Всесущий АЛЬТКАМ
Всесущий "АЛЬТКАМ"
ТЕХНИКА
/ПО ВОДЕ
Всесущий "АЛЬТКАМ"
ВАРИАЦИЯ НА ТЕМУ АМФИБИИ
ТЕКСТ / АНАТОЛИЙ КАРПЕНКОВ
ФОТО / Жора САДКОВ
О машинах с экзотичной луноходно-бигфутовой наружностью мы уже слышали. Это "Лопасня", "Марш-1922", "Трекол-39041" и, в конце концов, спроектированный в НАМИ "Умка". Но представленный тут "Альткам-2992" почти во всем отличается от предшественников и стоит того, чтоб познакомиться с ним ближе.
Снегоболотоходами на шинах низкого давления сравнимо издавна занимаются компании "Арктиктранс" и "Трекол", накопив приличный опыт конструирования таких машин. "Альткам" оказался в неком смысле догоняющим. Но эта роль не всегда плоха - можно учитывать недочеты и достоинства предшественников, попробовать сделать более совершенное изделие.
Основной элемент, общий для этих машин, - шины низкого давления. Конкретно они позволяют уверенно двигаться по песку, снежной целине, болоту и обеспечивают машине плавучесть. А еще эти шины не наносят неисправимого вреда злачному слою земли в тундре, значительно исковерканному гусеничной и обыкновенной колесной техникой. В отличие от соперников, на "Альткаме" предвидено регулирование давления воздуха в шинах с места водителя, что позволяет подбирать рациональные его значения для различных критерий, избежать маленького ремонта колес в поле либо сохранить плавучесть. На макетном "Альткаме", стоимость которого еще не определена, установлены бескамерные покрышки "Трекол", тогда как на машинах "Арктиктранса" используются камерные шины.
Кузов - несущий двухобъемный, по авто терминологии - 3-х дверный хэтчбек. Он выполнен из армированного пластика. Отказ от рамы позволил понизить массу - очень принципиальный параметр для машины этого класса. По сопоставлению с клепаными металлическими кузовами пластик технологичнее при мелкосерийном производстве. Не считая того, он обладает неплохими звуко- и термоизолирующими качествами. Необходимо отметить, что для таких автомобилей локальный климат в кабине в особенности важен: ведь они призваны работать в жестких критериях с температурным спектром от плюс 30-40 до минус 40-50°С. На "Альткаме" неувязка решена при помощи климатической установки и автономного подогревателя.
Независящая подвеска на поперечных рычагах с гидравлическими амортизаторами и винтообразными пружинами, в отличие от "Трекола" и "Умки" с уазовскими мостами, - более легкая и комфортабельная. Фронтальный и задний мосты с гипоидной главной передачей от VAZ 2121. Привод колес - через бортовые редукторы валами с шарнирами равных угловых скоростей. Рабочая тормозная система - гидравлическая, двухконтурная с вакуумным усилителем; стояночная, также с гидроприводом, действует на задние колеса. Тормозные механизмы - дисковые, с подвижными суппортами и автоматической регулировкой зазоров. Рулевое с гидроусилителем позаимствовано у ГАЗ-2715 "Соболь".
Донором агрегата послужил серийный VAZ 21083: от него взяты коробка и движок, включая системы питания, зажигания и выпуска. Агрегат расположен в базе меж фронтальной и задней осью, потому рассредотачивание нагрузки по осям наилучшее. Водителю, сидячему впереди по центру, обеспечен равноценный обзор на право и на лево, что для джипа полностью разумно и комфортно. Меж пассажирскими сиденьями, расположенными повдоль левого и правого бортов, - низкая крышка моторного отдела. Открыв ее, можно добраться до мотора, не выходя из кабины. Это важно при эксплуатации в северных регионах.
"Альткам" движется по открытой воде при помощи водомета, приводимого в действие от мотора через коробку отбора мощности. По желанию заказчика могут быть использованы и другие варианты движителя: регулируемая по высоте дейдвудная труба с гребным винтом или навесной лодочный мотор.
Наибольшее применение серийных деталей, узлов и агрегатов (кроме бортовых редукторов и коробки отбора мощности) удешевляет конструкцию и обеспечивает высшую ремонтопригодность.
Очередное принципное отличие "Альткама-2992" от других снегоболотоходов в том, что он будет сертифицирован как вcедорожный автомобиль. Означает, управлять им сумеют водители с обыкновенными удостоверениями и региться он будет в ГИБДД. Тогда как "Трекол", "Марш" и "Лопасня" допущены к эксплуатации только вне дорог, регистрируют их органы Гостехнадзора, а водители обязаны иметь "права" тракториста.
По проселочной дороге угнаться за "Альткамом" на обыкновенном легковом автомобиле тяжело. Огромные колеса просто глотают маленькие и средние выпуклости, наводя на идея, что подвеска, в общем-то, не нужна. Она вступает в работу только на пересеченной местности, вызывая чрезмерную раскачку кузова. Забегая вперед, скажем, что на серийных машинах заместо одинарных пружин будут устанавливать сдвоенные - более жесткие и энергоемкие, снижающие возможность резонансных колебаний. Ознакомительный тест позволил оценить способность автомобиля преодолевать водные преграды. Средняя скорость передвижения на воде составила 5-7 км/ч. При всем этом машина уверенно заходила в воду и выходила на сберегал.
Невзирая на некие недочеты, характерные макетному эталону, "Альткам-2992" отвечает целям создателей. Его фуррор и продвижение на рынке джипов будет зависеть от того, как удачно компания реализует намеченную программку, воплощаемую при поддержке Российского государственного вкладывательного банка. До конца 2002 года планируется сделать 20-30 автомобилей, чтоб окончить сертификационные работы и провести полномасштабные доводочные тесты, в 2003 году - довести выпуск до 300 шт., а в 2004-м - до 500.
Защита водомета и противоподкатный брус.
Задняя часть салона - грузопассажирская.