ПЛЕСНИТЕ Чернокнижническтва
ПЛЕСНИТЕ Чернокнижническтва
ТЕХНИКА
Тенденции
Другое Горючее
ПЛЕСНИТЕ Чернокнижническтва
АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ. ФОТО: МАКСИМ САЧКОВ, AUTOBILD
КТО В АПТЕКУ, КТО ПО ДРОВА
То, что Берта Бенц брала в аптеке для первого в мире автомобиля, сейчас тяжело именовать бензином. Сегодня даже в "прямогонку" добавляют разные химикаты, чтоб движок не "зазвенел пальцами" прямо у АЗС. Но тот старый мотор с аппетитом ел "аптечную" смесь углеводородов. Может быть, данный факт - одна из обстоятельств того, что химики не один раз пробовали испытать в качестве горючего нечто необыкновенное.
В тридцатые годы прошедшего века в СССР выпускали так именуемые газогенераторные авто, которые "топили"... березовыми чурками, торфом либо углем. Слово "топили" не случаем в кавычках - дрова не горели, а термически распадались при относительно низкой температуре, превращаясь в газ, который и сгорал в цилиндрах. Необходимость выпуска автомобилей с вертикальным котлом газогенератора была вызвана не отсутствием припасов нефти, а сложностью доставки бензина в отдаленные районы страны.
Газогенераторные машины производили и в Германии: ей во время войны не хватало нефти. Там же сделали синтетический бензин, на котором хорошо работали моторы на земле и в воздухе.
В неких странах из экономических суждений заливают в баки... спирт (либо его смесь с бензином). Здесь, кстати, не вышло без СССР: конкретно оттуда поставляли в Бразилию самые технологически передовые установки для перегонки сладкого тростника в этанол. Понемногу балуются добавками этанола в Швеции и Ирландии, в США. Вообщем, обыденный движок допускает соединять спирт с бензином в соотношении 5:95. Для более концентрированного "самогона" нужна специально приспособленная версия мотора.
ДИЗЕЛЬ МАСЛОМ НЕ ИПодвескаИШЬ?
Новый импульс любознательным разумам отдала дизелизация. Движок на солярке еще более всеяден, чем бензиновый. В него можно лить чуть не все, что пылает, было бы водянистым. Если горючее очень густое, как, к примеру, отработанный фритюрный жир, можно его за ранее подогреть. Машины с "кипятильником", работающие на фактически бесплатном горючем, не один раз строили исступленные изобретатели.
Более цивилизованный подход - промышленное создание так именуемого биодизеля, на самом деле, рапсового масла. Побудительным мотивом стало не столько желание сберечь Энциклопедия грузовых автомобилей, сколько сберечь ископаемые ресурсы. Рапс ведь можно сеять и убирать раз в год. К тому же, сгорая, он выделяет в атмосферу ту углекислоту, которую впитал при жизни. Означает, не создается парникового эффекта - источника погодных катаклизмов последних лет.
Но против растительного масла не так давно выступили "Audi" и "Фольксваген", запретив под ужасом утраты заводской гарантии заправлять биодизелем новые А3 и "тураны" (означает, и "гольфы" 5-ого поколения). Предпосылки запрета: на биодизеле не гарантировано выполнение норм Евро IV, к тому же масло может растворить отложения в топливной системе, образовавшиеся при работе на обыкновенном дизтопливе, что приведет к засорению форсунок. Но, может быть, реальная причина кроется в новейшей генеральной полосы, объявленной главой германского концерна Берндтом Пишетсридером.
РЕЦЕПТЫ
ДЛЯ ВСЕЯДНЫХ
Не тайна, что экологи не успокоятся ни на Евро IV, ни на Евро V и будут добиваться предстоящего понижения выброса вредных веществ в атмосферу, пока выброс не станет безобидным для дыхания. Но уже на данный момент сделать дизельный движок Евро IV невообразимо без очень сложных и дорогих нейтрализаторов.
Выход внезапно отыскали в отлично позабытом древнем: помните о газогенераторных авто и синтетическом бензине? "Синфьюэл" - так окрестили новое синтетическое горючее, которое уже производит компания "Шелл" в Малайзии и скоро будет выпускать концерн "Би-Пи". В отличие от обычного дизельного горючего, в нем нет серы, отравляющей нейтрализатор. Заместо практически 3000 углеводородных составляющих, кипящих в широком спектре температур, от 180 до 380°С, - всего несколько. "Синфьюэл" больше похож на керосин и имеет существенно более высочайшее цетановое число, чем дизтопливо. Главное - новинка позволяет выполнить нормы Евро IV без нейтрализатора! Если же залить его в бак обыденного современного автомобиля, европейская "тройка" автоматом преобразуется в "четверку". А канцерогенных смол в выхлопе нет совсем.
У производства тоже масса преимуществ. "Синфьюэл" можно получить... из чего угодно, только бы горело. К примеру, использовать в качестве сырья природный газ. После специальной обработки он станет водянистым при обычных температурах и не востребует баллонов и газовой аппаратуры.
Есть другой метод: перегнать при температуре 1600°С, когда разложатся смолы, бензол и ароматичные углеводороды, фактически всякую органику: ил из сточных вод, опилки, уголь, травку, старенькые лекарства, инсектициды, боевые яды... Всего не перечислить. Из получившихся простых "кирпичиков" в реакторе собирают длинноватые молекулярные цепи водянистого горючего. Чтоб поделить одно и то же синтетическое горючее по источникам его получения, выдумали два термина - "Синфьюэл" (Synfuel) - "солярка" из природного газа, "Санфьюэл" (Sunfuel) - из других источников. Этим выделили: "Санфьюэл" при сжигании не добавляет углекислого газа в атмосферу. Самое же увлекательное, что, по словам Пишетсридера, в течение наиблежайшего десятилетия произойдет конвергенция двигателя внутреннего сгорания с конкретным впрыском и дизеля в некоторый универсальный "обоеполый" (Zwittermotor - мотор-гермафродит) агрегат, работающий по новенькому циклу CCS (Combined Combustion System - система комбинированного горения). В нем соединены впрыск при высочайшем давлении, искровое зажигание, завышенная степень сжатия. Сделать это позволит конкретно новое горючее, установки для выработки которого должны вот-вот начать расти, как грибы.
В отличие от других проектов, этот и взаправду может стать революционным: ведь при решении целого ряда насущных заморочек не добавляется ни одной новейшей. По последней мере, так нам кажется сейчас...
"УралЗИС-5", работающий на дровах, - чуть не единственный
сохранившийся экземпляр первых газогенераторных машин.
Это не фантастика - 25 "гольфов" уже колесят по Берлину
на "Синфьюэле".
Так из органики хоть какого происхождения выходит
"простый" газ - база для синтеза горючего грядущего в присутствии кобальтового катализатора.
Набор для переделки "Фольксвагена" под
биодизель немудрен, а позволяет сберечь
5 евроцентов на каждом литре горючего (слева вверху).
Ужаснее с фритюрным жиром: собрать его просто,
но мотор придется запускать на дизтопливе,
а жир подогревать.