (универсал - "Карталь") с 1,6-литровым впрысковым агрегатом.
В январе 2002-го в Разделяй проявили модернизированный "Хиндустан-Амбассадор" с малость модифицированным кузовом. Видимо, потомка английского "Морриса-Оксфорд II" 1954 года (в Индии автомобиль выпускают с 1963-го) пока не собираются снимать с производства - "комфортную религию выдумали индусы"... Авто популярны у таксистов и... муниципальных чиновников. Извозчиков завлекают древнейшие, но экономные 36-сильный (1,5 л) и 55-сильный (2 л) дизели. А руководители страны с древней культурой, видимо, ценят не подверженный воздействиям кокетки-моды дизайн. Бюрократам хватает 1,8-литрового 75-сильного впрыскового мотора "Исудзу", рожденного в конце 60-х. Таковой же мотор либо
2-литровый дизель ставят на топ-модель "Хиндустан-Контесса" - чуток подновленный "Воксхолл-Виктор" (в Германии - " Опель Рекорд D") 1972 года.
РЕЦЕПТ 2-ой Юности
Авто категории "секонд-хэнд", которые тыщами везут в Россию и ближнее зарубежье, в Африке и Азии можно приобрести из первых - промышленных - рук. Практически у всех россиян " Фольксваген Гольф" первого поколения (естественно, при низкой стоимости) наверное вызвал бы практический энтузиазм. Покупатели смирились бы с тем, что машина дебютировала практически 20 годов назад. Тем паче, что южноафриканская версия "Сити Гольф" вооружена нейтрализатором, подушкой безопасности и климатической установкой (как без нее в Африке?).
В Китае раз в год выпускают более 100 тыщ "фольксвагенов" и "audi". Покупателям предлагают модели 1981-1984 гг. ("Джетту", "Сантану" - автомобиль на базе "Пассата" первого поколения и "Audi" с "44-м" кузовом) с полностью современными впрысковыми моторами мощностью 64 кВт/87 л.с - 92 кВт/125 л.с. Пользующиеся популярностью и в Рф модели китайцы получают новыми, а не значительно поношенными.
ЕВРОПЕЙСКИЕ КАПРИЗЫ
Даже в богатой, балованной новинками Западной Европе есть модели из группы "кому за 20". "Мерседес-Бенц Гелендеваген", загаданный в конце 70-х как крепкий армейский автомобиль, с возрастом становится все престижней. С некими переменами внедорожник пережил несколько поколений других "мерседесов". Обновляя отделку и оснащая автомобиль все более сильными моторами, производители, похоже, не собираются расставаться с ветераном. Ведь повторить таковой фуррор, в особенности сейчас, когда даже 5 конвейерных лет считают приличным возрастом, естественно, нелегко.
2-ой европейский долгожитель - простой "ФИАТ-Панда". В относительно бедной Италии находятся покупатели, которым низкая стоимость в купе с экономными моторами - 39- и 54-сильными - важнее престижного дизайна. Маленьким, но размеренным спросом как и раньше пользуется вэдовая версия "Панды".
ОПЕРАЦИИ НА Сердечко
Рекордсмен по возрасту - знаменитый "Фольксваген-Жук" до сего времени в строю! Раз в год пару 10-ов машин, конструкции которых уже более 60 лет, мексиканский завод поставляет на историческую родину - в Германию. Оппозитный мотор - наследник агрегата, показавшегося в 40-х, сейчас обустроен системой впрыска и даже нейтрализатором. В Германии машину за 11950 евро приобретают, естественно, гурманы, а в Мексике "жуки", выпускаемые сотками тыщ, работают даже в такси.
Родственники первого "Фольксвагена" - заднемоторные микроавтобусы прописались в Бразилии и ЮАР. В Африке строят модель Т3 с впрысковым пятицилиндровым движком "Audi", а в Южной Америке - пока "Фольксваген-Т2", стартовавший в Германии в 1968-м. В конце года престарелый микроавтобус поменяют в Бразилии более современным.
Когда русские покупатели только понаслышке знали о преимуществах фронтального привода, в Румынии уже собирали "Дачию-1300" по лицензии "Рено". Кстати, "Рено-12" 1969 года рождения сначала 70-х удачно выступал в ралли.
Десятилетиями меняли только косметику "дачий". А в 2000-м автомобили, универсалы и пикапы получили более современные впрысковые моторы. Но создание все таки падает - в 2001-м выпустили наименее 42 тыщ машин. Французские корешки (как и итальянские истоки "жигулей") сейчас не козырь. Потому покупатели все почаще выбирают более современные "Дэу-Сиела" (у нас - "Нексия") и "Матиз".
Естественно, 30-50-летние конструкции даже на 2-ой родине равномерно сдают позиции. Но к азиатскому и африканскому опыту производства моделей 80-х, усовершенствованных более поздними "напластованиями", стоило бы присмотреться повнимательнее. Законодатели авто моды избавились от ставшего ненадобным оборудования, а бедные последователи заполучили доброкачественные, емкие, испытанные временем модели. С тем, что они во всяком случае не ужаснее, чем российские конструкции 60-80-х годов либо красивые концепты с туманным будущим, согласится, наверняка, большая часть русских автомобилистов. Дело за производителями...
Внедорожники семейства АРО-24, носящие сейчас гордое имя "Кросс-Лендер", не очень поменялись за 35 лет.
Дедушка "Бэйцзин-BJ 2020" отлично помнит времена китайско-советской дружбы.
Традиционный южноамериканский "Виллис" живет в Индии под псевдонимом "Махиндра-СJ".
Создатели "Хиллмана-Хантер" не могли полагать, что через 30 лет раз в год под маркой "Пайкан" будут выпускать до 100 тыщ схожих машин.
"Классика" по-турецки - "Тофаш-Доган" - подновленный ФИАТ-131 "Мирафьори".
Старейшина посреди моделей Евразии "Хиндустан-Амбассадор" - прямой потомок английского "Морриса-Оксфорд".
Предок "Хиндустана-Контесса" - "Воксхолл-Виктор" появился на свет "всего" три десятилетия вспять.
Долгая конвейерная жизнь "Дачии-1310", бывшего "Рено-12", видимо, скоро все-же завершится.